Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм–финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение. 3
Роль финансов в революционных преобразованиях 3
Основные закономерности развития финансов в переходных условиях. 6
Социальные реформы и финансы. 9
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13

Файлы: 1 файл

роль фин в соц-эк развитии гос-ва.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Финансы»

На тему «Роль финансов в социально- экономическом развитии государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Салманова  И.Д.

Группа Э-3710

Проверил: Непоспетова Е.Э.

 

 

Курган 2012г.

Оглавление

Введение. 3

Роль финансов в революционных преобразованиях 3

Основные  закономерности развития финансов в  переходных условиях. 6

Социальные  реформы и финансы. 9

Заключение. 12

Список использованной литературы. 13

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм–финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Роль  финансов в революционных преобразованиях

 

  Общественный прогресс предполагает  две формы развития –революционную  и эволюционную. Можно привести  много примеров революционного  перехода от низших социально-экономических  формаций к высшим.

Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы.  

Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок  революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества –его работников. 

 Финансы воздействуют  на ускоренное развитие производительных  сил, изменение структуры общественного  производства, усиление его концентрации  и централизации капитала. Новое  состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура,  потребности. Эти изменения в  сфере производства и его кадровом  обеспечении означают, что финансы  способствуют достижению производительными  силами такого уровня, когда неизбежен  переход к иным общественным  формам организации экономической  и социальной жизни человека. Финансы создают материальные  предпосылки для такого перехода.  

 Финансы способствуют  появлению новых политических  движений и партий, обеспечивают  эффективное их участие в общественной  жизни, революционном преобразовании  страны. Любой партии необходимо  финансовая база, так как партия  использует систему доходов и  расходов для укрепления своего  организационного единства, широкого  распространения своих программных  взглядов среди различных социальных  групп и общественных движений.  

 Кроме подготовки объективных  и субъективных факторов революции финансы играют важную роль в обострении противоречий (экономических, социальных и политических), ускоряющих революционные процессы. Объективно способствуя зарождению и развитию прогрессивных явлений во всех сферах общественной жизни, финансы не обеспечивают полной автоматической реформации или отмирания устаревших экономических и государственных структур, передачи власти другим общественным силам и политическим партиям. На этой основе обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их разрешения при непримиримо враждебных обстоятельствах является социальная революция.  

Революция –это определённая совокупность политических, экономических  и социальных мероприятий, направленных на радикальное переустройство общественной жизни и закрепление победы более  совершенной общественно-экономической  системы. Важным элементом экономических  преобразований в ходе революции  является финансовая программа действий политических сил, пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной финансовой базы новой политической надстройки, обеспечивающей не просто функционирование создающихся государственных структур, но и финансирование революционных мероприятий пришедших к власти политических сил во всех сферах общественной жизни. 

 Финансовая программа  революции должна обеспечить  радикальные преобразования экономической  основы жизни страны. Для этого  в ней необходимо предусмотреть  такие изменения в области  финансов, которые создавали бы  возможность формирования финансового  капитала, стимулирующего ускоренное  развитие прогрессивных экономических  форм. Данная программа нацелена  на переустройство социальной  структуры общества. 

 Финансовая сторона  жизни общества является в  руках победивших революционных  сил мощным рычагом коренных  преобразований во всех сферах  общественной жизни. При этом  часть положений программы меняется  в зависимости от исходных  финансово-экономических условий,  конкретной финансовой ситуации, в которой завершается революция  (финансовый кризис, относительно  благополучное финансовое положение  старого политического режима  и т.п.). 

 Финансовая программа  социальной революции направлена  на решительную демократизацию  финансовой системы. В ходе  революции предусматриваются глобальные  изменения в налоговой политике  и расходах государственного  бюджета; происходит укрепление  и развитие местных бюджетов, упорядочение отношений в области  государственного кредита, демократизация  финансов государственных предприятий;  система имущественного страхования  ориентируется на обслуживание  потребностей хозяйственных организаций  всех отраслей народного хозяйства  и форм собственности, развивается  система социального и пенсионного  страхования в интересах трудящихся.  

 Налоговая политика  пересматривается в направлении  обеспечения большого участия  в формирования доходов бюджета  состоятельных слоёв общества  и предоставлении определённых  льгот малоимущим группам населения.  При недостаточности регулярных  налоговых поступлений возможно  использование чрезвычайных налогов.  В области расходов государственного  бюджета упраздняются статьи  затрат, происходит переориентация  расходов на хозяйственные и  социальные потребности за счёт  сокращения инвестиций на непроизводительные  цели. На основе роста поступления  доходов и строгого соблюдения  режима экономии в расходах  достигается бюджетное равновесие. Принимаются меры к развитию  местных бюджетов, чётко определяются  источники их доходов и бюджетные  права местных органов власти.  

 Пересматривается кредитная  политика государства в направлении  ограничения операций, служивших  обогащению отдельных классов.  Принимаются меры к вовлечению  свободных денежных средств населения  и предприятий систему государственного  кредита для финансирования преобразований  экономической и социальной структуры  общества. 

 В области страхования  принимаются меры по страховой  защите новых, «малодоходных»  сфер и отраслей деятельности, повышению уровня страхового возмещения и введению новых отраслей социального страхования и его распространению на все категории трудящихся.  

 Реализация финансовой  программы революции способствует  развитию финансовой системы  на новых началах и позволяет  использовать финансы в качестве  активного рычага преобразований. Важнейшими инструментами использования  финансов с целью регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов являются  налоги, государственные расходы,  местные бюджеты, государственные  займы, страховые тарифы. 

 Финансовая политика  государства в революционный  период постоянно корректируется, так как революционные преобразования  ведут к быстрым переменам  в экономической, политической  и социальной сферах общества. Для того, чтобы финансы не  стали тормозом общественного  развития, государственные структуры  должны проводить анализ направления  и степени их воздействия на все стадии воспроизводства и вносить поправки в организацию финансовых отношений в целях предотвращения неблагоприятных последствий их функционирования.

Основные  закономерности развития финансов в  переходных условиях.

 

  Реальный опыт нашей страны  и стран Восточной  Европы в переходных условиях позволяет выделить основные тенденции становления и развития финансов. Некоторые из этих тенденций не получили должного воплощения в практике финансового строительства, значение других необоснованно преувеличивалось, третьи вообще не имели права на существование. 

 К числу общих направлений  развития финансовых отношений  в переходных условиях относились  в первую очередь формирование классового подхода в использовании финансов, превращение их в орудие захвата частной собственности, соблюдение интересов тех классов, которые поддерживали революционные преобразования.  

 Новое классовое содержание  финансов появилось сразу после  свершения Октябрьской революции  в России. Сначала это реализовалось  в отдельных чрезвычайных мерах  новой власти по отношению  к имущим классам. Затем классовый  переход в использовании финансов  углублялся и расширялся, пронизывая  всю финансовую деятельность  государства. 

 Финансовыми средствами  изъятия капитала являлись чрезвычайные  налоги, специальные налоги на  прирост стоимости имущества  за военные годы, изъятие военных  прибылей и т.п. Аннулировались  дореволюционные долги, проводились  денежные реформы с ограничением  обмена старых денег на новые.  

 Государство использовало  финансы для поддержки общественных  форм хозяйствования: финансировалось  развитие государственного сектора  экономики, развивалось народное  образование, здравоохранение и  другие виды социальной инфраструктуры.  

 Важная закономерность  финансового строительства состояла  в том, чтобы сначала использовать старые финансовые инструменты, а затем заменить их новыми формами финансовых отношений. 

 Не имея возможности  сразу создать финансовую систему,  принципиально отличающуюся от  прежней (для этого необходимы  время, экономические и организационные  предпосылки), революционное правительство  использовало старые финансовые  инструменты. Так происходит с  государственным бюджетом и всеми  его атрибутами, социальным и  имущественным страхованием. 

 Однако прежние формы  быстро наполнились новым содержанием.  Так, путём повышения акцизов  на товары не первой необходимости  перестройке подверглась система  косвенного обложения. Некоторые налоги отменялись в связи с утратой объектов обложения (например, земельный налог, налог на денежные капиталы). Одновременно появлялись новые формы обложения. 

 Анализ опыта революционных  преобразований в нашей стране  показывает, что новые формы финансовых  отношений подчас необоснованно  развивались, неоправданно быстро  были забыты. 

 Общей тенденцией развития  финансов явилось проведение финансовой централизации,которая выразилась в создании новой бюджетной системы, введении государственной монополии на страхование, слиянии бюджета социального страхования с государственным бюджетом. 

 Финансовая централизация  сыграла положительную роль в  решении экономических, социальных, военно-политических задач начального  этапа переходного периода. Однако  постепенно усиливалась тенденция  к демократизации финансовой  системы. Но из-за бюрократической  централизации принимаемых решений  в области финансов местные  органы власти и трудовые коллективы  так и не получили возможности  раскрыть свой потенциал. Государственное  страхование на долгие годы  задержалось в развитии, ограничив  сферу своей деятельности в  основном имущества хозяйственных  кооперативов, населения и личным  страхованием. Серьёзно отставало  от потребностей жизни социальное  страхование. 

 Ещё одна тенденция  это формирование финансов предприятий как основы, исходного звена всей финансовой системы. Путь к этому был открыт национализацией основной массы средств производства, в большинстве случаев насильственным объединением крестьянства в сельскохозяйственные кооперативы. Постепенно государственные и кооперативные предприятия стали занимать доминирующие положения в экономике. Финансы хозяйственных единиц стали основой всей финансовой системы, а отчисления от их прибылей начали играть ведущую роль в доходах государственного бюджета страны. Однако преждевременный отказ от многоукладности экономики переходного периода устранил здоровую конкуренцию между предприятиями, обрёк государственные и кооперативные предприятия на многолетний застой. 

 По мере укрепления  государственного бюджета за бюджетом закреплялась роль основного финансового плана страны, пронизывающего своим влиянием всю экономику. В этом состояла ещё одна существенная особенность развития финансов в переходный период. Однако с утверждением планирования бюджетно-налоговые, финансовые методы регулирования хозяйственной жизни всё больше стали согласовываться и увязываться с планами экономического и социального развития. Планирование всё глубже проникало в сферу социального, личного и имущественного страхования, государственного кредита, финансовой деятельности предприятий.  

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства