Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:05, реферат
Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.
Введение
Глава 1. Современное экономическое положение Китая.
Общая характеристика экономики Китая.
Этапы развития китайского хозяйства.
Глава 2. Роль Китая в мировой экономике.
2.1 Мировые торговые взаимоотношения КНР.
2.2 Роль Китая в мировой экономической интеграции.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Современное экономическое положение Китая.
Глава 2. Роль Китая в мировой экономике.
2.1 Мировые торговые взаимоотношения КНР.
2.2 Роль Китая в мировой экономической интеграции.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.
В начале XXI в. Китай продолжает экономическую реформу в стране. Как отмечалось в документах XVI съезда КПК, Китай успешно справился с задачами первого и второго этапов программы трех шагов, что позволило решить задачу обогреть и накормить народ и обеспечить повышение жизненного уровня населения. Началась реализация третьего этапа программы, целью которого является выход на уровень экономически развитых стран. В результате последовательного выполнения ее задач в Китае к 2050 г. должны быть достигнуты такие стратегические цели, как всесторонняя социалистическая модернизация, необходимая для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса страны на международной арене и выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; выход в ряды стран со средним уровнем ВНП на душу населения; создание зажиточной, счастливой жизни для народа; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.
Принципиально важным внешним
фактором, во многом определяющим как
перспективы социально-
Способен ли Китай решить
поставленные задачи к 2050 г.? В КНР
признают многие проблемы, с которыми
столкнулась страна при переходе
от плановой экономики к рыночной:
в наличии противоречие между
растущими потребностями народа
и отсталым общественным производством,
сохраняются большие
Цель данного реферата проанализировать место и роль Китая в мировой экономике.
Глава 1. Современное экономическое положение Китая.
Внушительные успехи, достигнутые
в КНР за период проведения хозяйственных
реформ (с конца 70-х гг.), привлекают
внимание всего мира. Составной частью
стратегии китайских
В декабре 1978 года III пленум ЦК Коммунистической Партии Китая перенёс основное внимание работы партии на экономическое строительство, в 1982 году XXII съездом партии была принята стратегия осуществления модернизации общества, рассчитанная на три этапа:
1 этап – увеличить
в 4 раза валовую продукцию
промышленности и сельского
2 этап – поднять Китай
до уровня среднеразвитой
3 этап – к 2049 году (100-летие
КНР) превратить Китай в
Экономика КНР занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.
По данным статистики ВВП страны в 2009 году составил 4,9 трлн. долл. США1.
Согласно Конституции КНР
Начиная с 1980 китайская экономика растет в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.
Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объем потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.
Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.
Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.
Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.
Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином, уже приносят зримые плоды.
Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности валют – то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США2.
За годы реформ кардинально изменилась структура народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику представляли 83700 государственных предприятий в городе и 264700 колхозов в деревне, производивших 80,8% и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные предприятия, число которых снизилось до 118000, производили 33,9%, коммерческие фирмы – 36,6%, частные предприниматели – 12,9% и совместные предприятия – 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1000 человек (табл. 1).
Таблица 1
Темпы экономического развития КНР, % в среднем в год
Показатель |
1952-1957 |
1958-1965 |
1966-1978 |
1952-1978 |
1979-1997 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Население |
2,4 |
1,5 |
2,2 |
2,0 |
1,3 |
ВВП |
9,2 |
3,8 |
6,2 |
6,1 |
9,8 |
Сырьевые отрасли |
3,8 |
0,4 |
2,4 |
2,1 |
5,0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Промышленность и строительство |
19,7 |
8,1 |
10,3 |
11,0 |
11,9 |
Сельское хозяйство |
4,5 |
1,2 |
4,0 |
2,7 |
6,6 |
Услуги |
9,6 |
3,7 |
5,0 |
5,5 |
10,6 |
ВВП на душу населения |
6,2 |
3,0 |
5,7 |
4,0 |
8,4 |
Экспорт |
15,0 |
1,8 |
7,8 |
10,0 |
16,7 |
Согласно статистическим
данным Мирового банка, структура народного
хозяйства КНР неуклонно
Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции3.
Создание благоприятного
инвестиционного климата и
В связи с необходимостью
трудоустройства новых
В начале XXI века, несмотря на
экономический рост, Китай столкнулся
с рядом серьезных
Большой интерес представляет специфика китайского варианта системных реформ. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Тем не менее, за последние два десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать трансформационного спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения.
Наиболее характерная
черта китайских системных
Возможности для последовательной
реализации курса реформ существуют
благодаря асинхронности темпов
экономических и политических преобразований.
Вопрос о необходимости
Возникающая в ходе реформ социальная напряженность купируется за счет не только политического прессинга, но и умелого идеологического обеспечения проводимых преобразований. Сохранение оболочки социалистической идеологии, т.е. фактически — привычной для нескольких поколений системы ценностей, позволяет смягчить психологический эффект нововведений, не допустить ситуации, когда реформы наносят психологическую травму старшим поколениям, порождают у них чувство напрасно прожитой жизни. В то же время новые, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся, таким образом, привычными и доступными большинству населения. При этом идеологическое обеспечение реформ не остается неизменным, оно эволюционирует по мере развития рыночной экономики. С течением времени на первый план в официальной пропаганде постепенно выходят установки не столько социалистического, сколько патриотического плана. Населению внушается чувство гордости по поводу успехов китайской экономики, усиления позиций Китая на мировой арене. Пропагандируется тезис о том, что на этапе быстрой структурной трансформации экономики необходимы национальная консолидация, социально-политическая стабильность. Ускорение экономического роста могло быть достигнуто и за счет перемещения трудовых ресурсов из аграрного сектора в формирующийся индустриальный. Причем обилие и дешевизна рабочей силы позволяли создавать промышленные производства, уже изначально ориентированные на экспорт, обладающие ценовой конкурентоспособностью на мировых рынках. Все эти факторы во многом предопределили специфику китайского варианта системных преобразований. В отличие от указанных выше стран у Китая были возможности создавать частный сектор экономики не только и не столько на базе государственного сектора, сколько наряду с ним, т.е. не путем приватизации уже существующих государственных предприятий, а за счет возникновения негосударственных укладов в ходе первичной индустриализации.