Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. В России продолжается процесс формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ
1.1 Причины государственного вмешательства в рыночную экономику……………………4
1.2 Понятие и сущность государственной экономической политики………………………..6
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики………………8
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
2.1 Основные тенденции экономико-политического развития России в 2006 году………11
2.2 Влияние внутреннего и внешнего спроса на динамику и структуру ВВП……………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. НЕОБХОДИМОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ
ЭКОНОМИКУ
1.1 Причины государственного
вмешательства в рыночную экономику……………………4
1.2 Понятие и сущность государственной
экономической политики………………………..6
1.3 Цели и функции государственного
регулирования рыночной экономики………………8
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ.
2.1 Основные тенденции экономико-политического
развития России в 2006 году………11
2.2 Влияние внутреннего и внешнего
спроса на динамику и структуру ВВП……………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Изучение экономической роли государства
– неотъемлемая часть экономического
образования. Отечественная экономическая
наука переживает сегодня новый этап.
От почти полного отрицания государственного
регулирования экономики, навеянного
борьбой с командно-административной
системой хозяйствования в начале 90-х
гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена
обратиться к теме государственного регулирования
экономики.
В России продолжается процесс
формирование рыночной экономики. В результате
экономических реформ сложилась крайне
нерациональная, деформированная в основах
хозяйственная система, имеющая мало общего
с нормальной рыночной экономикой.
В такой ситуации регулирующая
роль государства также приобретает искаженный
характер, далёкий от того, каким должен
быть в условиях цивилизованного рынка.
Это усложняет изучение проблем государственного
регулирования экономики России. Многие
инструменты экономической политики российского
государства находятся в состоянии становления.
С развитием рыночных отношений и повышением
уровня их зрелости, с более полным приведением
в действие движущих сил рыночного механизма
будет претерпевать изменения и государственное
регулирование экономики. Экономические
функции государства во все большей мере
будут сосредотачиваться на усилении
роли рынка, на смягчении его «провалов»,
на более полной реализации неуклонно
возрастающей взаимосвязи экономических
и социальных отношений.
После радикальных рыночных
преобразований стала признаваться необходимость
усиления экономической роли государства.
Но это усиление должно идти не в направлении
продолжения прежнего экономического
курса и усиления деформации рыночных
отношений, а в направлении кардинальной
корректировки рыночных преобразований.
Проблема государственного
вмешательства в экономику является, основной для любо
Цели исследования состоят в изучении роли и функций
государства в экономике.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
-рассмотреть причины государственного
вмешательства в рыночную экономику;
-дать понятие и сущность государственной
экономической политики
-определить объекты, цели, функции
и цели государственного регулирования
экономики;
- рассмотреть тенденции экономико-политического
развития России в 2010 году;
- провести анализ динамики
ВВП в России;
Методы исследования:
-обработка, анализ научных источников;
-анализ научной литературы,
учебников и пособий по исследуемой проблеме
Объект исследования – механизм государственного
регулирования в экономике.
Предмет исследования – роль государства
в рыночной экономике
1. НЕОБХОДИМОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
1.1 Причины государственного
вмешательства в рыночную
Рыночная система формировалась
на протяжении нескольких тысяч лет в
результате постепенного разложения натурального
хозяйства. В основе этого процесса лежало
развитие общественного разделения труда
и экономическое обособление производителей
в рамках частной формы собственности
на средства производства. Этот процесс
сделал необходимой и единственно возможной
формой связи между экономическими субъектами
обмен результатами хозяйственной деятельности.
Именно такой непрерывный процесс обмена
продуктами труда и есть одно из определений
рынка.
Рынок, по сути своей – анархия
высшего порядка, то есть саморегулирующаяся
анархия. Управляющей системой рыночного
механизма является свободная конкуренция.
Но в некоторых случаях сил одной конкуренции
недостаточно для синхронизации всех
рыночных процессов. Возникающий дисбаланс
расшатывает саморегулирующий механизм
(примером может служить «Великая депрессия»
30-х годов), и если не устранены причины
сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь
экономическими терминами, фиаско.
«Рыночная экономика» означает
качественный скачок в экономической
истории человечества. Ведь это – «рынок
покупателя», в котором производитель
утрачивает диктаторский статус. Если
мы осознаем всю значимость перехода приоритета
к потребителю, (то есть, от продавца к
покупателю), то нам станет, ясна и необходимость
характеристики новой ступени экономической
истории общества только как «рыночной»
экономики. Сам по себе производитель
(продавец) – это еще не рынок. Таковым
он становится только с появлением свободного,
имеющего возможность выбора своей потребительской
выгоды покупателя.
Избавляя общество от дефицита,
стимулируя научно-технический прогресс,
рыночная организация вместе с тем демонстрирует
явную неспособность решать другие, может
быть, не менее важные социально-экономические
проблемы.
К первой, прежде всего, относится
удовлетворение тех общественных потребностей,
которые невозможно измерить в деньгах
и превратить в платёжеспособный спрос.
В современном обществе круг таких потребностей
весьма широк, а их игнорирование абсолютно
немыслимо. Никакое общество не может
обходиться без национальной системы
обороны, народного образования, единой энергетической
системы, охраны общественного порядка,
аппарата управления государством и т.
п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах,
которыми поровну пользуются все граждане
страны, они получили название «общественных»
(или «коллективных») товаров. «Производство»
этих товаров и услуг целиком вынуждено
брать на себя государство, финансируя
его из средств бюджета за счёт налогов
на доходы предприятий и отдельных граждан.
При этом государство должно учитывать,
что «общественные товары» имеют весьма
сложную структуру, ибо часть из них (например,
национальная оборона) «потребляется»
всем населением страны поровну, другая
- лишь частью населения (услуги милиции
данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные
услуги, предоставляемые муниципалитетом
данного населённого пункта). Но тем не
менее совершенно ясно, что удовлетворение
потребностей на «общественные товары»
не может происходить на рыночной основе.
Вторая проблема, лежащая за
пределами досягаемости рыночного механизма,
связана с так называемыми «внешними эффектами».
Суть их в том, что деятельность предприятий
рыночного типа может иметь как отрицательные,
так и положительные последствия, не имеющие,
но реально влияющие на благосостояние
других членов общества. Таковы, к примеру,
внешние эффекты, связанные с загрязнением
окружающей среды в результате производственной
деятельности, исчерпание природных запасов
из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный
оборот, возникновение региональных и
структурных диспропорций в производстве,
и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам
по себе» не способен нейтрализовать эти
негативные последствия, потому что ориентирует
экономику исключительно на постоянно
возрастающий платёжеспособный спрос.
Поэтому регулирование внешних эффектов
по необходимости должно взять на себя
государство. Оно делает это путём их измерения
и организации перераспределения доходов
через госбюджет с целью погасить негативные
внешние эффекты или справедливо перераспределить
выгоды, полученные от положительных внешних
эффектов (например, ирригационных работ,
инициатором которых выступил один производитель,
а положительными результатами пользуются
многие).
Ликвидация негативных внешних
эффектов возможна и путём прямого администрирования,
т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых
природных ресурсов, применения вредных
технологий, производства товаров и услуг,
наносящих ущерб здоровью людей, и т.п.
Виновные в нарушении таких запретов подвергаются
штрафам, размер которых многократно превосходит
возможные выгоды производителя. В своей
борьбе с негативными внешними эффектами
государство не одиноко. Ему помогают
многочисленные общества по защите прав
потребителей, свободная пресса, институты
представительной демократии.
Всё это даёт возможность существенно
корректировать действие рыночного механизма,
смягчать или вовсе ликвидировать негативные
последствия слепой игры рыночных сил,
проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем,
порождаемых ограниченностью рыночного
механизма, связана с важнейшими социально-экономическими
правами личности и, в первую очередь,
с правом на труд. Надо иметь ввиду, что
теоретически немыслима и практически
невозможна рыночная экономика с полной
занятостью.
Роль государства в этой сфере
отношений сводится вовсе не к тому, чтобы
любой ценой обеспечить «полную занятость».
Это означало бы разрушение самого рыночного
механизма. Задача состоит в другом –
в эффективном регулировании рынка рабочей
силы, поддержании с помощью трансфертов
(социальных выплат) людям, не по своей
утративших рабочие места, осуществлении
программ по созданию новых рабочих мест
и т.п.
Существуют и требуют государственного
вмешательства и иные проблемы, которые
рынок также решить не в состоянии. Сюда
относятся крупные инвестиционные проекты,
не сулящие скорой прибыли и связанные
с большим риском, неравномерность регионального
развития, необходимость борьбы с инфляцией
и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок
представляет собой наилучший, т.е. наиболее
эффективный способ хозяйственной организации
из всех известных истории, а с другой
стороны, у него есть весьма существенные
недостатки, которые могут и должны быть
нейтрализованы или смягчены с помощью
разных форм вмешательства государства,
политических и общественных организаций.
Именно поэтому нормальной экономикой
повсюду считается регулируемая рыночная
экономика, в которой более или менее удачно
решается задача совмещения саморегуляции
рыночных отношений с их корректировкой
в соответствии социально-приоритетными
ценностями.
Неслучайно неотъемлемым свойством
рыночной системы является её многосекторность,
т.е. разнообразие форм собственности
и хозяйственной деятельности. Удельный
вес каждой формы определяется только
рыночной эффективностью и неодинаков
в разных странах.
В плановой экономике государство
играет решающую роль в определении всех
экономических пропорций. При построении
системы государственного регулирования
экономики здесь господствует принцип
«максимальной возможности»: все экономические
процессы, которые в принципе поддаются
централизованному регулированию, должны
управляться центральными органами. Общим
для всех стран с плановой экономикой
является то, что система государственного
управления предстает как основной регулятор
хозяйственных пропорций, тогда как в
странах с рыночной экономикой оно всегда
выполняет вспомогательные функции.
В рыночной экономике основным
регулятором экономических пропорций
является рынок. Государственное регулирование
играет вспомогательную роль. Оно строится
на основе принципа «необходимости»: только
в тех сферах, где рыночные регуляторы
в силу различных причин неэффективны,
допустимо и целесообразно государственное
регулирование.
1.2 Понятие и
сущность государственной
Государственное регулирование
экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер
законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей
социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
По мере развития рыночного
хозяйства возникали и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не могли
быть решены автоматически на базе частной
собственности. Появилась потребность
значительных инвестиций, малорентабельных
или нерентабельных с точки зрения частного
капитала, но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехозяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали государственной
экономической политики.
Теоретически понятие государственной
экономической политики шире понятия
государственного регулирования экономики,
т. к. первая может основываться и на принципе
невмешательства государства в хозяйственную
жизнь. В современных условиях невмешательство
государства в социально-экономические
процессы немыслимо. Уже давно споры идут
не о необходимости государственного
регулирования экономики, а о его масштабах,
формах и интенсивности. Поэтому термины
«государственное регулирование экономики»
и «государственная экономическая политика»
в наше время идентичны.
В современных условиях государственное
регулирование экономики является составной
частью процесса воспроизводства. Оно
решает различные задачи, например, стимулирование
экономического роста, регулирования,
занятости, поощрения в прогрессивных
сдвигах в отраслевой и региональных структурах,
поддержки экспорта. Конкретные направления,
формы, масштабы государственного регулирования
экономики определяются характером и
остротой экономических и социальных
проблем в той или иной стране в конкретный
период.
Таким образом, экономическая
политика – это проводимая государством,
правительством страны генеральная линия
экономических действий, придание желаемой
направленности экономическим процессам,
воплощаемые в совокупность предпринимаемых
государством мер, посредством которых
достигаются намеченные цели и задачи,
решаются социально-экономические проблемы.
В экономической политике находит непосредственное
отражение реализуемый правительством
страны курс. По своему замыслу экономическая
политика призвана выражать, воплощать
цели, задачи, интересы страны, государства
и народа.
Во многом экономическая политика
государства ситуационно обусловлена
в том смысле, что она непосредственным
образом диктуется унаследованным прошлым,
сложившейся в стране экономической обстановкой,
ранее принятыми решениями и обязательствами.
Экономика стран мира развивается
циклически, в ней происходят колебательные
процессы, волнообразные движения. С периодом
в несколько лет или даже десятилетий
фаза экономического роста, подъема деловой
активности сменяется фазой движения
макроэкономических показателей роста,
возникновение экономического спада,
уменьшение спроса и предложения, угасание
предпринимательской активности. Соответственно,
следует выделять, различать такие последовательно
сменяющие друг друга фазы экономического
цикла как подъем (экономический рост),
высокая экономическая конъюнктура (экономический
бум), спад (рецессия, экономический кризис,
стагнация, стагфляция), низкая экономическая
конъюнктура (депрессия).
В зависимости от временного
диапазона действия, продолжительности
периода, на который рассчитаны проводимые
мероприятия, принято различать краткосрочную
и долгосрочную экономическую политику.
Долгосрочная политика характерна при
относительно устойчивых условиях экономической
жизни либо достаточно гарантированных
ресурсных возможностей. Что позволяет
наметить линию экономического поведения
намного лет вперед и более или менее строго
придерживаться ее. Неустойчивость экономических
процессов, непредсказуемость внутренних
и внешних условий осуществления хозяйственной
деятельности отдает приоритет краткосрочной
экономической политике, характеризуемой
приданием направленности экономическим
действиям на период характеризуемый
примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая политика проводится
государством, посредством использования,
находящего в его распоряжении инструментария
совокупности рычагов воздействия на
экономические процессы и агентов хозяйственной
деятельности. Она реализуется через законы,
президентские указы, правительственные
постановления и другие нормативные акты,
текущие оперативные постановления и
решения государственных органов.
1.3 Цели и функции
государственного
Объекты государственного регулирования
экономики – это сферы, отрасли, регионы,
а также ситуации, явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или могут возникнуть
трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически
или разрешаемые в отдалённом будущем,
причём снятие этих проблем настоятельно
необходимо для нормального функционирования
экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного
регулирования экономики:
· экономический цикл;
· секторальная, отраслевая
и региональная структура хозяйств;
· условия накопления капитала;
· занятость;
· денежное обращение;
· платёжный баланс;
· цены;
· НИОКР (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы);
· условия конкуренции;
· социальные отношения, включая
отношения между работодателями и работающими
по найму, а также социальное обеспечение;
· подготовка и переподготовка
кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты
могут носить совершенно различный характер,
они охватывают макроэкономические процессы
- хозяйственный цикл, накопление капитала
в масштабах страны, отдельные отрасли,
территориальные комплексы и даже отношения
между субъектами - условия конкуренции,
отношения между профсоюзами и объединениями
предпринимателей, между государственными
регулирующими органами.
Роль государства в рыночной
экономике проявляется через его функции.
Деятельность государства направлена
на достижение генеральной цели - блага
человека, его нравственного и физического
благополучия, максимальной правовой
и социальной защищенности личности.
Как правило, государство корректирует
те «несовершенства», которые присущи
рыночному механизму и с которыми он сам
либо справиться не в состоянии, либо это
решение неэффективно. Государство берет
на себя ответственность за создание равных
условий для соперничества предпринимателей,
для эффективной конкуренции, за ограничение
власти монополий. Оно также заботится
о производстве достаточного количества
общественных товаров и услуг, так как
рыночный механизм не в состоянии должным
образом удовлетворять коллективные потребности
людей. Участие государства в экономической
жизни диктуется еще и тем, что рынок не
обеспечивает социально справедливое
распределение дохода. Государству надлежит
заботиться об инвалидах, малоимущих,
стариках. Ему также принадлежит сфера
фундаментальных научных разработок.
Это необходимо, потому что для предпринимателей
это очень рискованно, чрезвычайно дорого
и, как правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы. В целом государство реализует
политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Экономические функции современного
государства довольно многообразны и
сложны. Каждая функция государства имеет
предметно-политическую характеристику.
Ее содержание показывает, что является
предметом деятельности государства,
какие средства им используются для достижения
той или иной цели.
Можно выделить две группы регулирующих
функций государства:
а) Функции обеспечения правовой
базы функционирования рынка, а также
функция стимулирования и защиты конкуренции,
как главной движущей силы в рыночной
среде;
б) Функции перераспределения
доходов, корректировки распределения
ресурсов, обеспечения экономической
стабильности, экономического роста
Основные регулирующие функции
государства состоят в следующем:
· стимулирование
сбалансированного экономического роста;
· обеспечение занятости;
· регулирование цен;
· создание правовой основы;
· распределение ресурсов;
· обеспечение социальной защиты;
· регулирование рынка труда;
· сохранение и улучшение окружающей
среды;
· региональная политика;
· реализация национальных интересов.
Перечень функций государства
этим отнюдь не исчерпывается. Государство,
пытаясь решить проблемы, неподвластные
рынку, осуществляет антимонопольную
политику с целью поддержания конкуренции,
обеспечивает свободу предпринимательства,
законность и порядок в хозяйственной
жизни, стимулирует деловую активность
и использование имеющихся научно-технических
результатов. За государством всегда сохраняется
организация денежного обращения и социального
страхования, проведение глубоких структурных
преобразований производства, решение
вопросов фундаментальной науки, производство
общественных благ, оказание помощи малорентабельным,
но важным для хозяйства производствам,
обеспечение устойчивости национальной
валюты, контроль внешнеэкономической
деятельности, включая организацию таможенной
системы, и многие другие. Это так называемые
классические функции государства, составляющие
как бы нижнюю границу его вмешательства
в рыночную экономику.
К исключительной прерогативе
государства относятся высшие национальные
интересы, экономическая безопасность,
гарантом и защитником которых оно является.
Государство обязано соблюдать баланс
общественных интересов, социальной стабильности
и защищать национальные интересы путем
организации контроля национальных ресурсов
при проведении внутренней и внешней политики.
Здесь важное место занимает управление
предприятиями и организациями, составляющими
государственную собственность. Их круг
должен быть ограничен отраслями, имеющими
общегосударственное значение, например
ядерной энергетикой, деятельностью в
космосе, общегосударственным транспортом,
связью и др.
Таким образом, основными направлениями
экономической деятельности государства
являются:
1. Обеспечение нормальных условий
работы рыночного механизма, что предполагает
регулярную демонополизацию экономики,
ее антиинфляционную профилактику с помощью
стабильной денежной политики, поддержание
бездефицитной системы государственных
финансов и др. В странах, вставших на путь
восстановления рыночного хозяйства,
государству также приходится формировать
многосекторную экономику, демонтировать
звенья административно-командного управления,
образовывать действенную систему экономических
регуляторов и много другое.
2. Выполнение функций, очерченных
минимально необходимыми и максимально
допустимыми границами вмешательства
государства в экономику. В решении этих
экономических проблем рыночный механизм
обнаруживает свою несостоятельность
или неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного законодательства,
т.е. правовой основы предпринимательства,
налогообложения, банковской системы
и др.
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ
2.1 Основные тенденции
экономико-политического развития России
в 2006 году
2006 год не отмечен яркими событиями
в экономике или политике. Власть продолжала
курс, намеченный в предыдущие годы. Не
было и каких-то особых внешних вызовов,
которые оказывали бы существенное влияние
на экономическую жизнь страны и требовали
специального реагирования.
Макроэкономические показатели
подтверждают это наблюдение (табл.1). Экономика
росла устойчивым, хотя и не слишком высоким
темпом – более высоким, чем среднемировой
или западноевропейский, но никак не обеспечивающим
решение столь популярной еще недавно
задачи «удвоения ВВП». Да и сама эта задача
как-то незаметно ушла на задний план.
Практически ни один значимый показатель
не демонстрировал существенного изменения
– ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Экономический рост России
продолжал существенно опережать наиболее
развитые страны мира, однако несколько
отставал от большинства стран постсоветского
пространства.
Позитивную динамику демонстрируют
инвестиции, особенно иностранные. Причем
происходит это в ситуации, когда государство
явно активизирует свою роль в экономической
жизни, наращивая активы государственных
предприятий, работающих в наиболее привлекательных
при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли
топливно-энергетического комплекса).
Правительство продолжало проводить
осторожную финансовую политику. Росли
средства Стабилизационного фонда и золотовалютные
резервы. Хотя бюджетная политика ослабла
(расходы федерального бюджета в номинальном
выражении увеличились более чем на 20%
по сравнению с предыдущим годом) и, следовательно,
зависимость государственного сектора
от внешнеэкономической конъюнктуры возросла,
пока нет оснований говорить об отказе
от консервативной бюджетной политики
и о начале раскрутки бюджетного популизма.
Как теперь понятно, недопущение популизма
в условиях обилия денежных средств –
задача не из простых, и на протяжении
минувшего года финансовые власти продолжали
поиск аргументов и решений, которые блокировали
бы мощный поток популистских требований
и призывов. Это было особенно важно для
политики предвыборного года.
Вопросы экономического роста
оставались в числе ведущих в экономико-политических
дискуссиях 2006 г. Однако произошла некоторая
трансформация обсуждения этого вопроса.
Таблица 1
Индексы основных макроэкономических
показателей в 2003–2006 гг., в % к предыдущему
году