Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 19:54, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть необходимость и основные направления маркетинговой деятельности, цели и роль маркетинговых исследований, необходимых для эффективного функционирования предприятий.
Введение
Роль маркетингового анализа в комплексном анализе хозяйственной деятельности предприятия
Анализ внешней среды предприятия
Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
Анализ качества произведенной продукции
Заключение
Список литературы
Практическая часть
· "звезды", которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
· "дойные коровы" -- переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование "трудных детей";
· "трудные дети" - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать "звездами";
· "мертвый груз" или "неудачники" -- нежизнеспособны, не способствуют экономическому росту, не приносят прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование "трудных детей", которые в ближайшее время могут стать "звездами", в поддержке достаточного количества "звезд", которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и "дойных коров", способствующих финансированию "трудных детей". При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка: - нулевая стадия характеризуется изучением и апробацией идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
- первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение), на которой выясняется, будет ли товар иметь успех на рынке. Прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства идут на амортизацию исследований, продвижение товара на рынок;
- вторая стадия (рост и развитие продаж), на которой товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
- третья стадия (зрелость) - товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его "известности";
- четвертая стадия (насыщение и спад), на которой сначала объем продаж существенно не изменяется, а затем резко сокращается по предсказуемым и непредсказуемым причинам: товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителям, или же исчезает потребность, которую он призван был удовлетворять.
Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим.
Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры. В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по отвоевыванию у конкурента ниши на рынке.
Потребительский спрос относится к категории, на которую оказывает влияние множество факторов технического, экономического и социального порядка. Их изучение проводится как на макро-, так и на микро уровне.
Комплексное изучение рынка необходимо для выявления взаимосвязи и взаимозависимости всех рыночных элементов: предложение, спрос, цена. Каждый элемент этой системы постоянно меняется в зависимости от изменения других элементов. Анализ этих взаимосвязей может быть осуществлен с помощью кривых спроса и предложения эти кривые в форме графика суммируют отклики покупательского спроса на изменение цен продукции и показывают, каким может быть спрос при каждом возможном значении изменения рыночной цены.
К анализу спроса должен быть применен системный подход – это предполагает рассмотрение его как составного элемента рынка.
Для анализа спроса на микроуровне используются материалы:
- выборочного учета движения товаров по ассортименту;
- сплошного количественно-
- внеучетных источников
- социологических опросов, ставящих
своей целью получение
- информационно-маркетинговых
В процессе исследования спроса использование экономико-математических методов начинается на этапе определения необходимой численности выборки для проведения выборочного обследования. Поскольку в данном случае объем генеральной совокупности неизвестен и значительно превышает объем выборки, то для определения ее численности использование формулы бесповторного отбора затруднено. В этих случаях целесообразно использование упрощенных формул:
* для количественного признака – n = tp2PV/e 2,
* для качественного признака – n = tp2Pq/e 2,
где n – численность выборочной совокупности;
tp2 – коэффициент доверия;
P – доля признака, q = 1 - p;
e - предельная ошибка;
V – коэффициент вариации.
Последующее использование экономико-математических методов в изучении спроса продолжается на этапе обработки и оценки данных, при этом осуществление каждой функции, входящей в программу исследования, требует своих, только ей присущих методов, направленных на решение конкретных задач экономического анализа. Здесь наибольшее распространение получили экономико-статистические методы, а также методы исследования операций и моделирования экономических процессов.
Различный характер спроса на отдельные товары определяется специфическими особенностями их потребительских свойств и требует дифференцированного подхода к их изучению.
Анализ потребительского спроса начинается с описательной модели конкретного товарного рынка, которая содержит информацию о его качественном своеобразии. Разработке описательной модели предшествует анализ и количественная оценка присущих данному рынку тенденций и причинно-следственных связей.
Конечной целью анализа спроса является разработка прогнозов емкости рынка. Для товаров длительного пользования, например, означает определение объема первичного спроса и спроса на замену.
Подходы к прогнозированию спроса по отдельным компонентам расчетным путем в условиях не насыщенности товарного предложения часто являются затруднительными и даже не реализуемыми. Это обстоятельство является причиной применения моделирования спроса на основе уравнений множественной регрессии с учетом действия специфических факторов.
Поскольку конъюнктура конкретного товарного рынка характеризуется как общеэкономическими, так и специфическими, только ей присущими факторами, то центральной проблемой создания методики анализа и прогнозирования спроса является разработка потоварных моделей, в ходе которой предстоит учитывать множество переменных величин, а также факторов не поддающихся количественному измерению. Наиболее эффективным в выявлении этих факторов является метод проведения обследования или анкетирования на базе выборочной совокупности.
Для оценки правильности выдвинутых гипотез относительно связей, управляющих конкретными экономическими явлениями и процессами, используются коэффициенты оценки и проверки существенности взаимосвязи, т.е. коэффициенты корреляции, детерминации, аппарат эконометрического моделирования и др.
Рынок требует от производителя товаров и торговли глубоких знаний об адресате продукции: его социального, экономического и психологического портрета. Это требует применение специфических методов анализа спроса – сегментация рынка.
Одним из недостатков коэффициентов взаимосвязи и эконометрических моделей является тот факт, что анализ приходится проводить на скудных или недоброкачественных данных. Этот пробел могут частично восполнить имитационные модели. В процессе имитационного моделирования некоторые факторы, а другие заданным образом изменяются, т.е. появляется возможность проведения контролируемых машинных экспериментов. В этом случае поиск решения осуществляется путем проигрывания средствами вычислительной техники различных вариантов моделирования экономической ситуации, удовлетворяющих ряду выбранных критериев эффективности.
Усиление роли микроэкономического анализа предполагает использование метода анализа кривых спроса и предложения. Статистические данные о рынке, являющиеся главным источником информации для построения кривых спроса и предложения, имеют характер временных рядов: с одной стороны – цены товара, а с другой – количества этого товара, проданного по данной цене. По нанесенным данным строится кривая определяющая экономическую зависимость.
Последующий анализ позволяет определить эластичность или неэластичность спроса на различных ценовых интервалах. В этих целях определяется изменение общей выручки в случае изменения цены товара.
В реальной жизни предложение реагирует на цены с некоторым лагом, т.е. сегодняшнее предложение S(t) определяется ценой предыдущего периода P(t-1), а сегодняшний спрос D(t) определяется ценой текущего периода P(t). Это явилось основой построения “паутинообразной” модели рынка, главная цель которой заключается в прогнозировании эффективности параметров модели, направленных на приведение системы “спрос – предложение” в равновесие.
Если предположить, что функция спроса: D(t) = a + A*P(t), а функция предложения S(t) = b + B*P(t-1), то при равновесии спроса и предложения должно выполняться условие D(t) = S(t).
Отсюда можно получить значение равновесной цены товара:
Ррав = ( a - b ) / ( B – A ),
И соответствующего ему объема товара:
Sрав = ( a * B – A * b ) / ( B – A ),
А также условия процесса стабильности:
P(t) = B / A * P(t-1) + ( b - a ) / A.
При этом встречаются случаи, когда наблюдаются:
- схождение процесса к точке равновесной цены – в этом случае траектория изменения цен и количества сделок в форме закручивающейся спирали ;
- расхождение процесса – когда цены и объем сделок будут расходится, изменяясь с увеличивающейся амплитудой.
Проигрывание различных ситуаций установления начальной цены при различных объемах торговых сделок позволяет определить возможные границы, в пределах которых может быть установлена рыночная цена.
Реализация поставленных задач в анализе спроса с помощью экономико-математических, экономико-статистических методов анализа, методов выборочного сбора данных, их обработки и анализа требует создания специализированных программных комплексов, АРМ специалистов по сбору оценке и анализу информации на предмет определения, изучения и прогнозирования спроса.
Формирование рынка и овладение методами его регулирования ставят перед непосредственными исполнителями задачи практического внедрения маркетинговых исследований и обоснования принимаемых решений.
Принятие эффективных и адекватных действительности управленческих решений во многом зависит от достоверности, своевременности и адекватности информации. Обеспечение управления качественной информации основывается на целесообразном и адекватном использовании методов сбора, анализа и интерпретации информации. Одним из важнейших разделов информационного обеспечения управления производством является маркетинговая информация, как определяющая стратегию развития предприятия.
Важным показателем деятельности производственных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания продукции на рынке. Также высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличение суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Качество любой произведенной продукции характеризуют следующие обобщающие показатели:
· удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
· удельный вес продукции высшей категории качества;
· средневзвешенный бал продукции;
· средний коэффициент сортности (отношение стоимости продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
· удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
· удельный вес сертифицированной продукции;
· удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
· удельный вес экспортируемой продукции; в т.ч. в высокоразвитые страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризует одно из ее свойств:
1. Полезность. Например, жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.п.
2. Надежность, т.е. безотказность в работе, долговечность.
3. Технологичность, т.е. эффективность
конструкторских и
4. Эстетичность изделий.
Есть еще и косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, на которую поступили претензии.
Первой задачей анализа является - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.
Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: Выпуск товарной продукции (ВПтов.), выручку от реализации продукции (В) и прибыль (П).