Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 20:14, контрольная работа
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта
Цели: изучить транспортную систему в мировой экономике.
Введение
Глава 1. Транспорт - третичный сектор экономики
1.1 Сухопутный транспорт
1.2 Водный и воздушный транспорт
1.3 Трубопроводный транспорт
Глава 2. Транспорт в современной экономике
2.1 Транспорт и экономический рост: проблемы взаимосвязи
Глава 3. Роль железнодорожного транспорта в экономике России
Заключение
Список использованной литературы
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.
В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии - Ганг, Инд, Бравад, Янцзы, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Макензи и др.; в Латинской Америке - Амазонка и Парана; в Африке - Конго, Нигер, Нил; в Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.
Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту
внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.
Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес) джелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио). Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира [1]. Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд. человек в год. Грузовые авиаперевозки, смотря на быстрый рост, в общем объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).
1.3 Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт - один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта. Пожалуй, его главным отличием от других видов транспорта является тот факт, что в процессе транспортировки товара перемещается сам товар, но не транспортное средство (во многом это обусловлено физическими свойствами транспортируемого товара - нефти, газа, др.). Это отличие является причиной ряда особенностей, которые рассмотрены ниже.
Создание широкой сети трубопроводов позволило более эффективно перемещать природный газ, нефть и нефтепродукты на большие расстояния без промежуточных процессов их перегрузки, что имеет место на других видах транспорта. Отсюда возникает важная особенность трубопроводного транспорта - непрерывность его функционирования.
В целом трубопроводный транспорт все больше специализируется на перемещении отдельных видов продукции: жидких (от нефти и нефтепродуктов до молока), газообразных (природный и попутный газы, аммиак, этан, этилен и др.), твердых (уголь, зерно и др.). Они перемещаются на разные расстояния - от нескольких километров до нескольких тысяч километров. Конечные пункты поставок разные: нефти - нефтеперерабатывающие заводы; природного газа, аммиака, этана, этилена - химические предприятия; угля и мазута - чаще всего электростанции. У других видов продукции - массовые потребители (природный газ для коммунального и, особенно, бытового потребления, нефтепродукты - это бензин, керосин и т.д.). Поэтому помимо магистральных трубопроводов имеется и разветвленная разводящая сеть трубопроводов.
Достоинство трубопроводного транспорта - возможность прокладки его магистралей в условиях разного рельефа местности, через большие водные пространства, в том числе моря, в условиях вечной мерзлоты. Этот вид транспорта может функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны.
Однако создание газо и нефтепроводов приводит к определенным экологическим проблемам (разрыв труб и выброс нефти и газа, нарушение естественного покрова при прокладке труб, в северных районах при наземных трассах трубопроводов - помехи для миграции животных).
Нельзя не упомянуть и проблемы дороговизны строительства и ремонта. Кроме того для обеспечения начала работы нового трубопровода необходимо заполнить трубопровод перекачиваемым продуктом, а для поддержания необходимого давления по всей длине трубопровода необходимы, через определенные расстояния, в зависимости от рельефа трассы дожимные насосные станции, что также требует значительных средств. Еще одной отличительной чертой трубопроводного транспорта является его большая протяженность. Суммарная протяженность только магистральных нефте - и газопроводов в мире приближается к 2 млн. км, т.е. почти вдвое превышает длину железных дорог и в отличие от последних продолжает увеличиваться. Трубопроводы, в особенности магистральные, с большой пропускной способностью, пролегают в основном по трассе месторождение - переработка - потребитель, которая может быть растянута на многие километры по территориям нескольких стран. За право обладания (отсюда - за получение транзитных пошлин) на своей территории международным трубопроводом идут подчас длительные экономические споры, нередко перерастающие в региональные дипломатические или военные конфликты [3]
Глава 2. Транспорт в современной экономике
Транспорт в современной инновационной экономике является важнейшим фактором экономического роста, как условие реализации конкурентных преимуществ, а главным образом, как активный фактор конкурентоспособности товаров и организаций на рынке, формирования качества жизни людей, развития национальной экономики.
В современной экономике транспорт является важнейшим инструментом интеграционных процессов:
он участвует в структурировании рыночной экономики,
формирует экономическое пространство;
развивает мировую торговлю;
открывает путь к глобализации инновационного производства;
стимулирует организации различных форм собственности участвовать в мировом рынке путем расширения доступа к основным рынкам товаров и услуг;
обеспечивает рост занятости населения (например, только в авиационной индустрии он обеспечивает около 29 млн. рабочих мест).
повышает конкурентоспособность продуктов и организаций на рынках товаров и услуг в различных точках мира.
продуцирует внедрение инновационных технологий.
способствует привлечению инвестиций в различные страны и регионы и диверсификации экономики.
формирует систему качества жизни населения. [8]
2.1 Транспорт и экономический рост: проблемы взаимосвязи
Все факторы экономического роста принято разделять на основные, или фундаментальные, и специфические, или взаимодополняемые факторы (условия) экономического роста.
К фундаментальным факторам экономического роста относятся, такие как трудовые и природные ресурсов, физический капитал, а также технологии производства и управления. Среди специфических факторов экономического роста выделяют: информационные ресурсы, тип отраслевой структуры экономики, инвестиции в человеческий капитал, уровень развития производственной, в частности, транспортной инфраструктуры, региональные факторы, а также механизм межрегионального взаимодействия, имеющие принципиальное значение для стран со сложной территориальной структурой.
Связь экономического роста и транспорта как его фактора может рассматриваться в различных аспектах.
С одной стороны, экономический рост определяется наличием главных ресурсов (труда, капитала и технологий), а также их эффективными комбинациями, которые невозможно обеспечить без соответствующей мобильности, или межотраслевых перемещений.
С другой стороны, экономический рост определяется наличием развитой экспортной базы, конкурентоспособность которой определяется наличием условий для интенсивных межрегиональных (межстрановых) товарных потоков, в качестве которых выступают уровень развития и особенности размещения транспортной сети, издержки транспортировки и страхования грузов, уровень цен на услуги перевозчиков на автомобильном, железно - дорожном, водном и воздушном видах транспорта.
Следовательно, транспорт можно рассматривать в качестве общественного блага (потребление которого отличается свойствами неконкурентности и неисключаемости) с точки зрения создания условий конкурентоспособности экономических агентов, функционирующих на определенной территории. Те регионы, которые быстрее создают производственную, в том числе, транспортную инфраструктуру, получают устойчивые конкурентные преимущества, что реализуется в притоке инвестиций, более производительных факторов и условий производства, обеспечивающих региональный экономический рост.
Действует и обратная зависимость: рост общей производительности факторов производства является функцией от наличия и развитости объектов транспортной инфраструктуры, поскольку развитая транспортная инфраструктура позволяет предпринимателям легче адаптировать новые технологии и, следовательно, генерировать технический прогресс, а тем самым, и экономический рост.
Это позволяет рассматривать транспорт в качестве фактора, способствующего социально ориентированности экономического роста, ибо транспорт позволяет снизить региональную дифференциацию уровней социально-экономического развития. Развитая транспортная инфраструктура, равный доступ экономических агентов, а также различных (по уровню обеспеченности) групп населения к ее объектам приводят к выравниванию уровня получаемых доходов, сокращению издержек на единицу продукции, росту потребления услуг транспорта.
Инновационный тип экономического роста выдвигает новые требования к транспорту и основным параметрам его развития. Отметим следующие обстоятельства:
1. При сохранении главных функций транспортной системы (инструмент единства национальных товарных рынков и взаимосвязи регионов; фактор, создающий и организующий единое экономическое пространство; источник развития территориального разделения труда и реализации сравнительных конкурентных преимуществ; условие обеспечения безопасности страны; средство перемещения и роста подвижности населения, масштабы, направления и стратегия развития транспорта должны носить опережающий характер по сравнению с параметрами социально-экономического развития страны в целом. Только при таком подходе транспорт не будет фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие.
Обеспечение опережающего развития транспортной системы по сравнению с другими экономическими подсистемами должно ознаменовать завершение этапа "отраслевого" развития транспорта, и переход к развитию транспорта как
универсального вида деятельности, что, в свою очередь должно стать краеугольным камнем новой транспортной политики, объектом которой выступает единая транспортная система.
2. Значительно возрастает системообразующая роль транспорта, проявляющаяся также в усилении взаимосвязи задач развития транспорта с приоритетами в области социально-экономических преобразований.
В условиях глобализации мировой экономики транспорт наряду с финансовой и информационной сферой выступает важнейшим рычагом интеграционных процессов. Особая роль транспорта определяется тем, что благодаря транспорту структурируется рыночная экономика, формируется единое экономическое пространство.
Это предопределяет новые акценты в реструктуризации транспортной системы, упор на создание внутренних и внешних условий для эффективной интеграции национальной транспортной системы в мировую транспортную систему.
3. Проблема повышения конкурентоспособности товаров и услуг для экономики России - ключевая на современном этапе развития. В этой связи, поиск точек роста, своеобразных "очагов" конкурентоспособности, адекватных вызовам глобализации и закономерностям постиндустриального развития, находится в центре дискуссий о путях преодоления отставания российской экономики, механизмах ее модернизации, целях и приоритетах экономической политики государства, обеспечивающей долговременный и устойчивый экономический рост, повышение качества жизни населения.
Сегодня источники положительной динамики экономического роста отыскиваются не столько на стороне традиционных, "естественных" условий производства, связанных, например, с наличием ресурсов, а на стороне целенаправленно формируемых, приобретаемых конкурентных преимуществ.
Применительно к России речь может идти об использовании ее транзитного потенциала, связанного с особым географическим положением страны как естественного транспортного коридора, соединяющего Европейский, Азиатско-Тихоокеанский регионы и Американский континент.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, транспорт должен рассматриваться не только как важнейший фактор экономического роста нового, постиндустриального, типа, условие реализации конкурентных преимуществ, но и, главным образом, как активный фактор формирования конкурентоспособности товаров и услуг, в целом, национальной экономики.
4. Наметившаяся за последнее время открытость национального транспортного рынка предъявляет новые требования к уровню конкурентоспособности транспорта. Со всей очевидностью обнаруживаются ограничения, связанные с неразвитостью единой транспортной системы, рассогласованиями в налоговой, тарифной, инвестиционной политике, что, по сути, свидетельствует об отсутствии единой транспортной политики, эффективных механизмов ее формирования и реализации.
5. Среди современных вызовов, на которые должна ответить национальная транспортная система, особое место занимает пространственная мобильность населения, которая пока не адекватна не только требованиям инновационного типа экономического роста, но и потребностям рыночной экономики. Исследования показывают, что, в целом, мобильность населения в России существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Согласно оценкам, до 1/3 регионов находятся в так называемой ловушке бедности, население этих регионов не имеет экономических возможностей покинуть эти регионы, что, в частности, может служить объяснением того, почему в России не наблюдается сближения регионов по уровню доходов. Добавим, что в России насчитывается несколько десятков тысяч населенных пунктов, имеющих лишь сезонную связь с "большими дорогами".
Информация о работе Роль международного транспорта в развитии мировой экономики