Роль и место государства на рынке рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы…………………….…..4
Занятость и безработица: виды и формы проявления…………………………………………….10
Государственная политика занятости……………………………………………………………...18
Роль и место государства на рынке рабочей силы
Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы…………………………………………………………………………………………………..19
Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством…………..23
Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования………..24
Заключение……………………………………………………………………………………………....28
Литература……………………………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!.doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

При организации собственного дела службы занятости труда оказывают  активное содействие в оказании материальной и консультативной помощи, а также помощи в подготовке или отборе сотрудников для создаваемых фирм. Данная государственная помощь заключается не только в трудоустройстве работоспособного населения, но и в организации собственного бизнеса и организации новых рабочих мест. В основном данная мера позволяет защищать права безработных граждан. Государственное регулирование рынка труда имеет все экономические средства и предложения рабочей силы с помощью налоговых рычагов. Главной экономической мерой регулирования данной структуры является переподготовка работоспособного населения за счет фонда занятости труда. Финансирование системы переподготовки осуществляется из средств юридических лиц. Данная мера носит не только экономический характер, но и является специализированной, позволяя облегчить трудоустройства работоспособного населения, не имеющего постоянного рабочего места. Таким образом, данные меры регулирования позволяют повысить заработную плату рабочих, создать новые рабочие места, развить предпринимательскую деятельность, организовать процесс переподготовки и выплаты пособий по безработице.

  Ценные бумаги являются главным атрибутом товарного оборота. В связи с эти, государственное регулирование рынка ценных бумаг стало одним из главнейших инструментов государственного регулирования финансового рынка. Главными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, лотерейные билеты и векселя. Государственное регулирование финансового рынка основано на его структуре:

- Денежный рынок – где функции ценных бумаг выполняют наличные денежные средства;

- Рынок краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов (или рынок ссудного капитала) – охватывает все финансовые отношения, связанные с предоставлением кредитных ссуд;

- Рынок ценных бумаг – связывает все финансовые и кредитные отношения, поскольку ценные бумаги имеют конкретную собственную стоимость и могут свободно обращаться на рынке.

Государственное регулирование рынка  ценных бумаг позволяет:

- Упорядочить финансовую деятельность и всех участников рынка;

- Создать нормальные финансовые условия функционирования рынка;

- Защитить участников рынка от мошенничества и недобросовестности других участников рынка;

- Формировать новые рынки.

  В экономической науке выделяют  так называемую пирамиду целей государственного регулирования. 
  Высшими целями государственного регулирования являются формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества. Остальные цели вытекают из этих высших целей. 
  Цели первого порядка (их называют магическим четырехугольником) включают в себя четыре основные цели государственного регулирования: 1) обеспечение роста ВВП; 2) минимизацию безработицы; 3) стабильность уровня цен; 4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе. Магическим четырехугольником эти цели называются потому, что они противоречат друг другу. В предыдущих главах мы уже разбирали взаимосвязь инфляции и безработицы, из которой следует, что борьба с одним явлением может вызвать усиление другого. Так, стимулирование занятости посредством увеличения государственных  расходов ведет к росту бюджетного дефицита, считающегося одной из важных причин инфляции. Борьба с инфляцией путем «удорожания денег» имеет своим следствием сокращение инвестиций и рост безработицы. Поэтому во всех четырех направлениях следует двигаться равномерно. 
  Цели второго порядка направлены на создание благоприятных законодательных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, сглаживание цикличности экономики, поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и некоторые другие.

  Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных направлений. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические направления, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим направлениям, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер  в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:1

- операции на открытом  рынке, т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг;

- политика учетной  ставки (дисконтная политика) или  ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

- изменение нормы обязательных  резервов банков, т. е. той суммы,  которую коммерческие банки обязаны  хранить в Центральном банке  (без процентов).

  Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к  экономическим направлениям государственного регулирования относят также  систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику в целом, так и её отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные программы,  разрабатываемые на срок от 1 года  до 3 лет.

- среднесрочные программы,  рассчитанные на 3--5 лет.

- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- общегосударственные  программы. Они содержат основные  и значимые для общества в  целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

- региональные программы,  охватывающие деятельность отдельных  частей экономики. В некоторых  странах для социально-экономического  развития регионов используют региональное планирование;

- целевые программы.  Они предусматривают развитие  конкретных направлений, например, научных исследований, а также  поддержку отдельных групп населения.  Например, в 2004 г. В России была  принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

- отраслевые программы,  направленные на развитие отдельных  отраслей;

- чрезвычайные программы,  которые разрабатываются в тех  случаях, когда экономика находится  в кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

  С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение  государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

  Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) направления

  Как мы уже отметили, наряду с экономическими направлениями государственного регулирования используются также и административные направления.

К административным направлениям регулирования экономики относят  такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

  Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

  Разрешение -- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

  Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

  Административные направления регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

  Экономические и административные направления находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные направления должны быть экономически обоснованы.

 

 

      1. Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством

 

Правовое регулирование трудовой сферы в развитых странах характеризуется значительной дифференциацией, учитывающей многообразие и специфику труда различных категорий работников, форм занятости. В связи с этим устанавливается большое число разновидностей трудового договора, среди которых наибольший интерес представляют следующие.Договор с заемными работниками. Таких работников нанимают специализированные частные агентства, которые периодически дают их "напрокат" на различные сроки фирмам-заказчикам. Работники, нанимаемые агентствами временного труда, имеют двух нанимателей, а возникшее правоотношение носит трехсторонний характер.Трудовой договор с торговыми агентами. Специфика работы коммивояжера, заключающего от имени нанимателя торговые сделки и осуществляющего, по сути, посреднические функции, требует особой правовой регламентации его труда.Трудовой договор с профессиональными спортсменами учитывает специфику профессионального спорта и защищает интересы спортсменов, ограждает их от чрезмерной эксплуатации.Трудовой договор с надомниками. Надомники за вознаграждение выполняют в собственном доме или в любом другом принадлежащем им помещении работу с помощью проживающих с ними членов семьи. Некоторые формы трудового законодательства не распространяются на надомников или применяются к ним с ограничениями.Трудовой договор с домашними работниками. На них не распространяются положения о запрете дискриминации по признаку расы, пола, религиозной принадлежности. Установлены специфические правила режима и оплаты их труда.Договор морского найма. Заключается в обязательной письменной форме. Имеет специфику в отношении условий труда, порядка расторжения, обеспечения дисциплины.Трудовые договоры с работниками религиозных учреждений. Регулируются в определенной мере церковными правилами. На них не распространяется ряд норм, касающихся запрета дискриминации при найме. Трудовой договор с менеджерами заключается на определенный срок обязательно письменно и имеет специфику как по форме, так и по существу, учитывая характер трудовых функций руководящих служащих, особые требования к их профессиональным качествам, подбор, режим работы, характер взаимоотношений менеджеров с их работодателями. Договор с работником-мигрантом. Работодатель вправе заключить трудовой договор с таким работником только с разрешения административного органа, занимающегося трудовой миграцией, и при условии, что предприниматель докажет, что на данное рабочее место нет претендентов из коренного населения. Трудовой договор по совместительству допускается, если иное специально не оговорено сторонами. Работа по совместительству, как считается, не должна осуществляться во время основной работы или в ущерб ей, не должна противоречить интересам основного нанимателя.Договор производственного ученичества содержит основные признаки трудового договора. Его главная специфика - обязанность нанимателя обучить ученика профессии. Этим обусловлена особая правовая регламентация производственного ученичества. 

 

      1. Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования.

 

Рабочая сила представляет собой товар  особого  рода,  производственные созидательные   качества   которого   целиком    определяют    эффективность конкурентной экономики, ее  возможности  создания  высокосортных  товаров  и комфортных услуг, масштабы  и  темпы  научно-технических  и  организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок  труда  образованной  и творчески  активной  рабочей  силы,  обеспечение   ее   квалификационной и территориальной мобильности является одной из  первооснов  жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем  более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в  рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых  странах  мира  в эпоху НТР абсолютное  большинство  работодателей  и  государственные  органы стремятся создать   наилучшие   производственные и жизненные   условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

      Рабочая сила - товар  особого рода еще и потому, что она сама в  первую очередь  является,  как  правило,  наиболее  заинтересованной   стороной   в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном  хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

      Преобладающая   общность  интересов  “товара”   рабочей   силы   и   ее потребителей - экономики и государства  -  является  важнейшей  социально  - экономической чертой рыночной экономики, создающей  прочную  гуманистическую основу развития  народного  хозяйства  и  всего  общества.  Несомненно,  что организованный,  во  многом  управляемый   государством   и   поддерживаемый предприятиями  товарной  экономики,  постоянно  совершенствуемый   по   мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из  ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

      Конечной  целью   рынка  труда  является,   во-первых,   удовлетворение профессионально - трудовых  и  жизненных  интересов  экономически  активного населения, включая социальную  защиту,  и  обеспечение  народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной  и  минимально прерывной занятости,  с  учетом  потребности  в  частичной  рабочей  неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

      Одной из  принципиальных  особенностей  современного  западного  рынка труда   является  значительная    распространенность    предпринимательской деятельности.  Примерно  каждый   десятый   работающий   в   США,   Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии,  каждый  пятый  в  Италии  является предпринимателем.  Почти  2/3  из   них   возглавляют   средние   и   мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в  котором  занято  20  и  менее

Информация о работе Роль и место государства на рынке рабочей силы