Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности лизинга, а так же его возможной роли в укреплении экономики РФ. Цель будет достигнута с помощью рассмотрения следующих задач: изучение истории рынка лизинга в РФ, нормативно-правовой базы, роли лизинга в экономике, а также современного состояния лизингового рынка.
ВВЕДЕНИЕ…….……..…………………………….……………………….…….3
ГЛАВА 1.
РОЛЬ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1.
Развитие рынка лизинга……………………………….……….…..4
1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая лизинг в РФ………..7
1.3.
Роль лизинга в экономике России…………………………………9
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА
2.1.
Современное состояние.……....…………………..………..…….12
2.2.
Формирование отделов риск-менеджмента в лизинговых компаниях………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………….……....………28
Рис. 3. Ведущие сегменты рынка по доле в объеме нового бизнеса
По итогам 2010 года сократились в объеме лишь 5 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка (табл. 3). В 2009 году соотношение было зеркально противоположным – сокращение затронуло 33 сегмента рынка, и лишь 4 вида оборудования продемонстрировали рост.
Таблица 3
Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга
Доля в новом бизнесе за 2010
Доля в новом бизнесе за 2009
Прирост/сокращение объема сегмента
Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.11
Ж/д техника
39,1
26
246
41,8
Авиационный транспорт
10,5
15,3
57,2
12,4
Грузовой транспорт
8,4
8
142
6
Легковые авто
7,1
9,1
79,5
3,7
Строительная техника, вкл строит. технику на колесах
4,5
4,8
116,1
3,8
Дорожно-строительная техника
3,4
1,4
483,4
2,2
Здания и сооружения
3,2
5,7
27,7
3,1
Оборудование для нефтедобычи и переработки
2,6
0,3
1679,2
2,5
Суда(морские, речные)
2,4
2,7
106,6
2
Энергетическое оборудование
2
2,2
104,1
5,7
Автобусы и микроавтобусы
1,7
1,7
142,6
1,6
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование
1,6
2,4
55,4
2,2
Оборудование для ЖКХ
1,4
0,6
419,4
1,2
Оборудование для газодобычи и переработки
1,3
3,2
-10,8
1,1
Оборудование для производства хим. изделий, пластмасс
1,2
0,6
381,4
1
Оборудование для добычи прочих ископаемых
1
2,1
10,1
1
2.2.АФормирование отделов
В 2008-2009 годах российские лизингодатели столкнулись с целой массой новых для себя проблем, которых никогда ранее не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка. Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей, реализации масштабных валютных рисков обусловил сокращение рынка за два года на 68%. Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. Резко увеличилось число компаний, организовавших в своей структуре отдельное подразделение по управлению рисками: если до кризиса таких было по 7 компаний в год, то в 2009 году 11 компаний сформировали отделы риск-менеджмента (рис. 4).
Рис. 4. Число компаний, создавших у себя отдел риск-менеджмента
Компании, у которых подразделение
риск-менеджмента в начале
Существенной особенностью
совершенствования системы
Качество управления рисками в целом по рынку, хотя и улучшилось к началу 2011 года, все же остается на наш взгляд достаточно невысоким. Еще далеко не все компании имеют отдел риск-менеджмента, нормативные документы по управлению рисками, устанавливают и четко соблюдают нормативы по уровню риска. Менее половины компаний имеют в своей структуре обособленное подразделение по управлению рисками. При этом только у 43% компаний данное подразделение подчиняется непосредственно руководителю организации. В остальных компаниях отдел риск-менеджмента обычно подчинен финансовому директору либо заместителю генерального директора.
Рис. 5. В 2010 году в двух компаниях были созданы отделы риск-менеджмента
Документы, регламентирующие
порядок управления рисками,
Наиболее часто используемым
элементом риск-менеджмента на
рынке является оценка
Внешние оценки риска (
Среди участников опроса 14 компаний (15%) признались, что в процессе принятия решений по сделкам в 2010 году им доводилось отступать от утвержденных методик по управлению рисками. Впрочем, в большинстве компаний таких случаев было не более десяти, а их доля в среднем составила около 8% от общего количества сделок (от 0,4% до 20%). Решающим фактором для одобрения подобных сделок могло стать наличие дополнительного обеспечения, высокая рентабельность проекта или хорошая ликвидность предмета лизинга. Многие лизингодатели отмечают, что подобная практика скорее является не отступлением от принятых правил, а непосредственно тем, что в лизинге называют «формирование индивидуальных параметров сделки». В десяти компаниях отметили, что сделки с отступлением от утвержденных параметров управления рисками впоследствии не стали проблемными, однако у четырех лизингодателей возникли трудности по данным сделкам (рис. 6).
Перенастройка системы
Рис. 6. Приходилось ли компании
в 2010 году отступать от
В связи с участившимися
случаями мошенничества,
Лизинг по сути – это инвестиционная деятельность, но по российскому законодательству она регулируется как арендные отношения со всеми вытекающими последствиями. В кризис было сформировано свое отношение к использованию и зачету авансов в сделках, пересмотрена структура финансирования инвестиционных проектов с длительными сроками поставок. Также компаниям пришлось изменить договорную базу, особенно в части последствий расторжения сделок лизинга, чтобы иметь более защищенную позицию в суде, не только как собственника имущества, а как финансирующего агента, который приобретает имущество для нужд конкретного заказчика и не планирует его эксплуатировать самостоятельно.
Рост активности на
В условиях растущей
Размер аванса является одним
из инструментов управления
Доля сделок, включающих обязательное
условие авансового платежа,
Многие лизинговые компании в 2011 году ставят перед собой такие цели, как увеличение лизингового портфеля, но важно при этом сохранить взвешенный подход к оценке рисков. Послекризисное развитие риск менеджмента идет в направлении совершенствования методик кредитного анализа, повышения внимания к оценке ликвидности и стоимости объектов лизинга, в целом можно отметить более консервативный подход в данных направлениях, что вполне обоснованно».
Рассмотрим самые крупные лизинговые компании по итогам 2010 года(табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг лизинговых компаний на 1 июля 2011 года
Компания
Сумма лизингового портфеля на 1 июля 2011г., млн рублей
ВТБ Лизинг
211567,9
Сбербанк Лизинг
196318,7
ВЭБ-лизинг
189685,4
Газтехлизинг
59249,6
ТрансКредитЛизинг
51837
Альфа-Лизинг
42702
Госудаственная Транспортная Лизинговая Компания
38523,3
Как мы видим из данного
рейтинга, первое место занимает
компания ВТБ Лизинг. Сумма ее
лизингового портфеля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опережая самые позитивные прогнозы, рынок лизинга стремительно растет. Конечно, в ближайшее время на темпы прироста рынка перестанет оказывать сильное влияние «эффект низкой базы», который был в 2010 году, а также, очевидно, завершатся проекты, которые были заморожены в кризис и реализованы сразу же после его окончания.
Тем не менее, потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. Драйверами роста рынка лизинга в 2011г. должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа нынешнего парка), недвижимость, ИТ-оборудование (перспективный сегмент, отсутствующий сегодня в структуре российского лизинга.
Главное – чтобы был
В 2012 году прирост новых сделок может составить еще 20-30% (если не произойдет отмена ускоренной амортизации). Однако в случае отмены ускоренной амортизации, рынок лизинга в 2012 году, напротив, сократится в 2-3 раза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовая литература
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Налоговый кодекс РФ, часть вторая.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ от 29 октября 1998 г.
Указ Президента РФ № 1929 «О развитии
финансового лизинга в
Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года
Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 от 29 июня 1995 года.
Постановление Правительства «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) РФ» № 80 от 1 февраля 2001 года.
Информация о работе Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка