Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:05, реферат
Цель семестровой работы раскрыть понятие об интеллектуальной собственности и какую роль она играет в обществе.
Для достижения поставленной цели выявим следующие задачи:
1. Понятие и сущность интеллектуальной собственности
1.2. Виды интеллектуальной собственности
1.3. Интеллектуальная собственность в эпоху технологической революции плодит парадоксы
1.4.Стратегия и тактика патентной политики фирмы
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие и сущность интеллектуальной собственности…………5
1.1 Определение интеллектуальной собственности……………………….5
1.2 Виды интеллектуальной собственности………………………………..7
Глава 2.Статьи на тему интеллектуальная собственность………………..15
2.1Интеллектуальная собственность в эпоху технологической революции……………………………………………………………………15
2.2 Стратегия и тактика патентной политики фирмы……………………..17
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………..24
Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Промышленные образцы относятся к сфере дизайна, но в то же время служат в качестве моделей в промышленном или кустарном производстве. Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Декоративная сторона выражается в форме, структуре, цвете изделия и должна воздействовать на зрительное восприятие. Образец должен быть воспроизводимым промышленными средствами, поэтому он и называется промышленным. Если этот момент отсутствует, изделие подпадает скорее под категорию произведений искусства, защита которых обеспечивается законодательством об авторском праве.[1]
В мировой практике различают в основном две разновидности промышленных образцов:
1) Общеполезные (полезные) образцы, которые наряду с удовлетворением художественных, эстетических требований являются решением технической задачи.
2) Промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с безалкогольной и винно-водочной продукцией, расцветки тканей и т.д.).
Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки), комбинированными (табл. 1)
Наряду с эстетическими свойствами важными критериями промышленного образца являются его новизна (США, Япония и др.), оригинальность внешнего вида изделия (Франция) или сочетание этих условий (Англия, ФРГ).
Таблица 1 Виды промышленных образцов
Виды |
Характеристика |
Пример |
Объемные |
Композиция,в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура |
Внешний вид кресла, автомобиля, телефонного аппарата |
Плоскостные |
Двухмерное линейно- |
Внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани |
Комбинированные |
Признаки, присущие объемными плоскостным промышленным образцам |
Внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки. |
Промышленные образцы защищаются против неправомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в пять, десять или пятнадцать лет (в России — до 5 лет). Документ, удостоверяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регистрации или патентом.
Патент защищает владельца, как от полного копирования промышленного образца, так и от имитации, т.е. попыток внести небольшие изменения, сохранив сущность (например, использование при производстве одежды более дешевой фурнитуры и тканей).
Заявитель, согласно отечественному законодательству, может выбирать форму юридической охраны нового и оригинального дизайна изделия - по нормам авторского права, или в соответствии с Патентным законом РФ, или одновременно по авторскому и патентному праву. Это позволит в случае нарушений определить наиболее эффективную форму преследования нарушителя. Авторское право, получаемое явочным порядком, защищает объект только от копирования и эффективно обеспечивает охрану образцов, являющихся прежде всего произведениями дизайна (мебель, высококлассная модная одежда), так как какие-либо незначительные изменения резко ухудшают эстетическую привлекательность образца.[7]
Пример использования промышленного образца: Одежда «АLТА МОDА» после технологической адаптации переходит в разряд «первой линии» и, в отличие от коллекционной, изготавливается небольшим тиражом в несколько сот или одну-две тысячи экземпляров, становясь доступной для среднего класса населения. И если при создании новых моделей достаточно авторского права, то при выпуске небольшой серии уже необходима патентная охрана, так как возможны попытки имитации.
Товарные знаки и знаки обслуживания
Знак обслуживания - это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
Товарный знак - это символ, предназначенный в первую очередь для идентификации производителя, указывающий, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами и все они могут использовать свои товарные знаки. Конкурирующие товары будут различаться единственно по товарным знакам. Чтобы это работало на практике, товарные знаки должны быть не только разными, но и должны обладать высокими различительными свойствами.[9]
История товарных знаков насчитывает тысячелетия. Примерно с 5000 года до нашей эры на глиняной посуде появляются обозначения, которые можно классифицировать как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства. Практическое использование товарного знака широко началось в XIX в..
Первое практическое использование товарного знака связано с именами Уильяма Проктора и Джеймса Гембла.
До 1880 г. мыло производилось в домашних условиях или покупалось на вес, т.е. продавец отрезал кусок мыла подобно тому, как это делается с маслом. Технология производства мыла была крайне несовершенна, и качество продукта отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества. Американская компания «Procter & Gamble» выбрала для производимого ими мыла наименование «Ivory», которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ высокого качества и чистоты.
Товарные знаки могут быть самыми разнообразными: одна оригинально изображенная буква или цифра, целая фраза или лозунг, эмблема, виньетка (табл.2). Некоторые товарные знаки являются неотъемлемой частью товара, например, особый вид кромки ткани или особая форма горлышка бутылки. Этот последний пример важен, поскольку он показывает, что товарные знаки могут быть трехмерными.
Таблица 2 .Виды товарных знаков
Слова |
«Apple»,»Волга»,»Microsoft». |
Произвольные обозначения |
«Coca-cola»,»Xerox». |
Имена |
«Ford»,»Mercedes» |
Лозунги |
«Невозможное возможно»,»Есть идея .Есть Икея» |
Конструкции |
Звезда на автомобилях «Mercedes-Benz» |
Числа |
«777» для игровых автоматов |
Сочетания букв |
BMW,KFC, |
Рисунки и символы |
Символ компании MIchlen, микки-маус и т.д. |
Объёмные товарные знаки |
Оригинальные виды упаковки (бутылки, флаконы) духов и т.д.) |
Товарный знак выполняет следующие функции:
Закон устанавливает определенные требования к товарному знаку, основными из которых являются следующие:
- товарный знак должен состоять из обозначений, обладающих различительной способностью;
- он не может представлять собой герб, флаг и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
- не должен состоять из обозначений, являющихся общепринятыми символами и терминами;
- не может представлять собой обозначение, указывающее на вид, качество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время его производства или сбыта;
- ни в целом, ни
в своих элементах обозначение
не должно вводить в
Глава 2.Статьи на тему интеллектуальная собственность
2.1. Интеллектуальная собственность в эпоху технологической революции
По мнению Джеймса Рогана, заместителя министра торговли США и директора Управления патентов и торговых марок, нынешнее состояние дел в системе защиты интеллектуальной собственности оставляет слишком много лазеек для ее похитителей. В 2002 году Управление патентов и торговых марок США получило 430 тыс. новых заявок на выдачу патентов, еще 420 тыс. подобных заявок находились в работе. Ежегодно число заявок на получение патента в США увеличивается на 5%. За год Управление способно выдать не более 150 тыс. таких заявок. Роган считает, что нынешняя система защиты интеллектуальной собственности отстала от жизни и, фактически, находится на уровне 18 века.[9]
Новые формы неправильного
использования работ
Из этого отнюдь не следует, что появление новых технологий использования работ, защищенных авторским правом, не обусловливает необходимости изменений в законодательстве. Так, например, появление устройств цифровой аудиозаписи сделало авторские работы, записанные на компакт-дисках, уязвимыми с точки зрения изготовления серийных копий, не уступающих оригиналу по качеству. В США появилась необходимость сохранения прав владельцев авторского права на исключительное воспроизведение путем введения обязательного технологического контроля серийного копирования и пошлин на устройства копирования, чистые кассеты и компакт-диски, чтобы компенсировать владельцам авторского права неизбежный ущерб, наносимый изготовлением копий в частном порядке. Таким образом, одна из проблем, с которой приходится сталкиваться после появления любой новой технологии – определить, сможет ли сам рыночный механизм разрешить вновь возникшие проблемы.
Тем не менее, развитие информационных
технологий и Интернета ставит перед
структурами, отвечающими за борьбу
с расхитителями интеллектуальн
Одна из принципиальных идей по защите интеллектуальной собственности, которая ныне обсуждается в США - разработать механизмы, которые позволяли бы правообладателям самостоятельно защищать свои продукты от пиратов.[9]
С точки зрения юстиции, эта мера может быть сравнена с действиями человека, который заметил, что вор залез к нему в карман. В этом случае пострадавший может применить силу, чтобы задержать преступника и даже побить его, если ему покажется, что преступник сопротивляется.
Однако неясно - до каких пределов может заходить уровень самообороны страдающих владельцев интеллектуальной собственности, а также то, каким образом они будут доказывать вину преступников. К примеру, если пользователь интернета скачал с какого-либо сайта программное обеспечение, которое, как было указано на этом сайте является бесплатным, но потом обнаружил, что это было украдено, теоретически он обязан возместить компании-производителю нанесенный ущерб. Однако изначально понятно, что во многих случаях, пользователь не стал бы покушаться на этот программный продукт, зная, что он платный. Таким образом, система «самообороны» от пиратов изначально не лишена серьезнейших минусов.
Джеймс Глассман, научный сотрудник Института американского предпринимательства, считает, что проблема защиты интеллектуальной собственности стала одной из причин того, что технологическая революция превращается из дороги к свободе - в дорогу к рабству. Он аргументирует это тем, что с увеличением числа новых технологий и сфер экономики неизбежно будет расти число патентов и торговых марок, которые будут нуждаться в защите. В то же время, процессы глобализации уже привели к тому, что похитители интеллектуальной собственности не связаны государственными границами.[10] Они могут похищать программное обеспечение у европейской компании, тиражировать его в Африке, а продавать в Азии.
Информация о работе Роль и значение интеллектуальной собственности