Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов.
Основные задачи данной работы:
- Проанализировать сущность экономических институтов
-Исследовать предприятия, учреждения и организации как экономические институты;
- Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие экономических институтов в россии 5
1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 5
1.3. Понятие и сущность экономических институтов 7
1.4. Предприятие, учреждение и организация как экономические институты 13
2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике 16
2.1. Развитие рыночных институтов в россии: функциональные приоритеты 16
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1.     Развитие экономических институтов в россии 5

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 5

1.3. Понятие и сущность экономических институтов 7

1.4.  Предприятие, учреждение и организация как экономические институты 13

2      Роль экономических институтов в современной рыночной экономике 16

2.1. Развитие рыночных институтов в россии: функциональные приоритеты 16

Заключение 23

Список использованной литературы 26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проведен  анализ теоретических основ для  формирования системы экономических институтов. Рассмотрены экономические институты: «семья», « предприятие», «регион», а также различные межуровневые взаимодействия в рамках государственного устройства.

Развитие  экономических институтов как субъектов  рынка и субъектов государственного регулирования, как необходимых составляющих по реализации программ социально-экономического развития определяется действующим законодательством (нормативно-правовыми актами), а деятельность экономических институтов в части исполнения законов и нормы обеспечивается регулирующими органами.

Эти контексты присутствуют в развитии любой страны, территории и имеют  тот или иной акцент и особенности  в силу специфики исторического  развития, системы государственного регулирования, развития социальных институтов и гражданского общества, степени  влияния процессов интеграции, интернационализации, глобализации и т.н. Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы.

Следовательно, вопрос  исследования экономических  институтов и их роли в современной  рыночной экономике по-прежнему актуален.

Целью данной  работы является  исследование вопроса экономических институтов. Предмет  исследования: экономические  институты.

Курсовая  работа состоит из 2-х глав:

- Глава 1 Развитие экономических  институтов в России;

-Глава  2 Роль экономических институтов  в современной рыночной экономике.

  Основные задачи данной работы:

- Проанализировать сущность экономических  институтов

-Исследовать   предприятия, учреждения и организации как экономические институты;

- Рассмотреть развитие рыночных  институтов в России: функциональные  приоритеты.

В работе были использованы материалы  специальной периодической литературы.

 

  1. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В РОССИИ

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции.

В воспроизводственном процессе хозяйствующие  субъекты распадаются на две группы обособленных, организационно оформленных, самостоятельных, частных единиц: “репрезентативные” отраслевые фирмы, аккумулирующие (локализующие) ресурсы и производящие потребительные блага, и домохозяйства, снабжающие ресурсами фирмы и потребляющие их продукт. Соответствующий замкнутый  поток экономических благ обозначен  внутренним кругом схемы хозяйственного кругооборота, представленной на рисунок 1. Замкнутый поток доходов домохозяйств и фирм в противоположном направлении  на схеме обозначен внешним пунктирным кругом.

 

 

Рисунок 1- Схема хозяйственного кругооборота

Оба потока постоянно встречаются и  взаимообмениваются на рынках ресурсов и продукта. Рынок как институт обмена контрагентов в условиях разделения труда является сферой экономики, в  которой хозяйствующие субъекты осуществляют куплю – продажу  благ (учитывая то, что современные  торговые сделки иногда заключаются  по телекоммуникационной сети, рынком нельзя назвать только место взаимодействия продавцов и покупателей, как  это делается в экономической  литературе). Рынок, помимо реализации обмена благ, обеспечивает свободу  экономического выбора (количества, качества и цен благ), их эффективное распределение, координацию экономической деятельности в целом, т.е. рынок является регулятором экономики.

Известна  институциональная двойственность экономики. Она состоит из рынков и фирм (всегда имеются “рыночное  пространство” и “пространство  фирм”), между которыми существуют подвижные равновесные пропорции (рисунок 2).

 

Рисунок  2 - Схема институциональная  двойственность экономики.

Фирмы – это экономические единицы, построенные на властных вертикальных отношениях субординации руководителя (принципала) и подчиненных, исполнителей (агентов), а рынки – единицы, построенные  на равноправных горизонтальных отношениях координации продавцов и покупателей (контрагентов). Все эти отношения  в институционализме рассматриваются  как внутренние и внешние контракты. Рынки и фирмы представляют собой  альтернативные способы организации  деловой активности. Но поскольку  власть как способность и возможность  одних лиц (одного лица) осуществлять свою волю, оказывать воздействие  на поведение других лиц является административной властью, то фирмы, располагая и экономическими, и административными  ресурсами, имеют общую потенциальную  тенденцию к расширению своей  деятельности.

Чем ниже транзакционные издержки, тем  более устойчива и консервативна  институциональная структура экономики, слаба экспансия фирм и медленнее  осуществляется распределение рынка  между фирмами. Укрупнение же производственной иерархии агентов и контрагентов принципала увеличивает издержки контроля и также влияет на равновесие структур.

Одной из главных задач микроэкономики является объяснение рыночного поведения  фирм и большого разнообразия и изменчивости их конкретных институциональных форм. Это предполагает исследование целей  фирм, методов и средств получения  ими конкурентных преимуществ, эффективных  организационно-правовых форм существования  предпринимательства.

Деловое поведение фирм, прежде всего, определяется их целями, точнее целями владельцев (владельца), высших управляющих и других агентов  фирм. Анализ показывает, что в качестве цели владельцы фирм почти всегда ставят максимизацию прибыли (разницы  между совокупной выручкой и совокупными  издержками), так как она является результатом социальной выгоды от деятельности фирм (они получают прибыль только в случае производства пользующихся спросом благ) и конкуренции, источником предпринимательского дохода, дивидендов и развития фирм.

 

1.3. Понятие и сущность экономических  институтов.

Институтом  называется совокупность ролей и  статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности

Под институтами следует  понимать публичную  систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью  и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности

Институты:

- это распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций;

- система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Институты – господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

Очевидно, что ключевую роль в обеспечении  средне- и долгосрочных темпов экономического роста играет экономическая политика. Ухудшение ее качества в последние  годы вызвано, прежде всего, увеличением  государственных расходов. В результате совокупные издержки ведения экономической деятельности в стране повышаются, российский бизнес теряет конкурентоспособность, объемы производства сокращаются. Продолжают расти лишь потребление, торговля, импорт.

Главной причиной замедления экономического роста  выступают недопустимо быстрый рост внутренних издержек. В этой связи ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного сектора в экономике и снижение реального курса рубля.

Для формирования системы экономических  институтов и системы отношений  существуют базовые, теоретические, общие  для любых государств основы.

1)   Ключевым процессом, присутствующем  в создании, деятельности и развитии экономических институтов является участие и обеспечении процесса социально-экономического регулирования. Тому служит и изменение законодательства, структуры и содержания деятельности экономических институтов. Экономическая система является только частью общественной системы и служит удовлетворению  политических, экономических  и  нравственно-культурных запросов общества.

2)   Экономический порядок в деятельности  экономических институтов необходимо  понимать как задачу непрерывного  формирования рамочных условий  с позиции порядка, а не регламентирования. Отсюда следует рассматривать рыночную экономику как непрерывную деятельность по созданию и совершенствованию законов, нормативно-правовых актов.

3)   Деятельность экономических институтов  в рамках экономического порядка  как совокупности действующих  норм, правил и существующих институтов  образуют рамки индивидуальных и государственных действий в экономическом процессе страны. Они призваны выполнять общие задачи: создание и сохранение эффективной экономики; целенаправленной координации экономической деятельности;  внесение вклада в осуществление основных общественно-политических целей, таких как свобода, безопасность, справедливость, благосостояние и др.

4)   Основные формы,  и элементы  деятельности экономических институтов  следующие:

-система  планирования и управления (централизованная, децентрализованная);

-законодательство  о частной собственности; механизм  ценообразования;

-расчет  производственных результатов;

-сопоставление  системы рыночной экономики с  централизованно управляемой экономической  системой и т.п.

5) Для обеспечения эффективности  функционирования экономических  институтов рыночной экономической системы должны быть сформированы основные элементы правового порядка, такие как:

- конкурентное законодательство;

- денежно-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);

- правовое законодательство;

- эффективное государственное управление  и др.

6)  Любые экономические институты  как элементы рыночной экономической  системы рано или поздно сталкиваются  с различными проблемами, такими  как, возрастающая доля государственных расходов в общественном продукте, внедрение принципа  конкуренции,   возрастающая   концентрация,  экологические  проблемы, безработица, сочетание политической власти с экономическим развитием и т.п.

7)   Социальное обеспечение и социальное  уравнивание являются существенными конститутивными элементами социальной рыночной экономики, которая интегрируется с системой (структурой) системы социального обеспечения, основные принципы: например, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование по безработице и социальное пособие, страхование по уходу в случае болезни и старости и другое.

Кроме того,  в деятельности экономических  институтов органично встраиваются основные принципы формирования системы  социального обеспечения6

-  принцип индивидуализма имеет  приоритет перед принципом социальности;

- принцип страхования имеет приоритет перед принципом обеспечения;

- принцип субсидиарное имеет приоритет  перед принципом солидарности  и т.п.

8)   Государство в рыночных экономических  системах вмешивается в деятельность экономических институтов множеством разных способов. Необходимо учитывать и различать следующие важные сферы государственной деятельности:

- системная политика;

- структурная политика;

- процессная политика, причем в  рамках различных  (часто   меняющихся,   сочетающихся   и   конфликтующих)   политико-экономические концепций  (например, концепции, ориентированные  на предложение и спрос, социально-экономическое регулирование и т.п.).

9)   Гарантом от слишком дорогих  ошибок выступает развитие государственно-общественных  и общественных форм управления, развитие форм самоуправления, местного самоуправления.

10)  Деятельность любого экономического  института должна отвечать основным критериям — функциональности  и эффективности в контексте программ социально-экономического развития.

То  есть, с одной стороны, к рыночным институтам относят некие организационные  формы, а, с другой, — способы, нормы  и правила взаимодействия хозяйственных  субъектов, оформленные договорами.

Институты в любой экономической системе  предопределяют процесс принятия решений. Так же, все экономические институты по функциональности условно можно поделить по уровням хозяйствования:

-домашнее  хозяйство (экономический институт  семьи, экономика семьи);

Информация о работе Роль экономических институтов в современной рыночной экономике