Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется.
Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы…………………….…..4
Занятость и безработица: виды и формы проявления…………………………………………….10
Государственная политика занятости……………………………………………………………...18
Роль и место государства на рынке рабочей силы
Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы…………………………………………………………………………………………………..19
Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством…………..23
Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования………..24
Заключение……………………………………………………………………………………………....28
Литература……………………………………………………………………………………………….30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Проблема рынка труда, занятости
и безработицы являются одной
из важнейших социально-
"Рабочая сила в системе рыночных отношений". В качестве исходного пункта категориального формообразования ученые предлагают использовать теоретическую конструкцию "производительные силы человека", представляющую диалектическое единство рабочей силы или способности к труду и способности человека к потреблению.
При таком подходе категория "человеческий капитал" выступает уже не как конкретная социально-экономическая форма способностей к труду непосредственно, а скорее как социально-экономическая форма воспроизводства этих способностей. Такой подход раздвигает границы бытия труда (интеллектуальной деятельности) как внешней формы проявления способностей к труду, до границ жизнедеятельности человека, охватывая не только время труда, но и время потребления. Такое "очеловечивание" способностей к труду приводит к потере субстанциональной основы интеллектуального труда, размыванию его сущностного начала. Истоки такой позиции уходят в хрестоматийное положение политэкономии социализма, утверждавшее, что в обществе гуманного социализма, в условиях непосредственного соединения работника со средствами производства, способности человека к труду не будут отчуждены от работника и, следовательно, не будут отделены от всех остальных свойств его личности, а потому вычленение понятия способности к труду (рабочая сила) потеряет какой-либо смысл. Несостоятельность концепции упразднения понятия способности к труду как объекта экономических отношений и замены его другими понятиями ("человек", "личность", "живые производительные силы") была отмечена ее оппонентами еще в рамках дискуссии политэкономии социализма.
Понятие "рабочая сила" возникло как понятие, адекватно отражающее качественные характеристики производительной силы труда в условиях индустриальной цивилизации, когда человек был главной "движущей (рабочей) силой", непосредственно включенной в процесс производства и связанной с ним. Главными качествами рабочей силы выступали: профессиональная подготовка, характеризующая тип выполняемой работы, и квалификация, характеризующая степень ее сложности.
Таким образом, сама логика исследования подводит к определению экономической формы способностей к простому исполнительскому труду категорией "рабочая сила", а способностей к интеллектуальному труду - "человеческий капитал".
Созидательная и потребительная доминанты человеческой жизнедеятельности выступают не только как цель, но и как средство достижения цели, определяющее границы развития как самого человека, так и его способностей к труду. В вечном кругообороте формирования, производства, распределения и использования способностей к труду на одном полюсе постоянно развиваются и обогащаются творческие созидательные способности человека, а на другом - воспроизводятся трудовые навыки, профессиональное умение, которые в редком случае способны вырваться за узкие рамки исполнительского труда. Первые функционируют как самовозрастающая стоимость - капитал, вторые - как простая рабочая сила.
Категория "рабочая сила" отражает
систему социально-
Определенность критерия делает определенными и теоретические границы применения рассматриваемых понятий. Понятие "рабочая сила" субъектно определяет работников простого исполнительского труда, в то время как понятие "человеческий капитал" имеет непосредственное отношение к работникам творческого, интеллектуального труда. Такие выводы делают непротиворечивыми наши предыдущие теоретические рассуждения и позволяют научно определить категории "рабочая сила" и "человеческий капитал".
Таким образом, понятие "рабочая сила" по своей гносеологической природе не несет в себе того качественного содержания, которое вкладывается в понятие "человеческий капитал". Это означает, что в системе теоретического знания должны существовать не только границы применения обоих понятий, но и критерии определения этих границ. Как было показано, единственным критерием разграничения понятий "рабочая сила" и "человеческий капитал" может быть наличие или отсутствие творческой компоненты у субъектных носителей этих понятий. В западной литературе этому критерию соответствует парадигма: "труд как труд и труд как человеческий фактор, который необходимо активизировать"
Для того чтобы принимать обоснованные
решения на рынке труда, необходимо
располагать достоверной, обстоятельной
и своевременной информацией. Систематический
сбор, отражение и анализ данных
о проблемах, связанных с функционированием
рынка труда, составляют содержание статистических
исследований. Чтобы быть эффективными,
эти исследования, во-первых, должны носить
систематический характер (по многим проблемам
рынка рабочей силы - в форме мониторинга);
во-вторых, опираться на специально отобранную
информацию; в-третьих, осуществлять определенные
процедуры сбора, обобщения, обработки
и анализа данных; в-четвертых, использовать
специально разработанные для целей анализа
инструменты.
Осуществление исследования на рынке
предполагает последовательное проведение
ряда операций, составляющих содержание
его процедур. Содержание и порядок выполнения
необходимых процедур можно представить
в виде технологии.
Исходным пунктом исследования выступает
постановка его цели - формирование предмета
статистического исследования (например,
оценка того, почему происходит рост текучести
кадров на отдельных предприятиях или
падает престиж отдельных профессий, чем
обосновано обострение проблемы спроса
на отдельные виды специалистов и др.).
Без четкого обоснования проблемы исследования
в ходе его осуществления можно собрать
ненужную и дорогостоящую информацию.
Поэтому качественное выполнение этой
операции ориентирует на сбор и анализ
конкретной информации, пригодной для
принятия соответствующего решения на
рынке труда.
В качестве одного из методов обоснования
цели исследования можно предложить
так называемый метод "анализа
состояния вопроса". Его использование
позволяет создать достаточно эффективный
механизм начала исследовательской
работы в виде обдумывания предложений
и заданий по направлениям будущего маркетинга.
Суть указанного метода состоит в том,
чтобы системно увязать основные проблемы,
определяющие содержание статистических
исследований, с выдвижением гипотез их
разрешения и систематизацией необходимой
информации для анализа по ним. Методика
работы по анализу состояния вопроса такова.
Для обоснования целей и выбора объектов
маркетинга рынка труда формируются взаимосвязанные
и взаимообусловленные блоки: вопрос (подвопрос);
гипотеза (возможные решения); анализ (необходимая
информация), с помощью которых цель разрешения
поставленной проблемы представляется
в виде серии вопросов.
Постановка вопросов является центральной
задачей этого методы. Каждый основной
вопрос для более детального изучения
может дробиться на более мелкие подвопросы.
В результате складывается двухрядная
структура вопросов, которые должны охватить
все аспекты в рамках основных направлений
исследования. При этот постановку вопросов
следует доводить до логического завершения,
даже если это требует обдумывания задач,
лежащих за пределами рассматриваемой
проблемы.
Спрос и предложение рабочей силы
на 01 мая 2013 года
Наименование профессии |
Заявлено вакансий (спрос) |
Численность безработных (предложение) |
станочник деревообрабатывающих станков |
2 |
6 |
сторож |
0 |
1 |
медицинская сестра |
11 |
2 |
слесарь механосборочных работ |
8 |
5 |
инженер-конструктор |
5 |
1 |
инженер-технолог |
1 |
0 |
продавец |
1 |
33 |
оператор котельной |
0 |
1 |
врач |
35 |
0 |
слесарь — ремонтник |
15 |
8 |
сортировщик изделий из древесины |
5 |
0 |
педагог дополнительного образования |
11 |
0 |
воспитатель |
6 |
3 |
менеджер |
19 |
13 |
бухгалтер |
1 |
13 |
водитель |
13 |
12 |
дворник |
22 |
3 |
диспетчер |
0 |
1 |
кассир |
1 |
3 |
кладовщик |
0 |
2 |
кондуктор |
0 |
4 |
швея |
2 |
1 |
повар |
10 |
8 |
маляр |
2 |
4 |
оператор станков ЧПУ |
0 |
1 |
оператор ЭВМ |
0 |
2 |
педагог — психолог |
2 |
0 |
упаковщик |
7 |
1 |
машинист котельной |
0 |
1 |
грузчик |
27 |
3 |
облицовщик деталей мебели |
0 |
2 |
уборщик |
10 |
13 |
электромонтер |
4 |
5 |
официант |
3 |
0 |
механик |
0 |
2 |
каменщик |
0 |
2 |
юрисконсульт |
0 |
6 |
экономист |
2 |
3 |
учитель |
20 |
4 |
формовщик |
10 |
0 |
фрезеровщик |
3 |
0 |
электросварщик ручной сварки |
0 |
3 |
обрубщик |
5 |
0 |
Равновесие на рынке труда — это такая ситуация на рынке труда, когда определенный уровень ставки заработной платы соответствует предложение труда, заданное этим уровнем.
Рассмотрим данную ситуацию на графике.
На графике по вертикальной оси откладывается уровень ставки заработной платы (W), а по горизонтальной — количество предложения труда (L). Как на товарном, так и на рынке труда присутствуют спрос (DL) и предложение труда (SL). Точка пересечения кривых спроса и предложения труда (точка E) соответсвует уровню ставки заработной платы WE и количеству предложения труда LE. В данной точке спрос на труд равен предложению труда. Это означает, что все работодатели, которые готовы платить заработную плату WE, находят на рынке необходимое им количество работников и их спрос на труд, таким образом, удовлетворен полностью. Также в данной точке все наемные работники трудоустроены и согласны работать при ставке заработной платы WE. Именно в точке E наступает равновесие на рынке труда и достигается полная занятость.
Нарушение равновесия на рынке труда
Положение, определяемое точкой E на графике, практически не встречается, всегда существует отклонение от точки равновесия. При увеличении ставки заработной платы до уровня W2, предложение труда (0 — L4) на рынке будет превышать спрос на труд (0 — L1). В данном случае количество желающих найти работу и продать свои услуги труда при заработной плате W2 будет чрезмерно высокое, вследствие чего возникнет дефицит рабочих мест из-за отсутствия желания работодателя нанимать работников при такой высокой ставке заработной платы. Данная ситуация называется избытком предложения труда.
В случае, когда заработная плата снижается до уровня W1, спрос на труд (0 — L3) будет превышать предложение труда (0 —L2). Т.е. работодатели будут готовы нанимать большое количество работников при ставке заработной платы (W1), а те в свою очередь не будут согласны работать на низкооплачиваемой работе. Данная ситуация называется избытком спроса на труд.
Таким образом, вследствие превышения
предложения труда над спросом, когда
ставка заработной платы превышает равновесную,
возникает безработица. Работодатели
будут готовы нанять новых работников,
но только в случае снижения ставки заработной
платы.
Когда же спрос превышает предложение
труда вследствие снижения заработной
платы ниже равновесной, работодатели
готовы повысить заработную плату для
заполнения рабочих мест.
В обеих случаях равновесие на рынке труда
восстанавливается и достигается условие
полной занятости.
Информация о работе Роль и место государства на рынке рабочей силы