Роль и место Китая в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современное экономическое положение Китая.
Общая характеристика экономики Китая.
Этапы развития китайского хозяйства.
Глава 2. Роль Китая в мировой экономике.
2.1 Мировые торговые взаимоотношения КНР.
2.2 Роль Китая в мировой экономической интеграции.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Роль и место Китая в мировой экономике.docx

— 51.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Современное экономическое положение Китая.

    1. Общая характеристика экономики Китая.
    2. Этапы развития китайского хозяйства.

Глава 2. Роль Китая в мировой экономике.

2.1 Мировые торговые взаимоотношения КНР.

2.2 Роль Китая в мировой  экономической интеграции.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими  в развивающихся странах, которые  составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.

В начале XXI в. Китай продолжает экономическую реформу в стране. Как отмечалось в документах XVI съезда КПК, Китай успешно справился с задачами первого и второго этапов программы трех шагов, что позволило решить задачу обогреть и накормить народ и обеспечить повышение жизненного уровня населения. Началась реализация третьего этапа программы, целью которого является выход на уровень экономически развитых стран. В результате последовательного выполнения ее задач в Китае к 2050 г. должны быть достигнуты такие стратегические цели, как всесторонняя социалистическая модернизация, необходимая для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса страны на международной арене и выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; выход в ряды стран со средним уровнем ВНП на душу населения; создание зажиточной, счастливой жизни для народа; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.

Принципиально важным внешним  фактором, во многом определяющим как  перспективы социально-экономического развития страны, так и усиление экономического влияния Китая в  мире, является вступление КНР в  ВТО в ноябре 2001 г., что влечет за собой постепенное снятие таможенных барьеров для зарубежных партнеров  при импорте их продукции в  Китай. Но пять лет, прошедших после вступления КНР в ВТО, показали, что основным результатом вступления страны в ВТО явился резкий рост объема внешней торговли.

Способен ли Китай решить поставленные задачи к 2050 г.? В КНР  признают многие проблемы, с которыми столкнулась страна при переходе от плановой экономики к рыночной: в наличии противоречие между  растущими потребностями народа и отсталым общественным производством, сохраняются большие межрегиональные  различия, по-прежнему велика доля бедного  населения, увеличивается доля людей  пожилого возраста, сохраняются проблемы трудоустройства и социального  обеспечения. На XVI съезде КПК было объявлено, что эти проблемы можно решить только на основе осуществления стратегических задач третьего шага модернизации и решения задачи построения общества достатка (сяокан шэхуэй). Для решения этой задачи в экономической сфере намечено увеличить к 2020 г. валовой внутренний продукт в 4 раза по сравнению с 2000 г. (в пересчете по официальному валютному курсу свыше 4 трлн. долл.), значительно усилить совокупную мощь страны и международную конкурентоспособность, осуществить в основном индустриализацию, создать совершенную систему рыночной экономики и открытую экономическую систему, повысить удельный вес городского населения, устранить тенденции к увеличению различий между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, отдельными регионами, совершенствовать систему социального обеспечения, сделать более полной общественную занятость, повышать доходы населения и обеспечить народу более зажиточную жизнь.

Цель данного реферата проанализировать место и роль Китая в мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современное экономическое положение Китая.

    1. Общая характеристика экономики Китая.

Внушительные успехи, достигнутые  в КНР за период проведения хозяйственных  реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. Составной частью стратегии китайских преобразований является политика открытости внешнему миру. Внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым условием модернизации страны.

В декабре 1978 года III пленум ЦК Коммунистической Партии Китая перенёс основное внимание работы партии на экономическое строительство, в 1982 году XXII съездом партии была принята стратегия осуществления модернизации общества, рассчитанная на три этапа:

1 этап – увеличить  в 4 раза валовую продукцию  промышленности и сельского хозяйства  к 2000 году, добиться среднего достатка  жизни народа. Эта задача была  решена досрочно в 1995 году.

2 этап – поднять Китай  до уровня среднеразвитой страны (по международным параметрам) к  2021 году.

3 этап – к 2049 году (100-летие  КНР) превратить Китай в современную  высокоразвитую державу

Экономика КНР занимает 2 место  в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.

По данным статистики ВВП страны в 2009 году составил 4,9 трлн. долл. США1.

Согласно Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70 % ВВП обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический строй «социализмом с китайской спецификой».

Начиная с 1980 китайская экономика растет в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

Ярким показателем экономического роста страны является потребление  энергоносителей. Так, например, потребление  нефти в Китае за 40 лет с  начала 1960-х увеличилось более  чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объем потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.

Нефтяные компании Китая, такие  как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.

Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Реформы в КНР по выведению  Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином, уже  приносят зримые плоды.

Темпы экономического роста  в стране составляют одну третью среднемировых  темпов экономического роста. Если в  основу подсчета заложить паритет покупательной  способности валют – то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США2.

За годы реформ кардинально  изменилась структура народного  хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику  представляли 83700 государственных предприятий  в городе и 264700 колхозов в деревне, производивших 80,8% и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные  предприятия, число которых снизилось  до 118000, производили 33,9%, коммерческие фирмы – 36,6%, частные предприниматели  – 12,9% и совместные предприятия – 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1000 человек (табл. 1).

Таблица 1

Темпы экономического развития КНР, % в среднем в год

Показатель

1952-1957

1958-1965

1966-1978

1952-1978

1979-1997

1

2

3

4

5

6

Население

2,4

1,5

2,2

2,0

1,3

ВВП

9,2

3,8

6,2

6,1

9,8

Сырьевые отрасли

3,8

0,4

2,4

2,1

5,0

1

2

3

4

5

6

Промышленность и строительство

19,7

8,1

10,3

11,0

11,9

Сельское хозяйство

4,5

1,2

4,0

2,7

6,6

Услуги

9,6

3,7

5,0

5,5

10,6

ВВП на душу населения

6,2

3,0

5,7

4,0

8,4

Экспорт

15,0

1,8

7,8

10,0

16,7


 

Согласно статистическим данным Мирового банка, структура народного  хозяйства КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно  развитые страны.

Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным  сдержанным кредитованием Национального  банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции3.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение  внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники и  технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы  в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения  иностранных инвестиций.

В связи с необходимостью трудоустройства новых абитуриентов и миграции в поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни  в город положение с занятостью является крайне напряженным.

В начале XXI века, несмотря на экономический рост, Китай столкнулся с рядом серьезных экономических, экологических и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между  богатыми и бедными; выросла разница  в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица, в некоторых  районах оказалась отравлена  земля, почва и гидросфера. В Китае  нарастают уличные протесты. На сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.

 

 

    1.  Этапы развития китайского хозяйства.

Большой интерес представляет специфика китайского варианта системных  реформ. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического  курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Тем не менее, за последние два десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать трансформационного спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения.

Наиболее характерная  черта китайских системных экономических  реформ состоит в постепенности, градуализме этого процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные временные интервалы. Формы хозяйственной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на форсированное насаждение этих форм в принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное вызревание из самой ткани реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке — в пределах отдельных регионов, отраслей или даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации очевидным образом ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность. Все это, однако, отнюдь не свидетельствует, что китайские реформы носят более «мягкий» характер, чем, скажем, реформы в России. Напротив, в случае необходимости китайское руководство действует достаточно жестко и напористо. Об этом свидетельствует, в частности, практика «урегулирований» экономики — так в Китае обычно называют антиинфляционную стабилизационную политику. В периоды «урегулирований» правительство решительно ужесточает бюджетную и денежную политику, ограничивает масштабы потребительского и инвестиционного спроса, вводит ограничения во внешнеэкономической сфере. Вследствие этого всплески инфляции в Китае в 80—90-е гг., хотя и происходили регулярно, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15—20%.

Возможности для последовательной реализации курса реформ существуют благодаря асинхронности темпов экономических и политических преобразований. Вопрос о необходимости демократизации, политических реформ за последние два  десятилетия ставился в КНР неоднократно, но реально (особенно после студенческих волнений в мае—июне 1989 г.) политические преобразования свелись к некоторому усилению законодательной ветви власти и расширению рамок дозволенного в средствах массовой информации. Вопрос о демонтаже самих основ политической системы в КНР не только не ставится, но, напротив, сохранение и укрепление ныне действующих институтов сильной государственной власти считается залогом успешного реформирования экономики. Благодаря использованию традиционных для социалистических стран форм жесткого политического и идеологического контроля современному руководству КНР удается проводить в жизнь многие весьма непопулярные мероприятия экономических реформ, которые в условиях более плюралистической политической системы легко могли бы привести к проявлениям массового недовольства.

Возникающая в ходе реформ социальная напряженность купируется за счет не только политического прессинга, но и умелого идеологического  обеспечения проводимых преобразований. Сохранение оболочки социалистической идеологии, т.е. фактически — привычной  для нескольких поколений системы ценностей, позволяет смягчить психологический эффект нововведений, не допустить ситуации, когда реформы наносят психологическую травму старшим поколениям, порождают у них чувство напрасно прожитой жизни. В то же время новые, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся, таким образом, привычными и доступными большинству населения. При этом идеологическое обеспечение реформ не остается неизменным, оно эволюционирует по мере развития рыночной экономики. С течением времени на первый план в официальной пропаганде постепенно выходят установки не столько социалистического, сколько патриотического плана. Населению внушается чувство гордости по поводу успехов китайской экономики, усиления позиций Китая на мировой арене. Пропагандируется тезис о том, что на этапе быстрой структурной трансформации экономики необходимы национальная консолидация, социально-политическая стабильность. Ускорение экономического роста могло быть достигнуто и за счет перемещения трудовых ресурсов из аграрного сектора в формирующийся индустриальный. Причем обилие и дешевизна рабочей силы позволяли создавать промышленные производства, уже изначально ориентированные на экспорт, обладающие ценовой конкурентоспособностью на мировых рынках. Все эти факторы во многом предопределили специфику китайского варианта системных преобразований. В отличие от указанных выше стран у Китая были возможности создавать частный сектор экономики не только и не столько на базе государственного сектора, сколько наряду с ним, т.е. не путем приватизации уже существующих государственных предприятий, а за счет возникновения негосударственных укладов в ходе первичной индустриализации.

Информация о работе Роль и место Китая в мировой экономике