Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности лизинга, а так же его возможной роли в укреплении экономики РФ. Цель будет достигнута с помощью рассмотрения следующих задач: изучение истории рынка лизинга в РФ, нормативно-правовой базы, роли лизинга в экономике, а также современного состояния лизингового рынка.
ВВЕДЕНИЕ…….……..…………………………….……………………….…….3
ГЛАВА 1.
РОЛЬ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1.
Развитие рынка лизинга……………………………….……….…..4
1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая лизинг в РФ………..7
1.3.
Роль лизинга в экономике России…………………………………9
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА
2.1.
Современное состояние.……....…………………..………..…….12
2.2.
Формирование отделов риск-менеджмента в лизинговых компаниях………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………….……....………28
6. Возможность приобретения
7. Возможность не привлекать
самостоятельно заемный
8. Получить широкий спектр
сопутствующих товару услуг по
наладке и обслуживанию
9. Возможность составления гибкого графика уплаты лизинговых платежей, учитывающего сезонность бизнеса лизингополучателя.
10. Использование дополнительных
налоговых льгот. Лизинговые
Среди потребителей лизинговых услуг особого внимания заслуживают субъекты малого бизнеса. Собственные средства малых предприятий невелики, а доступ к банковским кредитам зачастую ограничен. Для них лизинг является одним из наиболее доступных источников финансирования. Первичные затраты на приобретение оборудования несет лизинговая компания, которая в свою очередь, заинтересована в поддержке малых форм предпринимательства. Оборудование для малого бизнеса стоит относительно недорого, и является достаточным обеспечением лизинговой сделки. В отличие от лизинга крупных дорогостоящих объектов (самолеты, сложное высокотехнологичное оборудование), особенность объектов лизинга для малого бизнеса позволяет диверсифицировать возникающие риски между большим количеством сделок среднего размера с разными клиентами, снизить вероятность не возврата лизинговых платежей.
С помощью лизинга возможно запустить в России процесс масштабной модернизации экономики. В условиях быстрого роста российской экономики и высокого уровня изношенности основных фондов, в стране формируется огромный инвестиционный спрос для обновления и расширения производства. При этом в мировой практике именно лизинг является одним из важнейших источников финансирования обновления и расширения основных фондов. Доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал в странах с развитой экономикой составляет около 20-30%, в нашей стране – менее 15%. Закрепляя за лизингом определенные льготы, государство стимулирует инвестиционную активность в сфере модернизации средств производства. В этих условиях предполагаемая с 2009 года отмена возможности применения ускоренной амортизации для основных средств, относящихся к 1-3 амортизационным группам, существенно затормозит развитие лизинга в нашей стране, а значит и процесс роста и обновления экономики[10].
Существенно ускорить развитие лизинга
возможно только путем устранения нестыковок
и недоработок в
Государство путем регулирования
условий лизингового
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА
2.1. Современное состояние
Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд рублей (табл. 1, рис. 1), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 года увеличился до 1180 млрд рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС.
Таблица 1
Индикаторы развития рынка лизинга в РФ
Показатели
2006
2007
2008
2009
2010
Объем нового бизнеса, млрд руб.
399,6
997,5
720
315
725
Темпы прироста,%
83,8
149,6
-27,8
-56,2
130,2
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.
136
294
402,8
320
350
Темпы прироста,%
78
116,2
37
-20,6
9,4
Объем профинансированных средств, млрд руб.
201,1
537
442
154
450
Темпы прироста,%
90
167
-17,7
-65
192
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.
530
1202
1390
960
1180
Темпы прироста,%
126,8
15,6
-31
23
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата)
26904
33111
41256
38797
44491
Доля лизинга в ВВП,%
1,49
3,01
1,73
0,81
1,63
Увеличение
активности на рынке превзошло
все прогнозы: в конце 2009 года
участники рынка предполагали
прирост на уровне 10-20%, по итогам
9 месяцев 2010 года «Эксперт РА»
прогнозировал увеличение
Быстрый
рост был обусловлен
Рис. 1. Индикаторы развития рынка лизинга в РФ
Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».
Тройка лидеров рынка по
объему новых сделок в 2010 году
- «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк
Сбербанк Лизинг также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ, и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с компанией «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов «БелАЗ» для компании «Мечел» (более 2 млрд рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники. Наиболее заметными сделками «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.
Среди наиболее
Концентрация на рынке в
прошедшем году снова
Рис. 2. Структура сделок в объеме нового бизнеса
Активность госбанков в
Быстрый рост доли
Несмотря на повышение
Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга – имея фондирование зачастую в два раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности – около 12% на 01.01.2011 по оценке «Эксперт РА»).
Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (табл. 2). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010 год составили компании «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу.
Таблица 2
Географическое распределение объема новых сделок за 2010 год
Регион
Объем новых сделок(%)
Москва
38,4
Центральный ФО(за исключением Москвы)
12,7
Санкт-Петербург
12,4
С-З ФО( за исключением СПБ)
2,3
Приволжский ФО
8,4
Северо-Кавказский ФО
0,3
Южный ФО
3,3
Уральский ФО
9
Сибирский ФО
8,4
Дальневосточный ФО
2,7
Новый бизнес за пределами РФ
2,2
Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (рис. 3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно. В сегменте железнодорожной техники лидером является компания «ВТБ-Лизинг» (75 млрд рублей новых сделок).
Информация о работе Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка