МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Финансы»
На тему «Роль финансов
в социально- экономическом развитии
государства»
Выполнил студент: Салманова
И.Д.
Группа Э-3710
Проверил: Непоспетова Е.Э.
Курган 2012г.
Оглавление
Введение. 3
Роль финансов
в революционных преобразованиях 3
Основные
закономерности развития финансов в
переходных условиях. 6
Социальные
реформы и финансы. 9
Заключение. 12
Список использованной
литературы. 13
Введение.
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм–финансовая
система общества, главным звеном
которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой
системы государство образует централизованные
и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций.
Роль
финансов в революционных преобразованиях
Общественный прогресс предполагает
две формы развития –революционную
и эволюционную. Можно привести
много примеров революционного
перехода от низших социально-экономических
формаций к высшим.
Определённую роль в формировании
революционной ситуации и проведении
революционных преобразований играют
финансы.
Финансы способствуют развитию
объективных и субъективных предпосылок
революции. Их воздействие достигается
стимулированием ускорения темпов роста
и совершенствования технологии в промышленности,
сельском хозяйстве, строительстве и других
отраслях народного хозяйства, прямым
участием в финансировании строительства
предприятий, новых отраслей. Финансы
обеспечивают проведение научных исследований
и внедрение их результатов в производство.
Они участвуют в формировании и качественном
изменении главной производительной силы
общества –его работников.
Финансы воздействуют
на ускоренное развитие производительных
сил, изменение структуры общественного
производства, усиление его концентрации
и централизации капитала. Новое
состояние получает рабочая сила:
меняется его квалификация, структура,
потребности. Эти изменения в
сфере производства и его кадровом
обеспечении означают, что финансы
способствуют достижению производительными
силами такого уровня, когда неизбежен
переход к иным общественным
формам организации экономической
и социальной жизни человека.
Финансы создают материальные
предпосылки для такого перехода.
Финансы способствуют
появлению новых политических
движений и партий, обеспечивают
эффективное их участие в общественной
жизни, революционном преобразовании
страны. Любой партии необходимо
финансовая база, так как партия
использует систему доходов и
расходов для укрепления своего
организационного единства, широкого
распространения своих программных
взглядов среди различных социальных
групп и общественных движений.
Кроме подготовки объективных
и субъективных факторов революции финансы
играют важную роль в обострении противоречий
(экономических, социальных и политических), ускоряющих
революционные процессы. Объективно способствуя
зарождению и развитию прогрессивных
явлений во всех сферах общественной жизни,
финансы не обеспечивают полной автоматической
реформации или отмирания устаревших
экономических и государственных структур,
передачи власти другим общественным
силам и политическим партиям. На этой
основе обостряются старые и появляются
новые противоречия. Способом их разрешения
при непримиримо враждебных обстоятельствах
является социальная революция.
Революция –это определённая
совокупность политических, экономических
и социальных мероприятий, направленных
на радикальное переустройство общественной
жизни и закрепление победы более
совершенной общественно-экономической
системы. Важным элементом экономических
преобразований в ходе революции
является финансовая программа действий
политических сил, пришедших к власти.
Эта финансовая программа направлена на
создание прочной финансовой базы новой
политической надстройки, обеспечивающей
не просто функционирование создающихся
государственных структур, но и финансирование
революционных мероприятий пришедших
к власти политических сил во всех сферах
общественной жизни.
Финансовая программа
революции должна обеспечить
радикальные преобразования экономической
основы жизни страны. Для этого
в ней необходимо предусмотреть
такие изменения в области
финансов, которые создавали бы
возможность формирования финансового
капитала, стимулирующего ускоренное
развитие прогрессивных экономических
форм. Данная программа нацелена
на переустройство социальной
структуры общества.
Финансовая сторона
жизни общества является в
руках победивших революционных
сил мощным рычагом коренных
преобразований во всех сферах
общественной жизни. При этом
часть положений программы меняется
в зависимости от исходных
финансово-экономических условий,
конкретной финансовой ситуации,
в которой завершается революция
(финансовый кризис, относительно
благополучное финансовое положение
старого политического режима
и т.п.).
Финансовая программа
социальной революции направлена
на решительную демократизацию
финансовой системы. В ходе
революции предусматриваются глобальные
изменения в налоговой политике
и расходах государственного
бюджета; происходит укрепление
и развитие местных бюджетов,
упорядочение отношений в области
государственного кредита, демократизация
финансов государственных предприятий;
система имущественного страхования
ориентируется на обслуживание
потребностей хозяйственных организаций
всех отраслей народного хозяйства
и форм собственности, развивается
система социального и пенсионного
страхования в интересах трудящихся.
Налоговая политика
пересматривается в направлении
обеспечения большого участия
в формирования доходов бюджета
состоятельных слоёв общества
и предоставлении определённых
льгот малоимущим группам населения.
При недостаточности регулярных
налоговых поступлений возможно
использование чрезвычайных налогов.
В области расходов государственного
бюджета упраздняются статьи
затрат, происходит переориентация
расходов на хозяйственные и
социальные потребности за счёт
сокращения инвестиций на непроизводительные
цели. На основе роста поступления
доходов и строгого соблюдения
режима экономии в расходах
достигается бюджетное равновесие.
Принимаются меры к развитию
местных бюджетов, чётко определяются
источники их доходов и бюджетные
права местных органов власти.
Пересматривается кредитная
политика государства в направлении
ограничения операций, служивших
обогащению отдельных классов.
Принимаются меры к вовлечению
свободных денежных средств населения
и предприятий систему государственного
кредита для финансирования преобразований
экономической и социальной структуры
общества.
В области страхования
принимаются меры по страховой
защите новых, «малодоходных» сфер
и отраслей деятельности, повышению уровня
страхового возмещения и введению новых
отраслей социального страхования и его
распространению на все категории трудящихся.
Реализация финансовой
программы революции способствует
развитию финансовой системы
на новых началах и позволяет
использовать финансы в качестве
активного рычага преобразований.
Важнейшими инструментами использования
финансов с целью регулирования
и стимулирования экономических
и социальных процессов являются
налоги, государственные расходы,
местные бюджеты, государственные
займы, страховые тарифы.
Финансовая политика
государства в революционный
период постоянно корректируется,
так как революционные преобразования
ведут к быстрым переменам
в экономической, политической
и социальной сферах общества.
Для того, чтобы финансы не
стали тормозом общественного
развития, государственные структуры
должны проводить анализ направления
и степени их воздействия на все
стадии воспроизводства и вносить поправки
в организацию финансовых отношений в
целях предотвращения неблагоприятных
последствий их функционирования.
Основные
закономерности развития финансов в
переходных условиях.
Реальный опыт нашей страны
и стран Восточной Европы в переходных
условиях позволяет выделить основные
тенденции становления и развития финансов.
Некоторые из этих тенденций не получили
должного воплощения в практике финансового
строительства, значение других необоснованно
преувеличивалось, третьи вообще не имели
права на существование.
К числу общих направлений
развития финансовых отношений
в переходных условиях относились
в первую очередь формирование классового
подхода в использовании финансов, превращение
их в орудие захвата частной собственности,
соблюдение интересов тех классов, которые
поддерживали революционные преобразования.
Новое классовое содержание
финансов появилось сразу после
свершения Октябрьской революции
в России. Сначала это реализовалось
в отдельных чрезвычайных мерах
новой власти по отношению
к имущим классам. Затем классовый
переход в использовании финансов
углублялся и расширялся, пронизывая
всю финансовую деятельность
государства.
Финансовыми средствами
изъятия капитала являлись чрезвычайные
налоги, специальные налоги на
прирост стоимости имущества
за военные годы, изъятие военных
прибылей и т.п. Аннулировались
дореволюционные долги, проводились
денежные реформы с ограничением
обмена старых денег на новые.
Государство использовало
финансы для поддержки общественных
форм хозяйствования: финансировалось
развитие государственного сектора
экономики, развивалось народное
образование, здравоохранение и
другие виды социальной инфраструктуры.
Важная закономерность
финансового строительства состояла
в том, чтобы сначала использовать
старые финансовые инструменты, а затем
заменить их новыми формами финансовых
отношений.
Не имея возможности
сразу создать финансовую систему,
принципиально отличающуюся от
прежней (для этого необходимы
время, экономические и организационные
предпосылки), революционное правительство
использовало старые финансовые
инструменты. Так происходит с
государственным бюджетом и всеми
его атрибутами, социальным и
имущественным страхованием.
Однако прежние формы
быстро наполнились новым содержанием.
Так, путём повышения акцизов
на товары не первой необходимости
перестройке подверглась система
косвенного обложения. Некоторые налоги
отменялись в связи с утратой объектов
обложения (например, земельный налог,
налог на денежные капиталы). Одновременно
появлялись новые формы обложения.
Анализ опыта революционных
преобразований в нашей стране
показывает, что новые формы финансовых
отношений подчас необоснованно
развивались, неоправданно быстро
были забыты.
Общей тенденцией развития
финансов явилось проведение финансовой
централизации,которая выразилась в создании
новой бюджетной системы, введении государственной
монополии на страхование, слиянии бюджета
социального страхования с государственным
бюджетом.
Финансовая централизация
сыграла положительную роль в
решении экономических, социальных,
военно-политических задач начального
этапа переходного периода. Однако
постепенно усиливалась тенденция
к демократизации финансовой
системы. Но из-за бюрократической
централизации принимаемых решений
в области финансов местные
органы власти и трудовые коллективы
так и не получили возможности
раскрыть свой потенциал. Государственное
страхование на долгие годы
задержалось в развитии, ограничив
сферу своей деятельности в
основном имущества хозяйственных
кооперативов, населения и личным
страхованием. Серьёзно отставало
от потребностей жизни социальное
страхование.
Ещё одна тенденция
это формирование финансов предприятий
как основы, исходного звена всей финансовой
системы. Путь к этому был открыт национализацией
основной массы средств производства,
в большинстве случаев насильственным
объединением крестьянства в сельскохозяйственные
кооперативы. Постепенно государственные
и кооперативные предприятия стали занимать
доминирующие положения в экономике. Финансы
хозяйственных единиц стали основой всей
финансовой системы, а отчисления от их
прибылей начали играть ведущую роль в
доходах государственного бюджета страны.
Однако преждевременный отказ от многоукладности
экономики переходного периода устранил
здоровую конкуренцию между предприятиями,
обрёк государственные и кооперативные
предприятия на многолетний застой.
По мере укрепления
государственного бюджета за бюджетом
закреплялась роль основного финансового
плана страны, пронизывающего своим влиянием
всю экономику. В этом состояла ещё одна
существенная особенность развития финансов
в переходный период. Однако с утверждением
планирования бюджетно-налоговые, финансовые
методы регулирования хозяйственной жизни
всё больше стали согласовываться и увязываться
с планами экономического и социального
развития. Планирование всё глубже проникало
в сферу социального, личного и имущественного
страхования, государственного кредита,
финансовой деятельности предприятий.