Роль Китая в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Экономическое развитие Китая непременно будет успешным и привлекающим внимание всего мира, заявил в эксклюзивном интервью корреспондент агентства Синьхуа лауреат Нобелевской премии по экономике 1980 года, профессор Пенсильванского университета Лоуренс Клейн.
Целью данного реферата является анализ мировой экономики КНР на современном этапе.

Содержание работы

Глава 1 Роль государства как институциональная единица в развитии мировой экономики.
1.1 Классификация стран в мировой экономике.
1.2. Интеграция как основа между странами на современном этапе

Глава 2. Место Китая в мировой экономике
2.1 этапы вступления Китая в мировую экономику.
2.2 внешне торговая деятельность Китая
2.3 Анализ интеграционных связей на мировой арене

Глава 3. Перспективы развития Китая в мировой экономике.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_2_1.docx

— 73.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Роль Китая в мировой  экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Глава 1 Роль государства  как институциональная единица  в развитии  мировой экономики.

1.1 Классификация стран  в мировой экономике.

1.2. Интеграция как основа между странами на современном этапе

 

Глава 2. Место Китая в  мировой экономике

2.1 этапы вступления Китая   в мировую экономику.

2.2 внешне торговая деятельность  Китая

2.3 Анализ интеграционных  связей на мировой арене

 

Глава 3. Перспективы развития Китая в мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими  в развивающихся странах, которые  составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.

Китай -- одна из крупнейших держав мира. На его территории проживает свыше 32% населения всего мира. Внутри валовый продукт Китая в 90-х годах этой достиг американского уровня и по подсчётам Мирового банка в 2010 г. вышел на первое место в мире. Китай занимает одно из ведущих мест в мировой торговле. В 2012 году общий объем экспорта и импорта Китая составил более 500 миллиардов долларов.

В декабре 2001 года Китай вступил  во Всемирную торговую организцию. Решение о приеме - результат долгих консультаций Пекина с другими членами организации об открытии китайских рынков для иностранных товаров и услуг.

Китай занимает первое место  в мире по производству угля, изделий  текстильной промышленности, а по производству электроэнергии -- второе. По абсолютным размерам 26 видов продукции Китай вошел в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная промышленность, аэрокосмическая, автомобилестроение.

Экономическое развитие Китая  непременно будет успешным и привлекающим внимание всего мира, заявил в эксклюзивном интервью корреспондент агентства Синьхуа лауреат Нобелевской премии по экономике 1980 года, профессор Пенсильванского университета Лоуренс Клейн.

Целью данного реферата является анализ мировой экономики КНР  на современном этапе.

Глава 1 Роль государства  как институциональная единица  в развитии мировой экономики.

Государство участвует в  мировой экономике практически  повсюду, становясь все более  активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни такие как:

- Правовые методы

Заключаются в том, что  государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры на мировой арене. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

- Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может  помочь товаропроизводителям, вводя  таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.

- Экономическое программирование

Заключается в том, что  государство составляет примерные  планы развития экономики на некоторый  период. Но в отличие от командной  экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Вопрос о месте и  роли государства в современной  экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.

 

Особое место государства  в системе общественных институтов определяется тем, что государство  – это субъект управления, который  обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства в мировой экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с мировым рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в мировую экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов.

Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

1. принятие законодательства  и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

2.. предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:

во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного  блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому  члену общества независимо ни от размера  уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

4. несовершенная конкуренция  и информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

5. перераспределения в  целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. регулирование общеэкономического  равновесия, предотвращение резких  циклических изменений в экономике  страны.

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Следует отметить, что неэффективность  присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству  в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано  до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать  спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.

 

1.1 Классификация  стран в мировой экономике

Любое государство, страна представляет собой многообразие социально-экономических характеристик. Поэтому вариантов типологий стран может быть много. Но все типологии могут быть сведены к двум крупным видам: количественным и качественным.  
 
Количественные типологии стран осуществляются на основе формальных внешних признаков (размер территории, численность населения) или цифровых показателей. К количественным типологиям, которые в тоже время отражают различные качества экономики стран, следует отнести их группировки по отдельным экономическим показателям. Наиболее обобщённой классификацией в этом смысле является классификация стран по объёму ВВП страны,произведённого за год, или по ВВП на душу населения. Это позволяет выделить богатые и бедные страны. 
 
Качественные типологии стран характеризуют более сложные признаки стран. Такие характеристики показывают особенности общественного развития и его результаты. Более того, по отношению к количественным признакам они носят причинный характер. И чтобы достаточно достоверно отразить суть качественных признаков требуется определённый набор количественных признаков или их интегральное выражение.

К такой классификации  по уровню социально-экономического развития, которая включает систему показателей, таких как ВВП на душу населения, отраслевая структура ВВП (экономики), уровень грамотности населения, продолжительность жизни. Классификация стран по этой группе признаков позволяет выделить развитые и развивающиеся страны. 
 
Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дают универсальные международные организации, членами которых являются почти все страны мира. К таким организациям относятся: 
 
Организация Объединённых наций (ООН) 
 
Международный валютный фонд (МВФ) 
 
Всемирный банк (ВБ)  
 
Каждая международная организация классифицирует страны по своим критериям исходя из своих целей и задач. Международные организации не имеют единых подходов к определению подсистем мирового хозяйства. Поэтому состав стран может отличаться. В международной практике существует стандартная классификация, в соответствии с которой все страны подразделяются на 3 основные группы: 
 
-Развитые страны 
 
-Развивающиеся страны 
 
-Страны с переходной экономикой 
 
Такая классификация была выбрана ООН в 1980 году.

Эту же классификацию использует и МВФ, но состав стран в группах отличается. 
 
Приведённая классификация является достаточно упрощённой классификацией, так как в состав выделенных групп включены недостаточно однородные страны. Более или менее однородной группой являются группа развитых стран. Что касается других групп, то они включают страны с разным уровнем экономического и социального развития, но, тем не менее, имеются черты, которые позволяют всё-таки использовать пока эту классификацию, и прежде всего в исследовательских, познавательных целях.  
 
Кроме стандартной классификации, существует классификация стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в ООН, МВФ, ВБ.  
 
Существуют классификации по специализации странового экспорта или доминирующему экспорту: нефтеэкспортирующие, экпортирующие сырьевые товары, промышленную или готовую продукцию, финансовые ресурсы.

Информация о работе Роль Китая в мировой экономике