Роль малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес является важнейшим элементом, без которого государство не способно функционировать. Опыт развитых стран показывает, что роль малого бизнеса в экономике любой страны довольно велика. Развитие малого бизнеса в значительной степени влияет на экономический рост государства, обеспечивает рынок необходимыми товарами и услугами, создаёт новые рабочие места и так далее. Малый бизнес помогает решить многие экономические, социальные и другие проблемы. На сегодняшний день во всех экономически развитых странах государство оказывает значительную поддержку малому предпринимательству.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль малого бизнеса в повышении конкурентоспособности экономики………………………………………………………………………....4
1.1 Отличительные черты и характеристика малого бизнеса……………….4
1.2 Место малых предприятий во внешнеэкономической деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………....8
Глава 2. Характеристика малого бизнеса в Республике Беларусь…………12
2.1 Характеристика малого бизнеса в Республике Беларусь………………12
2.2 Место малого бизнеса во внешнеэкономическом комплексе Республики Беларусь…………………………………………………………………………17
Глава 3. Перспективы и направления участия предприятий во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь………………….21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 365.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Место малых  предприятий во внешнеэкономической  деятельности в зарубежных странах

 

 

 

 

Согласно данным статистики, за последние годы стремление к мелкому предпринимательству в промышленно развитых странах значительно выросло. В США более 37% валового национального продукта производится малыми предприятиями. Ими создается примерно два из трех новых рабочих мест. Всего же небольших фирм здесь насчитывается около 18 
млн., из них семейных фирм—7млн. В каждой из производственных программ, которых насчитывается более тысячи, содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад 
малых предприятий в экономический рост страны.

В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего 
объёма продаж в промышленности, 67% — в сфере услуг, почти 90% — в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест.

Сектор малого предпринимательства  динамично осваивает новые виды

продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и  т.д. Важнейшими  особенностями малых предприятий является способность к  ускоренному   освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще  одной характерной чертой малых предприятий является активная  инновационная деятельность, способствующая

ускоренному развитию различных  отраслей хозяйства во всех секторах

экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного

работающего в секторе  малых предприятий в два раза превышает  аналогичный показатель для крупных предприятий. При массовом развитии сектора малых предприятий эти качества позволяют сделать значительный рывок в социально-экономическом развитии и накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

Малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса.

 Малые предприятия  специализируются на выпуске  конечной продукции, ориентированной  в основном на местные рынки  сбыта. В основном, это скоропортящиеся  продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и так далее.

Каждая страна имеет свои критерии отнесения предприятий к малым. Например, в Бельгии само определение “малое предприятие” по-разному трактуется в различных разделах законодательства. Согласно налоговому законодательству, существует чёткое разделение между малыми и средними предприятиями. В законе об экономическом развитии определенной разницы не существует. В свою очередь, в Дании принято классифицировать малые, средние и малые ремесленные объединения. В Италии существуют строгие критерии отнесения предприятий к малым и средним, которые установлены Министерством промышленности: численность работников не превышает 300, предприятие не является дочерним. В Португалии к малым предприятиям относят все предприятия промышленности и добычи полезных ископаемых. В США малые предприятия управляются независимыми собственниками и не занимают лидирующего положения на рынке. Количественные критерии  (численность работников, оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли промышленности в зависимости от особенности производства и прочих факторов. В Турции единого критерия по отнесению предприятий к малым не существует. В Швеции к малым и средним предприятиям относят объединения с численностью  до 200 человек. В Италии критерии отнесения устанавливаются Министерством промышленности. В Люксембурге подобные критерии отсутствуют вовсе, так как довольно ограниченное число предприятий имеют число работников, превышающее 500. В Португалии наблюдается схожая ситуация. В Нидерландах имеются частные предприятия с численностью занятых менее 100 человек, что также указывает на отсутствие определённых критериев принадлежности к малым предприятиям.

Каждая страна имеет свою историю развития малого бизнеса. Но результат везде одинаковый: ускорение формирования рыночных отношений, стабилизация экономики и социальной сферы. В экономически развитых странах давно пришли к заключению, что наемный работник не может быть хорошим работником в широком смысле, так как он не имеет важной социальной и экономической роли в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение получила компания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам государственных приватизируемых предприятий предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. Однако главным моментом здесь является то, что малый бизнес начал поддерживать государство. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем в обществе. Каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие в своей семье, но и вносит большой вклад в решении ряда государственных проблем путем уплаты налогов и благотворительности.

Роль малого предпринимательства  определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в  развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики; формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

В любой стране справедливо  утверждение о том, что с малым предпринимательством действительно связана та часть населения, которая является собственником малых предприятий, наемные работники, потребители производимых товаров и услуг.

По целенаправленности в экономическом пространстве малые предприятия можно разделить на две группы.

Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом.

Углубление специализации  в научных разработках приводит к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку лабораторий с устоявшимися направлениями исследований.

В последнее десятилетие  во многих странах усилилась тенденция  к объединению мелких предприятий  на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с  крупными компаниями и монополиями.

. В научной сфере малые предприятия сегодня принято делить на следующие категории:

- венчурные фирмы - малые внедренческие предприятия, которые создаются на ссуды венчурного капитала, т.е. капитала, созданного специально для того, чтобы рискнуть, пробуя на практике ту или иную научную идею;

- спинофы- малые предприятия для реализации тех достижений науки и технологии, которые являются побочным продуктом крупных целевых программ (до таких побочных мелочей у крупных фирм, как правило, не доходят руки);

- малые предприятия по обслуживанию крупных целевых программ - например, по осуществлению компьютерных расчетов, разработке дизайна;

- малые творческие группы или творческие бригады для решения небольших конкретных задач;

- группы поддержки отдельных крупных независимых специалистов.

 

Больше всего преимущества малого бизнеса проявляются в  такой форме, как венчурное предпринимательство. Венчурный бизнес (по англ. Venture - рисковать) - направление предпринимательской деятельности, связанной с риском капитальных вложений в развитие науки, техники, производства.

потенциально оцениваемых  как высокорентабельные.

Рисковое предпринимательство, основанное на крупных финансовых инвестициях  и современной научно-исследовательской  и экспериментальной базе, привлекает высококвалифицированные научные и технические силы,их творчество, индивидуальную инициативу. Оно способно повышать эффективность научно-исследовательских и конструкторских работ, стимулировать создание и внедрение технологических разработок в производство.

В большинстве развитых стран  рисковый бизнес существует в форме  независимых инновационных компаний небольшого размера, а также мелких фирм, созданных обычно на средства и в организационной структуре  крупных корпораций, имеющих финансовую и творческую независимость.

Некоторые венчурные фирмы  работают и над отдельными проектами  по индустриальным программам. В этом случае финансирование их деятельности может осуществляться через федеральные  ведомства или частные компании

В США, например, венчурный бизнес сосредоточен в наиболее наукоемких отраслях - производстве полупроводников, компьютеров, программного обеспечения, искусственного интеллекта. Штаты можно считать наиболее благоприятным регионом для развертывания предпринимательской деятельности, во-первых, по той причине, что там существует наиболее упрощенная схема открытия малого бизнеса, во-вторых - трудоизбыточность менеджеров разной специализации, а не технических профессий, в-третьих - широко развит, собственно, венчурный бизнес, который ускоряет внедрение нового товара или целого проекта, в четвертых - финансовая поддержка начинающих предприятий намного мощнее, чем в европейских и азиатских странах, которые являются основными конкурентами США по развитию малого бизнеса и экономики в целом.

На сегодняшний день, малые фирмы крайне важны для монополий. Для хозяев монополистических объединений мелкие субподрядчики удобны и выгодны так, как они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Однако их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками.

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  функционирования малых предприятий  во внешнеэкономических связях Республики Беларусь

 

2.1. Характеристика  малого бизнеса в Республике  Беларусь

 

 

 

Республика Беларусь уникальна  среди развитых стран бывшего 
социалистического лагеря в Европе, где рост ВВП не сопровождается 
развитием частного сектора. На протяжении последних лет доля малых 
предприятий в экономике страны составляет 7 %, а занятость 10 % от 
общего количества занятых в экономике. Это свидетельствует о 
начальном этапе формирования рыночных отношений в стране.

В Беларуси предпринимательство  представлено малыми и средними предприятиями, а также предпринимателями, не имеющими юридического образования (их называют индивидуальными предпринимателями).

Территориально малые  предприятия сосредоточены в  крупных 
городских центрах: 57% — в Минске, в регионах 50 % приходится на

областные центры. В малых  городах и сельской местности  малый бизнес развит крайне слабо. Это объясняется возможностью экономии издержек на 
использовании городской инфраструктуры и приближенностью к ёмким 
рынкам сбыта.

Итак, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относятся:

- индивидуальные предприниматели,  зарегистрированные в Республике Беларусь;

- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации - зарегистрированные  в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К малым предприятиям, в свою очередь, относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

• в промышленности и  на транспорте - до 100 человек;

• в сельском хозяйстве  и научно-производственной сфере - до 
60 человек;

• в строительстве и  оптовой торговле - до 50 человек;

• в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

• в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Количественный учет малых  предприятий и анализ их деятельности (численность работников, оплата труда, объемы производимой продукции, рентабельность и прочие показатели) осуществляются органами государственной статистики.

Информация о работе Роль малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь