Роль государственного
сектора в системе государственного
регулирования
Под государственным сектором
экономики понимают комплекс
хозяйственных объектов, находящихся
полностью или частично в собственности
федеральных органов власти и
субъектов Федерации.
Важнейшая роль государственного
сектора - аккумуляция и перераспределение
значительных денежных средств на социальные
и экономические цели согласно концепции
определенной модели экономики.
Государственный сектор существовал
во многих странах задолго
до развития капитализма. Он включал
почту, частично транспортную службу,
изготовление оружия и другие отрасли.
По мере становления системы государственного
регулирования экономики государство
строило, выкупало у частных собственников
хозяйственные объекты, главным образом
в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности,
функционирование которых было необходимо
для экономики страны, но не всегда выгодно
с точки зрения частного капитала.
В одних странах государственный
сектор возник в основном в
результате национализации ряда
отраслей и предприятий (во Франции, Италии,
Великобритании, Австрии), в других государство
строило либо приобретало разоряющиеся
хозяйственные объекты (в Германии, США,
Швеции, Японии). В первой группе стран
доля государственного сектора в национальном
богатстве выше, чем во второй.
Значительная часть государственного
сектора - это объекты инфраструктуры,
в большинстве своем нерентабельные.
Другая часть - государственные
предприятия в сырьевых и энергетических
отраслях, где требуются большие
инвестиции, а оборачиваемость капитала
медленная. Рентабельность государственных
фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть
государственного сектора - это пакеты
акций смешанных частно-государственных
компаний.
Существование в условиях
рыночного хозяйства секторов,
которые в своей деятельности руководствуются
принципами, отличающимися от принципов
частных фирм, позволяет использовать
государственный сектор для решения общегосударственных
экономических задач, а также повышения
прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую
и прибыль вообще, не является
первостепенной целью деятельности
государственного сектора в инфраструктуре,
энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР,
подготовке и переподготовке
кадров, области охраны окружающей
среды. Поэтому государственный
сектор стал поставщиком дешевых услуг
(в частности, транспортных, почтово-телеграфных),
электроэнергии и сырья, снижая издержки
в частном секторе.
Государственный сектор в
рыночной экономике активно используется
как средство регулирования
для достижения многих государственных
социально-экономических целей. Так, в
условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии
или кризиса, когда частные капиталовложения
сокращаются, инвестиции в государственный
сектор, как правило, не сокращаются. Правительственные
органы стремятся противодействовать
спаду производства и росту безработицы.
Регулирующее воздействие государственного
сектора на экономику многообразно.
В России к регулирующим функциям
можно отнести:
- совершенствование структурной
политики;
- создание новых объектов
или расширение и реконструкцию
старых в тех сферах деятельности,
отраслях или регионах, куда частный
капитал поступает недостаточно
(например, государственный сектор
играет огромную роль в НИОКР,
подготовке ипереподготовке кадров);
- увеличение инвестиций в
государственный сектор.
Государственный сектор
оказывает регулирующее воздействие
на экономику через воздействие
на политику смешанных компаний,
в которых государству принадлежит
контрольный или значительный
пакет акций. Управляя пакетами
акций компаний, государственные органы
имеют возможность регулировать инвестиции,
а за счет управления пакетами акций банков
можно направлять определенные ресурсы
коммерческих банков с государственным
участием на кредитование инвестиционных
проектов в соответствии с государственными
программами.
Государственный сектор через
Центральный банк РФ выполняет
регулирующие функции на финансовом
рынке: определяет процентные
ставки, осуществляет операции на
рынке ценных бумаг, оказывает
воздействие на валютный курс и т.
п. Тем самым государственный сектор активно
влияет через кредитно-денежную политику
на экономический рост.
Аккумулируя значительные средства
в бюджете, государство выступает
в роли кредитора коммерческих
банков, частных фирм и компаний,
а нередко оно само становится заемщиком.
Финансовыми регулирующими
функциями государственного сектора
являются: извлечение предпринимательской
прибыли с последующим перечислением
ее части в бюджет, наполнение
доходной части бюджета за
счет налоговых и иных обязательных
платежей предприятий с участием государственного
капитала.
2.2. Масштабы и структура
государственной собственности в России
Законодательство Российской
Федерации к хозяйствующим субъектам
государственного сектора экономики
относит:
- государственные унитарные
предприятия, в том числе казенные;
- государственные учреждения;
- хозяйственные общества, в
уставном капитале которых более
50% акций (долей) находятся в
государственной собственности;
- хозяйственные общества, в
уставном капитале которых более 50%
акций (долей) находятся в собственности
хозяйственных обществ, относящихся к
государственному сектору экономики.
Масштабы государственной собственности
оцениваются рядом следующих
показателей:
- долей производства государственного
сектора экономики в общем объеме производства;
- удельным весом продукции,
производимой государственным сектором
по отраслям;
- долей в объеме основных
фондов;
- долей от общего объема
инвестиций в основной капитал,
приходящейся на государственный
сектор;
- численностью работников на
государственных предприятиях.
Реформа отношений собственности
в России привела к масштабной
реорганизации государственного
сектора экономики. Темпы приватизации
в России достигли несравнимых
с мировыми темпами результатов.
К 2005 г. 78% предприятий стали частными.
Несмотря на это, государственный сектор
продолжает играть ведущую роль в базовых
отраслях национальной экономики: на транспорте,
в связи, военной и космической технике,
других отраслях, обеспечивающих государственные
нужды и национальную безопасность.
Доля
производства предприятий государственного
сектора в общем объеме производства
составляет около 8%, доля государства
в основных фондах - 40%, в инвестициях
до 20%. На долю государственного
сектора приходится не менее 36% занятого
населения.
Структура
государственной собственности
включает федеральные государственные
предприятия и учреждения, акционерные
общества, другие предприятия, имеющие
государственную долю в уставном
капитале, недвижимое имущество.
Государство
является акционером более чем
в 2 500 акционерных обществах (АО),
где его доля превышает 25% уставного
капитала. Всего же государство
участвует в 3 900 товариществах
и обществах. В отношении 580
АО используется специальное
право на участие Российской Федерации
в их управлении - «золотая акция». В 84
акционерных обществах государство владеет
100% акционерных капиталов; в 615 акционерных
обществах - более 50% акций; в 1 601 акционерном
обществе - 25.. .50% акций; в 1 713 акционерных
обществах - менее 25%.
В федеральной
собственности находятся объекты
нежилого фонда общей площадью
337 млн м3, из них 123 млн м2 - некоммерческого
использования, 214 млн м2 - коммерческого
использования.
Продажа
недвижимости и сдача в аренду
являются существенными источниками
пополнения государственной казны. От
приватизации государственной собственности
в доходы федерального бюджета за последние
5 лет (1999-2003 гг.) перечислено более 134 млрд
руб.
За этот
период было приватизировано
около 9 100 государственных и муниципальных
объектов и комплексов.
Использование
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности,
а также доходы от деятельности
государственных и муниципальных
предприятий служат стабильным
доходным источником бюджетов всех
уровней. В консолидированном бюджете
Российской Федерации в последние годы
эта статья составляет 5-6% всех поступлений.
Доходы федерального бюджета по данной
позиции ежегодно пополняются на сумму
более 110 млн руб., что составляет не менее
0,8% ВВП.
Несмотря
на то, что в целом доля продукции
государственного сектора в общем
объеме продукции резко снизилась,
в отдельных отраслях и сферах
он сохраняет весомые позиции.
Доля участия государственной
собственности в промышленности
приведена в табл. 2.1.
2.3. Концепция управления государственной
собственностью в России
В российской
экономике с ее федеративным
устройством положение с государственной
собственностью осложняется тем,
что собственность формируется
на различных уровнях: федеральном,
региональном, а также муниципальном.
Широкое разнообразие объектов управления
и многочисленность субъектов предъявляют
высокие требования к эффективности управления
государственной собственностью.
При этом как Федерация
в целом, так и входящие в
ее состав республики, национально-государственные
(автономные) и административно-территориальные
(края и области) образования
независимы как собственники
принадлежащего им имущества
и не отвечают по обязательствам
друг друга. Наиболее широкими полномочиями
по управлению и распоряжению объектами
федеральной собственности обладает Правительство
РФ.
Специальным государственным
органом, осуществляющим управление
федеральной собственностью, является
Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации.
В состав Министерства входит
Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом. Оно является
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции в области приватизации
и полномочия собственника. Основными
функциями Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом являются:
а) проведение единой государственной
политики в области имущественных
и земельных отношений;
б) осуществление полномочий
собственника в пределах и порядке,
определенных федеральным законодательством,
в отношении имущества федеральных государственных
унитарных предприятий и государственных
учреждений, акций (долей) акционерных
(хозяйственных) обществ и иного имущества,
составляющего казну Российской Федерации,
а также полномочий по изъятию у учреждений
и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого
либо используемого не по назначению федерального
недвижимого имущества, передаче федерального
имущества физическим и юридическим лицам,
приватизации (отчуждению) федерального
имущества;
в) разграничение государственной
собственности, в том числе
на землю, собственность Российской
Федерации, собственность субъектов
Российской Федерации и собственность
муниципальных образований;
г) осуществление полномочий
собственника имущества должника - федерального
государственного унитарного предприятия
при проведении процедур банкротства;
д) защита имущественных
и иных прав, законных интересов
Российской Федерации при управлении
федеральным имуществом и его приватизации
на территории Российской Федерации и
за рубежом;
е) осуществление учета федерального
имущества и ведение реестра
федерального имущества.
С целью повышения эффективности
управления собственностью Правительством
РФ была утверждена «Концепция
управления государственным имуществом
и приватизации в Российской Федерации».
В ней определяются основные цели, задачи
и принципы государственной политики
в сфере управления государственной собственностью
на современном этапе.
В сложившейся социально-экономической
ситуации назрела необходимость пересмотра
принципов и приоритетов в управлении
и распоряжении государственным имуществом,
усилении государственного контроля и
регулирования в государственном секторе
экономики. Повышение роли государства
в регулировании экономики не следует
понимать как политику наращивания массы
объектов государственной собственности
в экономическом пространстве страны.
Сегодня как никогда ощущается объективная
потребность в создании стройной, экономически
и логически выверенной системы критериев,
в соответствии с которыми те или иные
объекты выбираются для государственного
управления на базе жесткого, детально
регламентированного механизма управления
и контроля за государственной собственностью.
Управление государственной
собственностью преследует следующие
цели: - упорядочение осуществления государством
полномочий собственника государственного
имущества;- увеличение доходов федерального
бюджета на основе эффективного управления
государственной собственностью и оптимизация
расходов государства в государственном
секторе экономики;
- оптимизация структуры собственности
в интересах обеспечения устойчивых
предпосылок для экономического
роста;
- использование государственных
активов в качестве инструмента
для привлечения инвестиций в реальный
сектор экономики;
- вовлечение максимального
количества объектов государственной
собственности в процесс совершенствования
управления.
Концепция служит предпосылкой
качественного улучшения инвестиционного
климата в стране. Для реализации
указанных целей федеральным органам
исполнительной власти необходимо решить
ряд задач, а именно:
- полная инвентаризация объектов
государственной собственности,
разработка и реализация системы
учета этих объектов, оформление
прав на них;