Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа
Малый бизнес является важнейшим элементом, без которого государство не способно функционировать. Опыт развитых стран показывает, что роль малого бизнеса в экономике любой страны довольно велика. Развитие малого бизнеса в значительной степени влияет на экономический рост государства, обеспечивает рынок необходимыми товарами и услугами, создаёт новые рабочие места и так далее. Малый бизнес помогает решить многие экономические, социальные и другие проблемы. На сегодняшний день во всех экономически развитых странах государство оказывает значительную поддержку малому предпринимательству.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль малого бизнеса в повышении конкурентоспособности экономики………………………………………………………………………....4
1.1 Отличительные черты и характеристика малого бизнеса……………….4
1.2 Место малых предприятий во внешнеэкономической деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………....8
Глава 2. Характеристика малого бизнеса в Республике Беларусь…………12
2.1 Характеристика малого бизнеса в Республике Беларусь………………12
2.2 Место малого бизнеса во внешнеэкономическом комплексе Республики Беларусь…………………………………………………………………………17
Глава 3. Перспективы и направления участия предприятий во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь………………….21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………25
Согласно данным Национального статистического комитета по состоянию на начало текущего года, количество предприятий малого бизнеса в Республике Беларусь неуклонно растёт. На сегодняшний день, количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства уверенно приближается к отметке 100 тысяч. Это довольно высокий цифровой показатель. Так, шесть лет назад таких субъектов было чуть более 50 тысяч, пять лет назад – практически более 70. С годами цифра продолжает расти. В 2009 году в Беларуси насчитывалось чуть более 77 тысяч малых предприятий, к 2011 году их количество выросло уже до 88 с небольшим тысяч.
К концу 2012 года в Беларуси было зарегистрировано практически 98 тысяч субъектов малого бизнеса, и сейчас эта цифра приближается к ста тысячам.
Кроме этого, удельный вес количества работников, представляющих интересы малого бизнеса, составил практически семнадцать процентов в общем списке рабочих в стране. А в общей доли производства по стране в целом больше 11 процентов занимает промышленное производство малых предприятий. Кроме того, согласно статистике, представители малого бизнеса Беларуси внесли свою долю в инвестиционный капитал страны в размере 25%.
Также малый бизнес занимает весомое место во внешнеторговом обороте товарами, произведенными на территории Беларуси. По данным прошлого года, удельный вес оборота малого бизнеса составляет практически 27 процентов, при этом доля экспорта равна почти 34 процентам, а импорта – почти 26.
Наибольшая активность всё же отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и за счёт укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.
Основной сферой приложения субъектов малого бизнеса нашей страны является розничная торговля. Их участие в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности пока весьма незначительно.
С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.
Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.
В Беларуси, начиная с 1996 года, поддержка и развитие малого предпринимательства была определена в качестве одной из стратегических задач государства. В стране разработана законодательно-правовая база и создана развитая инфраструктура поддержки частного предпринимательства, базовыми элементами которой являются:
• Департамент по предпринимательству Министерства экономики как республиканский орган, а также подразделения облисполкомов, в компетенцию которых входит разработка и реализация государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на уровне страны и регионов;
• Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, его филиалы, а также региональные фонды, комиссии исполкомов по ресурсной поддержке, развитию рыночной инфраструктуры, банки и лизинговые компании, назначение которых - формирование источников финансовых средств для инициативной предпринимательской деятельности;
• специализированные и универсальные
центры поддержки предпринимательства,
инкубаторы малого бизнеса, технопарки.
В настоящее время в Беларуси действуют
40 центров поддержки предпринимательства,
8 бизнес-инкубаторов и 2 технопарка, призванных
обеспечивать консультационное, информационное
и обучающее обслуживание частных предпринимательских
структур;
• предпринимательские союзы, ассоциации
и советы на уровне страны, отдельных областей
и отраслей.
Вся работа по созданию и развитию элементов рыночной инфраструктуры осуществляется в рамках ежегодно принимаемой правительством Программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В Беларуси также реализуется ряд международных программ, осуществляемых при поддержке средств ООН, Всемирного банка, Фонда имени Фридриха Эберта, Международного центра частного предпринимательства (США), Международной организации труда и др.
Хотя в стране принят закон
№ 685-ХШ от 16 сентября 1996 г. «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Республике Беларусь» и программа поддержки
и развития малого предпринимательства
в РБ, руководители бизнес-ассоциаций
и союзов считают, что не только не
стимулируется развитие, но и создаются
искусственные препятствия в
виде сложного и нестабильного законодательства,
высоких и
нестабильных налогов, многочисленных
проверок контролирующих
органов. Деловой климат — это, прежде
всего, правовая среда. Более 4500
документов физически не в состоянии освоить
директор ни малого, ни
среднего предприятия. Некоторые из них
противоречат друг другу.
Стоит также обратить внимание на наследующий аспект: сферу развития малого предпринимательства. Основная масса сосредоточена в торговле и общественном питании - 42.8 %, в промышленности - 21 %, строительстве -11,7 %, транспорте - 5,8 %. Небольшое число работает в сфере оказания услуг населению: в бытовом обслуживании населения работает 249 предприятий, науке и научном обслуживании - 440, сфере образования — 170, финансов и кредита - 190, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 614. Таким образом, предпринимательство в стране сосредотачивается в основном на «коротких» деньгах. Основные рынки сбыта для белорусских предпринимателей - это местные рынки.
Неспособность конкурировать
с зарубежными аналогами
объясняется состоянием инновационного
предпринимательства в РБ. В
развитых странах инновационная функция
малого бизнеса реализуется
как в кооперации с крупными предприятиями,
так и в самостоятельной
инновационной деятельности. Значительное
число предприятий
осуществляет инновации в форме обновления
технологии, менеджмента,
организации труда и номенклатуры продукции.
Государство оказывает
помощь в виде передачи технологии, создании
инфраструктуры, бизнес-
инкубаторов, технопарков, налоговых льгот,
государственных
контрактов и др. Таким образом, частично
снимается нехватка
финансовых средств.
Остальные проблемы государства в сфере малого предпринимательства связаны с общими препятствиями развития предпринимательства в стране: это и неблагоприятный экономический климат (высокий уровень финансового и макроэкономического риска), несовершенство законодательства, отсутствие финансовых средств, из года в год прирастающие проверки.
Факт того, что специфической
особенностью малого бизнеса Беларуси
является практически полное отсутствие
его кооперирования с крупным производством,
ориентация в своей деятельности на собственный
готовый
продукт, вызывает большую обеспокоенность.
Это обусловлено, прежде всего, сложившейся
государственной политикой, рассматривающей
сотрудничество госпредприятий с частными
структурами только через призму ухода
от налогов, обналичивания денежных средств
и других форм экономических нарушений.
В связи с этим, несмотря на закрепленное
Конституцией страны равенство всех форм
собственности, министерства и ведомства
выдают гласные и негласные установки
по ограничению кооперирования подчиненных
им субъектов (в основном унитарных государственных
предприятий или акционерных
обществ с контрольным пакетом в руках
государства) с частными
структурами, даже если это влечет явную
экономическую выгоду.
Это создает существенные ограничения
как для реализации потенциала малых предприятий
в сфере специализации отдельных производств,
инновационных разработок и программ,
так и для качественного развития крупных
предприятий, их быстрой переориентации
на постоянно изменяющийся вкус потребителей.
Отсутствие кооперации и ориентация на собственный продукт отчасти объясняют тот факт, что средний размер белорусских малых предприятий значительно выше, чем в Европе и даже в странах СНГ. По данным статистических органов, в Беларуси на малых предприятиях в среднем работают 14 человек, в странах ЕС - 6, в России - 9, в Украине — 7 человек. Этому же способствует и слабое обновление малого бизнеса. В течение последних пяти лет среднегодовой прирост количества малых предприятий составлял около одного процента. Таким образом, на каждые 100 действующих субъектов малого бизнеса приходится лишь один-два новых. Поскольку самыми мелкими, как правило, являются начинающие предприятия, а их число не растет, то в общей структуре малых предприятий все большую долю занимают предприятия "со стажем", а следовательно, более крупные.
Как следует из вышеизложенных фактов, по истечении более 15 лет экономических реформ малый бизнес в Беларуси так и не стал существенным элементом экономической системы.
Несмотря на это, сегодня белорусское государство уделяет большое внимание развитию малого бизнеса, особенно в сельской местности, а также в малых и средних городских поселениях, о чем свидетельствует целый ряд нормативно-правовых актов, принятых в поддержку предпринимательства. Все это способствует развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь.
2.2 Место малого бизнеса во внешнеэкономическом комплексе Республики Беларусь.
Согласно данным Белстата, в конце 2012 года на долю малого бизнеса приходилось более 30 % белорусского экспорта. Основные товарные позиции принадлежали нефтепродуктам, растворителям и смазочным материалам.
В первом полугодии 2012 года субъекты малого предпринимательства (к ним, по определению Белстата, относятся коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек) поставили на экспорт товаров на сумму USD 8152 млн., что составило 32,2% от общего объема экспорта Беларуси за указанный период. В 2011 году экспорт малых организаций за аналогичный период составил USD 5371,1 млн. или 28,4% от всего экспорта.
Три основные позиции экспорта малых предприятий заняли нефтепродукты, растворители органические и смазочные материалы. Все остальные товары занимают в экспорте малого бизнеса чуть более 15%.
География экспортных поставок субъектов малого предпринимательства, как следует из данных Белстата, весьма разнообразна. В то же время можно отметить концентрацию на странах-покупателях нефтепродуктов.
Импорт, в свою очередь, сконцентрирован на нефти и нефтепродуктах – в январе-июне 2012 года было импортировано на USD 1715,3 млн. Основной страной импорта является Россия. При этом импорт из РФ в первом полугодии 2012 года вырос до USD 2 968 млн. с USD 1 616 млн. в январе-июне прошлого года. Третьей крупной позицией импорта являлись легковые автомобили. В первом полугодии текущего года было импортировано 6413 автомобиля на общую сумму USD 109,4 млн.
Таким образом, малый бизнес занимает существенную долю в белорусском экспорте. Однако такая доля достигнута благодаря отдельным компаниям, занимающимся поставками нефтепродуктов. Остальные позиции не оказывают существенного влияния на экспортные показатели Беларуси. Учитывая специфику нефтепереработки, компании-нефтетрейдеры весьма зависят от государственного влияния, несмотря на формальный статус частных предприятий.
Импорт малого бизнеса был несколько более разнообразным и не так сильно сконцентрирован в области нефтепереработки. Однако в целом, без учета нефти и нефтепродуктов, доля малого бизнеса во внешней торговле Беларуси остается незначительной.
По мнению аналитиков, ситуация 2012 года была, в своём роде уникальной, поскольку положительное сальдо складывалось за счет экспорта нефтепродуктов. В текущем 2013 году мы можем наблюдать довольно отличную от предыдущей, ситуацию.
Сальдо внешней торговли товарами и услугами (с учетом выплаченных нефтепошлин) по итогам января — мая 2013-го достигло нового рекордного для этого года значения в минус $1,353 млрд. Такая информация содержится в опубликованных данных Нацбанка о внешней торговле Беларуси.
По методологии платежного баланса объем экспорта товаров в мае 2013-го упал по сравнению с апрелем на $35,5 млн (до $3,172 млрд). Объем импорта в мае также снизился — на $112 млн (до $3,404 млрд). Сальдо внешней торговли товарами по итогам месяца сложилось отрицательным и составило минус $231,4 млн. Улучшение сальдо торговли товарами произошло в мае за счет значительного сокращения импорта, а не наращивания экспорта.
В свою очередь, экспорт услуг в мае стал максимальным за 2013 год, увеличившись на $30,7 млн при одновременном падении объема импорта услуг — на $27,4 млн, что в конечном итоге значительно улучшило сальдо внешней торговли услугами. В мае 2013-го оно достигло значения $265,1 млн.
Во внешней торговле товарами отрицательное сальдо в январе-июле 2013 года составило $1476,0 млн. (в январе-июле 2012 года сальдо было положительным в размере $2673,3 млн.). В том числе в июле дефицит во внешней торговле товарами достиг $307,7 млн. против $166,2 млн. в июне.
Внешнеторговый оборот товаров и услуг снизился в январе-июле 2013 года на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $52228,6 млн. Экспорт товаров и услуг упал на 19,6% до $26217,4 млн., импорт снизился на 9,1% до $26011,2 млн.
Дефицит внешней торговли товарами в Республике к сентябрю вырос до $2,84 млрд. Безусловно, малые предприятия сыграли свою роль в данных процессах.
Глава 3. Перспективы и направления участия малых предприятий во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
В 1992г. в Беларуси было зарегистрировано
843 малых инновационных
Государственной программой инновационного развития на текущую пятилетку планируется, что к 2016 году численность субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства возрастет в 6 раз к уровню 2010 года, т.е. составит не менее 1800 фирм.
По мнению Министерства экономики
Республики Беларусь, одной из причин
того, что в стране инновационное
предпринимательство пока не получило
должного развития, является недостаточное
развитие инновационной инфраструктуры,
в том числе «институтов
Информация о работе Роль малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь