Роль экономического рационирования в рациональном размещении хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В государственном устройстве России произошли значительные изменения, благодаря чему Россия смогла совершить переход к рыночным отношениям. По данным исследований зарубежных экономистов наблюдается зависимость между качеством жизни населения и уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. В России уровень ВВП на душу населения гораздо ниже, чем во многих странах мира, что отражается на экономике страны, качестве жизни населения, общественном здоровье всей нации.

Файлы: 1 файл

роль экономического районирования в размещении хозяйства россии.docx

— 141.43 Кб (Скачать файл)

 

Роль экономического рационирования в рациональном размещении хозяйства России

 Введение

   В государственном устройстве России произошли значительные изменения, благодаря чему Россия смогла совершить переход к рыночным отношениям.  По данным исследований  зарубежных экономистов наблюдается зависимость между качеством жизни населения и уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. В России уровень ВВП на душу населения гораздо ниже, чем во многих странах мира, что отражается на экономике страны, качестве жизни населения, общественном здоровье всей нации. Существует мнение, что несбалансированность социально-экономического развития субъектов РФ, внедрение новых экономических отношений с использованием рыночных механизмов, значительное снижение регулирующей роли федеральных органов управления ведут к обострению значительной части экономических и социальных отношений.

     В создавшихся условиях реформирования в стране, различных трансформаций организационных структур государственного управления, усиленной регионализации России, финансового дисбаланса, проблема рационального подхода к использованию выделяемых государством ограниченных ресурсов, экономическая оценка государственных затрат делает роль экономического рационирования в рациональном размещении хозяйства актуальной.

    Цель данной курсовой работы – рассмотрение экономического районирования и оценка экономической эффективности районирования в экономике России.

   Для достижения данной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

  1. Определение на основе комплексной оценки социально-экономического потенциала России экономическое рационирование в хозяйственном комплексе России.
  2. Рассмотрение основных особенностей структуры хозяйственного комплекса в России.
  3. Рассмотрение экономического районирования в хозяйственном комплексе в России сегодня.

      Предметом  данной курсовой работы является  экономическое районирование в хозяйственной деятельности России

     Объектом настоящей  работы является экономическое районирование в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Экономическое районирование. Необходимость экономического районирования в рациональном размещении хозяйства России

1.1 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России

     Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. На сегодня Административно-территориальное устройство России выглядит так (рис. 1).

     Рисунок 1. Административно-территориальное устройство России к 2013 году

1 автономная область

Москва и  Санкт-Петербург

9 краев

4 автономных 

округа

46 административных  областей

21 республика

Административные  районы и города

Российская  Федерация

 

 

     Сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Существует целый ряд  объективных предпосылок экономического  районообразования:1

1. Существование географического  (территориальное ) разделения труда и специализации отдельных территорий на производстве определенных видов товаров и услуг.

2. Формирование двухслойных  территориальных структур хозяйства  с вычленением и интеграцией  разнообразных территориальных  зон связанности и влияния  отдельных структурных звеньев  хозяйства. 

3. Существование объективных  процессов территориально-  производственного комплексообразования, которые концентрируют, стягивают узловые элементы территориальных систем в локальные и районные сочетания. Подобная концентрация и стягивание происходит под действием взаимообусловленности и взаимосвязанности элементов.

4. Тяготение и структурных  звеньев территориальных  структур  хозяиства - как узловых, так и линейных - к пространственному совмещению и пересечению.

5. Неравномерность размещения  природных ресурсов, географическая  дифференциация природных условий,  что также проявляется в территориальном   разделении труда и районообразовании.

 

     В настоящее время в условиях рыночной экономики и частной собственности исчезают плановые начала и централизованный охват всей экономики страны в управлении. Доминирующие  позиции частной собственности в хозяйстве и в инвестициях порождают представления о том, что какой бы то НИ было территориальной организации хозяйства, экономики уже не существует, а рационирование территории теряет свои прикладной смысл2. Однако более глубокие экономико-географические исследования показывают, что территориальная организация хозяйства является отражением географического разделения труда и, в этой связи, остаётся фундаментальной закономерностью размещения и развития производительных сил общества при различных формах собственности.

     Территориальная организация хозяйства как процесс реализуется в виде  двух составляющих: объективных процессов территориальной самоорганизации и субъективных процессов управления (внешнего управления).

    В условиях централизованной плановой экономики ведущими выступали процессы управления. Последние включали в себя экономическое районирование, разработку  и реализацию Генеральных схем развития и размещение производительных  сил, районные планировки, территориальное планирование и управление и т.п. Процессы самоорганизации имели минимальное значение, но и они существовали.

     В условиях рыночной экономики наоборот, ведущими становятся процессы территориальной самоорганизации хозяйства. Последние включают в себя процессы территориально-хозяйственного комплексообразования и экономического  районообразования. В основе всех этих процессов лежит формирование и развитие территориальных  хозяйственных структур на разных уровнях генерализации

    В настоящее время с появлением новых факторов регионального развития, в том числе стратегического планирования, вновь усиливается интерес к экономическому районированию России, в том числе в связи с намечающимися тенденциями изменения административно-территориального  устройства страны. В.Е. Шувалов3 отмечает целый ряд новых факторов, которые оказывают существенное влияние на территориальную организацию современного  хозяйства и общества в целом и на экономическое (экономико-географическое)  районирование: резко возросшая роль сформированного экономического  каркаса, инфраструктурного обустроенности территории в размещении  предприятий, увеличение гибкости и эластичности производств, сокращение периодов освоения новых видов продукции и др. Усилилось влпяние рыночной мировой конъюнкryры и тенденций энергосбережения на природно-ресурсные факторы; возрастает роль качественных характеристик в факторов трудовых ресурсов; ослабевает роль транспортного фактора, возрастают роль  и функции транспортной логистики и информационных факторов в целом; и функции транспортной  логистики и информационных,  экологических, национальных и социальных факторов, регионализации.

 

 

 

 

 

 

1.3 Экономические районы и федеральные округа

 

 

     Тенденция к изменению экономического районирования появилась при создании межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по которым осуществлялась подготовка комплексных программ социально-экономического развития. На базе 7 ассоциаций экономического взаимодействия в 2000 году и было внесено радикальное изменение в экономическое районирование России. Были учреждены 7 федеральных округов в соответствии с указами Президентами РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. №849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» от 21 июня 2000 г. №1149. Главной целью этих изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации. Образование федеральных округов предусматривает построение эффективной вертикали государственной власти и позволяет создает действенную систему управления территориальным развитием.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный  представитель, который формирует  свой аппарат управления округом  и в целях решения возложенных  на него задач осуществляет следующие  функции:4

В плане социально-экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного  округа, создание в округе такой  социально-экономической системы, которая  бы обеспечивала комплексное развитие, создавала развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепляла экономические связи с другими округами Российской Федерации и с зарубежными странами.

     Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения.

     Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

В настоящее время выделяют 8 федеральных округов приложение 1:

  1. Центральный: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва.
  2. Северо-Западный: Республики Карелия, Коми; Архангельская в т.ч. Ненецкий автономный округ, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; г.Санкт-Петербург.
  3. Южный: Республики Адыгея, Калмыкия; Краснодарский край; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
  4. Северо-Кавказский: Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Чеченская; Ставропольский край.
  5. Приволжский: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.
  6. Уральский: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
  7. Сибирский: Республики Алтай, Бурятия, Тува, Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области.
  8. Дальневосточный: Республика Саха (Якутия); Камчатский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Состав крупных экономических  районов России.

Главные принципы выделения  экономических зон – уровень  хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами  и степенью их использования.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

  1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
  2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
  3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.5

Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение  мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

     Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование.

    Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

  1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;
  2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;
  3. Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;
  4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;
  5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Информация о работе Роль экономического рационирования в рациональном размещении хозяйства России