Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм–финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение. 3
Роль финансов в революционных преобразованиях 3
Основные закономерности развития финансов в переходных условиях. 6
Социальные реформы и финансы. 9
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13

Файлы: 1 файл

роль фин в соц-эк развитии гос-ва.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

 В результате финансовые  методы стимулирования экономики  были почти полностью заменены  плановыми, централизованными установками.  Была подорвана хозяйственная  инициатива трудовых коллективов,  появились иждивенство и безразличие  к конечным результатам их  деятельности. Постепенно утрачивался  опыт использования финансовых  методов воздействия на интересы  производителей. 

 Октябрьская революция  проходила в условиях финансового  банкротства прежних режимов.  Чрезвычайная финансовая ситуация  обусловливала необходимость принятия  чрезвычайных мер по выходу  из кризиса. Важное место среди  них занимала политика всемерного  сокращения расходов на управление, военных и других непроизводительных  затрат. В условиях ограниченности  финансовых ресурсов государство  вынуждено было выбирать приоритетные  направления использование средств,  подлежавшие полному финансированию.  

 Следовательно, развитие  в условиях переходного периода  выявило ещё одну характерную  черту этой эпохи –проведение  жёсткого режима экономии финансовых  средств.Так, при оздоровлении  советского бюджета и осуществлении  денежной реформы 1922-1924 годов  было проведено десятикратное  сокращение армии, резкое уменьшение  государственного аппарата, снятие  с государственного обеспечения  мелких и средних предприятий.  Такие меры не только обеспечили  решение финансовых проблем, но  и способствовали экономии средств  для развития машинной индустрии.  

 Однако в течении  непродолжительного времени лозунг  всемерной экономии финансовых  средств превратился в реальную  политику экономии в расходах  на жизненно важные потребности  трудящихся (здравоохранение, просвещение,  жилищное строительство, пенсионное  обеспечение и т.п.). В тоже время  партийно-государственный аппарат  не ограничивал себя в средствах  с целью создания для своих  нужд материальных благ и привилегий. В результате экономика и финансы  страны постепенно истощались, кризис  становился неизбежным. 

 В связи со сложившийся  обстановкой появилась потребность  в создании специального органа, способного проводить волю нового  режима в области финансов. Поэтому  старая система финансовых учреждений  заменяется Министерством финансов, которому подчинялась система  местных органов.  Во избежание чрезмерного влияния старых идей ограничивается доступ в финансовые органы «буржуазных» профессионалов, их место занимают новые, не всегда профессионально подготовленные, но преданные революции кадры. Эта тенденция была определяющей в кадровой политике, что нанесло значительный ущерб финансовой системе. 

 На основе реального  опыта строительства общественной  жизни на новых экономических  и политических принципах можно  сделать вывод о желательных  направлениях и тенденциях развития  финансов в переходный период. К их числу относятся следующие:  

 Проведение в области финансов политики установления классового мира, стимулирование инициативы, опыта общества с целью достижения экономического и социального прогресса; 

 Всемерное использование проведённых мировой практикой эффективных рычагов, в числе которых можно назвать полноценный финансовый рынок, налоги, самостоятельные местные бюджеты; 

 Стремление к установлению такого финансового режима, который бы создавал простор для инициативы любых хозяйственных форм, добросовестную конкуренцию и позволял бы добиваться роста экономической и социальной эффективности общественного производства; 

 Стремление к достижению такого состояния общества, когда бы материальное благополучие каждого человека определялось его вкладом в общественный прогресс, а не занимаемой должностью или партийной принадлежностью, когда бы важнейшим требованием к работникам стала их профессиональная подготовка и умение применять их опыт во благо общества.                                   

Социальные  реформы и финансы.

 

  Попытки революционного преобразования  общества в нашей стране и  странах Восточной Европы не  дали обнадёживающих результатов.  В тоже время движение по  пути социальных реформ ряда  стран, представило убедительные  доказательства эффективности избранного  ими пути. Преимуществами эволюционного  развития общественного прогресса  являются: замена старых  общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы; возможность избежать бессмысленных разрушений в период революции; возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической обстановки. 

 Преемственность финансовых  отношений обеспечивает плавный  переход от отживающих форм  финансовых отношений к прогрессивным  способам организации финансов. При этом можно постепенно  осуществлять переподготовку финансовых  кадров, изменять методы работы. 

 Парламентские, мирные  формы борьбы политических сил  и идей требуют значительных  финансовых затрат, отвлекают людей  от созидательной деятельности, затягивают процесс реформирования  общества. В результате страна  несёт определённые потери. Однако  они бесконечно малы по сравнению  с материальными и финансовыми  издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий. 

 Расстройство финансов  приводит к разрушению денежного  обращения, инфляции, натурализации  хозяйственных связей и в конечном  счёте к резкому падению уровня  жизни населения. Последствия  финансового кризиса в годы  войны ещё долго отрицательно  сказываются на развитии народного  хозяйства. 

 Вооружённая борьба  обременяет общество не только  затратами на содержание и  вооружение армии, ведение боевых  действий, но и связана со значительными  разрушениями производственных, социально-культурных  объектов и других элементов  созданного национального богатства.  Естественно, что по окончании  гражданской войны восстановление  этих объектов требует огромных  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов на протяжении нескольких  лет. 

 Общество, осуществляющее  реформы, как правило, не проводит  массовых компаний по разрушению  до основания старых структур, чтобы на их месте построить  новые. Финансовые потери в  обществе, которое осуществляет  реформы, неизбежны, но они  минимальны и не влекут катастрофических  последствий. Чрезмерная идеологизация  общественных отношений в революционном  обществе, игнорирование мнения  оппозиционных сил заводят страну  в тупиковую ситуацию. Так произошло,  например, в нашей стране в  конце двадцатых и тридцатые  годы, когда проводились «реформы»  в области государственного кредита.  

 Движения к общественному  прогрессу по пути реформ характерно  колоссальной экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов  и на этой основе –ускоренное  движение к новому состоянию  общества, характеризующемуся материальным  и духовным благополучием большинства  своих граждан. 

 Для осуществления  реформ в обществе должны быть  объективные и субъективные предпосылки,  в формировании которых финансы  принимают самое непосредственное  участие. Механизм этого участия  во многом идентичен тому, который  был показан в отношении предпосылок  социальной революции. 

 Финансовые рычаги  проведения реформ в основном  те же, что и рычаги осуществления  социальной революции: налоги, государственные  расходы, процент по государственным  ценным бумагам, процент по  вкладам, местные бюджеты, страховой  тариф. В реформируемом обществе  невозможна дифференциация налогов,  страховых платежей, процента по  вкладам и других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом.

Заключение.

 

  Осуществляемая перестройка  общественной жизни в нашей  стране со всей полнотой показала  важную роль финансового аспекта  социальных преобразований. Она  убедительно подтверждает такую  мысль, что при отсутствии успехов  в финансовой политике всякие  радикальные реформы обречены  на неудачу. 

 Для современной финансовой  политики характерны неуверенность,  непоследовательность, отсутствие  чёткого плана действий. А её  состояние такого, что без решительных,  быстрых и радикальных изменений  в финансовой политике, способных  резко ограничить бюджетный дефицит,  изъять лишние деньги из обращения,  обеспечить финансовую самостоятельность  трудовых коллективов и органов  власти всех уровней, разбудить  хозяйственную инициативу каждого  члена общества –без этих поправок  финансовой политики дальнейшее  движение по пути реформ не  возможно. 

Список  использованной литературы.

Общая теория финансов: Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др. ; Под ред. Л. А. Дробозиной. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 256 с.

Финансы: Учебник  для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М. : Издательство “Перспектива”; Издательство “Юрайт”, 2000. – 520 с.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.

 


Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства