Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа
Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Потому как предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития любой страны. Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия, выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, смягчение социального неравенства, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Введение
1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности
1.1. Сущность и функциональная роль предпринимательства в рыночной экономике
1.2. Эволюция теории предпринимательства
1.3. Основные подходы к классификации бизнеса по экономическому размеру
2. Анализ функциональной роли малого предпринимательства в экономике
2.1. Социально-экономическое значение малых бизнес-структур в экономике
2.2. Факторы развития малого предпринимательства
2.3. Взаимодействие крупного и малого бизнеса
3. Экономическая политика поддержки малого бизнеса
3.1. Налогово-бюджетный механизм государственной поддержки малого бизнеса
3.2. Государственная политика развития инфраструктуры бизнеса
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Экономический факультет
Кафедра теоретической экономики
Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества
Выполнила:
студентка I курса
экономического факультета
специальность Менеджмент
группа 114 Ф.И.О.
Научный руководитель:
канд. экон. наук, доц. Ф.И.О.________
Нормоконтролер Ф.И.О.______
Краснодар 2011
Введение
1. Предпринимательство как особая форма
экономической деятельности
1.1. Сущность и функциональная роль
предпринимательства в рыночной экономике
1.2. Эволюция теории предпринимательства
1.3. Основные подходы к классификации
бизнеса по экономическому размеру
2. Анализ функциональной роли малого
предпринимательства в экономике
2.1. Социально-экономическое значение
малых бизнес-структур в экономике
2.2. Факторы развития малого предпринимательства
2.3. Взаимодействие крупного и малого
бизнеса
3. Экономическая политика поддержки
малого бизнеса
3.1. Налогово-бюджетный механизм государственной
поддержки малого бизнеса
3.2. Государственная политика развития
инфраструктуры бизнеса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Потому как предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития любой страны.
Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия, выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, смягчение социального неравенства, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
В экономически активных странах число малых предприятий достигает 80-90 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения и производится от 60 до 85 % валового внутреннего продукта. Государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Конечно, отечественное предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана более чем на 70 лет командно-административной экономикой. Но в данное время государство оказывает поддержку в экономическом развитии, а в частности поддержку малого предпринимательства. . Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышеперечисленная актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.
1.1. Сущность и функциональная роль предпринимательства
в рыночной экономике.
В экономической литературе отмечается, что начальным пунктом предпринимательства исторически является товарное производство с его преимущественной ориентацией на рынок. Но при этом обычно не учитываются два важных критерия предпринимательства — это частная (коллективная) собственность на средства производства и наемный труд.
Как свойство хозяйственной деятельности, основанной на полном или частичном использовании наемного труда, предпринимательство внешне проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Обмен же стимулирует поиск новых возможностей, т.е. производственную инициативу.
Таким образом, содержание предпринимательства, в значительной мере, сводится к завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ как условия достижения его целей. При этом и то и другое обеспечивается за счет наемного труда. В этом состоит фундаментальная основа функции среднего и крупного предпринимательства. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативность предпринимателей снижается. Напротив либерализация в сфере хозяйственных операций способствует ее активизации. В этом смысле ключевой задачей развития предпринимательства является создание условий для активизации инициативной деятельности субъектов хозяйствования.
Анализ экономической
природы предпринимательской
В условиях
конкурентного взаимодействия субъектов
рыночного хозяйства
Особая роль,
которую играет малое предпринимательство,
не ограничивается только его инновационным
потенциалом. Малые предприятия
в силу занимаемого ими положения
в отраслевой организации и выполняемых
функций оказывают значительное
модифицирующее воздействие на характер
и уровень интенсивности
Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.
Во-вторых, способствуя
распространению через
В-третьих, выступая
неким объединяющим потенциалом
для отраслевой организации, они
обеспечивают не только единство конкурентного
поля, но и более быстрое накопление
в отрасли элементов
В-четвертых,
представляя собой идеальную
форму для кооперации усилий крупных
производителей в решении отдельных
проблем через совместное финансирование
разработок и взаимодействуя в разных
формах с большинством участников отраслевого
рынка, малые инновационные
Теория предпринимательства в качестве особой области научного знания в русскоязычной культурной среде формируется лишь в настоящее время. Однако феномен человека, что-либо предпринимающего, обладающего предприимчивостью, вызывал интерес у русскоязычных авторов во все времена, в том числе до событий 1917 г., приостановивших в России эволюцию рыночных отношений, и даже в советский период развития нашей страны.
Во всем мире специализированные научные теории, объектом изучения и описания в которых являлись предпринимательство и предприниматели, выделялись из вполне определенного культурного контекста. Из разного культурного контекста вышли на свет еврейские, китайские, японские, американские, русские, западно-европейские предприниматели. Различными являются и научные концепции предпринимательства, рождающиеся в недрах соответствующих культурных слоев.
Современная русскоязычная специальная литература, посвященная теме предпринимательской деятельности, отражает концепции предпринимательства, рожденные в недрах европейской и американской культурных традиций. Научные и художественные произведения на русском языке, выходившие в свет до 1917 г., не оказывают серьезного влияния на современные теоретические подходы к исследованию и описанию феномена предпринимательства, равно как и на эволюцию современного российского предпринимательского бизнеса.
В западно-европейской и американской культурной средах сформировались вполне определенные научные представления о предпринимательстве. В рамках указанных традиций феномен предпринимательства в первую очередь рассматривается в контексте экономического развития общества, а сам предприниматель — как «экономический человек». Таковым является человек, действия которого подвержены прежде всего экономической мотивации и влиянию экономических интересов. Эти действия распространяются на сферы производства, купли-продажи, кредита, денежного оборота, приема на работу и увольнения с работы, заключения и исполнения контрактов, создания, развития и ликвидации дела и др. Поэтому зарождение и развитие специальной теории предпринимательства обычно рассматриваются в контексте развития экономической теории.
Принято считать, что становление экономической теории как целостной научной отрасли началось в XVI-XVII вв. с появлением меркантилизма. Именно в этот исторический период стали складываться и научно-теоретические представления о предпринимателях и предпринимательстве как специфическом экономическом явлении. Первым, кто ввел термин «предприниматель» в систему понятий экономической науки, был Ричард Кантильон (1680-1734). Ирландец по происхождению, гражданин Великобритании Р. Кантильон был профессиональным предпринимателем, имевшим обширные интересы в сферах банковского бизнеса, коммерческой деятельности, в частности, сделок на международном фондовом рынке. Существенная часть его бизнеса разворачивалась на территории Франции, где он вел наиболее успешные дела.
Одновременно Р. Кантильон интересовался различными вопросами теоретической экономики и демографии, причем не только как читатель, но и как автор. Примечательно, что в истории экономической науки он обычно именуется видным французским экономистом, а не английским, поскольку основной его научный труд «Опыт о природе торговли вообще» был впервые посмертно издан по авторской рукописи в 1755 г. на французском языке.
Экономические взгляды Р. Кантильона далеко выходили за рамки традиционного меркантилизма; принято считать, что его главная теоретическая работа оказала существенное влияние на становление теории физиократов и классической экономической теории. Вместе с тем, ни в работах ведущих физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго), в произведениях классиков экономической теории (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) почти не обнаружино интереса ни к проблеме предпринимательства, ни к соответствующей предпринимательской терминологии.
В XVIII в. по другую сторону Атлантического океана широкое распространение получили труды выдающегося ученого, публициста и общественного деятеля Бенджамена Франклина (1706-1790), популярность которых и сила влияния на умы соотечественников достигли наивысшей отметки в период победоносной войны американцев за независимость. В экономике молодого государства, будущих Соединенных Штатов Америки, важную роль играла специфическая общность активных людей, которые, хотя прямо и не назывались Б. Франклином предпринимателями, но были подробно им описаны в ряде поучительных работ. С его легкой руки в повседневный обиход вошли такие выражения, как «время — деньги», «тому, кто точно платит, открыт кошелек других», «деньги рождают деньги» и др. Хотя Б. Франклин не оставил после себя цельной теории предпринимательства, он, несомненно, обладал целостными представлениями о специфике предпринимательской деятельности.
Целостная теория предпринимательства (или теория предпринимателя) как особая область экономической науки начала формироваться из отдельных обобщенных представлений о сути и содержании предпринимательской деятельности позднее, в начале XIX в. в Европе. И лишь в рамках целостной теории обыденные, многократно употребляемые в текущем хозяйственном обороте слова «предприниматель», «предприимчивость», «предпринимательская деятельность» и другие приобрели характер теоретических категорий экономической жизни. Центральным явлением в этот период стала публикация Жаном-Батистом Сэем книги «Трактат политической экономии» (1803)
Ж.-Б. Сэй (1767-1832) был не только одним из крупнейших экономистов своего времени. Как и Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй совмещал занятие теоретической экономикой с повседневной деятельностью профессионального предпринимателя, с той лишь разницей, что основная сфера его деловых интересов была связана не с коммерцией и финансами, а с прядильным производством — он являлся владельцем прядильной фабрики.
На рубеже XIX-XX вв. предпринимательство стало объектом пристального интереса со стороны представителей не только экономической науки, но и научной социологии, взгляд которых был обращен к экономической деятельности. В этот период становится заметным взаимное проникновение различных методологических подходов, которое придало новые импульсы развитию теории предпринимательства. Объектом исследования становятся, наряду с экономическими интересами предпринимателей, этические, духовные, социальные, религиозные начала предпринимательской деятельности. Под влиянием таких подходов предпринимательство представляется не столько как экономический феномен, сколько как социально-экономический.
Выдающуюся роль в развитии теории предпринимательства в данный исторический период сыграли работы Макса Вебера (1864-1920), прежде всего «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), и Вернера Зомбарта (1863-1941), в первую очередь его классический труд «Буржуа» (1911). В этих работах предпринимательство рассматривается как особая сторона деятельной жизни общества, а субъекты предпринимательства (предприниматели) — как особая социально-экономическая группа, представители которой являются обладателями особенных человеческих качеств. Предпринимательство предстает как деятельностный процесс, посредством которого осуществляется развитие коренных элементов социально-экономической жизни общества, а также воспроизведение его нравственных начал.
Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества