Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:05, реферат
Цель семестровой работы раскрыть понятие об интеллектуальной собственности и какую роль она играет в обществе.
Для достижения поставленной цели выявим следующие задачи:
1. Понятие и сущность интеллектуальной собственности
1.2. Виды интеллектуальной собственности
1.3. Интеллектуальная собственность в эпоху технологической революции плодит парадоксы
1.4.Стратегия и тактика патентной политики фирмы
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие и сущность интеллектуальной собственности…………5
1.1 Определение интеллектуальной собственности……………………….5
1.2 Виды интеллектуальной собственности………………………………..7
Глава 2.Статьи на тему интеллектуальная собственность………………..15
2.1Интеллектуальная собственность в эпоху технологической революции……………………………………………………………………15
2.2 Стратегия и тактика патентной политики фирмы……………………..17
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………..24
Таким образом, неизбежно
будут многократно
2.2. Стратегия и тактика патентной политики фирмы
Известно, что доходность
предприятия в первую очередь
определяется выпуском
Этого можно достигнуть только в результате использования новых, прогрессивных технических решений.
Однако, прежде чем приступать к разработке или внедрению какой-либо новинки, необходимо выявить все известные аналоги, определить тенденции развития в данной области техники, удостовериться, не подпадает ли разрабатываемый объект под действие исключительных прав так называемых третьих лиц.[5]
Кроме того, фирма-производитель непременно должна принять меры по правовой защите своей продукции, закрепить за собой права на созданный объект интеллектуальной собственности.
К сожалению, действия отечественных производителей лишний раз доказывают справедливость старинной русской пословицы: «Пока гром не грянет - мужик не перекрестится». Можно привести лишь несколько примеров, показывающих, какими неприятностями может обернуться для предприятия недооценка отмеченных выше факторов.
Учредителями - физическими лицами в рамках созданного ими акционерного общества был налажен выпуск товаров народного потребления. Особым спросом у населения пользовался бытовой насос, разработанный на предприятии при непосредственном участии одного из учредителей. При этом никто не придал особого значения тому, что он оформил заявку и получил на свое имя патент, защищающий конструкцию насоса.
Все шло прекрасно до тех пор, пока между учредителями не возникли разногласия, в результате которых изобретателю насоса пришлось уволиться. Вот тут-то и начались неприятности. Очень скоро представителей акционерного общества вызвали в суд в качестве ответчиков по делу о «нарушении прав гражданина N, выразившемся в несанкционированном производстве насоса, патент на который принадлежит указанному лицу». Не согласившись с требованиями истца выплатить ему весьма солидную сумму в качестве возмещения нанесенного ущерба, предприятие оказалось втянутым в длительный судебный процесс, не завершенный до сих пор. Ну а пока руководство предприятия приняло решение приостановить производство насоса, приносившее, кстати, неплохой доход.
Другой пример. Металлургический завод внедрил новый технологический процесс, разработку которого по его заказу осуществила научная организация. Спустя некоторое время, когда технология была уже полностью освоена, на завод пришел иск от некоего гражданина, являющегося, по его словам, обладателем патента на один из узлов внедренной технологии. В итоге - серьезный конфликт, перешедший, как и в первом случае, в судебное разбирательство.[10]
Не будем детально
анализировать приведенные
Избежать подобных неприятностей предприятию поможет правильно сформированная патентная политика, направленная на достижение устойчивого положения фирмы на товарном рынке за счет обеспечения комплексной защиты ее интересов в сфере интеллектуальной собственности и получения дополнительных доходов от владения, пользования и распоряжения этой собственностью.
К сожалению, российские бизнесмены еще слабо представляют себе те выгоды, которые может принести вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Так, постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов с последующей их амортизацией позволит предприятию существенно пополнить свой амортизационный фонд, средства которого могут быть направлены, например, на покрытие инвестиционных расходов.
Возможно внесение интеллектуальной собственности в качестве взноса в уставный фонд предприятия, что позволит сформировать его без привлечения значительных денежных средств. Кроме того, законодательство допускает использование объектов интеллектуальной собственности в качестве предметов залога наравне с иным имуществом предприятия при получении банковских кредитов.
Формирование патентной политики фирмы - сложный и во многом определяющий ее будущее процесс. Основу его составляет комплекс мероприятий, направленных, во-первых, на юридическое закрепление за фирмой прав на объекты интеллектуальной собственности, относящиеся к создаваемой продукции, и, во-вторых, на обеспечение получения доходов от их использования.[9]
Какие же действия должны
последовать за решением фирмы серьезно
заняться коммерциализацией своей интелл
Так, к примеру, для
промышленного предприятия
Для научной организации-
Следует особо отметить, что обеспечение режима конфиденциальности в отношении данных, составляющих коммерческую тайну, будь то сведения технического, экономического или организационного характера, является обязательным для каждого предприятия или организации.
Итак, сначала необходимо определить, что и где надо патентовать, а что сохранить в тайне. При этом стоит подумать о возможной защите товарных знаков и промышленных образцов, относящихся к выпускаемой продукции. Практика показывает, что логотип фирмы, а также ее оригинальное наименование тоже нуждаются в соответствующей правовой защите.
Определив направления, в которых нужно действовать, предприятию надо разобраться с имеющейся в его распоряжении интеллектуальной собственностью. Для этого следует провести полную инвентаризацию нематериальных активов с последующим их оформлением в качестве имущества предприятия.
Следующим важным этапом станет разработка порядка правовой защиты объектов, определяющего последовательность действий со стороны администрации и работников предприятия при получении охранных документов на созданные объекты интеллектуальной собственности, а также обеспечения режима конфиденциальности в отношении информации, составляющей коммерческую тайну.
Завершить работу следует
принятием внутреннего
Сразу оговорюсь, что приведенный перечень мер по формированию патентной политики далеко не исчерпывающий. Как правило, специфика деятельности каждого предприятия накладывает на этот процесс свои особенности.
Так, при выполнении подобной работы по заказу одной крупной компании пришлось проанализировать характер взаимоотношений между ее дочерними предприятиями. В рассматриваемом случае объекты интеллектуальной собственности создавались на одном предприятии, продукция на их основе изготовлялась на другом, а использовалась на третьем предприятии материнской компании.
В другом случае потребовалось выявить и устранить возможные каналы утечки конфиденциальной информации. Пришлось восстанавливать цепочку взаимосвязей структурных подразделений научно-производственной фирмы с поставщиками, с одной стороны, и с потребителями готовой продукции, с другой. Для данного предприятия Положение об обеспечении коммерческой тайны было выделено в отдельный документ.
При разработке внутренних
нормативных документов для научно-внедренческих
организаций особое внимание уделялось
регулированию договорных отношений
с заказчиками научно-
Кроме того, для каждой рассмотренной фирмы были разработаны внутренние документы, регламентирующие взаимоотношения между авторами - разработчиками объектов интеллектуальной собственности и работодателем с учетом финансовых интересов сторон.[4]
Характер взаимоотношений на российском рынке товаров и услуг, несмотря на его молодость, уже начинает достигать уровня, предполагающего активное вовлечение интеллектуальной собственности в сферу деловых интересов партнера. Отечественные разработки всегда отличались высоким интеллектуальным уровнем. Поэтому сейчас российским производителям крайне важно не упустить возможность законным путем монополизировать соответствующие секторы товарного рынка. В противном случае это сделают конкуренты.
Заключение
При написании семестровой работы были достигнуты и раскрыты следующие цели:
- рассмотрена сущность и понятие интеллектуальной собственности;
-рассмотрены виды интеллектуальной собственности;
- рассмотрена интеллектуальная собственность в эпоху технологической революции;
- рассмотрена стратегия и тактика патентной политики фирмы.
В современных экономических и политических условиях развития России все большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере - интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, и определит судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований.
Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, в том числе изобретения, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения.
Восприятие интеллектуального продукта (изобретения) как категории собственности, введение специального ее обозначения в мировой практике как промышленной собственности, понимание необходимости ее охраны и защиты стало значительным шагом в развитии общества, позволило законодательно регулировать правоотношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием изобретений и других интеллектуальных продуктов.
Список литературы:
Информация о работе Роль и значение интеллектуальной собственности