Роль холдингов в развитии отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:47, реферат

Описание работы

Актуальность обращения к акционерной форме собственности, а также к ее более высокой степени организации – холдинговым структурам вызвано, с одной стороны, приватизацией государственной собственности, вхождением в мировую экономику и, с другой – заменой централизованных рычагов управления и разукрупнением хозяйственных единиц. Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Для России создание высокоинтегрированных структур с максимально легким перетоком технологий, квалифицированных кадров и капитала приобретает исключительно важное значение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
§1 Понятие, сущность холдинга…………………………………………………...5
§2 Пути объединения в холдинговые компании………………………………….9
§3 Развитие холдингов……………………………………………………………..13
§4 Функции холдинга………………………………………………………………15
§5 Построение интегрированной системы управления пищевым холдингом…18
Заключение…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………..25
Приложение………………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

360630.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Роль холдингов  в развитии отрасли

 

Реферат по дисциплине Экономика

 

2008

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

§1 Понятие, сущность холдинга…………………………………………………...5

§2 Пути объединения в холдинговые компании………………………………….9

§3 Развитие холдингов……………………………………………………………..13

§4 Функции холдинга………………………………………………………………15

§5 Построение интегрированной системы управления пищевым холдингом…18

Заключение…………………………………………………………………………22

Список использованных источников……………………………………………..25

Приложение………………………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность  обращения к акционерной форме  собственности, а также к ее  более высокой степени организации  – холдинговым структурам вызвано,  с одной стороны, приватизацией  государственной собственности, вхождением в мировую экономику и, с другой – заменой централизованных рычагов управления и разукрупнением хозяйственных единиц.

     Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек.

     Для России создание высокоинтегрированных структур с максимально легким перетоком технологий, квалифицированных кадров и капитала приобретает исключительно важное значение. Это обусловливается тем, что в результате приватизации и децентрализации управления научно-технический потенциал страны не адаптировался к новым условиям хозяйствования, а это может привести к утрате возможностей экономического роста. Именно поэтому только высокоинтегрированные структуры способны развить высокотехнологичные производства при относительно умеренных издержках, т.е. издержках, связанных с поддержанием стабильных технологических цепочек. Организационным оформлением такого рода структур могут стать холдинги, через участие в капитале осуществляющие контроль за потенциально конкурирующими звеньями технологических структур и выступающие гарантами их целостности и роста конкурентоспособности. Именно этим структурам проще, чем маломощными предприятиям с нарушенными производственными связями, войти в контакт с серьезными западными партнерами и нащупать нити в глобальных сетях ТНК в особенности. Это очень важно с точки зрения обеспечения эффективной интеграции российского научно-промышленного комплекса в мирохозяйственные связи.

     Целью данной  работы является рассмотрение  особенностей функционирования холдингов.

     Для достижения  поставленной цели поставим следующие  задачи:

   1) раскрыть понятие, сущность холдинговых компаний;

   2) рассмотреть  виды холдинговых компаний;

   3) рассмотреть преимущества и недостатки холдинговых компаний;

   4) рассмотреть пути объединения в холдинговые компании;

   5) рассмотреть  функции холдинговой компании;

   6) рассмотреть практическую значимость холдинговых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Понятие, сущность холдинга

     Холдинговая  (или держательная – от слова to hold (англ.) – держать)  компания – это особый вид финансовой компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций дочерних компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются "дочерними предприятиями". Понятие "контрольный пакет акций" означает любую форму участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

     Механизм  контрольного пакета акций дает  холдинговой компании право решающего  голоса, благодаря чему она получает  возможность проводить единую  политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. Таким образом, холдинговая компания – вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний, чьи контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинга. В Российской Федерации холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме акционерных обществ открытого типа. В соответствии с законодательством РФ холдинг имеет право осуществлять инвестиционную деятельность, в частности покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении.

     Холдинги  создаются в промышленности, в  банковской сфере, а также путем интеграции промышленного и финансового капитала. Так, промышленная корпорация может учредить коммерческий банк и контролировать его пакет акций. Но возможна и обратная ситуация, когда контрольный пакет акций промышленного предприятия принадлежит финансовому институту – банку, инвестиционному (или иному) фонду, страховой компании. Возможны случаи, когда несколько корпораций перекрестно владеют контрольными пакетами акций друг друга независимо от сферы, в которой они работают.

     Существуют следующие виды холдинговых компаний:

   1) Чистый холдинг – выполняет только контрольно-финансовые функции для обеспечения единства управления.

   2) Смешанный холдинг – кроме контрольно-финансовых функций занимается определенной предпринимательской деятельностью: финансово-кредитной, промышленной, торговой, транспортной.    

   3) Перекрестные холдинги, или кросс-холдинги, возникают в ситуации, когда дочерние компании держат взаимообразно часть своих акций друг у друга. В таком случае они выступают по отношению друг к другу в роли кросс-холдингов. Примером могут служить французская государственная компания «Рено» и шведская «Вольво». Кросс-холдинг гарантирует от скупки враждебным холдингом.

   4) Более сложный тип кросс-холдингов представлен так называемыми циркулярными или круговыми холдингами. В этом случае дочерние компании владеют акциями материнской (холдинговой) компании, что автоматически переводит дочерние компании в разряд материнских, а материнские – в разряд дочерних. Иными словами, компании выступают в двух ипостасях, являясь одновременно и материнской, и дочерней.

   5) Субхолдинг – холдинг внутри холдинга.

     Холдинги  являются важным звеном в так  называемой системе участия, при  помощи которой финансовые компании  подчиняют себе формально независимые фирмы, располагающие капиталами, во много раз превосходящими их собственный. Внешне деятельность холдинга сводится к управлению пакетом акций и сбору дивидендов и доходов от биржевых операций. На самом деле, приобретая контрольный пакет акций какой-либо компании, холдинги получают возможность назначить своих людей в правление, совет директоров и другие управленческие органы подконтрольной компании.

     В процессе  установления контроля над дочерними  предприятиями холдинги используют  механизм дифференциации акций на обыкновенные (обладающие правом голоса) и привилегированные (без права голоса) и их продажи на бирже. Для широкой публики холдинговая компания продает привилегированные акции, обладающие преимущественным правом получения дивидендов. Акции же с правом голоса – обыкновенные, доля которых невелика, распространяются среди заинтересованных в этой компании лиц, а также резервируются на случай возникновения необходимости в дополнительных голосах компании. Капитал, мобилизованный путем продажи привилегированных акций, холдинговая компания вкладывает в акции тех фирм, над которыми она намерена получить контроль. В этом случае она покупает уже обыкновенные акции. Подобная операция позволяет холдингу с помощью сравнительно небольшого собственного капитала контролировать гораздо большие капиталы зависимых фирм.

     Преимуществами системы холдинга являются:

  1. использование эффекта масштаба;
  2. возможность контролировать капитал, во много раз превышающий собственный;
  3. снижение риска деятельности (риск всей холдинговой компании меньше суммы рисков отдельных предприятий);
  4. возможность образования законченных цепочек производителей-смежников от добычи сырья до выпуска готовой продукции;
  5. выполнение роли буфера, ослабляющего воздействие государства на предприятия.

     Отрицательные свойства холдинговой формы управления проявляются в следующем:

  1. стремление к монополистическому поведению;
  2. подчинение большого числа предприятий суперхолдингам может привести к недостаточно эффективной мотивации деятельности предприятий;
  3. тенденции к злоупотреблению контрольно-управленческим функциями;
  4. невозможности достаточно четкого перераспределения фондов между своими предприятиями;
  5. возрастании затрат на содержание аппарата управления.

     Холдинговая  форма организации является технически удобной, потому что позволяет руководить группой предприятий, их хозяйственной политикой, контролировать цены, защищать интересы всей группы, а не отдельного предприятия.

 

 

§2 Пути объединения в холдинговые компании

     Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.

   1. Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция".  
     Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млрд. фунтов стерлингов. Новая компания с общим объемом продаж 21, 32 млрд. долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.  
   2. Второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая "вертикальная интеграция". 
Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль возросла на 59%. 
   3. Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал "стальной король" Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.

   4. На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.

   5. Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн. долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того, 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.

   6. Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем "деления" больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.

     Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом: путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер; путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор "Уралмаш заводов" Каха Бендукидзе для получения контроля над "Ижорскими заводами" (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет "Ижорских заводов". Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций – путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании – путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау (пример - компания "МакДональдс").  
     В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. "На рынке банкротств сформировалась жесткая и закрытая система перераспределения собственности", - пишет "Эксперт". Причем получить контроль над конкурентом или даже купить его можно, приобретя долги этого предприятия и осуществив необходимые действия, определяемые законом о банкротстве. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой - либо группы с последующим включением в свой холдинг. Девяносто пять процентов сегодняшних банкротств в России осуществляются в целях передела собственности и происходят в рамках процесса, когда какая-либо коммерческая структура строит свою вертикаль. Можно вспомнить, например, попытку г-на Быкова получить контроль над всей энергетикой Красноярского края и его конфликт с губернатором А.И. Лебедем.

Информация о работе Роль холдингов в развитии отрасли