Роль малого бизнеса в развитии экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Тема моей контрольной работы посвящена роли малого бизнеса в развитии экономики региона.
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не могут развиваться как регионы, так и государство в целом. Малое предпринимательство во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3-4
1. Основные понятия, сущность и виды малого предпринимательства.
§ 1.1 Основные понятия малого предпринимательства…………………..…….......5-7
§ 1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………7-9
§ 1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………9-11
2. Развитие малого предпринимательства в регионе и его поддержка со стороны государства.
§ 2.1 Процесс развития малого бизнеса в Рязанской области…………………...12-15
§ 2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства………………16-18
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы..…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Малые и средние предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

- более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управления делом;

- слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Если в управлении фирмы участвует  не один человек, а предпринимательская  команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение  более профессионально. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики в целом  деятельность малых компаний оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся обстановке. Для России, находящей  на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

 

 

 

 

 

  1. Развитие малого предпринимательства в регионе 

и его поддержка  со стороны государства.

§ 2.1 Процесс развития малого бизнеса в Рязанской области.

Развитие малого и среднего предпринимательства - один из важнейших факторов экономического и социального развития Рязанской области. В условиях мирового финансового кризиса его поддержка приобретает особое значение, так как именно малый и средний бизнес позволяет создать дополнительные рабочие места, обеспечить занятость населения и рост производства, и, как следствие, смягчить последствия кризиса.

«Начиная с 2005 года, в Рязанской области наметилась устойчивая тенденция роста малых предприятий» [8].

Наметилась устойчивая тенденция роста доли малых предприятий, занятых в реальном секторе экономики (обрабатывающие производства, строительство  и т.д.) и снижения доли малых предприятий в торговле.

На федеральном и  региональном уровнях в последние  годы принимаются меры по поддержке  малого и среднего бизнеса. В рамках программы развития малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства (РОФПМП) создан Гарантийный фонд, предоставляющий поручительства по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в коммерческих банках.

«Разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010-2012 годах». В марте 2010 года прошел первый конкурс по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Получателями субсидий стали 4 предприятия, осуществляющие деятельность в области народных художественных промыслов» [8].

По данным национального  института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в 2010 году Рязанская область вошла  в число 46 регионов, в которых  отмечен значительный рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения в первом полугодии 2010 года (46,2 единицы на 100 тыс. жителей). Причем, Рязанская область по данному показателю оказалась на 2-м месте среди регионов России.

В настоящее время  в Рязанской области действует 2037 малых (без микро) предприятий, 190 средних предприятий, что выше уровня прошлого года соответственно на 34,6% и 13,7%, а также 30743 индивидуальных предпринимателя (рост 1,5%) [9].

Диаграмма 2.1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Рязанской области, единиц.

В структуре малых  предприятий (без микропредприятий) наибольший удельный вес приходится на розничную и оптовую торговлю – 23,5%; обрабатывающие производства - 22,1%; строительство – 16,2%.; сельское хозяйство – 10%, транспорт и связь - 4,2%; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 16,6%; на долю остальных – 7,4%. В структуре предприятий в 2010 г. произошло снижение доли малых предприятий, занятых в реальном секторе экономики на 2,9% за счет снижения на 3,2% доли предприятий, занятых в сельском хозяйстве и на 1,5% - в транспорте и связи. При этом, доля занятых в обрабатывающих производствах, выросла по сравнению с 2009 годом на 1,1%. Доля занятых на малых (без микропредприятий) и средних предприятиях в общей численности занятых в экономике области составляет 16,2% (рост 2%), доля оборота – 26,3% (рост 1,2%) [9].

Объемы финансирования программы из областного и федерального бюджетов постоянно растут. В 2010 году объем средств, распределенных в виде субсидий в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства, увеличился по сравнению с предыдущим годом в 2,6 раз и составил 186,7 млн. руб.

Развивается система  микрокредитования и поручительств  на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства. За 2010 год было выдано 230 займов более чем на 174 млн. руб., и предоставлено 90 поручительств на 147 млн. руб., благодаря чему банки предоставили кредитов малому бизнесу на 298 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом количество выданных кредитов и поручительств увеличилось более чем в 3 раза [9].

В 2010 году свыше 63 млн. руб. (четвертая часть средств от программы) была направлена на поддержку инноваций  и энергоэффективности, что позволило реализовать 41 инновационный проект и 77 программ повышения энергоэффективности.

В каждом районе при муниципалитетах  организованы комиссии по развитию предпринимательства. В 18 муниципальных образованиях созданы  центры развития малого и среднего предпринимательства, которые являются инфраструктурой Рязанского областного фонда поддержки малого бизнеса и призваны активизировать малый бизнес в сельской местности. В рамках программы созданы преференции в виде бонусных баллов для предприятий, работающих на селе.

Благодаря мерам, оказываемым  в соответствии с областной программой развития малого и среднего предпринимательства  в 2010 году получателями поддержки по разным направлениям программы стали 482 предпринимателя.

На встрече губернатора  Рязанской области с представителями малого и среднего бизнеса в ноябре 2010 года, Олег Ковалев отметил: «Для региона развитие предпринимательства – приоритетная задача. Многие обсуждаемые нами на предыдущей встрече вопросы вылились в конкретные поручения, которые я дал соответствующим службам. Работа идёт и уже немало сделано. Мы достаточно много предусмотрели преференций для малого бизнеса. Думаю, что многие из вас ощутили реальную поддержку со стороны регионального правительства» [7].

К мерам по поддержке  малого предпринимательства в регионе относится:

  • снижение с 15% до 10% ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям для потребителей с мощностью до 15 кВт;
  • в муниципальных образованиях часть муниципального имущества, сдается в аренду только субъектам малого и среднего предпринимательства, что также является сдерживающим фактором роста цен на аренду недвижимости;
  • приняты поправки в Закон «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Рязанской области», которые решают вопрос предприятий торговли, находящихся в зоне прилегающих территорий к остановкам общественного транспорта;
  • организованы дополнительные площадки для продажи сельскохозяйственной продукции, регулярно проводятся ярмарки выходного дня, развивается фирменная торговая сеть рязанских товаропроизводителей, которая сегодня насчитывает свыше 600 магазинов;
  • разрабатывается концепция создания технопарка в пос. Варские, решается вопрос о создании особой экономической зоны в Пронском районе, где малые предприятия наряду с крупными уже состоявшимися также могут занять свою нишу.

Говоря о дальнейшем развитии предпринимательства, губернатор обратил внимание на необходимость расширения присутствия малого бизнеса в отраслях, прямо связанных с экономикой и продвижением новых технологических идей, его интенсивного развития в сельском хозяйстве, лесной отрасли, в сфере бытовых услуг. «Как можно активнее малое и среднее предпринимательство должно развиваться в муниципальных образованиях, так как именно там наибольшая потребность в рабочих местах», – сказал глава региона [7].

Олег Ковалёв заявил, что под эти стратегические задачи региональное правительство готово корректировать действующие программы, делать всё возможное для того, чтобы меры поддержки малого бизнеса были эффективными и работали полноценно, в интересах населения.

 

§ 2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства.

Активно развивающийся сектор малого и среднего бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к функционированию в кризисных условиях.

Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений  развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 30 %. Несмотря на все усилия правительственных и муниципальных органов, место малого бизнеса в российской экономике не слишком заметно.

К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим  реализовывать потенциальный эффект от развития малого бизнеса, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, информационной, консультативной и организационно-методической помощи.

Меры по улучшению  положения предприятий микро-, малого и среднего бизнеса коснулись  разных аспектов их деятельности и могут быть условно разделены на три следующих блока:

    1. Меры в области финансового и налогового стимулирования.
    2. Меры имущественно - инфраструктурной поддержки.
    3. Меры по снижению административного давления.

До 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.

В настоящее время  действуют следующие нормативные  акты в области поддержки малого предпринимательства [11]:

- письмо Минэкономразвития РФ от 23.05.2008 N Д05-2022 о порядке формирования и реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- указ Президента РФ от 15.05.2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;

- письмо Минфина России от 18 февраля 2008 г. N 03-11-04/2/38 о величине предельного размера доходов, ограничивающего право на применение УСН;

  • - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • - Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Законопроектом № 100239-51 были внесены изменения в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, определяющую налогоплательщиков, имеющих право  применять упрощенную систему налогообложения. В действовавшей ранее редакции п. 2 этой статьи указано, что «организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн рублей». После же подписания 19 июля 2009 г. Президентом рассматриваемого законопроекта эта сумма увеличилась втрое, и организация отныне имеет право применять УСН при доходах в пределах 45 млн рублей. Этим же законопроектом предусмотрено, что налогоплательщик лишается права применять УСН лишь в том случае, если его доходы по итогам налогового периода превысят 60 млн рублей. В соответствии с действующей редакцией п. 4 ст. 346.13 эта пороговая сумма составляет 20 млн рублей.

Принятые и реализуемые  меры поддержки малого и среднего бизнеса до 2010 года были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время среди описанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно - производственной структуры малого и среднего предпринимательства в России.

«Учитывая задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, особое внимание с 2010 года направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и модернизации, в том числе на поддержку малых предприятий, созданных при ВУЗах, в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ» [8].

Наряду с положительными сдвигами в области поддержки  со стороны правительства развития малого и среднего бизнеса, повышение с 2011 г. ставок страховых тарифов имеет своим прямым следствием увеличение финансовой нагрузки, в том числе и на предприятия сферы МСП, что будет особенно чувствительно в контексте кризисных явлений в экономике.

Впрочем, пока трудно оценить, насколько благотворно  новые начинания скажутся на малом  бизнесе и как быстро начнут приносить  плоды. В регионах малому бизнесу  по-прежнему живется несладко. И  заявления высоких чиновников о  выделенных суммах только усугубляют недоверие к властям: гарантий, что бюджетные деньги пойдут по обозначенному назначению, пока никто дать не может. Пока, судя по всему, в России никто не знает, сколько в реальности нужно для поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии экономики региона