Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа
Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Потому как предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития любой страны. Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия, выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, смягчение социального неравенства, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Введение
1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности
1.1. Сущность и функциональная роль предпринимательства в рыночной экономике
1.2. Эволюция теории предпринимательства
1.3. Основные подходы к классификации бизнеса по экономическому размеру
2. Анализ функциональной роли малого предпринимательства в экономике
2.1. Социально-экономическое значение малых бизнес-структур в экономике
2.2. Факторы развития малого предпринимательства
2.3. Взаимодействие крупного и малого бизнеса
3. Экономическая политика поддержки малого бизнеса
3.1. Налогово-бюджетный механизм государственной поддержки малого бизнеса
3.2. Государственная политика развития инфраструктуры бизнеса
Заключение
Список использованных источников
Подход к
предпринимательству как к
Именно данный
научный труд по сей день почти
безоговорочно признается многими
учеными в качестве работы, более
всего влияющей на развитие современных
теоретических представлений о
предпринимательстве и
Современная
теория предпринимательства
В свою очередь,
разработка вопроса о предпринимательских
действиях, предпринимательской
Перечисленные направления исследований и описаний образуют теоретический каркас.
1.3. Основные подходы к классификации бизнеса по экономическому размеру
Сейчас решается вопрос о принятии нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства, который предполагает введение новой градации субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия (численностью до 15 человек), малые (от 16 до 100 человек) и средние (до 250 человек). Данная классификация соответствует европейским стандартам и позволит более точно дифференцировать меры государственной поддержки для различных субъектов малого и среднего бизнеса.
Пока классифицировать бизнес можно по ряду признаков:
• коммерческий бизнес, который основывается
на предпринимательской
• некоммерческий бизнес (существует за счет госбюджета и финансируется государством)
•
индивидуальный бизнес, основанный за
счет частной собственности
•
частный бизнес, который основывается
на собственности отдельных
• семейные фирмы
• государственные предприятия и учреждения, основанные на общегосударственной собственности
•
коллективные предприятия, основанные
с помощью объединения капитала
и имущества различных
•
арендные, основанные на договорах
аренды имущества, необходимого арендатору
для осуществления
• национальный
• иностранный (капитал соответственно только заграничный)
• смешанный
• главные кампании контролируют деятельность своих дочерних предприятий;
• дочерние предприятия являются самостоятельными, но подконтрольными (контрольный пакет акций принадлежит головной кампании) главным предприятиям, самостоятельно и от своего имени осуществляют свою деятельность.
•
Филиал в отличие от дочерних кампаний
не имеет юридической
• промышленный
• сельскохозяйственный
• транспортный
• торговый
• торгово-посреднический
• инновационный
• торгово-посреднический и Т.П.
• малый
• средний
• крупный
2. Анализ функциональной роли малого предпринимательства в экономике
2.1. Социально-экономическое значение
малых бизнес-структур в экономике
Социальная значимость малого предприятия определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
Малый бизнес является основой развития любой экономики, обеспечивая её стабильность и динамичный рост.
Очень хорошо продемонстрировали это страны Восточной Европы, в которых стремительно увеличившаяся доля малого бизнеса в экономике обеспечила её определённую устойчивость. Очевидно, что в России многое будет зависеть от принятия волевых решений на самом высоком политическом уровне.
Между тем, бизнес идеи в сфере малого предпринимательства предусматривают самые широкие возможности для внутреннего развития экономики. Не следует забывать, что малый бизнес в огромной степени обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет только около 20%. Эта цифра значительно ниже, чем в странах, демонстрирующих более успешные экономические показатели. В то же время российская экономика ещё сохраняет хорошие перспективы для увеличения социально-экономической значимости малого бизнеса.
Современному развитию малого предпринимательства поспособствовали законодательные шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.
В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.
2.2. Факторы развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Можно выделить несколько определяющих факторов, которые формируют предпринимательскую среду:
2.3. Взаимодействие крупного и малого бизнеса.
Экономика любой страны зависит не только от крупного, но и от малого бизнеса, который вносит весомый вклад в развитие любого государства. Основой успешного развития экономики является тесное взаимодействие малого и крупного бизнеса, которое может проявляться в разнообразных формах.
Многие крупные компании предпочитают отдавать «рискованные» проекты малому бизнесу и, если небольшая компания сможет развит соответствующий проект, то она получит большие инвестиции и станет полноправным партнером крупного бизнеса, а в случае неудачи, проект может быть закрыт, и малое предприятие, соответственно, тоже. По такой схеме работают, например, многие крупнейшие IT-компании.
Взаимодействие малого и крупного бизнеса также осуществляется в размещении заказов на производство некоторых деталей, которые необходимы крупным компаниям, на малых предприятиях. Кроме того, малые предприятия могут выполнять часть работ по разработке программного обеспечения, тестировании программных приложений, участвовать в сервисном обслуживании продукции, которая производится на крупном предприятии.
Как правило, крупные компании передают малым предприятиям либо разовые работы, либо те работы, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки. Крупному предприятию бывает довольно сложно быстро организовать разработку или производство какого-либо компонента, малые предприятия могут успешно специализироваться именно на этом виде работы.
Множество крупных компаний также предпочитают не держать в штате системных администраторов, а заключить договоры с малыми предприятиями на обслуживание компьютеров и оргтехники. Еще одной сферой взаимодействия малого и крупного бизнеса является создание call-центров. Сотрудники малого предприятия могут принимать заказы и осуществлять техническую поддержку пользователей по телефону, в то время как крупному предприятию выделят помещение и телефонные линии для работы call-центра бывает очень не выгодно.
Многие крупные корпорации предпочитают размещать свои заказы на малых предприятиях, расположенных в развивающихся странах. Таким образом достигается огромная экономия денежных средств, а развивающиеся страны могут неплохо пополнить свой бюджет. Именно по такому принципу работают многие компании, которые занимаются выпуском одежды, обуви и бытовой электроники.
Взаимодействие малого и крупного бизнеса также может проходить и в других формах. Малые предприятия также могут обращаться в крупные компании для проведения аудита или получения аналитической, или статистической информации. Некоторые средние и крупные компании ориентированы на работу именно с малым бизнесом, а не с крупными заказчиками или физическими лицами.
Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества