Курсовая работа
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Роль государства
в рыночной экономике
Выполнил: студент 3 курса
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1 Аспекты роли государства в рыночной
экономике………………………….5
1.1 Причины государственного
вмешательства в экономику…………. 5
1.2 Цели и функции государственного
регулирования рыночной экономики …………………………………………………………….…….7
1.3 Сущность экономической
политики государства……………………11
1.4 Методы государственного
регулирования рыночной экономики……………………………………………………………….….14
2 Плюсы и минусы рыночной экономики …………………………………….17
2.1. Плюсы рыночной экономики……………………....................……....17
2.2. Минусы рыночной экономики………………………………………..18
3 Теории государственного регулирования
экономики……………………....20
3.1 Меркантелисты…………………………………………………………20
3.2 Классическая теория…………………………………………………...21
3.3 Кейнсианская теория …………………………………………………..22
3.4 Неоклассическая теория……………………………………………….22
4 Проблемы и ограничения государственного
вмешательства……………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Введение
Для любого государства основой
является факт государственного вмешательства
в экономику. Государство постоянно балансирует,
увеличивая или уменьшая степень вмешательства.
В течение XX в. сочетание государства
и рынка принимало разнообразные формы.
Сложность современной социально-экономической
системы постепенно привела к органическому
сочетанию и тесному переплетению рыночных
и государственных начал.
Многие глобальные проблемы
современного общества не могут быть решены
исключительно рыночными механизмами
и нуждаются в государственной поддержке.
К этим проблемам относится, прежде всего,
развитие социальной сферы. В частности,
уровень образования, квалификации рабочей
силы и состояние научных исследований,
которые непосредственно влияют на темпы
и качество экономического роста.
Государственное регулирование
рыночной экономики видится с разных сторон.
Оно проявляется в государственном формировании
свода правил и ограничений рыночной деятельности,
его поддержки и обновлении, контроле
за соблюдением. С другой стороны, организуя
рыночные отношения, государственные
органы способствуют их органическому
встраиванию в систему общественных отношений,
без чего рынок был бы отогнут политической
и социальной структурами. Государственное
регулирование рынка осуществляется посредством
законодательства, через государственное
планирование, программирование, распределение,
на основе выпускаемых правительством
нормативных актов.
Государственная политика не
имеет права отставать от изменений в
рыночной системе, иначе оно превратится
из эффективного регулятора в бюрократическую
надстройку, тормозящую развитие экономики.
Целью данной работы является
обзор и анализ современных концепций
и практики функционирования государства
как субъекта экономических отношений.
Задачами являются:
- Рассмотрение теоретической
части в целом;
- Изучение деятельности государства
в рыночной экономике;
- Распознать механизм действия
государства в рыночной экономике;
- Выявить плюсы и минусы рыночной
экономики;
- Изучить основные проблемы
темы курсовой работы;
- Сделать выводы из написанного
материала.
1 Аспекты роли государства в рыночной
экономике
Государство в рыночной
экономике обеспечивает благополучие
нации в целом, охрану ее интересов, стабильность
и укрепление экономического строя внутри
страны и за рубежом. Роль государственного регулирования в рыночной
экономике - это основная проблема
экономической теории, которая порождена
постоянными изменениями в экономике,
требующими соответствующих модификаций
масштабов и инструментов государственного
регулирования. Задача здесь состоит в
том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее
эффективные формы вмешательства в экономическую
систему.
1.1Причины государственного
вмешательства в экономику
Возможности свободного рынка
отнюдь не безграничны. Он не в состоянии
гарантировать решение всех социально-экономических
проблем современного общества. В данном
случае речь идет не о недостатках, а именно
об ограниченности возможностей рынка,
особенно применительно к современным
экономическим условиям. Поэтому в тех
областях, где свободный рынок не может
дать результата, необходимо экономическое
вмешательство государства.[10]
Рынок, по сути своей – анархия
высшего порядка, то есть саморегулирующаяся
анархия [5]. Управляющей системой рыночного
механизма является свободная конкуренция.
Но в некоторых случаях сил одной конкуренции
недостаточно для синхронизации всех
рыночных процессов. Возникающий дисбаланс
расшатывает саморегулирующий механизм
и если не устранены причины сбоя, рынок
терпит крах или фиаско, в таких случаях
без вмешательства государства просто
не обойтись.
Государственное регулирование
потребления общественных товаров. Свободный
рынок позволяет людям удовлетворять
только те потребности, которые выражаются
через спрос. Но есть и другие потребности,
которые нельзя измерить в деньгах и превратить
в спрос. Речь идет, прежде всего, о товарах
и услугах коллективного пользования.
И особенно о таких, в потреблении которых
участвуют все граждане без исключения
- это национальная оборона, охрана общественного
порядка, государственное управление,
единая энергетическая система, национальные
сети коммуникаций и др. Эти блага в мировой
экономической науке именуются общественными
товарами. Общественный товар отличается
от частного тем, что достается всем потребителям
примерно поровну, в одинаковых объемах.
Предоставление населению общественных
товаров становится одной из функций государства
в экономике свободной конкуренции. Финансирование
их ложится на центральный и местный бюджеты.
Государственный бюджет должен быть достаточен
для компенсации внешних эффектов и объемов
поставки общественных товаров.
Обеспечение государством экономики
нужным количеством денег. Рынок сам по
себе не способен решить эту проблему.
В итоге получаем представление о хозяйственном
механизме свободного предпринимательства.
Выделяют два его ведущих звена — свободный
рынок и государство. При этом смысл экономической
деятельности государства состоит в том,
чтобы дополнять рынок, решать те проблемы,
перед которыми он пасует. Если без участия
государства не обходится даже экономика
свободной конкуренции, то тем более оно
необходимо в современном рыночном хозяйстве.
Из этой же проблемы вытекает еще ряд нескольких:
перераспределение доходов, безработица,
инвестирование в области науки и технологии.
Любая экономика подвержена
инфляции и монополизму. Поэтому рыночное
хозяйство нуждается в проводимой государством
антиинфляционной и антимонопольной политике.
1.2 Цели и функции
государственного регулирования
рыночной экономики
Объекты государственного регулирования
экономики – это сферы, отрасли, регионы,
а также ситуации, явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или могут возникнуть
трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически
или разрешаемые в отдалённом будущем,
причём снятие этих проблем настоятельно
необходимо для нормального функционирования
экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования
экономики [4]:
экономический цикл; секторальная,
отраслевая и региональная структура
хозяйств; условия накопления капитала;
занятость; денежное обращение; платёжный
баланс; цены; НИОКР (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы); условия
конкуренции; социальные отношения, включая
отношения между работодателями и работающими
по найму, а также социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров; окружающая
среда; внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты
могут носить совершенно различный характер,
они охватывают макроэкономические процессы
- хозяйственный цикл, накопление капитала
в масштабах страны, отдельные отрасли,
территориальные комплексы и даже отношения
между субъектами - условия конкуренции,
отношения между профсоюзами и объединениями
предпринимателей, между государственными
регулирующими органами.
Роль государства в рыночной
экономике проявляется через его функции.
Деятельность государства направлена
на достижение генеральной цели - блага
человека, его нравственного и физического
благополучия, максимальной правовой
и социальной защищенности личности [6].
Как правило, государство корректирует
несовершенства, присущие рыночному механизму
и с которыми он сам либо справиться не
в состоянии, либо это решение неэффективно.
Государство берет на себя ответственность
за создание равных условий для соперничества
предпринимателей, для эффективной конкуренции,
за ограничение власти монополий. Оно
также заботится о производстве достаточного
количества общественных товаров и услуг,
так как рыночный механизм не в состоянии
должным образом удовлетворять коллективные
потребности людей. Участие государства
в экономической жизни диктуется еще и
тем, что рынок не обеспечивает социально
справедливое распределение дохода. Государству
надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих,
стариках. Ему также принадлежит сфера
фундаментальных научных разработок.
Это необходимо потому что для предпринимателей
это очень рискованно, чрезвычайно дорого
и, как правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы. В целом государство реализует
политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Экономические функции современного
государства довольно многообразны и
сложны. Каждая функция государства имеет
предметно - политическую характеристику.
Ее содержание показывает, что является
предметом деятельности государства,
какие средства им используются для достижения
той или иной цели.
Можно выделить две группы регулирующих
функций государства [7]:
а) Функции обеспечения правовой
базы функционирования рынка, а также
функция стимулирования и защиты конкуренции,
как главной движущей силы в рыночной
среде;
б) Функции перераспределения
доходов, корректировки распределения
ресурсов, обеспечения экономической
стабильности, экономического роста
Основные регулирующие функции
государства состоят в следующем:
стимулирование сбалансированного
экономического роста;
создание правовой основы;
обеспечение социальной защиты;
регулирование рынка труда;
сохранение и улучшение окружающей
среды;
реализация национальных интересов.
Перечень функций государства
этим отнюдь не исчерпывается. Государство,
пытаясь решить проблемы, неподвластные
рынку, осуществляет антимонопольную
политику с целью поддержания конкуренции,
обеспечивает свободу предпринимательства,
законность и порядок в хозяйственной
жизни, стимулирует деловую активность
и использование имеющихся научно-технических
результатов. За государством всегда сохраняется
организация денежного обращения и социального
страхования, проведение глубоких структурных
преобразований производства, решение
вопросов фундаментальной науки, производство
общественных благ, оказание помощи малорентабельным,
но важным для хозяйства производствам,
обеспечение устойчивости национальной
валюты, контроль внешнеэкономической
деятельности, включая организацию таможенной
системы, и многие другие. Это так называемые
классические функции государства, составляющие
как бы нижнюю границу его вмешательства
в рыночную экономику.
К исключительной прерогативе
государства относятся высшие национальные
интересы, экономическая безопасность,
гарантом и защитником которых оно является.
Государство обязано соблюдать баланс
общественных интересов, социальной стабильности
и защищать национальные интересы путем
организации контроля национальных ресурсов
при проведении внутренней и внешней политики.
Здесь важное место занимает управление
предприятиями и организациями, составляющими
государственную собственность. Их круг
должен быть ограничен отраслями, имеющими
общегосударственное значение, например
ядерной энергетикой, деятельностью в
космосе, общегосударственным транспортом,
связью и др.
Таким образом, основными направлениями
экономической деятельности государства
являются [9]:
- Обеспечение нормальных условий
работы рыночного механизма, что предполагает
регулярную демонополизацию экономики,
ее антиинфляционную профилактику с помощью
стабильной денежной политики, поддержание
бездефицитной системы государственных
финансов и др. В странах, вставших на путь
восстановления рыночного хозяйства,
государству также приходится формировать
многосекторную экономику, демонтировать
звенья административно-командного управления,
образовывать действенную систему экономических
регуляторов и много другое.
- Выполнение функций, очерченных
минимально необходимыми и максимально
допустимыми границами вмешательства
государства в экономику. В решении этих
экономических проблем рыночный механизм
обнаруживает свою несостоятельность
или неэффективность.
- Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного законодательства,
т.е. правовой основы предпринимательства,
налогообложения, банковской системы
и др.
1.3 Сущность экономической
политики государства
Государственное регулирование
экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер
законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей
социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
По мере развития рыночного
хозяйства возникали и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не могли
быть решены автоматически на базе частной
собственности. Появилась потребность
значительных инвестиций, малорентабельных
или нерентабельных с точки зрения частного
капитала, но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехозяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали государственной
экономической политики.