Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить функции государства в современной белорусской экономике.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие, значение и классификация функций государства;
Изучить формы и методы осуществления функций государства;
Изучить этапы эволюции функций государства;
Рассмотреть экономическую роль государства в Беларуси;
Дать оценку основным функциям государства Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1 Функции государства: сущность, классификация, формы и особенность эволюции 4
1.1 Понятие, значение и классификация функций государства 4
1.2 Формы и методы осуществления функций государства 11
1.3 Эволюция функций государства 12
2 Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь 17
2.1 Экономическая роль государства в Беларуси 17
2.2 Оценка основных функций государства Республики Беларусь 25
Заключение 33
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

GR-funktsii_gosudarstva_v_sovremennoy_beloruskoy_ekonomike.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая функция  государства имеет антикризисную  направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и пот требителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом [4, c. 3].

С экономической тесно  связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает  фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует  программы, стабилизирующие занятость  населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью—социальным правом. В таких  развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства—обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства  традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

 

  • 1.2 Формы и методы осуществления функций государства

Государство должно выполнять  свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь  государства и права, обязанность  государства действовать при  выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме  того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполни-тельскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы  или они останутся лишь благими  пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная  деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций  государства. Это обусловлено развитием  рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами [10, c. 67].

Неправовые формы охватывают большой  объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций  государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения  и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

  • 1.3 Эволюция функций государства

Функции государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. К сожалению ограниченные рамки данной работы не позволяют нам проследить весь процесс эволюции государственных функций с момента появления первого государства до нынешнего момента. Для того чтобы охватить и полностью охарактеризовать все этапы перерождения функций государства, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Кроме того исторический путь развития каждого государства (страны) является уникальным, и рассказать о всех особенностях изменения функций каждого государства не представляется возможным. Тем не менее, вывод о том, что функции государства изменяются в ходе развития самого государства, можно подтвердить на отдельных примерах [2, c, 85].

В качестве такого примера  можно рассмотреть переход государства  от тоталитарного режима к демократическому. На данной стадии исторического развития функции государства приобретают  качественно новый характер. Мы предлагаем вам проследить этот процесс на примере нашей страны и бывших стран социалистического содружества.

В своё время в теории социалистического государства  выделялись, например, следующие его  основные внутренние функции: “хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, природы, а также функция оказания социальных услуг”. Конечно же, ясно, что хозяйственно-организаторская функция и функция регулирования меры труда и меры потребления представляют две составные части функционирования тоталитарной системы в области экономики, в частности распределения, а функция культурно-воспитательная - это наполовину функция идеологического контроля [3, c. 14]. 

Вопрос о функциях государства - часть вопроса о функциях публичной власти в любом обществе, и объективным основанием для их выявления может быть степень монополизации политической власти и соотношение государства и общества. Тоталитарная политическая система базируется на монизме власти; авторитарная политическая система не столь жёсткая, как тоталитаризм, и может быть определена как система ограниченного плюрализма; демократическое государство функционирует в гражданском обществе, в саморегулирующейся среде. Таким образом, следует различать функции тоталитарной системы, авторитарного государства и демократического [4, c. 4].

Прежде чем перейти  к рассмотрению того, что происходит с некоторыми из вышеперечисленных  функций, остановимся на не менее  важном вопросе - об их организационных и правовых формах.

Известно, что содержание любого явления не может существовать вне соответствующей формы. Так  и содержание функции государства  не даёт полного представления о  ней без учёта организационных  и правовых форм. Организационные формы функций государства - это его механизм, система органов, их полномочия. Правовая форма функций государства представляет собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих нормативных актов, организацию их исполнения и охраны от нарушений, т.е. формы практической деятельности государства.

Процесс воздействия  государства на определённую сферу  общественных отношений начинается с издания законодательных актов, которые “организуют” и регулируют данные общественные отношения. Это законотворческая форма.

Практическое воздействие  государства и его органов  на общественные отношения происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в соответствии с издаваемыми государством законодательными актами.

Следующая правовая форма осуществления  функций государства - правоохранительная. Она состоит в обязанности  государства не допускать нарушение  законов и нормативных актов  участниками регулируемых государством общественных отношений при реализации ими своих прав и обязанностей.

Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх правовых нормах. Естественно, от содержания функции зависят особенности  организационных и правовых форм осуществления.

Правовая форма осуществления  экономической функции государства  в переходный от тоталитаризма период имеет свои особенности [6, c. 21].

На первом этапе государство  объективно может лишь готовить почву, создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования рыночной экономики. Поэтому основные задачи экономической функции сводятся к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике, реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного капитала.

Осуществление перечисленных задач  вызывает принципиальные изменения  в социально-экономической структуре  общества. Экономическая функция  становится выражением сложного взаимного  воздействия экономической структуры общества и характера государственной власти.

Обобщение практики социально-экономических  преобразований в странах бывшего  социалистического содружества  позволяет говорить о некоторых  закономерностях, свойственных экономической  функции. К их числу относятся широкая приватизация, развитие частного сектора в экономике, расширение сферы её косвенного регулирования со стороны государства за счёт сокращения сферы непосредственного хозяйственного руководства [6, c. 3].

Нет сомнения, что решение экономических задач государства касается правовой сферы в целом. Правовая форма проявления экономической функции, по существу, универсальна, так как все разновидности экономической деятельности государства так или иначе затрагивают все отрасли права. Поскольку нормы права, регулирующие вопросы экономического развития, охватывают широкий круг отраслей права (конституционного, административного, гражданского, земельного, трудового, уголовного), можно констатировать, что характер экономической функции государства определяет магистральное направление развития национальной правовой системы. Принципиальные особенности посттоталитарного законодательства состоят в том, что оно регулирует и закрепляет новые принципы экономической политики.

По мере углубления экономической  реформы и формирования основ социального государства будет качественно меняться главная цель государственного воздействия на экономику. Прежней целью было создание материальной базы монопольного господства партгосноменклатуры. Отсюда экстенсивное развитие производства на базе дешёвой рабочей силы, особое внимание развитию отраслей военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим решение социальных задач.

Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство  государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.

Существенные изменения претерпевает объект экономического воздействия государства. Если прежде им были производственные отношения, существовавшие при монопольной государственной собственности, то теперь это будут производственные отношения за рамками этого сектора, а также экономические отношения обмена, прежде подменявшиеся детальным административным распределением, и, наконец, рыночные отношения в масштабе народного хозяйства в целом.

Информация о работе Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь