Роль государства в развитии АПК развитых стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

Сельское хозяйство — главное звено АПК и главный источник производства продовольствия. В этой сфере в 1995 г. было занято более 47% экономически активного населения мира. Большие различия прослеживаются по группам стран: если в промышленно развитых странах в сельском хозяйстве занято около 5%, то в развивающихся странах — около 60% трудоспособного населения, а в странах Азии и Африки — более 60%. В настоящее время сложился мировой продовольственный рынок, где главная тенденция — определяющее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем. Такая тенденция усилилась в 90-е гг.

Файлы: 1 файл

Мировая агропромышленная система.docx

— 65.39 Кб (Скачать файл)

В целом, недостаточное развитие экономики АПК является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно-экономических методах управления. Нынешняя реформа базируется именно на репрессивно-экономических методах.

Закономерности, лежащие в основе развития экономики подразделяются на общие (характерные всем отраслям и этапам развития общества) и частные. Первые из них действуют во всех общественно-экономических формациях и государствах, т.е. без учета уровня развития, национальных и иных особенностей стран. Вторые же менее значимы и отражают лишь сложившиеся традиции, а также национальные особенности.

К общим закономерностям, которые в 21 веке будут определять социально-экономическое развитие АПК России, на наш взгляд, относятся:

  • демократизация экономики с целью социализации общества (путем демократизации собственности и производственного управления);
  • повышение регулирующей роли государства в экономике;
  • повышение контролирующей роли государства;
  • повышение социальной и экологической роли государства;
  • повышение роли местного самоуправления (демократизация территориального управления);
  • повышение роли интеллектуальной собственности;
  • развитие инновационно-ориентированных экономических систем (ориентация экономики на лучшие достижения НТП, в т.ч. путем создания в предприятиях и организациях АПК постоянно действующих служб по внедрению новых экономических и отраслевых технологий, иных достижений науки и практики, имеющих статус ведущих подразделений).

Ниже  дано краткое обоснование указанных  выше общих закономерностей развития АПК и всей экономики.

Закономерность №1. Демократизация экономики с целью социализации общества (путем демократизации собственности и производственного управления)

1. Частная собственность гарантирует развитие экономики лишь при условии создания конкурентной среды (монопольная форма частной собственности в экономическом и социальном плане менее эффективна государственной, т.е. социалистической).

2. Экономика развивается по мере рассредоточения собственности в руках значительной части населения, т.е. перехода от монопольной к демократической её форме.

3. Наличие и реальная деятельность антипонопольных комитетов — одно из условий развития экономики.

4. Трансформация собственности во всем мире идет по схеме: крупные монополии — рост числа мелких собственников небольших хозяйственных субъектов — рост числа мелких собственников (акционеров) крупных субъектов — рост числа крупных народных предприятий (в которых важная роль принадлежит корпоративному духу).

5. Во всех развитых странах имеет место тенденция развития системы участия рабочих в управлении предприятиями. Работодатели идут на это по трем причинам: под давлением государства; по требованию трудящихся; в связи с экономической и социальной целесообразностью этого процесса.

6. Жизнь доказала экономическую и социальную целесообразность демократизации отношений «капитал-труд» путем повышение роли и оценки труда. Проявляется это, прежде всего, в росте доли оплаты труда в структуре себестоимости продукции.

7. В наиболее развитых странах растет число народных предприятий, на которых производительность труда выше, чем на других.

8. В развитых странах в АПК наибольшее развитие получают кооперативные формы собственности и организации труда.

Закономерность №2. Повышение регулирующей роли государства в экономике

1. В развитых странах государственные органы оказывают АПК существенную финансовую поддержку. В частности, в странах ЕС уровень государственной помощи сельскому хозяйству составляет 38 %. Наиболее высокую поддержку аграрному сектору оказывают Швейцария — 76 %, Япония — 72 %, Финляндия — 72 %. Это не помощь в обычном смысле, а способ регулирования межотраслевых пропорций с учетом особенностей отрасли (без учета чего наступает кризис).

2. Эффективность функционирования системы хозяйственного управления определяется качеством государственного управления (в частности тем, какими методами государство управляет экономикой).

Закономерность №3. Повышение контролирующей роли государства

1. Состояние бюджета и возможностей страны напрямую зависит от степени контроля государственными органами финансово-хозяйственной и иной деятельности предприятий и граждан (роль налоговой полиции в развитых странах значительно выше, чем в отстающих).

2. В развитых странах более качественно и системно осуществляется контроль за соблюдением предприятиями и гражданами законов, чего нельзя достичь без сильных контрольных функций.

Закономерность №4. Повышение социальной и экологической роли государства

1. Забота о гражданских правах населения, в частности, рабочих относится к числу важнейших функций государства. Её качественное выполнение дает социальный и экономический эффект. Этим объясняется наметившаяся в мире тенденция ограничения прав работодателей по увольнению рабочих, установлению минимально допустимых повременных расценок за их найм и т.д.

2. Все большее число стран начинает осознавать важность и эффективность решения социальных задач (по финансированию и строительству объектов социальной сферы, стимулированию роста численности населения, защите инвалидов, безработных, заботе об учащихся и т.д.).

3. Все большее число стран начинает осознавать важность и эффективность заботы о природе (создание и охрана национальных парков, решение задач обеспечения экологической чистоты почвы, вод, воздуха).

Закономерность №5. Повышение роли местного самоуправления (демократизация территориального управления)

1. Важной составляющей развития государственного управления является демократизация налоговой системы путем увеличения доли налоговых поступлений, остающихся в распоряжении местных выборных органов власти.

2. Развитие местного самоуправления — одно из важнейших условий экономического и социального развития данной территории.

3. В развитых станах местное самоуправление принято считать основой системы народовластия.

Закономерность №6. Повышение роли интеллектуальной собственности (интеллектуального  труда)

1. Демократизация отношений «капитал-труд» способствует признанию решающей роли интеллекта в социально-экономическом развитии общества (признания «приоритета ума над силой»).

2. Признание решающей роли интеллектуальной собственности способствует повышению общественно-экономической активности наиболее способной части населения. Поэтому во многих странах интеллектуальная собственность признана как особо активная и эффективная форма капитала, может участвовать в формировании уставного капитала предприятия.

3. Человеческий капитал приобретает все большее признание (соотношение оценки человеческого капитала и материально-финансовых ресурсов постепенно меняется в пользу первого).

Закономерность №7. Развитие инновационно-ориентированных экономических систем

1. Разработка и внедрение достижений НТП является одним из ключевых условий конкурентоспособности предприятий, отраслей, государств.

2. Государства и предприятия, лидирующие в области НТП, находятся в более выгодном экономическом положении, чем отстающие (т.к. получают дивиденды от более высокой производительности труда, более высоких потребительских качеств товаров, продажи больших объемов готовой продукции, а не сырье и т.д.).

3. В связи с высокой эффективностью научно-технических разработок, развитые государства на выгодных условиях осуществляют финансирование наиболее прогрессивных направлений в этой области.

4. Одной из главных причин относительно быстрого развития экономики ряда стран (Японии, Южной Кореи, Тайваня и других) — активизация роли государства в области сбора информации, пропаганды и стимулирования внедрения достижений НТП.

Разумеется, перечисленные направления развития АПК, в той или иной мере, учитываются и сейчас. Однако принимаемые меры половинчаты, поэтому не дают желаемого результата. В экономике, как и в медицине, «лечение» необходимо проводить в строгом соответствии с назначенным курсом. К примеру, нельзя внедрять хозрасчет на 80 %. Такой подход к делу снижает эффективность реализованной части мер, даже если они проводились полноценно. Чтобы получить необходимый результат любое научно обоснованное мероприятие должно внедряться на все 100 %. В противном случае, как показывает практика, хозяйственники теряют доверие к самым высокоэффективным рекомендациям.

Ниже  приведены результаты исследования государственного управления региональным (областным, краевым) АПК, проведенного на примере Тамбовской области. Цель исследования — обоснование проекта структуры и функций управления сельского хозяйства и продовольствия области. Проект представлен в МСХ и правительстве РФ для уточнения и внедрения в производство.

Анализ функций управления

В ходе подготовки проекта изучались функции, полномочия и ответственность управления сельского хозяйства и продовольствия Тамбовской области и его подразделений. В результате было установлено следующее:

1. Перечень функций, приведенный в Положении об управлении сельского хозяйства и продовольствия области, содержит все виды деятельности, которые должны выполняться органом государственного управления АПК региона (материально-техническое обеспечение, реализация продукции, защита прав собственников, внедрение достижений науки и передовой практики, инвестирование, развитие рынка, управление государственной собственностью, реформирование, выявление перспектив развития и разработка соответствующих программ, контроль деятельности хозяйственных формирований).

2. Вместе с тем, полномочия управления, в основном, сведены к праву участия в мероприятиях, внесения предложений, получения необходимой информации.

3. Ответственность управления сформулирована одним пунктом, но емко: «…несет ответственность за техническое обеспечение, устойчивое и динамичное развитие…».

4. Функции подразделений управления в основном отражают перечень функций, изложенный в положении об управлении.

5. Наиболее распространенной формулировкой обозначения полномочий подразделений управления является: «Имеет право получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения своих функций». Для 10-ти подразделений управления из 23-х (без учета хозяйственных отделов) полномочия не определены совсем.

6. Ответственность для большинства подразделений управления также сформулирована расплывчато: «Несет ответственность за надлежащее выполнение своих функций».

Из анализа  положений об облсельхозуправлении и его подразделений следует, что функции, полномочия и ответственность управления и его подразделений не соответствуют друг другу. Вызвано это тем, что, обладая теми полномочиями, которыми управление наделено, практически невозможно выполнять вмененные ему функции. Функции же эти не надуманны, а объективно необходимы для развития агропромышленного комплекса.

Несоответствие  степени ответственности функциям объясняется отсутствием у управления реальных полномочий. Практика же показывает, что соответствие полномочий и ответственности является одним из обязательных условий эффективной деятельности любого органа управления.

О реальных полномочиях и возможностях управления полноценно говорит следующий факт. Отдел аграрной политики и реформирования относится к числу ключевых подразделений управления. Перед ним стоят важные задачи, связанные с решением проблем адаптации АПК области к современным сложным условиям хозяйствования. Объем этих задач требует от специалистов отдела подготовки многочисленных документов, совершения поездок в районы и на предприятия, продолжительных телефонных переговоров. Но отдел не располагает ни необходимой оргтехникой, ни транспортом, из-за чего поездки сопряжены с большими трудностями. На телефонные переговоры отделу выделяется месячный лимит в размере 150 руб., что соответствует всего лишь дневной потребности отдела.

Анализ  показывает, что полномочия и возможности управления ограничены не только дефицитом финансовых ресурсов. Проблема эффективной работы управления тесно связана с несовершенством законодательства. В частности, в области защиты прав собственности акционеров (пайщиков), о чем свидетельствует следующий пример. Так, в одном из районов области глава районной администрации потребовал от нерадивого руководителя сельхозпредприятия ответственного отношения к своим обязанностям (речь шла о необходимости своевременного проведения уборочной кампании). В результате, глава администрации был обвинен прокурором района в незаконном вмешательстве в деятельность руководителя хозяйства. Тем самым закон был соблюден. Интересы же сотен акционеров и работников этих хозяйств, не получивших из-за халатности руководителя причитающихся им дивидендов и заработной платы, были проигнорированы.

Аналогичная ситуация имела место и в Гавриловском районе, где решением суда были восстановлены в должности трое руководителей хозяйств, освобожденные ранее по инициативе руководства администрации района. В итоге, как и в предыдущем случае, пострадавшими оказались собственники земельных долей и имущественных паев, а также работники данных предприятий, не способных из-за нищеты, несовершенства законодательства и судебной системы защитить свои интересы.

В штат управления входит и руководитель Продовольственной корпорации Тамбовской области. В связи с этим изучалось выполнение данной организацией своих функций.

Анализ  показал, что корпорация является одним  из трех (наряду с колхозным рынком и перерабатывающими предприятиями) основных закупщиков продукции сельхозпредприятий области. Доля каждого из них в 1998 году составила: колхозный рынок (32,5 %), перерабатывающие предприятия (65,0 %), продовольственная корпорация (2,5 %).

Наиболее  неорганизованный из них — колхозный рынок (по принятой в области классификации сюда входят все остальные каналы реализации). На нем цены на одну и туже продукцию колеблются в 2 и более раза. Причем, около 80 % продукции, реализуемой хозяйствами на колхозном рынке, покупается для перепродажи. Большое количество перекупщиков снижает конкурентоспособность АПК, криминализуют его. Эти факты, мощный потенциал продовольственной корпорации (в каждом районе имеет своего представителя и базу для хранения продукции) и необходимость формирования планируемой системы сбыта продукции свидетельствуют о необходимости изменения соотношения сегментов рынка. Данную трансформацию целесообразно осуществить в сторону повышения доли продовольственной корпорации до 20-25% (за счет колхозного рынка). Расчеты показывают, что данная мера позволит обеспечить безубыточность растениеводческой отрасли области (в 1998 г. её полная себестоимость превышала выручку на 17.5 %).

Информация о работе Роль государства в развитии АПК развитых стран мира