Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Потому как предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития любой страны. Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия, выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, смягчение социального неравенства, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание работы

Введение
1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности
1.1. Сущность и функциональная роль предпринимательства в рыночной экономике
1.2. Эволюция теории предпринимательства
1.3. Основные подходы к классификации бизнеса по экономическому размеру
2. Анализ функциональной роли малого предпринимательства в экономике
2.1. Социально-экономическое значение малых бизнес-структур в экономике
2.2. Факторы развития малого предпринимательства
2.3. Взаимодействие крупного и малого бизнеса
3. Экономическая политика поддержки малого бизнеса
3.1. Налогово-бюджетный механизм государственной поддержки малого бизнеса
3.2. Государственная политика развития инфраструктуры бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки РФ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

Кафедра теоретической  экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества 

 

 

Выполнила:

студентка I курса

экономического  факультета

специальность Менеджмент

группа  114                                Ф.И.О.

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц.   Ф.И.О.________

 

Нормоконтролер    Ф.И.О.________

 

 

 

 

 

Краснодар 2011

Содержание

Введение 
1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности 
1.1. Сущность и функциональная роль     предпринимательства в рыночной экономике 
1.2. Эволюция теории предпринимательства 
1.3. Основные подходы к классификации бизнеса по экономическому размеру 
2. Анализ функциональной роли малого предпринимательства в экономике 
2.1. Социально-экономическое значение малых бизнес-структур в экономике 
2.2. Факторы развития малого предпринимательства 
2.3. Взаимодействие крупного и малого бизнеса 
3. Экономическая политика поддержки малого бизнеса 
3.1. Налогово-бюджетный механизм государственной поддержки малого бизнеса 
3.2. Государственная политика развития инфраструктуры бизнеса 
Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Потому как предпринимательство является  мощным двигателем экономического и социального развития любой страны.

Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен.  Малые предприятия, выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, смягчение социального неравенства, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

В экономически активных странах число малых предприятий достигает 80-90 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения и производится от 60 до 85 % валового внутреннего продукта. Государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Конечно, отечественное предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана более чем на 70 лет командно-административной экономикой. Но в данное время государство оказывает поддержку в экономическом развитии, а в частности поддержку малого предпринимательства. . Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышеперечисленная актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности

 
1.1. Сущность и функциональная роль предпринимательства в рыночной экономике.

 

В экономической литературе отмечается, что начальным пунктом предпринимательства исторически является товарное производство с его преимущественной ориентацией на рынок. Но при этом обычно не учитываются два важных критерия предпринимательства — это частная (коллективная) собственность на средства производства и наемный труд.

Как свойство хозяйственной деятельности, основанной на полном или частичном использовании  наемного труда, предпринимательство  внешне проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в  процессе обмена. Между тем сам  по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное  звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих  субъектов. Обмен же стимулирует  поиск новых возможностей, т.е. производственную инициативу.

Таким образом, содержание предпринимательства, в  значительной мере, сводится к завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ  как условия достижения его целей. При этом и то и другое обеспечивается за счет  наемного труда. В этом состоит фундаментальная основа функции среднего и крупного предпринимательства. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативность предпринимателей снижается. Напротив либерализация в сфере хозяйственных операций способствует ее активизации. В этом смысле ключевой задачей развития предпринимательства является создание условий для активизации инициативной деятельности субъектов хозяйствования.

Анализ экономической  природы предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит  в способности хозяйствующего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать  открывшиеся возможности. Речь идет о способности, обусловленной не личностным чертами предпринимателя, а теми особыми отношениями, в  которые он вступает в процессе движения к своей цели. Отношения эти охватывают как сферу взаимодействия с другими предпринимателями, так и взаимоотношения внутри собственной организационной структуры, которые по мере усложнения предпринимательской функции играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний.

В условиях конкурентного взаимодействия субъектов  рыночного хозяйства деятельность предпринимателя реализуется в  стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения  конкурентных преимуществ, что и  отражает специфичность предпринимательства  как особого типа хозяйственного поведения.

Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным  потенциалом. Малые предприятия  в силу занимаемого ими положения  в отраслевой организации и выполняемых  функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых, малые  предприятия, осуществляя новые  разработки в области продуктов  и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных  участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых, способствуя  распространению через копирование  передовых достижений, они стимулируют  поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом  для отраслевой организации, они  обеспечивают не только единство конкурентного  поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя собой идеальную  форму для кооперации усилий крупных  производителей в решении отдельных  проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого  рынка, малые инновационные предприятия  способствуют развитию коммуникативных  связей между ними, а через это  — и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

 

    1. Эволюция теории предпринимательства

 

    Теория предпринимательства в качестве особой области научного знания в русскоязычной культурной среде формируется лишь в настоящее время. Однако феномен человека, что-либо предпринимающего, обладающего предприимчивостью, вызывал интерес у русскоязычных авторов во все времена, в том числе до событий 1917 г., приостановивших в России эволюцию рыночных отношений, и даже в советский период развития нашей страны.

Во всем мире специализированные научные теории, объектом изучения и описания в которых являлись предпринимательство и предприниматели, выделялись из вполне определенного культурного контекста. Из разного культурного контекста вышли на свет еврейские, китайские, японские, американские, русские, западно-европейские предприниматели. Различными являются и научные концепции предпринимательства, рождающиеся в недрах соответствующих культурных слоев.

Современная русскоязычная специальная литература, посвященная теме предпринимательской деятельности, отражает концепции предпринимательства, рожденные в недрах европейской и американской культурных традиций. Научные и художественные произведения на русском языке, выходившие в свет до 1917 г., не оказывают серьезного влияния на современные теоретические подходы к исследованию и описанию феномена предпринимательства, равно как и на эволюцию современного российского предпринимательского бизнеса.

В западно-европейской и американской культурной средах сформировались вполне определенные научные представления о предпринимательстве. В рамках указанных традиций феномен предпринимательства в первую очередь рассматривается в контексте экономического развития общества, а сам предприниматель — как «экономический человек». Таковым является человек, действия которого подвержены прежде всего экономической мотивации и влиянию экономических интересов. Эти действия распространяются на сферы производства, купли-продажи, кредита, денежного оборота, приема на работу и увольнения с работы, заключения и исполнения контрактов, создания, развития и ликвидации дела и др. Поэтому зарождение и развитие специальной теории предпринимательства обычно рассматриваются в контексте развития экономической теории.

Принято считать, что становление экономической  теории как целостной научной  отрасли началось в XVI-XVII вв. с появлением меркантилизма. Именно в этот исторический период стали складываться и научно-теоретические представления о предпринимателях и предпринимательстве как специфическом экономическом явлении. Первым, кто ввел термин «предприниматель» в систему понятий экономической науки, был Ричард Кантильон (1680-1734). Ирландец по происхождению, гражданин Великобритании Р. Кантильон был профессиональным предпринимателем, имевшим обширные интересы в сферах банковского бизнеса, коммерческой деятельности, в частности, сделок на международном фондовом рынке. Существенная часть его бизнеса разворачивалась на территории Франции, где он вел наиболее успешные дела.

Одновременно  Р. Кантильон интересовался различными вопросами теоретической экономики и демографии, причем не только как читатель, но и как автор. Примечательно, что в истории экономической науки он обычно именуется видным французским экономистом, а не английским, поскольку основной его научный труд «Опыт о природе торговли вообще» был впервые посмертно издан по авторской рукописи в 1755 г. на французском языке.

Экономические взгляды Р. Кантильона далеко выходили за рамки традиционного меркантилизма; принято считать, что его главная теоретическая работа оказала существенное влияние на становление теории физиократов и классической экономической теории. Вместе с тем, ни в работах ведущих физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго), в произведениях классиков экономической теории (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо)  почти не обнаружино интереса ни к проблеме предпринимательства, ни к соответствующей предпринимательской терминологии.

В XVIII в. по другую сторону Атлантического океана широкое распространение получили труды выдающегося ученого, публициста и общественного деятеля Бенджамена Франклина (1706-1790), популярность которых и сила влияния на умы соотечественников достигли наивысшей отметки в период победоносной войны американцев за независимость. В экономике молодого государства, будущих Соединенных Штатов Америки, важную роль играла специфическая общность активных людей, которые, хотя прямо и не назывались Б. Франклином предпринимателями, но были подробно им описаны в ряде поучительных работ. С его легкой руки в повседневный обиход вошли такие выражения, как «время — деньги», «тому, кто точно платит, открыт кошелек других», «деньги рождают деньги» и др. Хотя Б. Франклин не оставил после себя цельной теории предпринимательства, он, несомненно, обладал целостными представлениями о специфике предпринимательской деятельности.

Целостная теория предпринимательства (или теория предпринимателя) как особая область экономической  науки начала формироваться из отдельных  обобщенных представлений о сути и содержании предпринимательской  деятельности позднее, в начале XIX в. в Европе. И лишь в рамках целостной теории обыденные, многократно употребляемые в текущем хозяйственном обороте слова «предприниматель», «предприимчивость», «предпринимательская деятельность» и другие приобрели характер теоретических категорий экономической жизни. Центральным явлением в этот период стала публикация Жаном-Батистом Сэем книги «Трактат политической экономии» (1803)

Ж.-Б. Сэй (1767-1832) был не только одним из крупнейших экономистов своего времени. Как и Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй совмещал занятие теоретической экономикой с повседневной деятельностью профессионального предпринимателя, с той лишь разницей, что основная сфера его деловых интересов была связана не с коммерцией и финансами, а с прядильным производством — он являлся владельцем прядильной фабрики.

На рубеже XIX-XX вв. предпринимательство стало объектом пристального интереса со стороны представителей не только экономической науки, но и научной социологии, взгляд которых был обращен к экономической деятельности. В этот период становится заметным взаимное проникновение различных методологических подходов, которое придало новые импульсы развитию теории предпринимательства. Объектом исследования становятся, наряду с экономическими интересами предпринимателей, этические, духовные, социальные, религиозные начала предпринимательской деятельности. Под влиянием таких подходов предпринимательство представляется не столько как экономический феномен, сколько как социально-экономический.

Выдающуюся  роль в развитии теории предпринимательства  в данный исторический период сыграли  работы Макса Вебера (1864-1920), прежде всего «Протестантская этика  и дух капитализма» (1905), и Вернера  Зомбарта (1863-1941), в первую очередь его классический труд «Буржуа» (1911). В этих работах предпринимательство рассматривается как особая сторона деятельной жизни общества, а субъекты предпринимательства (предприниматели) — как особая социально-экономическая группа, представители которой являются обладателями особенных человеческих качеств. Предпринимательство предстает как деятельностный процесс, посредством которого осуществляется развитие коренных элементов социально-экономической жизни общества, а также воспроизведение его нравственных начал.

Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества