В результате финансовые
методы стимулирования экономики
были почти полностью заменены
плановыми, централизованными установками.
Была подорвана хозяйственная
инициатива трудовых коллективов,
появились иждивенство и безразличие
к конечным результатам их
деятельности. Постепенно утрачивался
опыт использования финансовых
методов воздействия на интересы
производителей.
Октябрьская революция
проходила в условиях финансового
банкротства прежних режимов.
Чрезвычайная финансовая ситуация
обусловливала необходимость принятия
чрезвычайных мер по выходу
из кризиса. Важное место среди
них занимала политика всемерного
сокращения расходов на управление,
военных и других непроизводительных
затрат. В условиях ограниченности
финансовых ресурсов государство
вынуждено было выбирать приоритетные
направления использование средств,
подлежавшие полному финансированию.
Следовательно, развитие
в условиях переходного периода
выявило ещё одну характерную
черту этой эпохи –проведение
жёсткого режима экономии финансовых
средств.Так, при оздоровлении
советского бюджета и осуществлении
денежной реформы 1922-1924 годов
было проведено десятикратное
сокращение армии, резкое уменьшение
государственного аппарата, снятие
с государственного обеспечения
мелких и средних предприятий.
Такие меры не только обеспечили
решение финансовых проблем, но
и способствовали экономии средств
для развития машинной индустрии.
Однако в течении
непродолжительного времени лозунг
всемерной экономии финансовых
средств превратился в реальную
политику экономии в расходах
на жизненно важные потребности
трудящихся (здравоохранение, просвещение,
жилищное строительство, пенсионное
обеспечение и т.п.). В тоже время
партийно-государственный аппарат
не ограничивал себя в средствах
с целью создания для своих
нужд материальных благ и привилегий.
В результате экономика и финансы
страны постепенно истощались, кризис
становился неизбежным.
В связи со сложившийся
обстановкой появилась потребность
в создании специального органа,
способного проводить волю нового
режима в области финансов. Поэтому
старая система финансовых учреждений
заменяется Министерством финансов,
которому подчинялась система
местных органов. Во избежание чрезмерного
влияния старых идей ограничивается доступ
в финансовые органы «буржуазных» профессионалов,
их место занимают новые, не всегда профессионально
подготовленные, но преданные революции
кадры. Эта тенденция была определяющей
в кадровой политике, что нанесло значительный
ущерб финансовой системе.
На основе реального
опыта строительства общественной
жизни на новых экономических
и политических принципах можно
сделать вывод о желательных
направлениях и тенденциях развития
финансов в переходный период.
К их числу относятся следующие:
Проведение в области финансов
политики установления классового мира,
стимулирование инициативы, опыта общества
с целью достижения экономического и социального
прогресса;
Всемерное использование
проведённых мировой практикой эффективных
рычагов, в числе которых можно назвать
полноценный финансовый рынок, налоги,
самостоятельные местные бюджеты;
Стремление к установлению
такого финансового режима, который бы
создавал простор для инициативы любых
хозяйственных форм, добросовестную конкуренцию
и позволял бы добиваться роста экономической
и социальной эффективности общественного
производства;
Стремление к достижению
такого состояния общества, когда бы материальное
благополучие каждого человека определялось
его вкладом в общественный прогресс,
а не занимаемой должностью или партийной
принадлежностью, когда бы важнейшим требованием
к работникам стала их профессиональная
подготовка и умение применять их опыт
во благо общества.
Социальные
реформы и финансы.
Попытки революционного преобразования
общества в нашей стране и
странах Восточной Европы не
дали обнадёживающих результатов.
В тоже время движение по
пути социальных реформ ряда
стран, представило убедительные
доказательства эффективности избранного
ими пути. Преимуществами эволюционного
развития общественного прогресса
являются: замена старых общественных
форм новыми; отсутствие вооружённой классовой
борьбы; возможность избежать бессмысленных
разрушений в период революции; возможность
проведения реформ в условиях благоприятной
идеологической обстановки.
Преемственность финансовых
отношений обеспечивает плавный
переход от отживающих форм
финансовых отношений к прогрессивным
способам организации финансов.
При этом можно постепенно
осуществлять переподготовку финансовых
кадров, изменять методы работы.
Парламентские, мирные
формы борьбы политических сил
и идей требуют значительных
финансовых затрат, отвлекают людей
от созидательной деятельности,
затягивают процесс реформирования
общества. В результате страна
несёт определённые потери. Однако
они бесконечно малы по сравнению
с материальными и финансовыми
издержками, сопутствующими ведению
классовой вооружённой борьбы. Гражданская
война требует огромных военных расходов
и подрывает нормальные источники доходов,
что приводит к чрезвычайному расстройству
государственного бюджета; она истощает
финансы предприятий.
Расстройство финансов
приводит к разрушению денежного
обращения, инфляции, натурализации
хозяйственных связей и в конечном
счёте к резкому падению уровня
жизни населения. Последствия
финансового кризиса в годы
войны ещё долго отрицательно
сказываются на развитии народного
хозяйства.
Вооружённая борьба
обременяет общество не только
затратами на содержание и
вооружение армии, ведение боевых
действий, но и связана со значительными
разрушениями производственных, социально-культурных
объектов и других элементов
созданного национального богатства.
Естественно, что по окончании
гражданской войны восстановление
этих объектов требует огромных
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов на протяжении нескольких
лет.
Общество, осуществляющее
реформы, как правило, не проводит
массовых компаний по разрушению
до основания старых структур,
чтобы на их месте построить
новые. Финансовые потери в
обществе, которое осуществляет
реформы, неизбежны, но они
минимальны и не влекут катастрофических
последствий. Чрезмерная идеологизация
общественных отношений в революционном
обществе, игнорирование мнения
оппозиционных сил заводят страну
в тупиковую ситуацию. Так произошло,
например, в нашей стране в
конце двадцатых и тридцатые
годы, когда проводились «реформы»
в области государственного кредита.
Движения к общественному
прогрессу по пути реформ характерно
колоссальной экономией материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
и на этой основе –ускоренное
движение к новому состоянию
общества, характеризующемуся материальным
и духовным благополучием большинства
своих граждан.
Для осуществления
реформ в обществе должны быть
объективные и субъективные предпосылки,
в формировании которых финансы
принимают самое непосредственное
участие. Механизм этого участия
во многом идентичен тому, который
был показан в отношении предпосылок
социальной революции.
Финансовые рычаги
проведения реформ в основном
те же, что и рычаги осуществления
социальной революции: налоги, государственные
расходы, процент по государственным
ценным бумагам, процент по
вкладам, местные бюджеты, страховой
тариф. В реформируемом обществе
невозможна дифференциация налогов,
страховых платежей, процента по
вкладам и других финансовых нормативов,
а также оказание финансовой помощи в
зависимости от классовой или партийной
принадлежности. Все должны находиться
в равных условиях, ко всем предъявляются
одинаковые, социально справедливые требования.
Только при таком подходе финансовое благополучие
гражданина или юридического лица гарантируется
исключительно добросовестным и эффективным
трудом.
Заключение.
Осуществляемая перестройка
общественной жизни в нашей
стране со всей полнотой показала
важную роль финансового аспекта
социальных преобразований. Она
убедительно подтверждает такую
мысль, что при отсутствии успехов
в финансовой политике всякие
радикальные реформы обречены
на неудачу.
Для современной финансовой
политики характерны неуверенность,
непоследовательность, отсутствие
чёткого плана действий. А её
состояние такого, что без решительных,
быстрых и радикальных изменений
в финансовой политике, способных
резко ограничить бюджетный дефицит,
изъять лишние деньги из обращения,
обеспечить финансовую самостоятельность
трудовых коллективов и органов
власти всех уровней, разбудить
хозяйственную инициативу каждого
члена общества –без этих поправок
финансовой политики дальнейшее
движение по пути реформ не
возможно.
Список
использованной литературы.
Общая теория финансов:
Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова,
Л. П. Окунева и др. ; Под ред. Л.
А. Дробозиной. – М. : Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1995. – 256 с.
Финансы: Учебник
для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского,
проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти.
– М. : Издательство “Перспектива”;
Издательство “Юрайт”, 2000. – 520 с.
Финансы. Денежное
обращение. Кредит: Учебник для вузов
/ Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.