Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности лизинга, а так же его возможной роли в укреплении экономики РФ. Цель будет достигнута с помощью рассмотрения следующих задач: изучение истории рынка лизинга в РФ, нормативно-правовой базы, роли лизинга в экономике, а также современного состояния лизингового рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…….……..…………………………….……………………….…….3

ГЛАВА 1.
РОЛЬ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1.
Развитие рынка лизинга……………………………….……….…..4

1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая лизинг в РФ………..7

1.3.
Роль лизинга в экономике России…………………………………9

ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА

2.1.
Современное состояние.……....…………………..………..…….12

2.2.
Формирование отделов риск-менеджмента в лизинговых компаниях………………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………….……....………28

Файлы: 1 файл

Роль лизинга в экономике России 2011.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Рис. 3. Ведущие сегменты рынка  по доле в объеме нового  бизнеса

 

 По итогам 2010 года сократились  в объеме лишь 5 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка (табл. 3). В 2009 году соотношение было зеркально противоположным – сокращение затронуло 33 сегмента рынка, и лишь 4 вида оборудования продемонстрировали рост.

 

 Таблица 3

 

 Структура рынка по предметам  лизинга

Предметы лизинга 

Доля в новом бизнесе за 2010 

Доля в новом бизнесе за 2009 

Прирост/сокращение объема сегмента 

Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.11

 

Ж/д техника 

39,1 

26 

246 

41,8

 

Авиационный транспорт 

10,5 

15,3 

57,2 

12,4

 

Грузовой транспорт 

8,4 

142 

6

 

Легковые авто 

7,1 

9,1 

79,5 

3,7

 

Строительная техника, вкл строит. технику на колесах 

4,5 

4,8 

116,1 

3,8

 

Дорожно-строительная техника 

3,4 

1,4 

483,4 

2,2

 

Здания и сооружения 

3,2 

5,7 

27,7 

3,1

 

Оборудование для нефтедобычи  и переработки 

2,6 

0,3 

1679,2 

2,5

 

Суда(морские, речные) 

2,4 

2,7 

106,6 

2

 

Энергетическое оборудование 

2,2 

104,1 

5,7

 

Автобусы и микроавтобусы 

1,7 

1,7 

142,6 

1,6

 

Машиностроительное, металлообрабатывающее  оборудование 

1,6 

2,4 

55,4 

2,2

 

Оборудование для ЖКХ 

1,4 

0,6 

419,4 

1,2

 

Оборудование для газодобычи и  переработки 

1,3 

3,2 

-10,8 

1,1

 

Оборудование для производства хим. изделий, пластмасс 

1,2 

0,6 

381,4 

1

 

Оборудование для добычи прочих ископаемых 

2,1 

10,1 

1

 

 

2.2.АФормирование отделов риск-менеджмента  в лизинговых компаниях

 

 В 2008-2009 годах российские  лизингодатели столкнулись с  целой массой новых для себя  проблем, которых никогда ранее не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка. Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей, реализации масштабных валютных рисков обусловил сокращение рынка за два года на 68%. Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. Резко увеличилось число компаний, организовавших в своей структуре отдельное подразделение по управлению рисками: если до кризиса таких было по 7 компаний в год, то в 2009 году 11 компаний сформировали отделы риск-менеджмента (рис. 4).

 

 

 

 Рис. 4. Число компаний, создавших  у себя отдел риск-менеджмента

 

 Компании, у которых подразделение  риск-менеджмента в начале кризиса  уже существовало, вводили дополнительные  процедуры по управлению рисками  и разрабатывали новые регламентирующие  документы (рис. 5). В частности,  среди  участников исследования  десять компаний в 2010 году разработали и ввели дополнительные документы по риск-менеджменту.

 

 Существенной особенностью  совершенствования системы управления  рисками, к примеру, внедрение  лучшей банковской практики риск-менеджмента,  в частности, методики расчета экономического капитала на покрытие кредитных рисков, расчетов вариантов ожидаемых и скрытых потерь лизингового портфеля, методик управления операционным риском.

 

 Качество управления рисками  в целом по рынку, хотя и  улучшилось к началу 2011 года, все  же остается на наш взгляд достаточно невысоким. Еще далеко не все компании имеют отдел риск-менеджмента, нормативные документы по управлению рисками, устанавливают и четко соблюдают нормативы по уровню риска. Менее половины компаний имеют в своей структуре обособленное подразделение по управлению рисками. При этом только у 43% компаний данное подразделение подчиняется непосредственно руководителю организации. В остальных компаниях отдел риск-менеджмента обычно подчинен финансовому директору либо заместителю генерального директора.

 

 

 

 Рис. 5. В 2010 году в двух  компаниях были созданы отделы  риск-менеджмента

 

 Документы, регламентирующие  порядок управления рисками, имеют  чуть более половины лизингодателей (57%). При этом стоит отметить, что  указать перечень конкретных документов смогли только 60% из этих компаний. Процесс обновления и адаптации методик регламентирован в 27% компаний.

 

 Наиболее часто используемым  элементом риск-менеджмента на  рынке является оценка кредитного  риска – о первоочередном внимании  к данному показателю высказались 78% респондентов. Чуть меньшее количество компаний оценивают в процессе анализа собственных рисков риск ликвидности (69%) и операционный риск (54%). Оценку процентного и валютного рисков проводят чуть более половины компаний (55% и 53% соответственно), фондовый риск оценивают 11% компаний. В качестве основного метода управления кредитными рисками лизингодатели используют систему лимитов (66% компаний). Как правило, лимиты устанавливаются на размер сделки (стоимость предмета лизинга) по отношению к размерам активов и выручки лизингополучателя. При этом достаточно мало лизинговых компаний устанавливают лимиты на объем сделок по отношению к масштабам своего бизнеса. Так, ограничения максимального объема риска по отношению к собственному капиталу применяются менее чем в трети компаний (29%).

 

 Внешние оценки риска (например, кредитные рейтинги) в процессе  управления рисками используют 43% лизинговых компаний. Регулярно  формируют отчет об управлении  рисками в рамках управленческой  отчетности лишь 31% компаний.

 

 Среди участников опроса 14 компаний (15%) признались, что в процессе принятия решений по сделкам в 2010 году им доводилось отступать от утвержденных методик по управлению рисками. Впрочем, в большинстве компаний таких случаев было не более десяти, а их доля в среднем составила около 8% от общего количества сделок (от 0,4% до 20%). Решающим фактором для одобрения подобных сделок могло стать наличие дополнительного обеспечения, высокая рентабельность проекта или хорошая ликвидность предмета лизинга. Многие лизингодатели отмечают, что подобная практика скорее является не отступлением от принятых правил, а непосредственно тем, что в лизинге называют «формирование индивидуальных параметров сделки». В десяти компаниях отметили, что сделки с отступлением от утвержденных параметров управления рисками впоследствии не стали проблемными, однако у четырех лизингодателей возникли трудности по данным сделкам (рис. 6).

 

 Перенастройка системы управления  рисками в 2008-2009 годах преимущественно  состояла в ужесточении требований  к лизингополучателям (по региону, отрасли, опыту работы), их финансовому состоянию, стратегии развития, ликвидности предмета лизинга, уровню затрат в случае изъятия  имущества и дальнейшей его реализации.

 

 

 

 Рис. 6. Приходилось ли компании  в 2010 году отступать от установленных  положений риск-менеджмента в процессе одобрения новых сделок?

 

 В связи с участившимися  случаями мошенничества, основной  акцент в системе риск-менеджмента  компании делают на более глубокое  изучение состояния предмета  лизинга, анализ поставщиков в  части уплаты ими налогов и таможенных пошлин, а также контроль над процессом передачи имущества в лизинг. Также более тщательному анализу и проверке на подлинность подвергаются документы, предоставляемые лизингополучателями.

 

 Лизинг по сути – это  инвестиционная деятельность, но по российскому законодательству она регулируется как арендные отношения со всеми вытекающими последствиями. В кризис было сформировано свое отношение к использованию и зачету авансов в сделках, пересмотрена структура финансирования инвестиционных проектов с длительными сроками поставок. Также компаниям пришлось изменить договорную базу, особенно в части последствий расторжения сделок лизинга, чтобы иметь более защищенную позицию в суде, не только как собственника имущества, а как финансирующего агента, который приобретает имущество для нужд конкретного заказчика и не планирует его эксплуатировать самостоятельно.

 

 Рост активности на лизинговом  рынке в 2010 году обусловил повышение  конкуренции и требует от компаний  новых усилий по привлечению  клиентской базы. При этом снижение доли просроченной задолженности (около 2,5% портфеля на 01.01.2011 года по оценке «Эксперт РА») подталкивает компании к смягчению требований к потенциальным клиентам.

 

 В условиях растущей конкуренции  в посткризисный период все игроки рынка применяют более либеральные критерии оценки рисков. В частности, уменьшаются требования к размеру аванса, расширен перечень имущества, передаваемого в лизинг, снижаются требования к обеспечению сделки, особенно если в лизинг передается высоколиквидное имущество.

 

 Размер аванса является одним  из инструментов управления риском  остаточной стоимости предмета  лизинга, так как для лизинговой  компании важно, чтобы рыночная  стоимость предмета лизинга всегда  была выше остатка задолженности  лизингополучателя по финансированию. Зачет полученного аванса в первый год является также инструментом снижения рисков на случай, если клиент захочет расторгнуть заключенный договор.

 

 Доля сделок, включающих обязательное  условие авансового платежа, достигала  в кризис 79%, однако уже в 2010 году вернулась на докризисный уровень – около 70%. В то же время, с учетом появившегося опыта в урегулировании проблемных сделок, лизингодатели стараются шире применять другие виды обеспечения – в частности, усиливать ответственность собственников и связанных с клиентом лиц за платежную дисциплину лизингополучателя. Так, доля сделок с поручительствами ЮЛ и ФЛ увеличилась с 16-17% в 2008-2009 годах до 28% в 2010 году.

 

 Многие лизинговые компании  в 2011 году ставят перед собой  такие цели, как увеличение лизингового портфеля, но важно при этом сохранить взвешенный подход к оценке рисков. Послекризисное развитие риск менеджмента идет в направлении совершенствования методик кредитного анализа, повышения внимания к оценке ликвидности и стоимости объектов лизинга, в целом можно отметить более консервативный подход в данных направлениях, что вполне обоснованно».

 

 Рассмотрим самые крупные  лизинговые компании по итогам 2010 года(табл. 3).

 

 Таблица 3

 

 Рейтинг лизинговых компаний  на 1 июля 2011 года

Компания 

Сумма лизингового портфеля на 1 июля 2011г., млн рублей

 

ВТБ Лизинг 

211567,9

 

Сбербанк Лизинг 

196318,7

 

ВЭБ-лизинг 

189685,4

 

Газтехлизинг 

59249,6

 

ТрансКредитЛизинг 

51837

 

Альфа-Лизинг 

42702

 

Госудаственная Транспортная Лизинговая Компания 

38523,3

 

 

 Как мы видим из данного  рейтинга, первое место занимает  компания ВТБ Лизинг. Сумма ее  лизингового портфеля составляет 211567,9 млн рублей, что на 7% больше, чем у компании Сбарбанк Лизинг. Также в числе первой пятерки:  ВЭБ-лизинг, Газтехлизинг и ТрансКредитЛизинг. Альфа-Лизинг находится на шестом месте и его лизинговый портфель на 395% ниже лидера данного рейтинга и составляет 42702 млн рублей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Опережая самые позитивные  прогнозы, рынок лизинга стремительно  растет. Конечно, в ближайшее время на темпы прироста рынка перестанет оказывать сильное влияние «эффект низкой базы», который был в 2010 году, а также, очевидно, завершатся проекты, которые были заморожены в кризис и реализованы сразу же после его окончания.

 

 Тем не менее, потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. Драйверами роста рынка лизинга в 2011г. должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа нынешнего парка), недвижимость, ИТ-оборудование (перспективный сегмент, отсутствующий сегодня в структуре российского лизинга.

 

 Главное – чтобы был позитивно  решен вопрос о сохранении ускоренной амортизации для лизингового имущества. В этом случае прогнозируется прирост объема новых сделок на рынке в 2011 году на уровне 40-50%, до 1-1,1 трлн рублей. Согласно прогнозу, в следующем году продолжится превышение темпов прироста профинансированных средств над темпами прироста полученных лизинговых платежей, что характерно для периодов роста рынка.

 

 В 2012 году прирост новых  сделок может составить еще  20-30% (если не произойдет отмена  ускоренной амортизации). Однако  в случае отмены ускоренной амортизации, рынок лизинга в 2012 году, напротив, сократится в 2-3 раза.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Нормативно-правовая литература

 

 

Конституция Российской Федерации.

 

 

Гражданский кодекс Российской Федерации.

 

 

Налоговый кодекс РФ, часть вторая.

 

 

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ от 29 октября 1998 г.

 

 

Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г.

 

 

Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года

 

 

Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 от 29 июня 1995 года.

 

 

Постановление Правительства «Об  утверждении Положения о  лицензировании финансовой аренды (лизинга) РФ» № 80 от 1 февраля 2001 года.

Информация о работе Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка