Роль и место Китая в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современное экономическое положение Китая.
Общая характеристика экономики Китая.
Этапы развития китайского хозяйства.
Глава 2. Роль Китая в мировой экономике.
2.1 Мировые торговые взаимоотношения КНР.
2.2 Роль Китая в мировой экономической интеграции.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Роль и место Китая в мировой экономике.docx

— 51.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Роль Китая  в мировой экономике.

2.1 Мировые торговые взаимоотношения КНР.

За более чем 50 лет своего существования КНР из полуфеодальной и полуколониальной страны превратилась в мощную индустриальную державу  мира.

Главными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны ЕС и АСЕАН4.

Китай во всевозрастающей  степени вывозит промышленную продукцию. Одежда, обувь, ткани и текстильные изделия, различные виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, как-то: мебель, пластмассовые изделия, спортивный инвентарь, сумки, детские коляски, игрушки, а также морепродукты, зерновые, овощи и фрукты – в основном трудоемкие товары – представляют традиционный китайский экспорт.

В целом, за период реформ структура  китайского экспорта претерпела качественные изменения, которые отражают происходящие в рамках государственной политики догоняющего индустриального развития фундаментальные сдвиги в структуре  промышленности от сырьевой к промышленно ориентированной.

Основными статьями китайского импорта являются специализированное промышленное оборудование, электрические  приборы и запасные части к  ним, телекоммуникационное оборудование, прочее промышленное оборудование в  сборе и частями, железо и сталь, необработанные пластмассы, нефть и  нефтепродукты, текстильное волокно, ткани и удобрения. Однако даже выход  на первое место в мире по выплавке стали не избавил Китай от необходимости  импортировать ее в значительных количествах (табл. 2).                                                                       

 

 

     Таблица 2

Изменение структуры внешнеторгового  оборота КНР за 2007 год

Показатель

млрд. долл.

Рост %

Товарооборот

2173,8

23,5

Экспорт

1218,0

25,7

Импорт

955,8

20,8

Положительное сальдо

262,2

47,7


 

В процессе индустриализации экономики Китая значительно  возросла доля производственных товаров  в импорте5.

Высокие или сверхвысокие темпы роста экспорта обуславливаются  активной государственной политикой  его всяческого стимулирования.

Таким образом, ключевым для  внешнеэкономической стратегии  Китая является вопрос повышения  его конкурентоспособности, а именно создания новой – с целью заменить либо дополнить традиционный экспорт  одежды, текстиля и игрушек –  группы высококонкурентных трудоемких изделий массового спроса, таких как телевизоры и холодильники, а также освоения капиталоемких и наукоемких производств.

В развитии инвестиционного  потенциала Китая большую роль играет привлечение иностранного капитала, предназначение которого заключается  в восполнении недостатка внутреннего  капитала, улучшении инвестиционного  климата, создании механизма конкурентной борьбы и приобретении передового опыта  управления и современных техники  и технологий.

Привлекаемые иностранные  средства состоят из внешних займов и прямых иностранных инвестиций. За 1979-1995 годы Китай освоил 229,14 млрд. долл., в том числе внешних займов на сумму более 91,44 млрд. долл. В 1990 году Китай по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций вышел в первые ряды среди развивающихся стран. По объему фактически использованных прямых иностранных инвестиций с 1993 года КНР занимает первое место среди развивающихся стран и второе место в мире, пропустив вперед лишь США: так, в 2002 году объем привлеченных чистых прямых иностранных инвестиций составил 41 млрд. долл.

Среди всех форм привлечения  иностранного капитала наибольшая доля принадлежит совместным предприятиям Китая с зарубежными странами.

По отраслевой структуре  иностранных инвестиций преобладают  промышленность и капитальное строительство. Минимальными остаются иностранные  инвестиции в инфраструктурные и  сельскохозяйственные отрасли.

Большая часть иностранных  инвестиций сконцентрирована в восточных  приморских районах Китая в ущерб  центральным и западным. 

Источниками внешних займов являются преимущественно иностранные  правительственные кредиты, кредиты  международных финансовых организаций, иностранные банковские ссуды на экспорт, а также ценные бумаги иностранных  корпораций.

Большая часть источников поступления прямых иностранных  инвестиций приходится на инвестиции из Сянгана, Аомыня и Тайваня, меньшую долю занимают инвесторы из США, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Великобритании, Германии и Франции.

КНР использует привлеченные иностранные средства главным образом  на строительство крупных и средних  объектов, связанных с инфраструктурными  отраслями, а именно: энергетикой, транспортом  и связью – нефтехимической, металлургической и легкой промышленностью, сельским хозяйством, а также культурой, просвещением и научными исследованиями.

В последние годы актуальной для Китая становится борьба с  незаконной утечкой капитала из страны. Так, согласно данным Пекинского института национальной экономики при фонде «Реформа», объем незаконно вывезенного капитала увеличился более чем в 9 раз6.

Несмотря на значительные объемы привлекаемого иностранного капитала, его эффективность и  масштабы в рамках китайской экономики  оставляют желать лучшего.

Выполняя роль сборочных  цехов, куда выносится массовое промышленное производство из США, Японии и стран  ЕС, свой успех Китай основывает на импортируемых технологиях и  дешевой местной рабочей силе, что определяет зависимость от промышленно  развитых стран, между тем как  лидерство на мировой арене в  современных условиях обуславливается  только самостоятельно завоеванными передовыми позициями в сфере инноваций.

Таким образом, в ближайшие  годы китайскому правительству предстоит  продолжить воплощение политики, направленной на улучшение инвестиционного климата  в стране и открытие внутреннего  рынка для зарубежных предпринимателей.

2.2 Роль Китая в мировой экономической интеграции.

Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики: если в международной  политической интеграции Китай усматривает  угрозу вмешательства Запада в его  внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, торговля наркотиками  и оружием и реформирование политической системы, обеспечивающей власть Коммунистической партии КНР, то в экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего  экономического роста без ущерба для национального суверенитета на основе превращения страны в одного из основных экспортеров продукции с глубокой степенью переработки, высокой долей добавленной стоимости и технологического содержания, что знаменует новую стадию развития экономических реформ, а именно: переход от селективной к комплексной либерализации экономики – при условии унифицированного и прозрачного доступа на мировые рынки и отсутствия специфических дискриминации и барьеров и чему, безусловно, способствует вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года.

Укрепление экономического потенциала и бурный рост национальных экономик Восточной и Юго-Восточной  Азии за последние два десятилетия  и активизация экономических  интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) вызвали эволюцию подходов Пекина к деятельности подобных образований  от осторожно-скептического к активному  участию по ключевым для КНР направлениям торгово-экономического и инвестиционного  взаимодействия в регионе, в результате чего форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), насчитывающий 21 страну-участницу, расценивается Китаем как наиболее перспективная по сравнению с другими действующими в АТР организациями структура международного экономического и научно-технического сотрудничества в области региональной торговли, взаимного инвестирования и обмена научной информацией и технологиям7.

Тем не менее, отсутствие в  нынешней Азии межгосударственной структуры  типа Европейского Союза (ЕС) активизирует как процесс дальнейшей институционализации  АТЭС, так и поиски идей и концепций  развития субрегиональных интеграционных группировок, таких как экономический  союз стран Восточной Азии (СВА), или Японии, Китая и Южной Кореи, на основе сравнительных преимуществ  Японии в науке и технике, Китая  с Сянганом в использовании капитала и людских ресурсов и Южной Кореи в информационных технологиях и транзитных авиаперевозках; единое таможенное, а в дальнейшем экономическое и валютное пространство стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и СВА, которые, являясь одновременно и экономическими конкурентами, и партнерами, экономически взаимно дополняют друг друга, и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан и подразумевающая взаимодействие в таких областях, как топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт, финансово-банковская сфера и водохозяйственный комплекс, в отношении которой на настоящий момент преобладают не оформленные в реальные проекты задумки и не подкрепленные финансами ожидания.

Экономическое развитие Китая  на основе интеграции в мировую экономику, с одной стороны, формирует новые, более амбициозные глобальные интересы Китая, а с другой вызывает ответные – и не всегда в пользу Китая – реакции со стороны мировых рыночно-демократических лидеров (США, ЕС и Япония). Эти реакции в свою очередь требуют ответных действий Китая с тем, чтобы сохранить выгодную ему внешнюю среду развития. Китай, будучи «своим» или «почти своим» рыночным демократиям в экономике, остается – и будет оставаться, пока сохраняется монополия КПК на политическую власть – «чужим» в политике. В этом состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая, от того или иного варианта ответа на которых зависит мировая роль Китая.

Ведя поиск рационального  пути преодоления эффекта «чужого» – но без форсирования демократических  преобразований – Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.

Первое – выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются  нынешним китайским руководством в  качестве главного партнера Пекина на мировой арене.

Второе – выстраивание, начиная с 2003 г., политического и  финансового диалога с «Большой Восьмеркой».

Третье – активизация  роли Китая в региональных политических форумах, таких как Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ) и Форум «Азия – Европа (АСЕМ)». И те, где его роль может  быть главной и/или второй по значимости после очевидного лидера. К последней  группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом»  организации, в том числе и  символически – штаб-квартира ШОС  расположена в Пекине.

Четвертое – активизация  регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках  трехстороннего сотрудничества в СВА – с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три»8.

Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важный источник поставки энергоресурсов, научных  технологий и военно-технической  продукции – пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники  в Китай из США и ЕС. И как  важный (хотя и не главный) рынок  сбыта китайской продукции и  услуг рабочей силы9.

Китай - одна из совсем немногих развивающихся стран, которые извлекли выгоды от глобализации в последние  два десятилетия. За это время  Китай ускорил свою интеграцию в  мировую экономику. Рост объемов  внешней торговли и прямых иностранных  инвестиций – важные факторы дальнейшего  устойчивого экономического развития страны. Китайские руководители возлагают  большие надежды на расширение политики открытости внешнему миру, которая  должна способствовать решению сложных проблем, возникающих в ходе проведения экономической реформы.

Таким образом, в настоящее  время КНР проявляет крайнюю  заинтересованность в международной  экономической интеграции и рассчитывают сыграть свою роль в разработке новых правил игры как на региональных и субрегиональных, так и на мировых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

КНР вступила в новый этап промышленного развития, характеризующийся  ускорением темпов развития новых и  высоких технологий, включающих авиацию, космонавтику, компьютеры и компьютерное обеспечение, электронику и средства связи, производство медицинских и  лекарственных препаратов, основанное на таких технологиях, и наукоемких производств, а также дальнейшим совершенствованием промышленной.

Экспорт рабочей силы из Китая получил довольно быстрое  развитие по сравнению с другими  странами. Численность китайских  граждан, работающих за рубежом по контрактам на экспорт рабочей силы, связанным  с тяжелым ручным трудом, не требующим  высокого уровня образования и технических  навыков, увеличилась. Вместе с тем, с начала реформ китайское правительство  стремится привлекать на работу и  иностранных специалистов.

Начало экономических  реформ и переход к «политике  открытых дверей» привели к тому, что сегодня СЭЗ, включающие 4 специальные  экономические зоны, а также созданные  в 1988 году свободная экономическая  зона (СЭЗ) Хайнань и новый район Пудун в Шанхае, являются неотъемлемой составляющей экономики Китая.

Информация о работе Роль и место Китая в мировой экономике