Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов.
Основные задачи данной работы:
- Проанализировать сущность экономических институтов
-Исследовать предприятия, учреждения и организации как экономические институты;
- Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие экономических институтов в россии 5
1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 5
1.3. Понятие и сущность экономических институтов 7
1.4. Предприятие, учреждение и организация как экономические институты 13
2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике 16
2.1. Развитие рыночных институтов в россии: функциональные приоритеты 16
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

-экономика  предприятия, учреждения, организации;

-экономика  региона, муниципального образования  региона в рамках регионального и государственного устройства;

-экономика  межинституциональных отношений  (в рамках внутри муниципальных,  межмуниципальных, межрегиональных,  межведомственных и международных  отношений) в контексте регионального  (окружного) и, государственного  территориального устройства.

В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают  степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы  приспособления хозяйствования к внешним  институтам. Их формирование шло снизу  вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства — и экономическим — со стороны рынка.

Все указанные институты объединены общими признаками:

1) они характерны для системы  разделения труда;

2) они действуют на основе принципа  договорных отношений.

Правильное  оформление права собственности (распоряжения) содействует снижению издержек и  более рациональному использованию  ресурсов. Следовательно, договорная форма  взаимоотношений экономических  элементов в немалой степени  решает проблему информационной неопределенности для отдельных хозяйствующих  субъектов, имеет существенное значение для экономики в целом. Однако для реализации договорной формы  требуется создание определенных экономических  институтов.

Значительна роль экономического института семьи  и в определении положения  детской и молодежной группы потребителей в экономическом процессе. Высока роль социально-ролевых установок  в семье, в их формировании, в том  числе и через призму рекламы (включая социальную рекламу), нормы  поведения и т.п., что помогает развивать более сознательное потребительское  поведение, функциональную готовность и активность каждого гражданина. Экономический институт семьи влияет на взаимосвязь между экономическим и правовым порядком.

Реально функционирующие институты рыночной экономики есть в гораздо большей  степени продукт деятельности миллионов  экономических субъектов и каждодневной реальной государственной политики, чем формальных установлений.

Можно рассматривать институт как структуру, минимизирующую транзакционные издержки, и оценивать его по этому критерию. Однако институт способен обеспечивать локальную минимизацию транзакционных издержек и вместе с тем создавать глобальную неэффективность (подобным свойством обладает, например, институт бартерного обмена). Можно анализировать, сколь эффективно институт помогает решить или, по крайней мере, смягчить проблему ограниченной рациональности. Так, предприятия с разной формой организации бизнеса по-разному справляются с последствиями ограниченной рациональности своих работников. Аналогично и различные институты с разной степенью эффективности могут добиваться смягчения последствий ограниченной рациональности.

 

1.4.  Предприятие, учреждение  и организация как экономические институты.

Первоначальной  точкой в развитии современных форм организации производства являлось индивидуальное предприятие, управлявшееся  одним собственником, который был  одновременно и работником предприятия.

В течение длительного времени  предприятие рассматривалось как  изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая  организация. Такое автономное видение  предприятия существовало в неоклассической  экономической теории.

С точки зрения этой теории предприятие  представляет собой целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в  готовую продукцию. Модель предприятия  складывается из производственной функции, выражающей зависимость результатов  от затраченных факторов производства. Основным критерием эффективности  функционирования такого предприятия  является прибыль.

Экономические институты - предприятие, учреждение,  организация - выступают как производители  товаров и услуг и являются экономическими, социальными, технологическими и организационными системами.

Основными содержательными аспектами их деятельности являются:

- место в экономическом процессе  и в существующем экономическом  порядке;

-основные  компоненты, которые оказывают влияние  на производственные процессы, а  именно: система целей, система  менеджмента, процесс производства, финансовые процессы, социальные  процессы и т.п.;

-предпринимательская  этика, корпоративная этика и  т.п.;

-организационная  структура и организация производственно-управленческих  процессов;

-экономические и социальные показатели деятельности. Такие как: производительность, «продуктивность-эффективность», рентабельность, ликвидность и др.;

-устав  и право;

-трудовые  и социальные отношения;

-участие  работников в управлении; процессы  интеграции, интернационализации и  глобализации и их воздействие  на предприятие и др.

Регион, муниципальное образование, государство  как экономические институты через развитие экономического законодательства и экономического порядка создаст рамочные условия для экономических процессов и своими экономическими и общественно-политическими мероприятиями оказывает влияние, например, на жизнедеятельность на рабочем месте, в семье, в свободное время, в социальной группе, социуме и т.д.

Для этого формируются приоритетные направления деятельности в рамках общей концепции экономической, социально-экономической политики, разрабатываются и апробируются, желательно в инновационном режиме, инструменты и средства, применяемые в рамках рыночной экономики.

Только  на этой основе формируется и соотносится  связь государства с интересами различных субъектов, участвующих  в экономическом процессе, складываются отношения и возникают конфликты (например, связанные с экономическим ростом и благосостоянием или же соотношением экономики и экологии, выявляются проблемы функционирования рыночной экономики).

Модель  совершенной конкуренции предполагала, что функционирование экономической  структуры осуществляется автоматически, в основном посредством ценового механизма, а рынок представляет собой единственный способ производства и распределения благ. Отсюда экономическая система, соответствующая этим условиям, представляет собой авторегулируемую систему с множеством субъектов-индивидуумов, абсолютно автономных по отношению друг к другу, где предприятие играет роль базового элемента системы.

Данная  модель должна была радикальным образом  измениться в условиях расцвета индустриального  капитализма. Полностью были изменены постулаты экономической мысли  и, соответственно, было изменено видение  модели предприятия.

Экономическая модель совершенной конкуренции, которая, в конечном счете, являлась чисто  логической конструкцией, была заменена на модель кооперации и интеграции. Поведение экономических субъектов  выявляет естественные тенденции к  росту, а экономический мир все  более становится отражением процесса корпоратизации предприятий, который  становится наиболее характерной чертой современной экономической организации.

В наибольшей мере соответствует этому  определению современная корпорация.

Далее рассмотрим развитие рыночных институтов в России.

 

2 РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

2.1. Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты

Прослеживая динамику социально-экономических  преобразований в России можно выделить три основных этапа.

На  первом этапе основной упор был сделан на разрушение хозяйственного механизма  централизованно управляемой экономики. На данном этапе была ликвидирована  система разветвленного иерархического планирования. Одновременно было ликвидировано  большинство органов отраслевого  и территориального социально-экономического регулирования. Этот этап можно охарактеризовать как период целенаправленного разрушения вертикальных взаимосвязей в народном хозяйстве.

На  втором этапе были сделаны попытки  создания институтов макроэкономического  регулирования. Были сформированы механизмы  реализации монетарной политики государства. Данный этап был направлен на стабилизацию экономического функционирования чисто  экономическими средствами. Однако в  дальнейшем стало очевидно, что макроэкономические методы не дают требуемого функционального  результата.

Основное  направление третьего этапа связано  с микроуровнем. На данном этапе  в качестве целевой сферы здесь  выступает корпоративное управление.

Имеющиеся сейчас в экономике институционные  механизмы пока еще недостаточно эффективны.

  В условиях полимодальности рыночного потенциала российской экономики его оценка и реализация возможны на основе выявления функциональных приоритетов рыночных институтов в России.

Центральным моментом стратегии институциональных преобразований может и должно стать создание системы институтов власти и механизмов государственного экономического регулирования. Приоритетом в этом направлении выступает обеспечение способности власти вырабатывать и проводить в жизнь политику согласования общих (общественных) интересов.

Антагонизм  между институтами государства  и рынка в современной России сохраняет черты, определявшие его  положение в административно-командной  системе и в силу исторической инерции, сохранившиеся в переходной экономике.

Признание того факта, что в современной  России противоречие между частным  и общим интересом на уровне экономических субъектов принимает формы противоречия между государством и обществом позволяет понимать проявления борьбы со стороны государственных функций. В одних случаях государство позволяет себе нарушать собственные законы, в других — нет.

При этом особенность состоит в различии субъектного состава участников конкретных отношений. Общественная форма  проявления такого феномена состоит  в распространяющейся системе неисполнения законов и коррупции. В результате формируются особые правила легитимного  поведения в обществе. К законодательству бизнесмены относятся как к некоему  препятствию, которое так или  иначе следует обойти.

Однако  такое  противоречие может находить свое разрешение в цивилизованных, приемлемых для общества формах. Коррупция  и криминализация экономики не являются по своей природе процессами самодостаточности  и самоорганизации, а, следовательно, имеют объективные границы своего развития. Как бы парадоксально ни казалось, такое подчинение частных капиталов обеспечивает осуществление общественных интересов в значительно меньшей мере, чем обратное подчинение государства капиталистам. Капиталисты в большей степени, чем государственный аппарат, зависят от общества, составляют более активную его часть и потому намного лучше и точнее могут выражать общественные интересы, чем чиновничий аппарат. Коррупция является неизбежным элементом общественного развития в период трансформации.

Преступные  капиталы внедряются в государственный аппарат, но в период первоначального накопления любой капитал преступен по определению, так как соответствующие законы еще не выработаны обществом. Таким образом, пока не создана действующая юридическая база, место закона занимает иная сила, обычно военная. Любой капитал вынужден так или иначе соприкасаться с ней и являться, таким образом, и в этой части преступным капиталом. Но «приватизация» части государственного аппарата ставит перед капиталом противоположную задачу. Капиталу приходится заботиться о своем приобретении и в конечном счете — об обществе, чтобы не довести его до революционной смены аппарата управления. Капиталист, сумевший создать капитал, достаточный для влияния на государство, в среднем достаточно разумен, чтобы понимать последнее.

Традиционное  противодействие данной проблеме на институциональном уровне заключается  в ее законодательном регулировании. Законы, необходимые для нормальной реализации экономической политики, условно могут быть разделены  на четыре группы.

К первой относятся законы, регулирующие права собственности и управления ею. Такие законы образуют фундаментальные  рамки для всех других законов, регулирующих экономическую деятельность. К ним  относятся законодательство об объектах и субъектах собственности на уровне Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципальных образований;

- законодательство о банкротстве  и приватизации, о залоге, гарантиях  и других способах обеспечения  обязательств;

- законодательство о функционировании рынка недвижимости, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о регулировании отношений в сфере землепользования.

Ко  второй группе относятся законы, предусматривающие  правила функционирования реального сектора экономики на уровне взаимодействия равноправных экономических субъектов; законы, регулирующие порядок заключения хозяйственных сделок, вопросы ценообразования, регулирования товарных рынков, внешнеэкономической деятельности и т. д.

Третья  группа включает законы, регулирующие обращение финансового капитала, то есть аккумулирование и использование финансовых ресурсов государства, организаций и частных лиц.

Четвертая группа — законы, регулирующие отношения между неравноправными субъектами экономической деятельности: законодательство о функционировании рынка труда, законодательство о налогообложении, законодательство о регулировании монополистической деятельности и др.

Отсюда  для преодоления негативных тенденций  противопоставления государственного и общественного интересов необходимы и неординарные меры. В институциональном аспекте необходимо прививать в обществе культуру политэкономического мышления, чтобы вопрос об экономическом интересе конкретных общегосударственных решений мог приобретать конкретные персонифицированные формы, что предполагает длительный период становления.

Учитывая  исторически сложившиеся традиции и правила осуществления предпринимательской деятельности, построение эффективной экономической системы в России требует создания адекватных современному уровню технологического и экономического развития институтов.

В период рыночной трансформации экономики  важным моментом является институционализация  процесса принятия государством общеэкономических стратегических решений с четким определением конечных целей, приоритетов, последовательности этапов.

Информация о работе Роль экономических институтов в современной рыночной экономике