Роль государственного сектора в системе государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма. Он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и другие отрасли. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Файлы: 1 файл

Роль государственного сектора в системе государственного регулирования.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Роль государственного сектора в системе государственного регулирования

  Под государственным сектором  экономики понимают комплекс  хозяйственных объектов, находящихся  полностью или частично в собственности  федеральных органов власти и  субъектов Федерации.

  Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

  Государственный сектор существовал  во многих странах задолго  до развития капитализма. Он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и другие отрасли. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

  В одних странах государственный  сектор возник в основном в  результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в Германии, США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

  Значительная часть государственного  сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные  предприятия в сырьевых и энергетических  отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

  Существование в условиях  рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, а также повышения прибыльности частного хозяйства.

  Монопольная прибыль, а зачастую  и прибыль вообще, не является  первостепенной целью деятельности  государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР,  подготовке и переподготовке  кадров, области охраны окружающей  среды. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая издержки в частном секторе.

  Государственный сектор в  рыночной экономике активно используется  как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, не сокращаются. Правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

  Регулирующее воздействие государственного  сектора на экономику многообразно. В России к регулирующим функциям  можно отнести:

  - совершенствование структурной  политики;

  - создание новых объектов  или расширение и реконструкцию  старых в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный  капитал поступает недостаточно (например, государственный сектор  играет огромную роль в НИОКР,  подготовке ипереподготовке кадров);

  - увеличение инвестиций в  государственный сектор.

   Государственный сектор  оказывает регулирующее воздействие  на экономику через воздействие  на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит  контрольный или значительный  пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные органы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с государственным участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами.

  Государственный сектор через  Центральный банк РФ выполняет  регулирующие функции на финансовом  рынке: определяет процентные  ставки, осуществляет операции на  рынке ценных бумаг, оказывает  воздействие на валютный курс и т. п. Тем самым государственный сектор активно влияет через кредитно-денежную политику на экономический рост.

  Аккумулируя значительные средства  в бюджете, государство выступает  в роли кредитора коммерческих  банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.

  Финансовыми регулирующими  функциями государственного сектора  являются: извлечение предпринимательской  прибыли с последующим перечислением  ее части в бюджет, наполнение  доходной части бюджета за  счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала.

2.2. Масштабы и структура  государственной собственности в России

  Законодательство Российской  Федерации к хозяйствующим субъектам  государственного сектора экономики  относит:

  - государственные унитарные  предприятия, в том числе казенные;

  - государственные учреждения;

  - хозяйственные общества, в  уставном капитале которых более  50% акций (долей) находятся в  государственной собственности;

  - хозяйственные общества, в  уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.

  Масштабы государственной собственности  оцениваются рядом следующих  показателей:

  - долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;

  - удельным весом продукции,  производимой государственным сектором  по отраслям;

  - долей в объеме основных  фондов;

  - долей от общего объема  инвестиций в основной капитал,  приходящейся на государственный сектор;

  - численностью работников на  государственных предприятиях.

  Реформа отношений собственности  в России привела к масштабной  реорганизации государственного  сектора экономики. Темпы приватизации  в России достигли несравнимых  с мировыми темпами результатов. К 2005 г. 78% предприятий стали частными. Несмотря на это, государственный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отраслях национальной экономики: на транспорте, в связи, военной и космической технике, других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность.

  Доля  производства предприятий государственного  сектора в общем объеме производства  составляет около 8%, доля государства  в основных фондах - 40%, в инвестициях  до 20%. На долю государственного  сектора приходится не менее 36% занятого населения.

  Структура  государственной собственности  включает федеральные государственные  предприятия и учреждения, акционерные  общества, другие предприятия, имеющие  государственную долю в уставном  капитале, недвижимое имущество.

   Государство  является акционером более чем  в 2 500 акционерных обществах (АО), где его доля превышает 25% уставного  капитала. Всего же государство  участвует в 3 900 товариществах  и обществах. В отношении 580 АО используется специальное  право на участие Российской Федерации в их управлении - «золотая акция». В 84 акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах - более 50% акций; в 1 601 акционерном обществе - 25.. .50% акций; в 1 713 акционерных обществах - менее 25%.

  В федеральной  собственности находятся объекты  нежилого фонда общей площадью 337 млн м3, из них 123 млн м2 - некоммерческого  использования, 214 млн м2 - коммерческого  использования.

  Продажа  недвижимости и сдача в аренду  являются существенными источниками пополнения государственной казны. От приватизации государственной собственности в доходы федерального бюджета за последние 5 лет (1999-2003 гг.) перечислено более 134 млрд руб.

  За этот  период было приватизировано  около 9 100 государственных и муниципальных объектов и комплексов.

  Использование  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности,  а также доходы от деятельности  государственных и муниципальных  предприятий служат стабильным  доходным источником бюджетов всех уровней. В консолидированном бюджете Российской Федерации в последние годы эта статья составляет 5-6% всех поступлений. Доходы федерального бюджета по данной позиции ежегодно пополняются на сумму более 110 млн руб., что составляет не менее 0,8% ВВП.

  Несмотря  на то, что в целом доля продукции  государственного сектора в общем  объеме продукции резко снизилась,  в отдельных отраслях и сферах  он сохраняет весомые позиции.  Доля участия государственной  собственности в промышленности  приведена в табл. 2.1.

2.3. Концепция управления государственной собственностью в России

  В российской  экономике с ее федеративным  устройством положение с государственной  собственностью осложняется тем,  что собственность формируется  на различных уровнях: федеральном,  региональном, а также муниципальном. Широкое разнообразие объектов управления и многочисленность субъектов предъявляют высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

  При этом как Федерация  в целом, так и входящие в  ее состав республики, национально-государственные  (автономные) и административно-территориальные  (края и области) образования  независимы как собственники  принадлежащего им имущества  и не отвечают по обязательствам друг друга. Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности обладает Правительство РФ.

  Специальным государственным  органом, осуществляющим управление  федеральной собственностью, является  Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

  В состав Министерства входит  Федеральное агентство по управлению  федеральным имуществом. Оно является  уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции в области приватизации и полномочия собственника. Основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом являются:

  а) проведение единой государственной  политики в области имущественных  и земельных отношений;

  б) осуществление полномочий  собственника в пределах и порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

  в) разграничение государственной  собственности, в том числе  на землю, собственность Российской  Федерации, собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований;

  г) осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

  д) защита имущественных  и иных прав, законных интересов  Российской Федерации при управлении  федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

  е) осуществление учета федерального  имущества и ведение реестра  федерального имущества.

  С целью повышения эффективности  управления собственностью Правительством  РФ была утверждена «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». В ней определяются основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственной собственностью на современном этапе.

  В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в управлении и распоряжении государственным имуществом, усилении государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Повышение роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

  Управление государственной собственностью преследует следующие цели: - упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества;- увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов государства в государственном секторе экономики;

  - оптимизация структуры собственности  в интересах обеспечения устойчивых  предпосылок для экономического  роста;

  - использование государственных  активов в качестве инструмента  для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

  - вовлечение максимального  количества объектов государственной  собственности в процесс совершенствования  управления.

  Концепция служит предпосылкой  качественного улучшения инвестиционного  климата в стране. Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить ряд задач, а именно:

  - полная инвентаризация объектов  государственной собственности,  разработка и реализация системы  учета этих объектов, оформление  прав на них;

Информация о работе Роль государственного сектора в системе государственного регулирования