Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

Возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития общества. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………... 2

Понятие рынка…………………………………………………. 3

Роль государства в рыночной экономике …………………… 5

Функции государства в рыночной экономике………………. 7

Методы регулирования рыночной экономики……………… 16

Заключение……………………………………………………. 20

Список литературы…………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Контр.работа Роль гос-ва в рыночной экономике.docx

— 54.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………... 2

 

Понятие рынка…………………………………………………. 3

 

Роль государства в  рыночной экономике …………………… 5

 

Функции государства в  рыночной экономике………………. 7

 

Методы регулирования  рыночной экономики……………… 16

 

Заключение……………………………………………………. 20

 

Список литературы…………………………………………… 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство представляет собою  стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует  существование всех других негосударственных  институтов. Государство формулирует  принципы существования и организует формы общественной жизни, образуя  основу институциональной иерархии.

 
Возникновение и существование государства  является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным  и значимым фактором развития общества. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства. С одной стороны, государственное регулирование проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений.

 

В своей работе я рассмотрю  роль государства в рыночной экономике, его функции и методы регулирования. Приведу актуальные примеры современного устройства рыночной экономики.

 

 

Понятие рынка

 

Рыночная экономика -  экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Рыночные отношения проникнуты во все сферы общественного производства. Иначе неправомерно называть экономику рыночной.

Существуют многие элементы рынка и рыночных отношений, которые  не всегда имеют отношение именно к рыночной экономики. Существуют эти элементы и в нерыночной, государственной, плановой экономике. Точно также элементы государственного планирования, регулирования экономических процессов, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Так что экономику можно считать рыночной только в случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики.

В централизованной экономике  объектом свободной купли-продажи  становятся только потребительские  товары и отдельные виды услуг. А  в условиях рыночной экономике сфера  обменных процессов распространяет свое действие на подавляющее большинство  видов продукции, товаров, услуг. Объектом купли-продажи становятся не только основные предметы потребления, но практически  и все другие предметы, блага, услуги, включая средства производства.

В рыночной экономике объектом купли-продажи является жилье, иные виды имущества, недвижимость. Жилая  площадь не предоставляется, не распределяется государственными органами, а покупается и продается на рынке жилья.

Наличие средств производства и природных ресурсов (орудий труда, земли, природных богатств, производственных зданий и сооружений, оборудования, машин, материалов, энергоносителей и энергии) также неотъемлемые признак рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение этих видов экономических ресурсов заменяется свободной оптовой и розничной продажей. Все объекты обретают денежную стоимость и цену [6, с.303].

Рыночная экономика немыслима  без свободного рынка капитала (денег, валюты, ценных бумаг), который практически отсутствует в централизованной экономике либо представлен в ней в мизерных дозах и проявлениях.

Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется и в  том, что в нем широко представлен  рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками на началах  купли-продажи.

Рыночная экономика не есть экономический мир, в котором  свободно покупается и продается  все без ограничения. Законы страны, государства призваны разумным образом  ограничивать продажу и покупку земли, природных ресурсов, оружия, опасных для людей веществ, национальных культурных ценностей, духовного наследства и рядов других предметов, вещей. Ограничивается и деятельность в форме оказания отдельных видов услуг. В то же время все это вместе взятое не противоречит тезису о всеобщем характере рынка в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль государства в рыночной экономике

 

Рыночная экономика не сможет существовать без контроля и  регулирования государства. Термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства [3, с. 125].

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования  в действие вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в  экономике, восстанавливают своеобразное равновесие и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов.

В цивилизованной рыночной экономике, государственное регулирование противостоит силе стихийных регуляторов. Благодаря наличию системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности.

Изымая средства, необходимые  для общегосударственных нужд, и  определенным образом распределяя  их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние  на рынок и рыночные отношения [3, с. 125]

Государственного управление рыночной экономики отличается от государственное управления централизованной экономики тем, что управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит, а в централизованной, органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам.

Найти оптимальное сочетание  рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных  подходов и критериев решения  этой проблемы экономической науки  практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции  в поиске оптимума.

Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки  рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры»  может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой  механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный  инструментарий государственного вмешательства  в экономику нацелен на поддержание  подобного оптимизма [3, с. 125].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции государства в рыночной экономике

 

Выделяют следующие основные функции  государства в рыночной экономике [4, с. 98-100]:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
  4. Предоставление общественных товаров и услуг
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
  7. Участие в хозяйственной деятельности.

 

Рассмотрим функции государства  по отдельности [4, с. 98-100]:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства:

Каждый участник рыночного  обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В  этой ситуации необходимо вмешательство  государства, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные  органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях  недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.

 

  1. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей:

Государство должно играть активную роль в поддержании и  защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы  экономики. Преимущества рынка связаны  с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают  в качестве механизма распределения  ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения  многих продавцов и покупателей  о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в  свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения  ресурсов между различными отраслями.

В любой стране с рыночной экономикой существует система государственного антимонопольного регулирования. Антимонопольное  регулирование представляет собой  комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения  условий для рыночной конкуренции  и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное  регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию  монополий на рынке, и включает регулирование  уровня концентрации производства, ценовое  и налоговое регулирование.

  1. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами:

Достаточно важную роль государство  играет в решении вопросов, связанных  с внешними эффектами, нейтрализация  которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты - это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).

Если рынок не может  регулировать внешние издержки, то государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться  с внешними издержками, которые в  результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Внешняя  экономическая выгода также может  быть неподвластна людям, принимающим  решения. Предположим, районная поликлиника  проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и  другим жителям района, для которых  снизится риск заболевания. Именно государство  организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно  учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.

Примером положительного внешнего эффекта может служить  строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность  контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.

Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а  отрицательный - издержками третьего лица.

  1. Предоставление общественных товаров и услуг:

Механизм свободного рынка  позволяет людям удовлетворить  только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство  товаров и услуг, производимых и  реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для  индивидуального потребления. Как  правило, эти товары обладают следующими свойствами [4, с. 98-100]:

·частные блага делимы на любые необходимые количества;

·наличие возможности  отлучить потенциального потребителя  от приобретения по причине его неплатежеспособности;

·потребление частного блага  одним человеком делает невозможным  его одновременное использование  другими людьми.

Помимо частных благ, люди пользуются общественными благами, которые обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам  частных благ:

·их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;

·они неделимы по своей  природе;

·потребление общественного  блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами  общества.

Предоставление населению  общественных благ становится одной  из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится  на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике