Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности лизинга, а так же его возможной роли в укреплении экономики РФ. Цель будет достигнута с помощью рассмотрения следующих задач: изучение истории рынка лизинга в РФ, нормативно-правовой базы, роли лизинга в экономике, а также современного состояния лизингового рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…….……..…………………………….……………………….…….3

ГЛАВА 1.
РОЛЬ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1.
Развитие рынка лизинга……………………………….……….…..4

1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая лизинг в РФ………..7

1.3.
Роль лизинга в экономике России…………………………………9

ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА

2.1.
Современное состояние.……....…………………..………..…….12

2.2.
Формирование отделов риск-менеджмента в лизинговых компаниях………………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………….……....………28

Файлы: 1 файл

Роль лизинга в экономике России 2011.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

6. Возможность приобретения поставляемого  по лизингу оборудования по  оптимальным рыночным ценам. И  лизингополучатель, и лизингодатель  заинтересованы в минимизации  цены на оборудование. Как правило, лизингодатель имеет больше возможностей для достижения минимальных контрактных цен, чем лизингополучатель.

 

7. Возможность не привлекать  самостоятельно заемный капитал.  Лизинг не отягощает активы  предприятия и помогает поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капитала. Как правило, предмет лизинга числится на балансе лизингодателя.

 

8.  Получить широкий спектр  сопутствующих товару услуг по  наладке и обслуживанию приобретаемого  оборудования. Потребители избавлены от многих забот, они не вникают в технические детали. Лизинговые компании устраняют дефекты и обслуживают технику, опираясь при этом на материально-техническую базу специализированных предприятий, или на свою собственную.

 

9. Возможность составления гибкого графика уплаты лизинговых платежей, учитывающего сезонность бизнеса лизингополучателя.

 

10. Использование дополнительных  налоговых льгот. Лизинговые платежи  пользователя оборудования относятся  на себестоимость продукции и,  соответственно, уменьшают налогооблагаемую базу, величину налога для уплаты в бюджет[7].

 

Среди потребителей лизинговых услуг  особого внимания заслуживают субъекты малого бизнеса. Собственные средства малых предприятий невелики, а  доступ к банковским кредитам зачастую ограничен. Для них лизинг является одним из наиболее доступных источников финансирования. Первичные затраты на приобретение оборудования несет лизинговая компания, которая в свою очередь, заинтересована в поддержке малых форм предпринимательства. Оборудование для малого бизнеса стоит относительно недорого, и является достаточным обеспечением лизинговой сделки. В отличие от лизинга крупных дорогостоящих объектов (самолеты, сложное высокотехнологичное оборудование), особенность объектов лизинга для малого бизнеса позволяет диверсифицировать возникающие риски между большим количеством сделок среднего размера с разными клиентами, снизить вероятность не возврата лизинговых платежей.

 

С помощью лизинга возможно запустить  в России процесс масштабной модернизации экономики. В условиях быстрого роста российской экономики и высокого уровня изношенности основных фондов, в стране формируется огромный инвестиционный спрос для обновления и расширения производства. При этом в мировой практике именно лизинг является одним из важнейших источников финансирования обновления и расширения основных фондов. Доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал в странах с развитой экономикой составляет около 20-30%, в нашей стране – менее 15%. Закрепляя за лизингом определенные льготы, государство стимулирует инвестиционную активность в сфере модернизации средств производства. В этих условиях предполагаемая с 2009 года отмена возможности применения ускоренной амортизации для основных средств, относящихся к 1-3 амортизационным группам, существенно затормозит развитие лизинга в нашей стране, а значит и процесс роста и обновления экономики[10].

 

Существенно ускорить развитие лизинга  возможно только путем устранения нестыковок и недоработок в законодательстве. Классические преимущества лизинга (ускоренная амортизация, автоматическое использование предмета лизинга в качестве залога), а также нехватка «длинных» денег у банков уже привели к тому, что лизинг фактически заменил собой среднесрочное и долгосрочное банковское кредитование при возникновении необходимости приобретения основных средств. Наибольшими препятствиями для дальнейшего широкого развития инструмента лизингового финансирования являются недоработки в законодательстве, что выражается в несогласованности Закона о лизинге с другими нормативными актами. Необходимо четко определить в законодательстве порядок (и последовательность) регистрации прав на недвижимость и соответствующих договоров лизинга недвижимости; создание системы государственной регистрации прав на воздушные суда для подтверждения прав собственности лизингодателей; введение в налоговое и бухгалтерское законодательство норм, регулирующих смену балансодержателя в течение срока действия договора лизинга.

 

Государство путем регулирования  условий лизингового финансирования (предоставления ему различных преимуществ в виде налоговых льгот и возможности ускоренной амортизации), должно использовать лизинг как мощный стимул для технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, расширения производственных мощностей, насыщения рынка высококачественными товарами[11].

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО  РЫНКА

 

2.1. Современное состояние

 

Стремительный рост рынка лизинга  в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых  сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд рублей (табл. 1, рис. 1), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 года увеличился до 1180 млрд рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС.

 

Таблица 1

 

Индикаторы развития рынка лизинга  в РФ

Показатели 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010

 

Объем нового бизнеса, млрд руб. 

399,6 

997,5 

720 

315 

725

 

Темпы прироста,% 

83,8 

149,6 

-27,8 

-56,2 

130,2

 

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 

136 

294 

402,8 

320 

350

 

Темпы прироста,% 

78 

116,2 

37 

-20,6 

9,4

 

Объем профинансированных средств, млрд руб. 

201,1 

537 

442 

154 

450

 

Темпы прироста,% 

90 

167 

-17,7 

-65 

192

 

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 

530 

1202 

1390 

960 

1180

 

Темпы прироста,% 

  

126,8 

15,6 

-31 

23

 

Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) 

26904 

33111 

41256 

38797 

44491

 

Доля лизинга  в ВВП,% 

1,49 

3,01 

1,73 

0,81 

1,63

 

 

 Увеличение  активности на рынке превзошло  все прогнозы: в конце 2009 года  участники рынка предполагали  прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 года «Эксперт РА»  прогнозировал увеличение нового  бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%.

 

 Быстрый  рост был обусловлен стабилизацией  финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям  точнее оценивать риски финансирования  клиентов), смягчением критериев  риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием. Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

 

 

 

Рис. 1. Индикаторы развития рынка лизинга в РФ

 

 Заметными  событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний  и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».

 

 Тройка лидеров рынка по  объему новых сделок в 2010 году - «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг»  и «ВТБ-Лизинг». В сумме на  данные компании пришлось 41,1% объема  новых сделок. Наибольший объем  контрактов (106,3 млрд рублей) был  заключен компанией «ВЭБ-Лизинг».  Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году «ВЭБ-лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке – контракт в пользу «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях». В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.

 

 Сбербанк Лизинг также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ, и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с компанией «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов «БелАЗ» для компании «Мечел» (более 2 млрд рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники. Наиболее заметными сделками «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.

 

 Среди наиболее быстрорастущих  компаний стоит отметить «Вектор-Лизинг»,  портфель которой увеличился  почти в 7 раз (в частности,  в результате покупки «НОМОС-Лизинга»). Также быстро росли ЛК «Феост» (+597%), «Гознак-лизинг» (+325%), Неолизинг (+256%), Соллерс-Финанс (+162%), на высокие темпы увеличения портфеля этих компаний оказал влияние и «эффект низкой базы». Среди крупных компаний высокие темпы роста портфеля продемонстрировали «ВЭБ-Лизинг» (+200%), «ТрансКредитЛизинг» (+150%), «ТрансФин-М» (+133%), Газпромбанк Лизинг (+102%), Сбербанк Лизинг (+98%).

 

 Концентрация на рынке в  прошедшем году снова усилилась:  доля сделок крупнейшего лизингодателя  в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009 году – 10,2%, в 2008 году – 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году – 50%). Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса  - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7%, рис. 2).

 

 

 

 Рис. 2. Структура сделок в  объеме нового бизнеса

 

 Активность госбанков в лизинге  связана с большим объемом  свободных ресурсов и отсутствием  качественных заемщиков. Лизинг, являясь нишей, где можно развивать кредитование с более высокой степенью риска при большей обеспеченности сделок, дал возможность этим участникам рынка сделать ставку на развитие кредитования именно через лизинг, так как в банковские стандарты и требования в кризис и после него попадает гораздо меньше заемщиков, чем ранее.

 

 Быстрый рост доли лизингодателей  из госсектора связан как с  развитием государственных программ  поддержки отдельных отраслей  экономики (в частности, транспортной  отрасли через «ГТЛК», судостроительной - через «ВЭБ-Лизинг»), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях – «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы, обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.

 

 Несмотря на повышение концентрации  сделок, на растущем рынке места  пока хватает всем: конкурентные  столкновения госкомпаний с частными лизингодателями, пока случаются достаточно редко. Кроме того, в настоящее время рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей зачастую различны. Среди участников исследования 10 лизингодателей отметили, что им приходилось вступать в конкуренцию по сделкам с государственными ЛК, при этом частные компании победили только в четырех случаях, а в восьми победа осталась за госкомпаниями (некоторые компании имели опыт и победы и проигрыша в конкуренции по разным сделкам).

 

 Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга – имея фондирование зачастую в два раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности – около 12% на 01.01.2011 по оценке «Эксперт РА»).

 

 Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (табл. 2). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010 год составили компании «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу.

 

 Таблица 2

 

 Географическое распределение  объема новых сделок за 2010 год

Регион 

Объем новых сделок(%)

 

Москва 

38,4

 

Центральный ФО(за исключением Москвы) 

12,7

 

Санкт-Петербург 

12,4

 

С-З ФО( за исключением СПБ) 

2,3

 

Приволжский ФО 

8,4

 

Северо-Кавказский ФО 

0,3

 

Южный ФО 

3,3

 

Уральский ФО 

9

 

Сибирский ФО 

8,4

 

Дальневосточный ФО 

2,7

 

Новый бизнес за пределами РФ 

2,2

 

 

 Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (рис. 3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно. В сегменте железнодорожной техники лидером является компания «ВТБ-Лизинг» (75 млрд рублей новых сделок).

Информация о работе Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка