Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является определение роли крупных предприятий в экономике России и их эффективность работы. В данной работе поставлены следующие задачи:
- проведение литературного поиска по теме работы;
- дать определение понятию крупного бизнеса;
- определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
- рассмотреть влияние крупного бизнеса на экономику России;
- провести анализ взаимодействия крупных предприятий и экономики России.
Введение ………………………………………………………………….… 3
1. Крупные предприятия в экономической сфере России ………………. 5
1.1 Понятие крупного бизнеса …………………………………………. 5
1.2 Основные отличия крупных российских фирм от зарубежных …. 8
1.3 Критерии выделения крупного бизнеса …………………………... 10
1.4 Роль крупного бизнеса в России …………………………………... 12
1.5 Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России …………... 15
2. Анализ влияния крупных предприятий на экономику
России ……………………………………………………………………….. 19
2.1 Место крупного бизнеса в развитии экономики ………………….. 19
2.2 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний . 27
2.2.1 Экономическая прибыль российских компаний ……………... 27
2.2.2 Ключевые факторы, влияющие на экономическую прибыль .. 31
Заключение ……………………………………………………………….… 36
Список использованной литературы ……………………………….……... 37
Многие считают показатели
стоимости на регулярной основе только
для внутренней отчетности, не используя
их при принятии управленческих решений.
По-видимому, это может быть связано
с недостаточным уровнем
Экономическая прибыль — это важнейший показатель для современного анализа деятельности компании. В нем учитываются не только фактически понесенные компанией расходы, как в бухгалтерской прибыли, но и ее альтернативные издержки использования капитала. Для выявления альтернативных издержек необходимо оценивать инвестиционные риски компании, чтобы определить те доходы, которые она должна зарабатывать на капитал. Таким образом, альтернативные издержки рассматриваются как доходы, которые компания могла бы получить при использовании капитала в альтернативных вариантах с тем же инвестиционным риском.
В целом экономическую прибыль можно представить как разность, полученную при вычитании из выручки от продаж фактических и альтернативных издержек.
Положительная экономическая прибыль компании означает, что ей удается не только покрыть фактические расходы, но и обеспечить прибыль более высокую, чем понесенные за нее инвестиционные риски. Отрицательное значение, напротив, означает, что бухгалтерская прибыль компании не достаточна для компенсации инвестиционных рисков. В связи с этим, показатель экономической прибыли имеет стратегическое значение и определяет эффективность компании.
Спрэд показывает отклонение фактической доходности, которую приносит компания своим акционерам, от требуемой за инвестиционные риски.
Для анализа использовали спрэд доходности на собственный капитал (Spread) — относительную форму показателя экономической прибыли.
Положительное значение спрэда (величины экономической прибыли) указывает на прирост внутренней, фундаментальной стоимости компании, достигнутый за исследуемый год. Средний спрэд по всем компаниям в целом за период наблюдения положителен, следовательно, компании в среднем увеличивали свою фундаментальную стоимость. Однако разброс значений в рамках каждой отрасли высок. Лишь компании нефтегазовой отрасли и энергетики демонстрируют положительные значения экономической стоимости в среднем за 4 года.
Рис.4. Распределение значений экономической прибыли по отраслям
Как можно видеть, положительную экономическую прибыль приносят только компании нефтегазовой отрасли и энергетики. Во всех остальных отраслях значение показателя спрэда на собственный капитал преимущественно отрицательное, при этом 2011 год демонстрирует по всей выборке падение по сравнению с предыдущим годом. Исключением являются только металлургические компании, у которых значение показателя выросло.
Рассмотрим компании, которые демонстрируют наибольшую эффективность по критерию создания положительного спрэда доходности на собственный капитал в целом по выборке за 2008–2011 гг., существенно отличаются по показателям, характеризующим корпоративное управление и собственность.
Три компании относятся к потребительскому сектору и только одна — к отрасли нефти и газа, создающей в среднем наибольшую экономическую стоимость.
Рис.5. ТОП 10 компаний с положительным значением Spread (%)
2.2.2 Ключевые факторы, влияющие на экономическую прибыль
Рассмотрим факторы, которые влияют на экономическую прибыль:
1.Финансовые показатели
Рис.6. Характеристика финансовых параметров выборки за период 2008-2011гг.
Среднее значение темпа роста
выручки в 62% указывает на привлекательность
российского бизнеса для
В среднем рентабельность
компаний по EBIT составляет 16%, по чистой
прибыли — 10%. Абсолютные значения выручки,
чистой прибыли и активов компании
по выборке существенно
Вложения компаний в рост,
измеряемые инвестициями, составляют
в среднем 16% от активов компании
(на конец года). В отношении структуры
капитала можно говорить о том, что
в большинстве случаев для
финансирования деятельности компании
преобладает собственный
2. Показатели корпоративного управления и собственности
Исследования зарубежных
авторов на примере западных компаний
показывают, что экономическая прибыль
может зависеть от качества корпоративного
управления и работы его главного
органа — совета директоров. Такая
зависимость подтверждается в работах
Лаборатории корпоративных
Данные анализа показывают, что в 46% компаний государство выступает в качестве акционера, при этом в среднем его доля оказывается около 17%. Более чем в 30% компаний существует институциональный акционер (с долей около 10%), почти в 60% случаев есть иностранный собственник. При этом компаниям выборки свойственна высокая концентрация собственности: в 60% случаев контрольный пакет акций сосредоточен у одного из инвесторов. В среднем, самый крупный пакет акций составляет 54%, а в руках первых пяти крупнейших акционеров концентрируется до 76% всех акций.
Рис.7 Показатели, характеризующие структуру собственности (% компаний)
Параметры, характеризующие корпоративное управление и представленные в нижеследующем графике, говорят о том, что в среднем совет директоров имеет 9 членов, при этом в 80% компаний есть независимые директора, которые составляют, как правило, 30% всех членов совета. В то же время среди компаний эти показатели существенно различаются. В среднем, доля членов совета директоров, профессионально связанных с государственными органами, составляет около 11%.
Кроме того, в советах 80% компаний имеется комитет по аудиту, только в 50% случаев — комитет по корпоративному управлению, только 40% имеют комитет по кадрам и вознаграждениям, и лишь в 25% случаев в компании существует стратегический комитет.
Рис.8 Показатели, характеризующие корпоративное управление (% компаний)
3. Соотношение спрэда и рентабельности
Операционная рентабельность
является одним из ключевых факторов,
оказывающих влияние на ожидания
инвесторов и характеризующих
В целом, корелляция прослеживается во всех отраслях в большей или меньшей степени. Наибольшая концентрация значений показателя наблюдается у компаний потребительского сектора. В компаниях нефтегазовой отрасли соотношения оказываются менее явными. Объяснением этого отчасти служат факторы, специфичные для данной отрасли (такие как степень выработки ресурсов, мировые цены на нефть, имеющиеся запасы и др.). С другой стороны, рассматриваемые соотношения в отдельные годы различаются (что характерно именно для данных компаний) [6].
Рис.9 Соотношение спрэда и рентабельности
Заключение
История крупных предприятий неоспоримо доказывает, что понижение средних долгосрочно-постоянных издержек представляет собой одно из важнейших конкурентных преимуществ этого типа фирм. Нарождающимся российским гигантам рыночной экономики необходимо научиться использовать эти преимущества, либо уметь добиваться аналогичных результатов иными путями. Нельзя делать лишь одного: игнорировать опыт истории, даже если он до сих пор не получил адекватного отражения в экономической теории [1].
Роль крупных российских компаний в развитии национальной экономики на современном этапе становится решающей, так как стратегия развития такой компании — обустраивать Россию, заботиться о ее гражданах, повышать ее мировой рейтинг и расти в капитализации вместе с нею, с чем в настоящее время в условиях динамики национальной экономики крупные российские компании, в целом, справляются и выходят на мировой рынок в качестве конкурентоспособных партнеров.
Крупные компании, в том числе государственные, играют исключительно важную роль в экономическом росте и в процессе инноваций. Именно этим объясняется активность многих государств, направленная на поддержку этого бизнеса и привлечение ТНК на свою территорию. Это обеспечивает в конечном итоге победу в обостряющейся глобальной конкуренции, создание необходимых рабочих мест и повышение производительности труда. Страны и правительства, не уделяющие этому достаточного внимания, рискуют остаться на обочине конкурентной борьбы [12].
Список использованной литературы
1. Афанасьев К.С., Казеннов А.С., Попов М.В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. — СПб.: Изд-во Лен.гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2011. – 317с.
2. Балдин К.В. Крупный бизнес в России. – М.: Дашков и К, 2007, 243с.
3. Ватолин В.В., Крюков В.В. Защита собственности в национальной экономике // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2008. — № 5. – С.2-5.
4. Гаджиев Г.А. Конституционные
основы современного права
5. Еременко Ю.А. Конструктор эффективности// Управление компанией. – № 3. – 2008. – С.52-55.
6. Ивашковская И.В. Влияние корпоративного управления на стратегическую эффективность российских компаний // Финансы и кредит. – 2012. – №1.
7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма ( Инфра –М), 2001. – 231с.
8. Макаров А. Собственность: два подхода // Экономист. — 2006. — № 7. – С.3-6.
9. Паппэ, Я.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития. – М.: Государственный университет, Высшая школа экономики, 2002. – 309с.
10. Питерс Т. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 2010. – 211с.
11. Попадюк Н. Частная ли собственность в России? (вероятные сценарии развития бизнеса) // Вопросы экономики. — 2006. — № 1. – С.1-3.
12. Фатхутдинов Р.А. Крупный бизнес. – М.: Интел-синтез, бизнес-школа, 2008. – 207с.
13. www.rosstat
Информация о работе Роль крупных предприятий в экономике России