Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:44, реферат
В экономической деятельности человека и его семейной жизни исключительно важная роль отводится домохозяйственной деятельности. Домохозяйственная деятельность – это формирование бюджета семьи, организация оптимальной структуры ее потребления и набора семейного имущества, рациональное внутрисемейное обслуживание, включая уход за детьми, а также многие другие хозяйственные работы по приготовлению пищи, обустройству и содержанию жилища, заготовке, переработке продуктов питания, приобретению и содержанию одежды, обуви, белья и т.д.
Введение 3
Сущность и роль человеческого капитала, его формирование 4
Теория человеческого капитала по Г. Беккеру 8
Индивидуальная модель воспроизводства человеческого капитала 13
Проблемы формирования человеческого капитала 20
Заключение 21
Список использованной литературы: 22
Не будет преувеличением сказать, что "Человеческий капитал" произвел настоящий переворот в экономике труда, стоявшей всегда в экономической теории несколько особняком. Отметим только три наиболее принципиальных момента: переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл (пожизненные заработки); выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капитала получали объяснение структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря этой теории изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения.
Продолжение исследований по проблемам человеческого капитала вскоре привело Беккера к формулировке простой и по сути универсальной модели распределения личных доходов. Для этого он обратился к аппарату кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал. Выведенная им индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон: длительное обучение часто сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше уже накоплено учащимися человеческого капитала, тем дороже обходится ему потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска. Правда, существует и контртенденция, которая на определенном участке может менять наклон этой кривой на положительный: ведь полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником и, значит, может облегчать и ускорять накопление новых знаний. Чем одареннее человек, тем выше расположена кривая спроса (т.е. при тех же затратах он способен приобретать больший объем знаний и навыков).
Неравенство в распределении человеческого капитала, а значит, и заработков, может порождаться как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Беккер выделил два возможных подхода к образовательной политике государства – "эгалитарный" и "элитарный". В первом случае основной упор делается на детях, находящихся в худших социально-экономических условиях, во втором – на наиболее одаренных. Причем разброс в кривых спроса, как показал Беккер, будет приводить к более глубокому неравенству, чем разброс в кривых предложения. Но особенно неравномерной структура заработков окажется в случае отрицательной корреляции между этими кривыми, когда выходцы из богатых семей будут обладать в среднем и лучшими способностями.
Важно, что предложенная Беккером модель охватывает неравенство доходов не только от труда (по существу от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги, банковские депозиты и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей будет такова: сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, с тем чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство. Исходя из этого, Беккер установил важную закономерность: семьи, оставляющие наследство, осуществляют оптимальный размер инвестиций в человеческий капитал детей, тогда как семьи, не оставляющие наследства, по большей части недоинвестируют в их образование.
В одной из более поздних работ (совместно с Н. Томсом) Беккер обратился к другому аспекту этой проблемы, попробовав оценить, насколько устойчиво экономическое неравенство во времени, т.е. в какой мере оно передается из поколения в поколение. Проанализировав данные по нескольким индустриально развитым странам, он пришел к заключению, что коэффициент трансмиссии неравенства в заработках по всем каналам – как генетическим (дети одаренных родителей, как правило, наследуют лучшие способности), так и социокультурным (выходцы из богатых семей получают лучшее образование, располагают более обширными связями) -- составляет примерно 0,3. Это означает, что если у кого-то заработки в 2 раза выше средних, то у его сына они будут выше средних (для его поколения!) лишь на 30%, у его внука – на 9% и т.д. Другими словами, экономические преимущества сходят на «нет» на протяжении жизни примерно трех поколений – от деда к внуку. Правда, противоположное движение – подъем выходцев из бедных семей к среднему уровню – может совершаться медленнее, а неравенство в доходах от собственности в гораздо большей мере передается из поколения в поколение. Тем не менее, полученные Беккером результаты можно расценить как свидетельство поразительно высокой вертикальной мобильности, характерной для современных западных открытых обществ.
Основные качественные характеристики потенциального носителя человеческого капитала закладываются на микроуровне в домашнем хозяйстве. Домашнее хозяйство, являясь основным звеном воспроизводства человеческого капитала, накапливает и развивает способности, которые в дальнейшем проявляются в форме реализации человеческого капитала в экономической системе.
Модель (рис.1) показывает, что наблюдается взаимозависимость между человеческим капиталом и индивидуальным потенциалом микроуровня воспроизводства (домохозяйства). То есть, качество воспроизводства человеческого капитала зависит от потенциальных возможностей домашнего хозяйства. В свою очередь, человеческий капитал, сформированный в данном домашнем хозяйстве, оказывает влияние на его потенциал.
Итак, индивидуальный потенциал домашнего хозяйства характеризуется наличием биологического и финансового капиталов, человеческого капитала родителей, социального и культурного капиталов.
Биологический капитал домашнего хозяйства влияет на способности и направленность личности и на степень развития индивидуальных творческих способностей.
Финансовый капитал оказывает влияние на развитие творческих способностей и на качество и продолжительность обучения.
Человеческий капитал родителей воздействует на качество и продолжительность обучения, ценности и нравственные нормы, стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни.
Рис.1. Индивидуальная модель воспроизводства человеческого капитала.
Социальный капитал влияет на стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни, социальный статус и доступность социальных ресурсов, мобильность и социальную активность членов домашнего хозяйства.
Культурный капитал оказывает влияние на трудовую мотивацию и экономическую культуру и на мобильность и социальную активность.
Сформированные под воздействием биологического и финансового капитала способности и склонности личности, а также творческие особенности личности формируют у членов домашнего хозяйства потребности в непрерывном образовании и саморазвитии. Качество и продолжительность обучения, а также привитые ценности и нравственные нормы, образованные за счет финансового капитала и человеческого капитала родителей, формируют определенный запас знаний, навыков, профессиональных мотиваций. В свою очередь, стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни, а также социальный статус и доступность социальных ресурсов, полученные за счет человеческого капитала родителей и социального капитала домохозяйства, образуют интерес к определенной профессиональной деятельности. И, наконец, сформированные под влиянием социального и культурного капитала трудовая мотивация и экономическая культура и мобильность и социальная активность способствуют развитию возможности компенсации упущенных заработков.
В свою очередь, сформированные потребности в образовании, определенный запас знаний, навыков и профессиональной мотивации, интерес к определенной сфере деятельности и возможности компенсации упущенных заработков формируют человеческий капитал личности.
Отличительной особенностью воспроизводства человеческого капитала на данном уровне является то, что основным объектом инвестиций в человеческий капитал выступают дети, а центральная роль в накоплении человеческого капитала детей принадлежит родителям. При этом дети не могут контролировать накопление человеческого капитала, поскольку решения принимают родители, а в последующем государство. Решения об инвестициях в человеческий капитал детей сталкиваются с материальными, временными ограничениями и системой предпочтений и ценностных ориентаций детей.
Благосостояние семьи во многом определяет и запас здоровья детей, который является важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. Финансовые возможности семьи определяют состояние здоровья как детей (снижение смертности, улучшение качества питания и медицинского обслуживания), так и самих родителей (выбор места жительства в благоприятных экологических условиях, возможности в качественном отдыхе, медицинских услугах и т. п.).
В рамках семьи зарождается и формируется способность к труду. Наиболее важные характеристики рабочей силы на современном этапе развития экономической системы - творческое мышление, способность к непрерывному обучению, способность к эффективной адаптации, к быстро меняющимся условиям внешней экономической, социальной, политической среды. Способность к эффективному управлению информацией также формируется в процессе воспитания, основная часть которого осуществляется семьей и домашним хозяйством.
Для реализации модели деятельности домашнего хозяйства по воспроизводству человеческого капитала и повышения ее эффективности рекомендуется реализовать в домашнем хозяйстве следующие механизмы:
Когнитивный механизм - это механизм, основанный на познании. Данный механизм предполагает использование современным домашним хозяйством следующих инструментов:
Механизм согласования представляет собой согласование желаний и возможностей домашнего хозяйства по реализации желаемого уровня человеческого капитала. Сюда относят следующие инструменты:
Механизм сохранения предполагает сохранение и поддержание жизнеспособности человеческого капитала в домашнем хозяйстве. Здесь предлагается использовать следующий инструментарий:
Величина, качество и воспроизводство человеческого капитала в целом обусловлены затратами на его формирование и развитие, которые можно характеризовать как инвестиции. Применительно к человеческому капиталу инвестиции - это вложения денежных, материальных и нематериальных средств в человека, объекты социальной инфраструктуры с целью совершенствования элементов человеческого капитала и получения потока доходов в будущем. Инвестиции способствуют повышению квалификации и развитию способностей индивидуумов, что, в свою очередь, положительно сказывается на производительности труда наемных работников.
Информация о работе Роль домашнего хозяйства в создании человеческого капитала