Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить функции государства в современной белорусской экономике.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие, значение и классификация функций государства;
Изучить формы и методы осуществления функций государства;
Изучить этапы эволюции функций государства;
Рассмотреть экономическую роль государства в Беларуси;
Дать оценку основным функциям государства Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1 Функции государства: сущность, классификация, формы и особенность эволюции 4
1.1 Понятие, значение и классификация функций государства 4
1.2 Формы и методы осуществления функций государства 11
1.3 Эволюция функций государства 12
2 Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь 17
2.1 Экономическая роль государства в Беларуси 17
2.2 Оценка основных функций государства Республики Беларусь 25
Заключение 33
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

GR-funktsii_gosudarstva_v_sovremennoy_beloruskoy_ekonomike.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Все эти объекты имеют свою специфику, которой и будет определяться характер возможного воздействия на них со стороны государства, т.е. содержание экономической функции [6, c. 9].

Далее можно выделить специфическую  функцию государства переходного  периода - конституирование демократической  власти. Это будет функция направленная не “вовне” (на общество), а на само государство как на систему органов.

Обратимся ещё к одной стороне  деятельности государства. Ранее в  идеологическую функцию тоталитарной системы, в частности “культурно-воспитательную”, было принято включать “руководство пропагандой и агитацией, образованием и наукой, детским воспитанием, печатью, радио, телевидением, литературой и искусством, физической культурой, спортом и т.д.”

Идеологическая функция  государства содействовала внедрению  в сознание членов общества определённой системы политических, правовых, нравственных, этических, антирелигиозных, философских взглядов с расчётом на то, что идеологическими взглядами людей определяется их отношение к действительности, прежде всего к существующему общественному и государственному порядку, правопорядку и т.д. Место идеологической функции должна занять политика государственного содействия развитию науки, культуры, образования. И не больше. Правоохранительные функции в демократическом государстве сохраняются, но изменяются их формы и содержание [7, c. 82].

Им необходимо придать  чёткую направленность на установление гарантий свободного становления гражданского общества, на защиту прав и свободных  интересов граждан. Должны произойти  изменения в структуре и содержании законодательства, ранее ориентированного на охрану прежде всего интересов власти. Теперь приоритет надо отдать личности. Другими словами сущность правоохранительной функции должна наполняться собственно правовым и демократическим содержанием.

 

2 Роль государства в национальной  экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь

  • 2.1 Экономическая роль государства в Беларуси

Государство, его институты  и структуры играют исключительно  важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и другие экономические теории, ставшие наиболее влиятельными в 80—90-е гг. XX в.). Что касается бывшего СССР и большинства социалистических стран, то в них государство определяло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, использования административно-командных методов управления [13, c. 79].

На современном этапе  в преобладающем большинстве  стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики.

Государственное регулирование  экономики, независимо от того, командно-распределительной  или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства — важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью  обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Экономическая политика государства должна способствовать укреплению финансов субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, накоплению отечественного капитала, повышению доступности кредитных ресурсов отечественным товаропроизводителям [15, c. 31].

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются особенностями  социально-экономического развития страны в данный период.

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т.д.

В плановой экономике государство управляло практически всеми социально-экономическими процессами, которые поддаются централизованному регулированию. Системой директивных адресных заданий государственные органы определяли основные параметры деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи: объем и основной ассортимент производимой продукции, поставщиков сырья и материалов, потребителей готовой продукции. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении прежде всего внутрихозяйственных вопросов: налаживания производства, организации и оплаты труда, совершенствования технологий, повышения качества продукции, социального развития трудовых коллективов.

В рыночной экономике государство  не осуществляет непосредственного  управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Государственное регулирование играет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность страны или в которых регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Необходимо отметить, что чисто рыночной экономики нет ни в одной стране мира. Экономический механизм в развитых странах включает два органично взаимосвязанных блока — рыночную саморегуляцию и государственное регулирование. Степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.

При переходе к рыночной экономике  роль государственного регулирования  более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

Роль государства в  регулировании экономики определяется созданием условий не только для  функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике.

Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно  решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребителей, стимулировать внедрение  достижений научно-технического прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять ассортимент товаров, расширять номенклатуру предоставляемых населению услуг. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всеми социальными и экономическими проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыночному механизму, берет на себя государство.

Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом  развитии невозможно обеспечить без  эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.

Вместе с тем при  переходе к рыночной экономике выполняемые  государством функции в экономических  процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством прежде всего должны сохраняться следующие  функции:

  • эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
  • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
  • формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
  • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
  • реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
  • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
  • проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
  • формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
  • поддержка социально незащищенных групп населения;
  • охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
  • формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
  • обеспечение национальной безопасности страны;
  • создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
  • разработка и реализация стратегии социально-экономического развития [9, c. 331].

При переходе к рыночной экономике государство выступает  локомотивом экономических преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в мировом разделении труда.

В переходный период более  ответственной и сложной становится роль государства по управлению собственностью. Прежде всего требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления — создать возможности для их эффективной работы с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.

Для регулирования социально-экономических  процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости  от сложившейся социально-экономической  ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление  методов государственного регулирования  на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д. Требуется правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы экономического регулирования реализуются  посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных  сфер экономической деятельности или  категорий населения. С помощью  административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

Важной задачей государства  в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:

    • бюджетно-налоговая политика;
    • денежно-кредитная политика;
    • ценовое регулирование;
    • амортизационная политика;
    • прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов  и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные  отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления  деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т.д.) [14, c. 90].

Информация о работе Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь