Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. В России продолжается процесс формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ
1.1 Причины государственного вмешательства в рыночную экономику……………………4
1.2 Понятие и сущность государственной экономической политики………………………..6
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики………………8
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
2.1 Основные тенденции экономико-политического развития России в 2006 году………11
2.2 Влияние внутреннего и внешнего спроса на динамику и структуру ВВП……………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
Наблюдается деполитизация
дискуссии: ввиду того что ни одна из принципиальных
(альтернативных) моделей экономического
роста не была выбрана высшими должностными
лицами в качестве общегосударственной,
принятие решений о конкретных мерах в
рамках этих моделей и обсуждение их обоснованности
переместилось в отдельные заинтересованные
ведомства и их подразделения. При этом
тематика «удвоения ВВП» уходит на периферию
дискуссии и, хотя официально и не отменена,
явно перестает интересовать политическую
элиту страны.
Завершился первый год реализации
национальных проектов. Сформулированные
В. Путиным осенью 2005 г., они стали стержнем
социальной и бюджетной политики страны,
в значительной мере аккумулируя бюджетные
расходы и придавая экономической политике
правительства социальный акцент. Теперь
к четырем изначально предложенным проектам
(здравоохранение, образование, сельское
хозяйство и жилье) добавились проблемы
преодоления демографического кризиса.
Нацпроекты стали отражением
общей тенденции перехода к средне и долгосрочной
политике. За последнее время отчетливо
проявился спрос на программы развития
всей страны, а также отдельных ее регионов
и секторов экономики. Началась разработка
десятилетней социально-экономической
стратегии страны. Был подготовлен Сводный
доклад о результатах и основных направлениях
деятельности, содержащий трехлетние
ориентиры деятельности правительства;
соответствующие доклады подготовлены
министерствами и ведомствами. Впервые
осуществлен переход к трехлетнему бюджетному
планированию, что является беспрецедентным
в отечественной экономической истории:
даже в условиях советской плановой экономики
не удавалось вывести бюджетные проектировки
за рамки одного года. Субъекты Федерации
приступили к разработке долгосрочных
(на 10–15 лет) стратегий и среднесрочных
(на 3–5 лет) программ своего социально-экономического
развития. Правительство периодически
рассматривает стратегии развития отдельных
производственных и инфраструктурных
секторов.
На протяжении 2006 г. правительство
продолжало активно работать над разработкой
и практической реализацией «институтов
развития». Особые экономические зоны,
концессионные соглашения и Инвестиционный
фонд стали фактом экономической жизни.
Параллельно шла интенсивная работа над
созданием правовых и организационных
основ Государственной корпорации развития
(или Банка развития), которая стала бы
источником инвестиций для крупных проектов,
поддерживаемых государством. По видимому,
в 2007 г. эта работа будет завершена, и в
России появится целостная система так
называемых «институтов развития».
2.2 Влияние внутреннего и внешнего спроса на динамику и структуру ВВП
Отличительной особенностью 2006
г. явилось ускорение темпов экономического
роста при позитивном воздействии факторов
внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней
социально политической стабильности.
Повышение деловой активности опиралось
на опережающий рост инвестиций относительно
динамики конечного потребления и оказало
наиболее существенное влияние на характер
структурных сдвигов произведенного и
использованного ВВП. При увеличении ВВП
в 2006 г. на 6,7% фактическое конечное потребление
домашних хозяйств выросло на 10,7% и инвестиций
в основной капитал – на 13,5%
Фактором устойчивого экономического
развития в последние годы являлось одновременное
расширение и внешнего, и внутреннего
рынка. Если динамика внешнего спроса
формировалась под влиянием благоприятной
ситуации на мировых рынках топливных
и сырьевых ресурсов, то расширение внутреннего
рынка определялось кумулятивным воздействием
факторов повышения деловой активности
отечественного бизнеса и систематического
роста платежеспособного спроса населения.
Соотношение внешнего и внутреннего
спроса на протяжении 2001– 2006 гг. довольно
существенно изменялось (рис.1). В 2003–2006
гг. фиксировалось постепенное улучшение
условий торговли России с зарубежными
странами за счет как опережающего роста
цен на вывозимые из страны товары, так
и расширения спроса на основные российские
товарные экспортные позиции. Однако при
исключительно благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуре с IV квартала 2003 г. наблюдалось
замедление темпов роста экспорта по физическому
объему, и именно с этого периода фиксировалось
постепенное усиление влияния внутреннего
спроса на динамику экономического развития.
В 2005–2006 гг. замедление темпов роста внешнего
спроса протекало в более острой форме
и провоцировалось вялой динамикой физических
объемов экспорта нефти и нефтепродуктов.
Прирост внешнего спроса в 2005–2006 гг. в
среднем составлял 6,7% против 12,1% 2003–2004
гг.
Совокупное влияние внутренних
факторов, регулирующих уровень деловой
активности, оказалось вполне достаточным,
чтобы компенсировать ослабление воздействия
внешнего спроса на темпы экономического
роста. В 2006 г. прирост внутреннего спроса
достиг 10,0% против 9,1% в 2005 г. и 7,7% в 2003 г. Вклад
внутреннего спроса в прирост ВВП в 2006
г., по оценке, составил почти 78% и существенно
превысил показатель наиболее благополучного 2000
г. Положительная динамика внутреннего
спроса определялась как ростом объемов
внутреннего производства, так и расширением
масштабов импорта.
Поддержание уровня потребления
населения обусловило ускорение темпов
импорта потребительских товаров, а при
длительной тенденции опережающего роста
инвестиций относительно динамики отечественного
производства продукции машиностроения
– импорта машин и оборудования. Анализ
динамики ВВП по компонентам конечного
использования показывает, что прирост
импорта в 2006 г., по оценке, составил 20,3%
против 17,0% в 2005 г. и минимального за период
экономического роста показателя 14,6% в 2002
г. Формирование этой тенденции поддерживалось
растущими доходами бизнеса от внешнеэкономической
деятельности и повышением эффективности
импорта на фоне постепенного укрепления
рубля.
С ускорением темпов отечественного
производства в 2005–2006 гг. фиксируется
изменение структуры источников формирования
ресурсов внутреннего спроса. В совокупных
ресурсах внутреннего рынка усилилась
дифференциация товарных рынков по доле
спроса на импорт.
Доминирующее влияние на структуру
импорта 2006 г. оказывали интенсивный рост
физических объемов ввоза инвестиционных
товаров и сдержанные темпы импорта товаров
промежуточного спроса. Доля импорта машин
и оборудования в общем объеме импорта
в 2006 г. повысилась до 48,1% против 44,0% в 2005
г. и 41,2% в 2004 г. В структуре оборота розничной
торговли доля импорта потребительских
товаров повысилась с 40% в 2000 г. до 45% в среднем
за 2005–2006 гг. При тенденции к замедлению
темпов роста отраслей потребительского
комплекса, инициированного перманентным
кризисом текстильного, швейного, обувного
производств, доля отечественных товаров
в ресурсах розничной торговли непродовольственного
рынка в 2006 г. снизилась до 44,3% против 45,7%
в 2005 г. и 51,6% в 2000 г. Динамика продовольственного
импорта сдерживалась достаточно сильными
конкурентными позициями российских производителей,
и доля импорта в объеме товарных ресурсов
продовольственных товаров в период 2002–2006
гг. стабилизировалась на уровне 34%.
Сравнительный анализ динамики
ВВП по факторам показал, что наиболее
остро на изменение объемов и динамики
доходов от экспорта реагировала инвестиционная
сфера.
В 2003–2006 гг. растущие доходы
экономики от внешнеэкономической деятельности,
безусловно, стимулировали деловую активность.
Темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 6,7%,
инвестиций в основной капитал – 13,5% против
аналогичных показателей в среднем для
2001–2005 гг. соответственно на уровне 6,3
и 9,0%. Благоприятное сочетание факторов
деловой активности отечественного бизнеса
и конъюнктуры цен мирового рынка сырьевых
ресурсов обусловило интенсивное наращивание
масштабов валового сбережения.
Доля валового сбережения в
последние 7 лет находилась в интервале
31,1– 38,7% ВВП против 24,0% в предкризисном 1997
г. В 2006 г. под влиянием, с одной стороны,
растущих доходов экономики от экспорта,
а с другой – снижения расходов домашних
хозяйств валовое национальное сбережение
составило 33,4%, что соответствует среднему
показателю за 2001–2005 гг. С ростом доходов
от экспорта и повышением кредитно инвестиционной
привлекательности увеличивались стратегические
финансовые резервы государства. С 1 января 2004
г. в целях снижения рисков, связанных
с возникновением ситуации неблагоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры, а также
как инструмент стерилизации излишней
денежной массы за счет поступления дополнительных
доходов бюджета от высоких цен на нефть
начал формироваться Стабилизационный
фонд.
Совокупный объем средств Стабилизационного
фонда на 01.01.2007 г. составил 2346,9 млрд. руб.
против 1237 млрд. руб. на соответствующую
дату 2006 г. и 522,3 млрд. руб. – 2005 г. В 2005 г. из
средств Стабилизационного фонда 677,8 млрд.
руб. было направлено на следующие цели:
– на погашение долга перед
Международным валютным фондом – 93,5 млрд.
руб.;
– на погашение долга перед
странами – членами Парижского клуба
кредиторов – 430,1 млрд. руб.;
– на погашение долга перед
Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным
Минфину России в 1998–1999 гг. для погашения
и обслуживания государственного внешнего
долга Российской Федерации, – 123,8 млрд.
руб.;
– на покрытие дефицита Пенсионного
фонда Российской Федерации – 30 млрд.
руб.
Формирование Стабилизационного
фонда на фоне устойчивого экономического
роста явилось одним из факторов присвоения
международного инвестиционного рейтинга
России, а также принятия решений о возможности
частичного использования накопленных
доходов от экспорта на инвестиционные
цели.
В 2006 г. для досрочного погашения
долга перед Парижским клубом использованы
средства Стабилизационного фонда в размере
около 600 млрд. руб. Общая экономия от долгосрочного
погашения долга составит 7,7 млрд. долл.,
в том числе в 2007 г. – 1,2 млрд. долл. Эти средства
переведены из раздела «процентные расходы
в инвестиции», и, таким образом, объем
Инвестиционного фонда увеличился до
110 млрд. руб. против 69,7 млрд. руб., выделенных
в бюджете 2006 г.
Однако, несмотря на растущий
объем валового национального сбережения,
анализ счетов операций с капиталом иллюстрирует
сохранение асимметрии валового сбережения,
ресурсов валового накопления и инвестиций
в основной капитал на фоне постепенного
ослабления нагрузки на экономику операций
по капитальным трансфертам с «остальным
миром».
Доля инвестиций в основной
капитал в ВВП 2006 г. составила 16,8% при среднем
уровне 16,5% в 2001–2005 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, любая рыночная
экономика не может существовать и функционировать
без государственного регулирования.
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны
для общества и природы. Поэтому рыночная
экономика более чем любая иная, нуждается
в регулировании.
Государственное регулирование
экономики представляет собой систему
опосредованного воздействия на поведение
хозяйственных субъектов и тем самым на
экономику в целом путем изменения законодательства,
системы налогообложения, таможенных
пошлин, валютных курсов, применения других
инструментов ограничения или, наоборот,
мотивации той или иной деятельности.
Объекты государственного регулирования
экономики – это сферы, отрасли, регионы,
а также ситуации, явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или могут возникнуть
трудности, проблемы.
Роль государства в рыночной
экономике проявляется через его функции.
Деятельность государства направлена
на достижение генеральной цели - блага
человека, его нравственного и физического
благополучия, максимальной правовой
и социальной защищенности личности.
Отличительной особенностью
российской экономики в 2006 г. явилось ускорение
темпов экономического роста при позитивном
воздействии факторов внешнеэкономической
конъюнктуры и внутренней социально-политической
стабильности. Повышение деловой активности
опиралось на опережающий рост инвестиций
относительно динамики конечного потребления
и оказало наиболее существенное влияние
на характер структурных сдвигов произведенного
и использованного ВВП.
Государство сократило расходы
на обслуживание внешнего долга. По золотовалютным
резервам страна вышла на третье место
в мире, отстает лишь от Китая и Японии
Российская экономика в 1999–2006
гг. характеризовалась динамичным развитием
практически всех видов экономической
деятельности. Экономический рост наблюдался
при благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуре и внутренней социально-политической
стабильности. Особенностью функционирования
и структурных преобразований являлось
расширение внутреннего рынка на фоне
динамичного роста и потребительского,
и инвестиционного спроса. Повышение деловой
активности базировалось на опережающем
росте инвестиций относительно динамики
конечного потребления и оказало наиболее
существенное влияние на характер структурных
сдвигов произведенного и использованного
ВВП.