Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:51, курсовая работа
Электроэнергетика не может быть направлена исключительно на получение прибыли, так как является базовой инфраструктурной отраслью. Формируя качество жизни населения и условия развития экономики, она призвана не только обеспечивать скорейший и гарантированный возврат вложенных в нее средств инвесторов, но также удовлетворять социальные потребности общества и конкурентоспособность национальной экономики. По этой причине предприятия электроэнергетики не имеют возможности максимизировать свои тарифы и вынуждены учитывать требования отраслевых ценовых регуляторов. Это замедляет возврат капиталовложений и делает электроэнергетику менее привлекательным объектом инвестиций по сравнению с предприятиями других отраслей.
Введение
Смена веков ознаменовалась бурным развитием глобализации мировой
экономики и всех её секторов, углублением и расширением масштабов международного разделения труда, завершением эпохи холодной войны, началом развития новой модели многополярного мира и появлением неожиданной угрозы существованию цивилизации со стороны радикальных исламистов, пытающихся навязать миру решение идеологических споров с помощью террора. Качественные сдвиги, происходящие в мире, зримо отражаются на хозяйственной жизни планеты, вызывая серьёзные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в финансах и в международном торговом обмене. Перемены не прошли стороной мимо энергетики и её важнейших составляющих – нефтяной, газовой, угольной и электроэнергетической промышленности.
Электроэнергетическая отрасль – важнейший элемент инфраструктуры
народного хозяйства, гарантирующий целостность воспроизводственного
процесса в общественном масштабе. Это ключевая жизнеобеспечивающая система для всех отраслей и субъектов экономики нашей страны с её особыми, уникальными географическими, природно-климатическими параметрами.Сложная современная ситуация в отечественной экономике вызывает необходимость разработки нового хозяйственного механизма, ориентированного на высокую эффективность общественного производства.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы преобразования организационной структуры электроэнергетики в направлении формирования конкурентной среды и исследования рыночных механизмов, необходимых для разработки мер по эффективному управлению и выработке стратегии развития энергетических компаний.
Целью курсовой работы является разработка научно-обоснованных методических рекомендаций по обеспечению экономической устойчивости предприятий электроэнергетической отрасли в современных условиях на основе выявления и идентификации дестабилизирующих факторов и рисков.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов, связанных с обеспечением экономической устойчивости предприятий электроэнергетической отрасли.
Электроэнергетика не может быть направлена исключительно на получение прибыли, так как является базовой инфраструктурной отраслью. Формируя качество жизни населения и условия развития экономики, она призвана не только обеспечивать скорейший и гарантированный возврат вложенных в нее средств инвесторов, но также удовлетворять социальные потребности общества и конкурентоспособность национальной экономики. По этой причине предприятия электроэнергетики не имеют возможности максимизировать свои тарифы и вынуждены учитывать требования отраслевых ценовых регуляторов. Это замедляет возврат капиталовложений и делает электроэнергетику менее привлекательным объектом инвестиций по сравнению с предприятиями других отраслей.
Для ряда энергетических проектов характерны явные или неявные социальные обременения – например, обязательство поставлять электроэнергию в отдаленные районы с низкой плотностью и малым числом населения, вследствие чего поставки энергии по регулируемым тарифам в этом случае будут нерентабельными, и возникает необходимость применения перекрестного субсидирования. Наличие же планово- убыточных подразделений и направлений деятельности снижает прозрачность фирмы, негативно воспринимается рынком и ведет к снижению капитализации компании.
Эле́ктроэнерге́тика — отрасль энергетики, включающая в себя производство, передачу и сбыт электроэнергии. Электроэнергетика является наиболее важной отраслью энергетики, что объясняется такими преимуществами электроэнергии перед энергией других видов, как относительная лёгкость передачи на большие расстояния, распределения между потребителями, а также преобразования в другие виды энергии (механическую, тепловую, химическую, световую и др.). Отличительной чертой электрической энергии является практическая одновременность её генерирования и потребления, так как электрический ток распространяется по сетям со скоростью, близкой к скорости света.
Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, обладает рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью национального хозяйства, поскольку пронизывает все его сферы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
1.1 ПРЕДПРИЯТИЕ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Экономика любой страны представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обусловливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих разнообразные товары и услуги.
Предприятие (фирма) является структурным звеном экономики в целом.
Предприятие — это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одну или несколько специфический функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов. Предприятие является хозяйственной единицей, юридическим лицом. Предприятие экономически самостоятельно и обособленно, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товарищества, акционеров и т.п.), организации (союзы, ассоциации, фонды), государство и муниципалитет.
Если не брать во внимание все разнообразие видов продукции (работ, услуг), производимых конкретными предприятиями, можно выделить общие черты, которые свойственны всем им:
1. Организационное единство,
т.е. определенным образом
2. Определенный комплекс средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции или услуг, имеет свои особенности, специфику технологии. Предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли.
3. Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях.
4. Имущественная ответственность:
предприятие несет полную
5. Предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых административных формах управления.
6. Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени.
7. Экономически самостоятельно
и обособленно, осуществляет самостоятельно
оперативную хозяйственную
Совокупность и единство признаков придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.
Таким образом, предприятие — это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли.
Предприятие— это сложная экономическая система, объединяющая производственные и людские ресурсы, имеющая общие цели в достижении результатов производства.
Предприятие, производящее нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. В современных условиях возрастают роль и значение непроизводственной сферы, а следовательно, и предприятий, занятых в ней и оказывающих разнообразные услуги населению.
Непосредственной целью и побудительным мотивом деятельности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно цель производства — получение максимальной величины прибыли, — предприятие реализует и цель общества — наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества.
Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются коммерческими. Цели, задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании.
В современных условиях в экономический оборот прочно вошел термин «фирма», под которым понимается субъект хозяйствования, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Фирма — это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли. Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользования ее фирменным наименованием. На этом построена система «франчайзинга».
Франчайз — лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети. Использование имени компании выгодно покупателю франчайза, за которым стоят реклама, репутация, что обеспечивает рост оборота и увеличение прибыли.
Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями, а следовательно, выступают в виде различных объединений горизонтального (сеть магазинов в сфере розничной торговли), вертикального (предприятия различных стадий производственного процесса — целлюлозно-бумажные комбинаты) и диверсификационного типа (конгломераты, консорциумы, т.д.).
1.2. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий в соответствии с уставом производственную или иную деятельность с целью получения прибыли.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие банковские счета, печать с наименованием.
Виды предприятий в соответствии с формами собственности:
В зависимости от вида деятельности предприятия могут быть промышленными, строительными, угледобывающими, химическими, торговыми и т.д.
Предприятия относятся к малым, если численность его работников меньше установленного предела (в промышленности и строительстве - до 200, в торговле – до 15 человек).
По масштабам деятельности предприятия условно делят на мелкие, средние и крупные. В рыночной экономике наиболее устойчивые – крупные предприятия, контролирующие значительную долю рынка товара. Преимущества мелких предприятий в гибкости, а также в том, что их легко открыть или закрыть.
Предприятия могут добровольно объединяться. Этот процесс называется кооперацией. Типы объединений:
Информация о работе Роль предприятий в энергетической отрасли