Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

Возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития общества. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………... 2

Понятие рынка…………………………………………………. 3

Роль государства в рыночной экономике …………………… 5

Функции государства в рыночной экономике………………. 7

Методы регулирования рыночной экономики……………… 16

Заключение……………………………………………………. 20

Список литературы…………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Контр.работа Роль гос-ва в рыночной экономике.docx

— 54.51 Кб (Скачать файл)
  1. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики

Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка  и нестабильности рыночной экономической  системы, имеющей следствием такие  отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни  определенных слоев населения и  безработица. В этом случае государственное  регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и  справедливости в распределении  экономических ресурсов и благ.

Государство имеет возможность  вносить определенный вклад в  предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения  экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие.

  1. Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки

Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у  одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более  в них нуждающимся. Перераспределение  доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые  с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования  и медицинской помощи, а государство  аккумулирует денежные средства с помощью  системы налогообложения, а затем  распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения.

 

Во многих странах государственные  программы перераспределения доходов  делятся на две основные категории:

-Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.

-Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий. Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.

Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и  т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны, к ним относятся [4, с. 98-100]:

·минимальная оплата труда;

·пенсии по старости;

·пенсии по инвалидности;

·пенсии по случаю потери кормильца;

·пенсии за выслугу лет;

·пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска  за уходом за ребенком, ежемесячные  пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;

·стипендии студентам  и учащимся в сфере профессионального  образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;

·индексация доходов в  условиях инфляции;

·компенсация потерь от стихийных  бедствий, частичная компенсация  потерь сбережения населения;

·пособия по безработице, а также компенсационные выплаты  работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи  с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;

·медицинское страхование;

·защита условий труда;

·социальное обслуживание лиц  пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.

Многие экономисты считают, что участие государства в  перераспределении доходов позволяет  добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению  поведения людей и снижению эффективности  использования ресурсов.

  1. Участие в хозяйственной деятельности

В качестве потребителя государство  приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления  национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к  их производству безразличен рынок. Механизмы рынка и цен обслуживают  производство, обращение и потребление  индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, т.е. то, что при условии  наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как  только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между  теми товарами и услугами, которые  обеспечивает государство, и теми, которые  производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые  частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного  порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства  многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

Вопрос об экономической  роли государства является одним  из старейших в экономической  науке. Существует несколько причин, которые делают вмешательство государства  возможным и даже необходимым - когда  рынок показывает свою « несостоятельность» [4, с. 98-100]:

. монополия, которая ведет  к неэффективности. Существуют  различные причины возникновения  монополий, регулировать их деятельность  в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это - функция власти, государства.

. наличие внешних факторов, издержек или выгод которые  получают или несут лица, не  участвующих в сделках обмена.

. неспособность государства  обеспечить население общественными  благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

. дифференциация доходов  населения и возникающая при  этом проблема бедности, становится  бедой для всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы государственного регулирования

 

К методам государственного регулирования относятся [5, с. 56-58]:

  1. Административные методы. К административным методам регулирования экономики относятся: запрещение, разрешение, принуждение:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание каких-либо товаров и услуг и их компонентов  общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению. Например, государство может ввести запрещение транзита, т. е. следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей. В США, например, торговые запреты существуют в отношении Ирака, Сирии, КНДР, Вьетнама, Кубы, Ливии.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия). Например, в Великобритании существует особое разрешение на расширение производственных мощностей. Оно выдается местными властями по согласованию с  органами пожарного надзора, контроля над окружающей средой и др. Такое  разрешение требуется при оформлении страхования на вновь возведенный  объект [5, с. 56-58].

Принуждение - один из методов  управления, основанный на порицании  и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

  1. Экономические методы. В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических методов. Существенные позиции среди них занимают: денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, текущее регулирование экономики, государственное программирование.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в  области денежного обращения  и кредита, направленная на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости  и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования [5, с. 56-58]:

установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые  финансово-кредитные организации  обязаны хранить в центральном  банке;

операции государственных  организаций на рынке ценных бумаг.

Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для  реализации социально-экономической  политики.

Бюджетно-финансовая политика зависит от конкретной хозяйственной  и политической ситуации, а также  от стратегии экономического развития страны. В зависимости от этих факторов предусматривается разная степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижения сбалансированности бюджетных доходов и расходов и т. д. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику, а также тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

Ускоренная амортизация - это амортизация по повышенным ставкам в сравнении с действующими или средними ставками. Этот метод  занимает особое место среди комплекса  мер государственного регулирования  экономики. Смысл ускоренной амортизации  состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный  фонд, который превышает размеры  фактического морального и физического  износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает  переносить существенную часть прибыли  в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет  в последующем направлять указанные  суммы в новые капитальные  вложения [5, с. 56-58].

В развитых странах применяется  текущее регулирование экономики  и государственное программирование экономики.

Текущее регулирование экономики  осуществляется в основном посредством  бюджетно-финансовой политики. Существенная роль в таком регулировании отводится  государственным расходам: заказы и  закупки товаров и услуг, прямые военные затраты, различные субсидии и другие расходы.

Текущее регулирование экономики  нацелено прежде всего на поддержание определенного уровня производства и занятости. В период, когда экономическое развитие характеризуется высокими темпами, предусматриваются меры, сдерживающие инвестиции и таким образом препятствующие перепроизводству. К таким мерам можно отнести сокращение государственных расходов на закупки товаров и услуг, удорожание кредита, уменьшение субсидий, увеличение налогов. В условиях падения объемов производства, роста безработицы применяются противоположные меры: увеличиваются государственные расходы, кредит удешевляется, налоги сокращаются. В то же время надо учесть, что чрезмерный рост государственных расходов приводит, как правило, к бюджетному дефициту, для покрытия которого вводятся дополнительные налоги, берутся внешние займы.

Государственное программирование - это долговременное, целевое регулирование  экономики, предусматривающее разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику  в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные  группы населения и др. [5, с. 56-58].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Роль государства в  экономике очень велика. Оно создает  условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике