Роль домашнего хозяйства в создании человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

В экономической деятельности человека и его семейной жизни исключительно важная роль отводится домохозяйственной деятельности. Домохозяйственная деятельность – это формирование бюджета семьи, организация оптимальной структуры ее потребления и набора семейного имущества, рациональное внутрисемейное обслуживание, включая уход за детьми, а также многие другие хозяйственные работы по приготовлению пищи, обустройству и содержанию жилища, заготовке, переработке продуктов питания, приобретению и содержанию одежды, обуви, белья и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Сущность и роль человеческого капитала, его формирование 4
Теория человеческого капитала по Г. Беккеру 8
Индивидуальная модель воспроизводства человеческого капитала 13
Проблемы формирования человеческого капитала 20
Заключение 21
Список использованной литературы: 22

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Не будет преувеличением сказать, что "Человеческий капитал" произвел настоящий переворот в экономике труда, стоявшей всегда в экономической теории несколько особняком. Отметим только три наиболее принципиальных момента: переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл (пожизненные заработки); выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капитала получали объяснение структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря этой теории изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения.

Продолжение исследований по проблемам  человеческого капитала вскоре привело Беккера к формулировке простой и по сути универсальной модели распределения личных доходов. Для этого он обратился к аппарату кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал. Выведенная им индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон: длительное обучение часто сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше уже накоплено учащимися человеческого капитала, тем дороже обходится ему потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска. Правда, существует и контртенденция, которая на определенном участке может менять наклон этой кривой на положительный: ведь полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником и, значит, может облегчать и ускорять накопление новых знаний. Чем одареннее человек, тем выше расположена кривая спроса (т.е. при тех же затратах он способен приобретать больший объем знаний и навыков).

Неравенство в распределении  человеческого капитала, а значит, и заработков, может порождаться как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Беккер выделил два возможных подхода к образовательной политике государства – "эгалитарный" и "элитарный". В первом случае основной упор делается на детях, находящихся в худших социально-экономических условиях, во втором – на наиболее одаренных. Причем разброс в кривых спроса, как показал Беккер, будет приводить к более глубокому неравенству, чем разброс в кривых предложения. Но особенно неравномерной структура заработков окажется в случае отрицательной корреляции между этими кривыми, когда выходцы из богатых семей будут обладать в среднем и лучшими способностями.

Важно, что предложенная Беккером модель охватывает неравенство  доходов не только от труда (по существу от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги, банковские депозиты и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей будет такова: сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, с тем чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство. Исходя из этого, Беккер установил важную закономерность: семьи, оставляющие наследство, осуществляют оптимальный размер инвестиций в человеческий капитал детей, тогда как семьи, не оставляющие наследства, по большей части недоинвестируют в их образование.

В одной из более поздних работ (совместно с Н. Томсом) Беккер обратился к другому аспекту этой проблемы, попробовав оценить, насколько устойчиво экономическое неравенство во времени, т.е. в какой мере оно передается из поколения в поколение. Проанализировав данные по нескольким индустриально развитым странам, он пришел к заключению, что коэффициент трансмиссии неравенства в заработках по всем каналам – как генетическим (дети одаренных родителей, как правило, наследуют лучшие способности), так и социокультурным (выходцы из богатых семей получают лучшее образование, располагают более обширными связями) -- составляет примерно 0,3. Это означает, что если у кого-то заработки в 2 раза выше средних, то у его сына они будут выше средних (для его поколения!) лишь на 30%, у его внука – на 9% и т.д. Другими словами, экономические преимущества сходят на «нет» на протяжении жизни примерно трех поколений – от деда к внуку. Правда, противоположное движение – подъем выходцев из бедных семей к среднему уровню – может совершаться медленнее, а неравенство в доходах от собственности в гораздо большей мере передается из поколения в поколение. Тем не менее, полученные Беккером результаты можно расценить как свидетельство поразительно высокой вертикальной мобильности, характерной для современных западных открытых обществ.

Индивидуальная модель воспроизводства человеческого капитала

Основные качественные характеристики потенциального носителя человеческого капитала закладываются на микроуровне в домашнем хозяйстве. Домашнее хозяйство, являясь основным звеном воспроизводства человеческого капитала, накапливает и развивает способности, которые в дальнейшем проявляются в форме реализации человеческого капитала в экономической системе.

Модель (рис.1) показывает, что наблюдается взаимозависимость между человеческим капиталом и индивидуальным потенциалом микроуровня воспроизводства (домохозяйства). То есть, качество воспроизводства человеческого капитала зависит от потенциальных возможностей домашнего хозяйства. В свою очередь, человеческий капитал, сформированный в данном домашнем хозяйстве, оказывает влияние на его потенциал.

Итак, индивидуальный потенциал домашнего хозяйства характеризуется наличием биологического и финансового капиталов, человеческого капитала родителей, социального и культурного капиталов.

Биологический капитал домашнего хозяйства влияет на способности и направленность личности и на степень развития индивидуальных творческих способностей.

Финансовый капитал  оказывает влияние на развитие творческих способностей и на качество и продолжительность обучения.

Человеческий капитал родителей воздействует на качество и продолжительность обучения, ценности и нравственные нормы, стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни.

Рис.1. Индивидуальная модель воспроизводства человеческого  капитала.

Социальный капитал влияет на стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни, социальный статус и доступность социальных ресурсов, мобильность и социальную активность членов домашнего хозяйства.

Культурный капитал  оказывает влияние на трудовую мотивацию  и экономическую культуру и на мобильность и социальную активность.

Сформированные под  воздействием биологического и финансового  капитала способности и склонности личности, а также творческие особенности личности формируют у членов домашнего хозяйства потребности в непрерывном образовании и саморазвитии. Качество и продолжительность обучения, а также привитые ценности и нравственные нормы, образованные за счет финансового капитала и человеческого капитала родителей, формируют определенный запас знаний, навыков, профессиональных мотиваций. В свою очередь, стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни, а также социальный статус и доступность социальных ресурсов, полученные за счет человеческого капитала родителей и социального капитала домохозяйства, образуют интерес к определенной профессиональной деятельности. И, наконец, сформированные под влиянием социального и культурного капитала трудовая мотивация и экономическая культура и мобильность и социальная активность способствуют развитию возможности компенсации упущенных заработков.

В свою очередь, сформированные потребности в образовании, определенный запас знаний, навыков и профессиональной мотивации, интерес к определенной сфере деятельности и возможности компенсации упущенных заработков формируют человеческий капитал личности.

Отличительной особенностью воспроизводства человеческого  капитала на данном уровне является то, что основным объектом инвестиций в  человеческий капитал выступают дети, а центральная роль в накоплении человеческого капитала детей принадлежит родителям. При этом дети не могут контролировать накопление человеческого капитала, поскольку решения принимают родители, а в последующем государство. Решения об инвестициях в человеческий капитал детей сталкиваются с материальными, временными ограничениями и системой предпочтений и ценностных ориентаций детей.

Благосостояние семьи  во многом определяет и запас здоровья детей, который является важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. Финансовые возможности семьи определяют состояние здоровья как детей (снижение смертности, улучшение качества питания и медицинского обслуживания), так и самих родителей (выбор места жительства в благоприятных экологических условиях, возможности в качественном отдыхе, медицинских услугах и т. п.).

В рамках семьи зарождается  и формируется способность к  труду. Наиболее важные характеристики рабочей силы на современном этапе развития экономической системы - творческое мышление, способность к непрерывному обучению, способность к эффективной адаптации, к быстро меняющимся условиям внешней экономической, социальной, политической среды. Способность к эффективному управлению информацией также формируется в процессе воспитания, основная часть которого осуществляется семьей и домашним хозяйством.

Для реализации модели деятельности домашнего хозяйства по воспроизводству человеческого капитала и повышения ее эффективности рекомендуется реализовать в домашнем хозяйстве следующие механизмы:

Когнитивный механизм - это механизм, основанный на познании. Данный механизм предполагает использование современным домашним хозяйством следующих инструментов:

  • выработка доходно-расходной политики. Домашнее хозяйство на уровне сознания должно разработать политику формирования доходов и планирования расходов;
  • разработка стратегии инвестирования в человеческий капитал. Данная стратегия должна отражать: реальный уровень дохода, на который претендует человек в будущем; качество образования, которое будет удовлетворять этому уровню; начало и конец периода обучения; продуманное место и сроки обучения; потребность в финансовых вложениях; план создания бюджета образования.

Механизм согласования представляет собой согласование желаний и возможностей домашнего хозяйства по реализации желаемого уровня человеческого капитала. Сюда относят следующие инструменты:

  • краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности. Для повышения эффективности формирования человеческого капитала в домашнем хозяйстве необходимо создание краткосрочных (в пределах года) и долгосрочных (в пределах 5 лет) планов доходов и расходов, планов инвестирования в человеческий капитал, планов реализации человеческого капитала и иных планов по воспроизводству человеческого капитала;
  • создание бюджета образования. Поскольку образование требует определенных затрат, то, во избежание непланомерного расходования бюджета, в домашнем хозяйстве должен создаваться бюджет образования. Согласно западноевропейским показателям этот бюджет должен составлять не менее 2% общего дохода в год. Данный бюджет должен создаваться не только на текущий момент по потребности, но и на длительную перспективу как накопительный фонд;
  • планирование количества детей в семье в соответствии с возможностями инвестиций в их развитие.

Механизм сохранения предполагает сохранение и поддержание жизнеспособности человеческого капитала в домашнем хозяйстве. Здесь предлагается использовать следующий инструментарий:

  • реализация экономических интересов. Домашнее хозяйство должно стремиться формировать для своих членов комфортные условия жизни, а также возможности для реализации своих творческих и профессиональных знаний, навыков и умений;
  • поддержание капитала здоровья. Внутри домашнего хозяйства должна существовать политика поддержания здорового образа жизни;
  • развитие и закрепление культурных ценностей. Ценности, нравственные ориентиры и нормы закладываются ребенку родителями. Домашние хозяйства должны стремиться к повышению уровня культурного капитала детей;
  • равномерное разделение домашнего труда. Равномерное распределение домашнего труда позволит женщинам реализовывать и развивать свой капитал, а приобщение к домашнему труду детей позволит укрепить их капитал культуры и развить дополнительные знания и навыки.

Величина, качество и  воспроизводство человеческого  капитала в целом обусловлены  затратами на его формирование и  развитие, которые можно характеризовать как инвестиции. Применительно к человеческому капиталу инвестиции - это вложения денежных, материальных и нематериальных средств в человека, объекты социальной инфраструктуры с целью совершенствования элементов человеческого капитала и получения потока доходов в будущем. Инвестиции способствуют повышению квалификации и развитию способностей индивидуумов, что, в свою очередь, положительно сказывается на производительности труда наемных работников.

Информация о работе Роль домашнего хозяйства в создании человеческого капитала