Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа
Малый бизнес является важнейшим элементом, без которого государство не способно функционировать. Опыт развитых стран показывает, что роль малого бизнеса в экономике любой страны довольно велика. Развитие малого бизнеса в значительной степени влияет на экономический рост государства, обеспечивает рынок необходимыми товарами и услугами, создаёт новые рабочие места и так далее. Малый бизнес помогает решить многие экономические, социальные и другие проблемы. На сегодняшний день во всех экономически развитых странах государство оказывает значительную поддержку малому предпринимательству.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль малого бизнеса в повышении конкурентоспособности экономики………………………………………………………………………....4
1.1 Отличительные черты и характеристика малого бизнеса……………….4
1.2 Место малых предприятий во внешнеэкономической деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………....8
Глава 2. Характеристика малого бизнеса в Республике Беларусь…………12
2.1 Характеристика малого бизнеса в Республике Беларусь………………12
2.2 Место малого бизнеса во внешнеэкономическом комплексе Республики Беларусь…………………………………………………………………………17
Глава 3. Перспективы и направления участия предприятий во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь………………….21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………25
1.2 Место малых
предприятий во
Согласно данным статистики,
за последние годы стремление к мелкому
предпринимательству в промышленно развитых
странах значительно выросло. В США более
37% валового национального продукта производится
малыми предприятиями. Ими создается примерно
два из трех новых рабочих мест. Всего
же небольших фирм здесь насчитывается
около 18
млн., из них семейных фирм—7млн. В каждой
из производственных программ, которых
насчитывается более тысячи, содержатся
разнообразные мероприятия, призванные
обеспечить существенный вклад
малых предприятий в экономический рост
страны.
В странах Западной Европы
99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора
несельскохозяйственных отраслей представляют
собой малые и средние предприятия. На
их долю приходится около 50% общего
объёма продаж в промышленности, 67% — в
сфере услуг, почти 90% — в строительстве
и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает
свыше 70% общего числа рабочих мест.
Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды
продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая
ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах
экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного
работающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. При массовом развитии сектора малых предприятий эти качества позволяют сделать значительный рывок в социально-экономическом развитии и накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.
Малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса.
Малые предприятия
специализируются на выпуске
конечной продукции,
Каждая страна имеет свои критерии отнесения предприятий к малым. Например, в Бельгии само определение “малое предприятие” по-разному трактуется в различных разделах законодательства. Согласно налоговому законодательству, существует чёткое разделение между малыми и средними предприятиями. В законе об экономическом развитии определенной разницы не существует. В свою очередь, в Дании принято классифицировать малые, средние и малые ремесленные объединения. В Италии существуют строгие критерии отнесения предприятий к малым и средним, которые установлены Министерством промышленности: численность работников не превышает 300, предприятие не является дочерним. В Португалии к малым предприятиям относят все предприятия промышленности и добычи полезных ископаемых. В США малые предприятия управляются независимыми собственниками и не занимают лидирующего положения на рынке. Количественные критерии (численность работников, оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли промышленности в зависимости от особенности производства и прочих факторов. В Турции единого критерия по отнесению предприятий к малым не существует. В Швеции к малым и средним предприятиям относят объединения с численностью до 200 человек. В Италии критерии отнесения устанавливаются Министерством промышленности. В Люксембурге подобные критерии отсутствуют вовсе, так как довольно ограниченное число предприятий имеют число работников, превышающее 500. В Португалии наблюдается схожая ситуация. В Нидерландах имеются частные предприятия с численностью занятых менее 100 человек, что также указывает на отсутствие определённых критериев принадлежности к малым предприятиям.
Каждая страна имеет свою историю развития малого бизнеса. Но результат везде одинаковый: ускорение формирования рыночных отношений, стабилизация экономики и социальной сферы. В экономически развитых странах давно пришли к заключению, что наемный работник не может быть хорошим работником в широком смысле, так как он не имеет важной социальной и экономической роли в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение получила компания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам государственных приватизируемых предприятий предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. Однако главным моментом здесь является то, что малый бизнес начал поддерживать государство. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем в обществе. Каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие в своей семье, но и вносит большой вклад в решении ряда государственных проблем путем уплаты налогов и благотворительности.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики; формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
В любой стране справедливо утверждение о том, что с малым предпринимательством действительно связана та часть населения, которая является собственником малых предприятий, наемные работники, потребители производимых товаров и услуг.
По целенаправленности в экономическом пространстве малые предприятия можно разделить на две группы.
Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом.
Углубление специализации в научных разработках приводит к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку лабораторий с устоявшимися направлениями исследований.
В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
. В научной сфере малые предприятия сегодня принято делить на следующие категории:
- венчурные фирмы - малые внедренческие предприятия, которые создаются на ссуды венчурного капитала, т.е. капитала, созданного специально для того, чтобы рискнуть, пробуя на практике ту или иную научную идею;
- спинофы- малые предприятия для реализации тех достижений науки и технологии, которые являются побочным продуктом крупных целевых программ (до таких побочных мелочей у крупных фирм, как правило, не доходят руки);
- малые предприятия по обслуживанию крупных целевых программ - например, по осуществлению компьютерных расчетов, разработке дизайна;
- малые творческие группы или творческие бригады для решения небольших конкретных задач;
- группы поддержки отдельных крупных независимых специалистов.
Больше всего преимущества
малого бизнеса проявляются в
такой форме, как венчурное
потенциально оцениваемых как высокорентабельные.
Рисковое предпринимательство,
основанное на крупных финансовых инвестициях
и современной научно-
В большинстве развитых стран
рисковый бизнес существует в форме
независимых инновационных
Некоторые венчурные фирмы работают и над отдельными проектами по индустриальным программам. В этом случае финансирование их деятельности может осуществляться через федеральные ведомства или частные компании
В США, например, венчурный бизнес сосредоточен в наиболее наукоемких отраслях - производстве полупроводников, компьютеров, программного обеспечения, искусственного интеллекта. Штаты можно считать наиболее благоприятным регионом для развертывания предпринимательской деятельности, во-первых, по той причине, что там существует наиболее упрощенная схема открытия малого бизнеса, во-вторых - трудоизбыточность менеджеров разной специализации, а не технических профессий, в-третьих - широко развит, собственно, венчурный бизнес, который ускоряет внедрение нового товара или целого проекта, в четвертых - финансовая поддержка начинающих предприятий намного мощнее, чем в европейских и азиатских странах, которые являются основными конкурентами США по развитию малого бизнеса и экономики в целом.
На сегодняшний день, малые фирмы крайне важны для монополий. Для хозяев монополистических объединений мелкие субподрядчики удобны и выгодны так, как они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Однако их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками.
Глава 2. Особенности функционирования малых предприятий во внешнеэкономических связях Республики Беларусь
2.1. Характеристика малого бизнеса в Республике Беларусь
Республика Беларусь уникальна
среди развитых стран бывшего
социалистического лагеря в Европе, где
рост ВВП не сопровождается
развитием частного сектора. На протяжении
последних лет доля малых
предприятий в экономике страны составляет
7 %, а занятость 10 % от
общего количества занятых в экономике.
Это свидетельствует о
начальном этапе формирования рыночных
отношений в стране.
В Беларуси предпринимательство представлено малыми и средними предприятиями, а также предпринимателями, не имеющими юридического образования (их называют индивидуальными предпринимателями).
Территориально малые
предприятия сосредоточены в
крупных
городских центрах: 57% — в Минске, в регионах
50 % приходится на
областные центры. В малых
городах и сельской местности
малый бизнес развит крайне слабо. Это
объясняется возможностью экономии издержек
на
использовании городской инфраструктуры
и приближенностью к ёмким
рынкам сбыта.
Итак, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относятся:
- индивидуальные
- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К малым предприятиям, в свою очередь, относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:
• в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
• в сельском хозяйстве
и научно-производственной сфере - до
60 человек;
• в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
• в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;
• в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.
Количественный учет малых предприятий и анализ их деятельности (численность работников, оплата труда, объемы производимой продукции, рентабельность и прочие показатели) осуществляются органами государственной статистики.
Информация о работе Роль малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь