Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рыночной экономики видится с разных сторон. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Аспекты роли государства в рыночной экономике………………………….5
1.1 Причины государственного вмешательства в экономику…………. 5
1.2 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики …………………………………………………………….…….7
1.3 Сущность экономической политики государства……………………11
1.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………….….14
2 Плюсы и минусы рыночной экономики …………………………………….17
2.1. Плюсы рыночной экономики……………………....................……....17
2.2. Минусы рыночной экономики………………………………………..18
3 Теории государственного регулирования экономики……………………....20
3.1 Меркантелисты…………………………………………………………20
3.2 Классическая теория…………………………………………………...21
3.3 Кейнсианская теория …………………………………………………..22
3.4 Неоклассическая теория……………………………………………….22
4 Проблемы и ограничения государственного вмешательства……………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ макроэкономика.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

 
3.2 Классическая теория

Классические экономисты знали очень немного о том, почему экономическая деятельность подвержена флуктуациям, а причины, вызывающие бизнес-цикл, назывались разные. Они полагали, что экономика будет находиться в равновесии при полной занятости рабочей силы. Механизм, с помощью которого можно было достичь этой цели, заключался в изменении нормы заработной платы [14]. Например, в период репрессии предложение труда превышает спрос на труд и, следовательно, норма заработной платы уменьшается. Как только заработная плата упадет, рабочие будут получать меньше за свой труд и станут использовать доходы,  которые они получают для покупки возросшего объема производимых товаров. Противоположная тенденция имеет место во время периодов роста и расширения.

Главная проблема такого механизма состоит в том, что он не может обеспечить полную занятость, если заработная плата не является гибкой. Вследствие этого периоды репрессии могут быть весьма длительными, как это случилось в 1930-х годах. Этот механизм самокоррекции основан на важном предположении, что изменения в совокупном предложении (суммарное предложение товаров и услуг) вызывают изменения в совокупном спросе (полный спрос на товары и услуги).

 

3.3 Кейнсианская теория

Кейнсианская точка зрения состоит в том, что фирмы производят большой объем продукции в ответ на увеличение спроса. Другими словами, изменения совокупного спроса вызывают изменения совокупного предложения. Поэтому кейнсианцы полагают, что бизнес-цикл является результатом изменений совокупного спроса. В частности, они считают, что случайные, временные флуктуации в инвестициях в частный сектор и в потребительских расходах являются главной причиной, вызывающей флуктуации в экономической деятельности. Согласно кейнсианским законам, решение вопроса является простым. Когда уровень экономической активности падает, правительству следует уменьшить налоги и заимствовать сбережения населения и организаций. В результате такой политики вследствие увеличения расходов правительства доходы населения возрастут, занятость увеличится, а совокупный спрос поднимется [14]. Это, в свою очередь, приведет к увеличению потребительских расходов, которые вызовут рост объема производства фирм. Когда же экономика испытывает бум, то действия правительства должны быть противоположными. Таким образом, согласно кейнсианской точке зрения одна из функций правительственной деятельности заключается в сглаживании флуктуаций экономической активности за счет политики подавления бизнес-циклонов.

 
3.4 Неоклассическая теория

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам [12].

 

4 Проблемы и ограничения государственного вмешательства

Современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования [3]. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России [3].

 

Заключение

В данной теме мы рассмотрели многие аспекты функционирования роли государства в рыночной экономике, что дало пищу для размышлений.

 Установлено, что частное обеспечение общества товарами общественного пользования не представляется возможным. Необходимо вмешательство правительства в обеспечение товарами смешанного пользования.

Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

 В целом трудно переоценить роль государства в экономике. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

Так же следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

 

Список литературы

1. Аширов, Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.

2. Вестник Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств. СПб., 2009. № 3.

 3.Михайлушкин, П. В., Баранников, А.А. Методы и средства государственного регулирования экономики России / Молодой учёный, 2012.

4. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики: 2-е изд., С – Пб.: Питер, 2007.

5. Ослунд, А. Парадокс евразийского роста / Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 6.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год: Варианты развития экономики страны // Финансовый бизнес. – 2009. - №11.

7. Российская экономика в 2004 г.: Тенденции и перспективы. (Выпуск 24) - М.: ИЭПП, 2007.

8.  Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.: ИЭПП, 2006.

9. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 28) – М.: ИЭПП, 2006.

10. Хрипач, В.Я. Экономика предприятия. –М.: Минск "Экономпресс", 1999.

11. http://1atb.net

12.  http://econtool.com/ Экономический справочник.

13. http://modern-econ.ru / Современная экономическая теория.

14. http://yourlib.net/ Студенческая электронная онлайн библиотека.

 

 

 

 


Информация о работе Роль государства в рыночной экономике