Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Потому как предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития любой страны. Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия, выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, смягчение социального неравенства, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание работы

Введение
1. Предпринимательство как особая форма экономической деятельности
1.1. Сущность и функциональная роль предпринимательства в рыночной экономике
1.2. Эволюция теории предпринимательства
1.3. Основные подходы к классификации бизнеса по экономическому размеру
2. Анализ функциональной роли малого предпринимательства в экономике
2.1. Социально-экономическое значение малых бизнес-структур в экономике
2.2. Факторы развития малого предпринимательства
2.3. Взаимодействие крупного и малого бизнеса
3. Экономическая политика поддержки малого бизнеса
3.1. Налогово-бюджетный механизм государственной поддержки малого бизнеса
3.2. Государственная политика развития инфраструктуры бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

Подход к  предпринимательству как к деятельному  социально-экономическому феномену был  характерен и для знаменитой работы Йозефа Шумпетера (1883-1950) «Теория экономического развития». Первое издание этой книги увидело свет в 1912 г., второе издание, считающееся классическим, было опубликовано в 1926 г.

Именно данный научный труд по сей день почти  безоговорочно признается многими  учеными в качестве работы, более  всего влияющей на развитие современных  теоретических представлений о  предпринимательстве и предпринимателях, как самый существенный вклад  в становление и развитие теории предпринимательства. Современные  подходы к разработке теории предпринимательства, по-прежнему испытывают серьезное влияние концептуальных взглядов Й. Шумпетера, создавшего целое направление научных исследований, которое получило название «шумпетерианства».

Современная теория предпринимательства представляет собой самостоятельное направление  научной мысли, которое имеет  междисциплинарный характер. В нем  представлены элементы различных отраслей современной науки — экономической  теории, психологии, этики, менеджмента, социологии, культурологии, философии, маркетинга. Но теория предпринимательства  не является конгломератом кусочков знаний, черпаемых из разных наук. Это  системная теоретическая конструкция, базирующаяся на поведенческом подходе  к исследованию феномена предпринимательства, в котором центральной фигурой  является субъект предпринимательской  деятельности — специфический социальный тип современного общества, а основными  проблемами изучения выступают деловые  отношения с участием предпринимателей и особенности деловой деятельности, осуществляемой ими повседневно.

В свою очередь, разработка вопроса о предпринимательских  действиях, предпринимательской деятельности или поведении предпринимателей в основном охватывала четыре направления, имеющие фундаментальное значение для концепции предпринимателя и предпринимательства, а именно:

  1. личность, личностные свойства и мотивация предпринимателя;
  2. функция (или функции) предпринимателя в обществе (полезные и не полезные);
  3. социально-экономический статус предпринимателя как субъекта профессиональной деятельности;
  4. деятельный социально-экономический статус предпринимателя как представителя капитала — капиталиста и собственника.

 

 

Перечисленные направления исследований и описаний образуют теоретический каркас.

 

 

 

1.3. Основные подходы к классификации бизнеса по экономическому размеру

 

 

 Сейчас решается вопрос о принятии нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства, который предполагает введение новой градации субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия (численностью до 15 человек), малые (от 16 до 100 человек) и средние (до 250 человек). Данная классификация соответствует европейским стандартам и позволит более точно дифференцировать меры государственной поддержки для различных субъектов малого и среднего бизнеса.

 Пока классифицировать бизнес можно по ряду признаков:

  1. По характеру деятельности:

• коммерческий бизнес, который основывается на предпринимательской деятельности

• некоммерческий бизнес (существует за счет госбюджета и финансируется  государством)

  1. По форме собственности:

• индивидуальный бизнес, основанный за счет частной собственности физического  лица и на его труде;

• частный бизнес, который основывается на собственности отдельных граждан  с правом найма работников;

• семейные фирмы

• государственные предприятия и  учреждения, основанные на общегосударственной  собственности

• коллективные предприятия, основанные с помощью объединения капитала и имущества различных субъектов  предпринимательской деятельности, в том числе и иностранных  граждан

• арендные, основанные на договорах  аренды имущества, необходимого арендатору для осуществления предпринимательской  деятельности.

  1. Также бизнес различают в зависимости от происхождения капитала, из которого данный бизнес состоит:

• национальный

• иностранный (капитал соответственно только заграничный)

• смешанный

  1. Вид предприятия могут определять региональное расположение и степень подчиненности. По этим признакам бизнесы можно разделить на главные и дочерние кампании и их филиалы:

• главные кампании контролируют деятельность своих дочерних предприятий;

• дочерние предприятия являются самостоятельными, но подконтрольными (контрольный пакет акций принадлежит головной кампании) главным предприятиям, самостоятельно и от своего имени осуществляют свою деятельность.

• Филиал в отличие от дочерних кампаний не имеет юридической самостоятельности, и свободы деятельности почти  весь капитал филиала принадлежит  головной кампании

  1. По своей отраслевой принадлежности бизнес     подразделяется:

• промышленный

• сельскохозяйственный

• транспортный

• торговый

• торгово-посреднический

• инновационный

• торгово-посреднический и Т.П. 

  1. В зависимости от объема производимой продукции и широты сферы влияния бизнеса его можно разделить:

• малый

• средний

• крупный

 

 

 

 

 

 

2. Анализ функциональной роли малого предпринимательства в экономике

 
2.1. Социально-экономическое значение малых бизнес-структур в экономике

 

Социальная значимость малого предприятия определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  1. Развитие малого предприятия способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  2. Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  3. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  4. Сектор малого предприятия способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
  5. Массовое развитие малого предприятия способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

 

 Малый бизнес является основой развития любой экономики, обеспечивая её стабильность и динамичный рост.

Очень хорошо продемонстрировали это страны Восточной Европы, в которых стремительно увеличившаяся доля малого бизнеса в экономике обеспечила её определённую устойчивость. Очевидно, что в России многое будет зависеть от принятия волевых решений на самом высоком политическом уровне.

Между тем, бизнес идеи в сфере малого предпринимательства предусматривают самые широкие возможности для внутреннего развития экономики. Не следует забывать, что малый бизнес в огромной степени обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет только около 20%. Эта цифра значительно ниже, чем в странах, демонстрирующих более успешные экономические показатели. В то же время российская экономика ещё сохраняет хорошие перспективы для увеличения социально-экономической значимости малого бизнеса.

Современному развитию малого предпринимательства  поспособствовали законодательные  шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой  системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные  инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.

В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Факторы развития малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Можно выделить несколько определяющих факторов, которые формируют предпринимательскую среду:

  1. Поддержка малого бизнеса – этот фактор объединяет переменные, касающиеся мер поддержки малого бизнеса, которые осуществляются в регион.
  2. Правовая защищенность – в него входят переменные, связанные с готовностью предпринимателей обращаться в суд, а также оценки шансов отстоять свои интересы в суде, если оппонентами будут выступать власти различного уровня, правоохранительные органы и контролирующие инстанции.
  3. Безопасность – объединяет переменные, имеющие отношение к оценке злоупотреблений со стороны властей, контрольно-надзорных органов и МВД, а также оценку ситуации с вымогательством.
  4. Политики властей – в четвертый фактор входят переменные, характеризующие влияние всех уровней власти, а также контролирующих и правоохранительных органов на малый бизнес.
  5. Доступность финансирования – данный фактор образуют только переменные, имеющие отношение к оценке доступности финансирования из различных источников, как банковских, так и небанковских.
  6. Качество конкурентной среды – включает в себя индикаторы оценки закрытости отдельных отраслей региона, преференций со стороны властей, а также взаимодействие с крупными компаниями.
  7. Доступность имущественных ресурсов – по этому фактору высокие нагрузки имеют оценки доступности для малого предпринимательства бизнес-недвижемости в собственность и в аренду.
  8. Влияние крупного бизнеса – включает только одну переменную «Влияние крупного бизнеса на малый» с высокой факторной нагрузкой.

 

 

 

2.3. Взаимодействие крупного и малого бизнеса.

 

Экономика любой страны зависит не только от крупного, но и от малого бизнеса, который вносит весомый вклад в развитие любого государства. Основой успешного развития экономики является тесное взаимодействие малого и крупного бизнеса, которое может проявляться в разнообразных формах.

Многие крупные компании предпочитают отдавать «рискованные» проекты малому бизнесу и, если небольшая компания сможет развит соответствующий проект, то она получит большие инвестиции и станет полноправным партнером крупного бизнеса, а в случае неудачи, проект может быть закрыт, и малое предприятие, соответственно, тоже. По такой схеме работают, например, многие крупнейшие IT-компании.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса также осуществляется в размещении заказов на производство некоторых деталей, которые необходимы крупным компаниям, на малых предприятиях. Кроме того, малые предприятия могут выполнять часть работ по разработке программного обеспечения, тестировании программных приложений, участвовать в сервисном обслуживании продукции, которая производится на крупном предприятии.

Как правило, крупные компании передают малым предприятиям либо разовые работы, либо те работы, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки. Крупному предприятию бывает довольно сложно быстро организовать разработку или производство какого-либо компонента, малые предприятия могут успешно специализироваться именно на этом виде работы.

Множество крупных компаний также предпочитают не держать в штате системных администраторов, а заключить договоры с малыми предприятиями на обслуживание компьютеров и оргтехники. Еще одной сферой взаимодействия малого и крупного бизнеса является создание call-центров. Сотрудники малого предприятия могут принимать заказы и осуществлять техническую поддержку пользователей по телефону, в то время как крупному предприятию выделят помещение и телефонные линии для работы call-центра бывает очень не выгодно.

Многие крупные корпорации предпочитают размещать свои заказы на малых предприятиях, расположенных в развивающихся странах. Таким образом достигается огромная экономия денежных средств, а развивающиеся страны могут неплохо пополнить свой бюджет. Именно по такому принципу работают многие компании, которые занимаются выпуском одежды, обуви и бытовой электроники.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса также может проходить и в других формах. Малые предприятия также могут обращаться в крупные компании для проведения аудита или получения аналитической, или статистической информации. Некоторые средние и крупные компании ориентированы на работу именно с малым бизнесом, а не с крупными заказчиками или физическими лицами.

Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономическом развитии общества