Роль малого бизнеса в развитии экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Тема моей контрольной работы посвящена роли малого бизнеса в развитии экономики региона.
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не могут развиваться как регионы, так и государство в целом. Малое предпринимательство во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3-4
1. Основные понятия, сущность и виды малого предпринимательства.
§ 1.1 Основные понятия малого предпринимательства…………………..…….......5-7
§ 1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………7-9
§ 1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………9-11
2. Развитие малого предпринимательства в регионе и его поддержка со стороны государства.
§ 2.1 Процесс развития малого бизнеса в Рязанской области…………………...12-15
§ 2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства………………16-18
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы..…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

 Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

 

 

Факультет   Экономики

Кафедра       Национальной экономики и регионального развития

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Предмет – НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Тема: «РОЛЬ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

 

 

 

 

                               

 

 

 

                                   

 

Рязань 2011

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….. 3-4

  1. Основные понятия, сущность и виды малого предпринимательства.

§ 1.1 Основные понятия малого предпринимательства…………………..…….......5-7

§ 1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………7-9

§ 1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………9-11

  1. Развитие малого предпринимательства в регионе и его поддержка со стороны государства.

§ 2.1 Процесс развития малого бизнеса в Рязанской области…………………...12-15

§ 2.2 Государственная  поддержка малого предпринимательства………………16-18

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы..…………………………………………………………….20     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема моей контрольной  работы посвящена роли малого бизнеса  в развитии экономики региона.

Мировой опыт подтверждает: малый бизнес - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не могут развиваться как регионы, так и государство в целом. Малое предпринимательство во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малое предпринимательство  во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства.

Проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Он имеет большое значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль, как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики.

Сегодня малое предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.

Цель работы – охарактеризовать место и роль малого бизнеса в  экономике регионов нашей страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие малого бизнеса, раскрыть его сущность.

2. Описать виды малых предприятий и дать им характеристику.

3. Проанализировать преимущества  и недостатки малого предпринимательства.

4. Изложить процесс развития малого бизнеса на примере Рязанской области.

5. Дать характеристику государственной поддержке в сфере малого предпринимательства.

Объектом исследования является малый бизнес, в то время  как предметом исследования служит процесс развития малого бизнеса и его роль в современной российской экономике региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия, сущность и виды

малого предпринимательства.

§ 1.1. Основные понятия малого предпринимательства.

Ход мирового экономического развития выявил два принципиально  важных обстоятельства:

- решающим инновационным фактором материального производства становятся научные знания;

- непрерывно растет  доля малых форм предприятий  в предпринимательском секторе  экономики, отражая тенденцию  к расширению и децентрализации  как наиболее соответствующим  потребностям человека в его творческой самореализации, о чем свидетельствует следующее: сегодня в малом секторе мировой экономики заняты 60-75% всех работающих, а число малых и средних предприятий превышает 80% общего числа предприятий [10].

Место и роль малого предпринимательства (МП) в цивилизованной рыночной экономике определяют его функции. Сегодня во многих промышленно развитых странах малое предпринимательство (МП) обеспечивает следующее:

- производство основной части ВВП (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% в Японии, 40% в США);

- создание рабочих мест для большинства трудоспособного населения (72% в среднем по странам ЕС, 78% в Японии, 75,3% в Южной Корее, 54% в США);

- осуществление большей части всех инноваций, содействующих развитию научно-технического прогресса;

- непосредственное воздействие на формирование «среднего класса», являя собой важнейший фактор социальной и политической стабильности общества.

С точки зрения экономической  теории под малым предпринимательством - в противовес крупному - понимают обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего.

«В малом предпринимательстве владелец фирмы обычно не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично (зачастую - единолично) осуществляет руководство всеми основными процессами - маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществлением сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т.д. Он несет все риски и разоряется в случае неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха. Отсюда исключительно сильная мотивация к успешному, энергичному хозяйствованию» [4-7].

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия [6-201].

Понятие «малое» - это  качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности. Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом.

В соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. № 2009-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия  государства, муниципальных образований,  нерезидентов и юридических лиц,  не относящихся к субъектам  МСП, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников не должна превышать: 100 человек – для малых предприятий; 15 человек – для микропредприятий;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не должна превышать: для микропредприятия – 60 млн рублей;  для малого предприятия – 400 млн рублей.

Интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они подписывают договора, закупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действует только лишь как представитель предприятия и поэтому ответственность за действия конкретного работника несет предприятие. Таким образом, малое предприятие участвует в хозяйственной деятельности как единый коллектив.

Малому предприятию  принадлежит имущество (оборудование, автомобили, мебель, здание). Оно может  приобретать и продавать свое имущество, управлять его использованием. Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия не являются владельцами имущества. От своего персонального имени они не могут продавать или использовать имущество малого предприятия.

Взаимодействие отдельного человека и малого предприятия определяется конкретным договором, поручением, должностной инструкцией.

Малое предприятие может  заниматься любой деятельностью, разрешенной  законами страны, но имеются виды услуг  и продукции, которые реализуются  в основном малыми предприятиями. Это  сервисное обслуживание населения, общественное питание, ремонт бытовой техники, рекламные услуги, прокат автомобилей, фотография, печатные услуги, обучение и т. д.

Каждая сфера малого предпринимательства имеет отличия  в организации деятельности, экономических  принципах, правилах построения финансовых потоков, характере партнерских отношений.

 

§ 1.2. Виды малых предприятий.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [1]:

1) для юридических лиц – суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов [1];

2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых  предприятий выделяются также  микропредприятия – до 15 человек [1];

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [3].

С точки  зрения особенностей работы малые предприятия  можно разделить на две группы: традиционные и инновационные [5-105].

Традиционные  малые предприятия отличаются стабильностью объемов и сферы деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примерами таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т.п. У владельцев этих фирм нет планов по стремительному развитию, они ориентируются на небольшие суммы прибыли и сохранение традиций в деятельности.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются первым шагом для будущего нового вида производства, новых продуктов. Наиболее характерным примером такого типа предприятий было первое предприятие по сборке персональных ЭВМ. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует. Если новые виды товаров не будут покупаться, то предприятие разорится, и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело получит успех, то прибыль будет быстро расти, владелец очень быстро из мелкого бизнесмена превратится в крупного промышленного руководителя.

§ 1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.

Малый бизнес - дело многотрудное и сопряженное с многочисленными  рисками и опасностями.

Сильные стороны МБ

Слабые стороны МБ

Возможности МБ

Угрозы существованию МБ

1. Небольшой стартовый капитал

Ограниченный (локально) рынок

Рост до уровня «большого» бизнеса

Быстрота полного разорения

2. Высокая эффективность

Ограниченные перспективы роста

Сбалансированное развитие

Быстрое достижение «потолка» роста

3. Гибкость

Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры

Прочная ниша на «своем» рынке

Легкость проникновения конкурента в эту нишу

4. Самостоятельность

Отсутствие влиятельной поддержки

Творческая самореализация

Уязвимость перед попытками силового давления сильных мира сего


Таблица 1.1. СВОТ-анализ малого бизнеса (МБ) как модели экономической самодеятельности

«Из этой таблицы видно, что жизнь малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». И это - в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Что уж тогда говорить о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами?» [4-8]

Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии экономики региона