Роль крупных предприятий в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является определение роли крупных предприятий в экономике России и их эффективность работы. В данной работе поставлены следующие задачи:
- проведение литературного поиска по теме работы;
- дать определение понятию крупного бизнеса;
- определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
- рассмотреть влияние крупного бизнеса на экономику России;
- провести анализ взаимодействия крупных предприятий и экономики России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….… 3
1. Крупные предприятия в экономической сфере России ………………. 5
1.1 Понятие крупного бизнеса …………………………………………. 5
1.2 Основные отличия крупных российских фирм от зарубежных …. 8
1.3 Критерии выделения крупного бизнеса …………………………... 10
1.4 Роль крупного бизнеса в России …………………………………... 12
1.5 Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России …………... 15
2. Анализ влияния крупных предприятий на экономику
России ……………………………………………………………………….. 19
2.1 Место крупного бизнеса в развитии экономики ………………….. 19
2.2 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний . 27
2.2.1 Экономическая прибыль российских компаний ……………... 27
2.2.2 Ключевые факторы, влияющие на экономическую прибыль .. 31
Заключение ……………………………………………………………….… 36
Список использованной литературы ……………………………….……... 37

Файлы: 1 файл

к.р.442(11) Роль круп.пр.в экон.Р. и пробл их эффективности.docx

— 267.60 Кб (Скачать файл)

В современной мировой  практике возобладала позиция не противопоставления мелкого и крупного производства, а их разумного сочетания. Мелкие и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую  самостоятельность, органически входят в состав крупных корпораций. Причем последние часто сами инициируют образование мелких фирм, особенно на новых научно-технологических  направлениях, оказывая им всестороннюю поддержку. Такие действия поощряются государством путем льготного налогообложения  капитала, вкладываемого крупными фирмами  в развитие малых предпринимательских  структур.

Сдерживающим фактором во взаимодействии малых и средних  предприятий скрупными является и то, что зачастую последние, владея недвижимостью, паразитируют на малых  предприятиях, сдавая им площади в  аренду по завышенным ставкам оплаты. Даже в Москве, где этот процесс  находится под более строгим  контролем городского правительства, цены остаются достаточно высокими. Несмотря на то, что в последнее время наблюдается тенденция падения спроса на аренду помещений, оплата их остается достаточно высокой и малодоступной для большинства субъектов малого бизнеса. Так, цена аренды офисов класса "А" (самый высокий уровень) остается в пределах 550-700 долларов за квадратный метр, класса "С" (близкий к европейскому) колеблется от 146 долларов в Юго-Восточном округе до 330 долларов внутри Садового кольца.

Целесообразно формирование региональных и межрегиональных  связей предприятий малого бизнеса, основанных на взаимодействии крупных, средних и малых предприятий  регионов. Для развития малых предприятий  в сфере производства необходимо привлекать их к реализации приоритетных задач социально-экономического развития регионов и высокоэффективных проектов в области передовых технологий, требующих небольших материальных и финансовых ресурсов и окупающихся  в течение одного-двух лет. Важным стимулом здесь могут стать гарантийные  фонды, создаваемые в рамках региональных фондов поддержки малого предпринимательства, для финансирования инвестиционных проектов.

Коллективом исследователей Российского независимого института  социальных и национальных проблем (РНИСиНП) по заказу и при координации  ИСАРП проведено исследование, целью  которого является подготовка целостной  модели государственной и общественной поддержки малого предпринимательства  на региональном уровне, в том числе  путем активизации взаимодействия крупного и малого предпринимательства. Эта работа выявляет наиболее эффективные  пути преодоления негативных факторов, препятствующих более активному  экономическому взаимодействию крупного и малого предпринимательства как  существенной предпосылке стабилизации и подъема регионального звена  российской экономики [8].

 

 

2. Анализ влияния  крупных предприятий на экономику России

2.1. Место крупного бизнеса в развитии экономики

Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной  экономики. Одна из них отводит ему  роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический  прорыв обеспечивается тесным взаимодействием  и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие  компании –«национальные чемпионы» должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства.

Представим рейтинг предприятий.  Рейтинги способствуют повышению прозрачности российской экономики и тем самым содействуют ее активизации, установлению партнерских отношений, притоку инвестиций.

В течение 1995-2003 годов в  рейтинге принимали участие только промышленные компании, а список насчитывал 200 предприятий. В 2004 г. список участников был расширен до 400, а в рейтинге 2011г. смогли принять участие компании всех сфер деятельности.

Таблица 3

Рейтинг предприятий 2011г.

Место

 

Объем реализации в 2011 г. (млн  руб.)

1

 

Газпром - 4 637 090.0 млн. руб.

2

 

Нефтяная компания "ЛУКойл"- 3 275 015.9 млн. руб.

3

 

Нефтяная компания "Роснефть"- 1 858 035.8 млн. руб.

4

 

РЖД1-480 879.0 млн. руб.

5

NEW

ТНК-ВР1 -223 064.9 млн. руб.

6

NEW

Сбербанк России - 1 002 500.0 млн. руб.

7

 

АФК "Система" - 969 318.9 млн. руб.

8

 

Сургутнефтегаз - 787 854.0 млн. руб.

9

2

АК "Транснефть" - 670 270.0 млн. руб.

10

-1

Холдинг МРСК - 634 608.0 млн. руб.


 

Полный рейтинг представлен в табл.4.:

 

Таблица 4

Полный рейтинг компаний

Место в рейтинге

Компания

Объем реализации в 2011 г. (млн  руб.)

Балансовая прибыль за 2011 г. (млн руб.)

Чистая прибыль в 2011 г. (млн руб.)

1

2

3

4

5

1

Газпром

4 637 090.0

1 679 936.0

1 307 018.0

2

Нефтяная компания "ЛУКойл"

3 275 015.9

385 567.4

304 392.2

3

Нефтяная компания "Роснефть"

1 858 035.8

461 599.3

365 964.3

4

РЖД

1 480 879.0

268 402.0

184 565.0

5

NEW ТНК-ВР

1 223 064.9

364 524.2

263 951.6

6

NEW Сбербанк России

1 002 500.0

395 681.0

316 195.0

7

АФК "Система"

969 318.9

60 151.7

6 407.1

8

Сургутнефтегаз

787 854.0

297 272.0

237 768.0

9

2 АК "Транснефть"

670 270.0

235 529.0

188 105.0

10

-1 Холдинг МРСК

634 608.0

53 655.0

23 438.0

11

Татнефть

615 867.0

85 909.0

61 428.0

12

Интер РАО ЕЭС

536 244.0

51 824.0

36 144.0

13

ЕвразГруп

481 996.0

25 657.5

13 548.8

14

Северсталь

464 726.4

71 387.5

59 803.7

15

Группа ВТБ

464 100.0

115 500.0

89 400.0

16

X5 RetailGroup

454 225.0

11 906.0

8 859.0

17

ГМК "Норильский никель"

415 045.6

165 935.9

105 921.6

18

Мечел

368 735.3

34 190.2

21 392.5

19

Русгидро

362 599.0

43 712.0

31 411.0

20

Объединенная компания "Русал"

361 232.5

17 927.9

6 965.4

21

Новолипецкий металлургический комбинат

344 702.3

49 438.8

39 899.7

22

Магнит

335 729.6

16 491.7

12 304.9

23

Стройгазконсалтинг

333 050.5

-

-

24

Вымпелком

313 536.4

41 426.0

31 183.6

25

КЭС-Холдинг

302 952.0

-

-

26

Ростелеком

296 015.0

57 025.0

46 240.0

27

Металлоинвест

291 507.3

59 485.6

41 788.0

28

Магнитогорский металлургический комбинат

273 503.3

-4 144.0

-3 526.8

29

СИБУР

248 660.0

77 120.0

62 829.0

30

Стройгазмонтаж

244 839.7

17 221.8

12 627.4

31

Группа компаний "Мегафон"

242 608.0

55 905.0

43 579.0

32

ОПК "Оборонпром"

226 445.1

41 319.7

36 499.3

33

Ашан

205 147.0

10 985.2

8 607.1

34

Концерн "Росэнергоатом"

201 382.9

1 544.6

-2 913.4

35

Фольксваген Груп Рус

200 015.3

-

-

36

Трубная металлургическая компания

198 485.9

15 992.2

11 172.0

37

УГМК

185 391.0

27 241.0

21 471.0

38

НоваТЭК

176 064.0

135 025.0

119 655.0

Продолжение табл.4

1

2

3

4

5

39

Группа "АвтоВАЗ"

175 073.0

8 463.0

6 793.0

40

СУЭК

167 013.0

31 290.0

23 703.0

41

Нефтегазовая компания "Русснефть"

160 603.0

-3 433.5

-3 822.8

42

PepsiCo

159 914.1

-

-

43

Нефтегазовая компания "Славнефть"

159 499.4

1 769.2

-2 450.7

44

Аэрофлот

158 056.5

17 202.0

15 418.0

45

Газпромбанк

157 151.0

53 902.0

42 207.0

46

ФСК ЕЭС

139 571.0

62 863.0

49 139.0

47

АК "Алроса"

137 732.0

38 313.0

26 480.0

48

Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам

137 100.1

16 074.2

12 584.6

49

Группа ГАЗ

132 444.8

9 457.4

8 208.6

50

Группа "Еврохим"

131 298.1

40 100.2

32 028.3


 
Источник: Эксперт Северо-Запад

 

Возникает вопрос: кто создает  экономику России?

Суммарный объем выручки 400 ведущих  компаний России в 2011 году вырос на 23,4%, поставив новый рекорд - 1,407 трлн. долларов. Заслуга в этом принадлежит не только благоприятной внешней конъюнктуре (хотя, несмотря на нестабильность цен на нефть во второй половине года, их средний уровень весьма заметно вырос). Значительно более важную роль сыграл рост инвестиционного спроса и новый виток потребительской активности.

Ежедневно, включая выходные и праздники, в основные фонды в России вкладывается свыше 1 млрд. долларов. Лидерами модернизации стали черная металлургия и автопром.

Можно выделить основные факторы успеха постсоветского крупного бизнеса: реализация мегапроектов, осмысленная промышленная политика, кооперация с технологическими лидерами, глобализация бизнеса, внедрение  передовых бизнес-технологий. Очевидно, что потенциал, заложенный в этих факторах успеха, нашим бизнесом далеко не исчерпан. Они могут и должны стать основой для прорыва  российской экономики.

Десять ведущих госкомпаний  сегодня обеспечивают около 30% суммарной  выручки участников списка «Эксперт-400». С учетом госкорпораций, консолидированные  данные которых пока не представлены в рейтинге, их реальный уровень  влияния на экономику страны существенно  выше. Именно от реализации их стратегий  развития во многом зависит будущее  целых отраслей. И хотя горизонт планирования в крупных госкомпаниях вырос до 10-20 лет, особых подвигов в  этот период они совершать не планируют.

В 2012 году совокупная долларовая капитализация 200 крупнейших российских эмитентов  впервые с 2008 года снова уменьшилась. Рынок сжался на 20% — c 929 до 743 млрд. долларов и вернулся на уровень 2010 года. Поддержка государством пенсионных фондов и страховщиков жизни может дать рынку дефицитные «длинные» деньги и снять зависимость от спекулятивного капитала.

За постсовесткое 20-летие  в российскую экономику было инвестировано  свыше 2,5 трлн. долларов [13].

Источник: Росстат, расчеты «Эксперт РА»

Рис.1 Инвестиции в экономику России

Как сравнивать крупный бизнес и экономику?

Крупный бизнес - практически  половина нашей российской экономики. А может быть, и того больше. Например, если просуммировать всю выручку  компаний из рейтинга «Эксперт-400» или «Forbes-200» за 2011 год и сравнить с номинальным ВВП за тот же период, то получается такая картина, см. табл.5

Таблица 5

Сравнение выручки и ВВП

Показатель

Значение, млрд.руб.

Общий выпуск товаров  и услуг (тек.цены), млрд.руб.

94 081

ВВП, млрд.руб.

54 586

ВВП/Общий выпуск, %

58%

Выручка "Эксперт-400", млрд.руб.

41 363

Э400 / ВВП, %

76%

Forbes-200

10 277

F200 / ВВП, %

19%


 
В этой таблице интересно  то, что вышеуказанные процентные соотношения (58%, 76%, 19%) более-менее устойчивы  из года в год. То есть они, конечно, меняются, но все же не так быстро. Потому что не так быстро меняется структура российской экономики  и не так быстро меняется степень  влияния крупного бизнеса на эту экономику.

Так, например, с 2005 по 2011 гг. соотношение выручки Эксперт-400 и номинального ВВП колеблется в интервале от 69 до 76% (причем несколько лет этот показатель составлял ровно 72%).

Соотношение Forbes 200 и ВВП  колеблется довольно устойчиво в интервале 18...20%.

И если судить по данным Росстата с 2009 по 2011 гг., то доля ВВП в Общем  выпуске товаров и услуг составляет 57...58%.

Почему последнее соотношение  так важно? Потому что строго говоря, надо сравнивать:

1) или ВВП и суммарную  добавленную стоимость конкретных предприятий

2) или Общую выручку  товаров и услуг и суммарную  выручку конкретную предприятий.

Исходные данные по ВВП  и Общему выпуску продукции см. разделы Росстата: «Национальные счета» - ВВП в текущих ценах и ценах 2008 года, и «Консолидированные счета» - Общий выпуск в основных ценах.

Чтобы лучше понять ситуацию, можно сравнить эти две картинки (см. ниже рис.2 и рис.3). Они практически идентичны, и их наложение друг на друга позволяет сопоставить одни и те же параметры расчета на микро- и макро-уровне.

Благодаря такому сопоставлению  микро- и макро-показателей, можно, опираясь на анализ показателей крупнейших компаний, делать интересные выводы о состоянии  экономики в целом. Например, выводы о динамике основных экономических  показателей, о динамике объемов  прибыли и рентабельности компаний, о темпах роста производительности труда. Можно выявить отраслевую структуру и изменения в ней.

Анализ микро-показателей  по рейтингам «Эксперт-400» и «Forbes-200» можно легко дополнить интересными комментариями благодаря анализу фактов по конкретным компаниям, из которых эти рейтинги складываются. Это делает анализ более живым и интересным.

При этом однако не надо забывать, что крупный бизнес - это не вся  экономика в целом. Поэтому анализ по отраслям всегда надо сопровождать анализом таких показателей, как  ВВП и Общий выпуск товаров  и услуг. И все же, как показывает опыт, глубокое понимание экономики  приходит скорее благодаря анализу  рейтингов, чем анализу данных Росстата [11].

 

Рис.2. Схема расчета ВВП (макро-уровень)

Рис.3. Структура выручки предприятия (микро-уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний


Компания КПМГ в сотрудничестве с Государственным университетом  — Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) провели исследование по вопросам применения российскими компаниями методов  управления на основе стоимости. Целью  исследования являлась оценка практических методов управления, которые могут  повысить эффективность деятельности компании  и в дальнейшем более эффективно повлиять на экономику страны. Таким образом, в ходе исследования была изучена существующая практика управления в российских компаниях и определены способы максимизации акционерной стоимости, используемые менеджментом компаний.

2.2.1 Экономическая прибыль российских компаний

Управление стоимостью —  достаточно новая концепция для  большинства российских компаний: под  влиянием периодов бурного роста  рынка менеджеры сконцентрировались на завоевании доли рынка, не уделяя достаточного внимания управлению стоимостью. Однако можно отметить, что в последнее  время российских менеджеров все  больше интересуют новые подходы  к управлению, позволяющие достичь  устойчивого роста стоимости  бизнеса. Актуальность этого вопроса  повысилась с наступлением кризиса  и продолжает оставаться таковой  во время восстановления экономики, когда фондовые рынки реагируют  непредсказуемо и конкуренция продолжает увеличиваться.

Управление на основе стоимости  — система управления компанией, нацеленная на максимизацию стоимости, которая должна быть создана бизнесом, при котором система постановки целей, процессы распределения ресурсов, оценка результатов деятельности организации, а также применяемые системы  вознаграждения основываются на показателях  добавленной стоимости.

Экономическая добавленная  стоимость — прибыль предприятия  от обычной деятельности за вычетом  налогов, уменьшенная на величину платы  за весь инвестированный в предприятие  капитал. Данный показатель применяется  при построении систем управления стоимостью, в частности в качестве основного  параметра оценки стоимости, для  оценки управления эффективностью и  деятельности предприятия с позиции  его собственников компании.

Информация о работе Роль крупных предприятий в экономике России