Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:23, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Социально-экономический кризис затронул и промышленную сферу. Многие предприятия после мирового финансового кризиса 2008-2010 гг., когда фондовый рынок, не обеспеченный деятельностью отечественных промышленных предприятий показал свою несостоятельность, оказались на грани банкротства и были не в состоянии решить проблемы, имеющие место в социальной жизни работников.
Разработка основных положений по организации социальной защиты работников на промышленных предприятиях обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночных отношений, а с другой - повышением уровня научной обоснованности решений, принимаемых при реализации социально-экономических программ на предприятиях
Введение……………………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации…………..…………………………6
1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ…………..………6
1.2. Деятельности профсоюзов России по социальной защите трудящихся
в условиях мирового экономического кризиса………………………..…………..13
2. Анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите
Трудящихся……………………………………………………………………...……….27
2.1. Характеристика профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта социальной
работы……………………………………………………………………………….27
2.2. Деятельность профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда
и заработной плате……………………………………………...…………………..31
Заключение…………………………………………………………...…………………..42
Библиографический список………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты деятельности
профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации…………..…
1.1. Общая характеристика деятельности
1.2. Деятельности профсоюзов России по
в условиях мирового экономического кризиса………………………..…………..13
2. Анализ деятельности профкома СКП ОАО
«АВТОВАЗ» по социальной
Трудящихся……………………………………………………
2.1. Характеристика профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта социальной
работы………………………………………………………………
2.2. Деятельность профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда
и заработной плате……………………………………………...……………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………….……
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что в условиях
реформирования страны, становления рыночных
отношений десятки миллионов людей нуждаются
в экстренной социальной помощи и защите.
Социально-экономический кризис затронул
и промышленную сферу. Многие предприятия
после мирового финансового кризиса 2008-2010
гг., когда фондовый рынок, не обеспеченный
деятельностью отечественных промышленных
предприятий показал свою несостоятельность,
оказались на грани банкротства и были
не в состоянии решить проблемы, имеющие
место в социальной жизни работников.
Разработка основных
положений по организации социальной защиты
работников на промышленных предприятиях
обусловлена, с одной стороны, необходимостью
приведения их в соответствие с требованиями
рыночных отношений, а с другой - повышением
уровня научной обоснованности решений,
принимаемых при реализации социально-экономических
программ на предприятиях. Социально-трудовые
отношения в организации представляют
собой сложный комплекс социально-экономических
и психофизиологических процессов, порождающих
возникновение объективных и субъективных,
внутренних и внешних противоречий. Проблема
социальной защиты работников в условиях
общей сложной ситуации в стране требует
безотлагательного решения.
В условиях становления рыночных
отношений, с демократизацией управления,
профсоюзы приобрели новый облик и
Регулирование указанных противоречий
профсоюзами может значительно повысить
результативность взаимодействия субъектов трудовой
деятельности, но российскими профсоюзами
эта функция фактически не реализуется.
Несмотря на наличие соответствующих
прав и высокий уровень членства, они,
как правило, не оказывают регулирующего
воздействия на социально-трудовые отношения
в российских организациях. Причиной этого
является не только несформированность
всей системы социально-трудовых отношений
и ее субъектов в России, но и неэффективная
организация деятельности самих профсоюзов.
Степень научной разработанности
Функции и роль советских профсоюзов
освещены в работах Г.П. Алексеева, Г.В.
Шаронова, Г.В. Щеглова, их теоретической
и методологической базой явились труды
К. Маркса и В. И. Ленина.
Большой вклад в развитие
теории профсоюзного движения внесли
М.В. Баглай, Н.Н. Гриценко, С.А. Ершов, Ю.Н.
Попов. Функции профсоюзов как социального
института исследуются В.И. Башмаковым,
А.Н. Крестьяниновым, М.М. Сунарчиной. Внутриорганизационным
аспектам деятельности профсоюзных организаций
посвящены публикации П.В. Бизюкова, А.К.
Исаева, М. В. Карелиной, А. К. Соловьева,
С. Н. Щегловой. При этом, несмотря на то,
что важнейшей сферой деятельности профсоюзных
организаций являются социально-трудовые
отношения, экономических работ, освещающих
цели и задачи профсоюзов на современном
этапе развития общества, фактически нет.
При рассмотрении проблем
регулирования социально-трудовых отношений
наибольшее распространение получили
подходы, представленные в работах Н.А.
Горелова, Р.П. Колосовой, Ю.Г. Одегова,
Г.Э. Слезингера, А.И. Тучкова.
Вопросы развития системы социальной
защиты нашли свое отражение в трудах отечественных
ученых: Ананьева А., Антипьева А.Г., Гайнуллиной
Ф.И., Дедова Д.И., Зейченко А.И., Кокина Ю.П.,
Кузьмина С, Лукашевой Е.А., Лукьянова В.,
Можаева В.Е, Осинкина Е.Н., Разумова А.,
Ромашова О.В., Соловьева А.К., Соповой Н.И.,
Шмакова М.В., Щегловой Н. и др.
Цель курсовой работы
– рассмотреть роль профсоюзов в обеспечении занятости
и социальной защиты трудящихся в РФ на
современном этапе.
В соответствии с целью исследования
были определены следующие задачи курсовой
работы:
- рассмотреть теоретические
аспекты деятельности профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации;
- провести анализ деятельности
профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной
защите трудящихся;
Объект исследования
– профком СКП ОАО «АВТОВАЗ».
Предмет исследования
- основные направления деятельности профкома
СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите
трудящихся.
1. Теоретические
аспекты деятельности
1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ
Профсоюз — массовое
самоуправляющееся общественное объединение
трудящихся определенной отрасли или
смежных отраслей, профессиональной группы
для защиты и представительства их социальных
интересов.
Главная цель профсоюза
состоит в улучшении денежных и неденежных
условий занятости своих членов. Профсоюзы
бывают двух видов: отраслевые, которые
объединяют большую часть или всех работников
в отрасли или фирме независимо от рода
их занятий, и цеховые, объединяющие работников
исключительно одной и той же профессии.
В России профсоюзы возникли
в ходе первой русской революции 1905—1907
гг. В годы советской власти практически
все работающее население состояло в профсоюзах.
Как составное звено государственной машины
управления производством и общественной
жизнью профсоюзы были наделены некоторыми
функциями социальной защиты трудящихся,
включая управление и использование значительной
части фондов общественного потребления
и социального страхования. Мотивация
профсоюзного членства в советский период
определялась как административно-
В современной России
крупнейшим профсоюзным объединением
является Федерация независимых профсоюзов
(ФНПР), которая была создана после распада
СССР.
В Федерацию Независимых
В структуре общероссийских
(межрегиональных) профсоюзов - членских
организаций ФНПР – 194,7 тыс. первичных профсоюзных
организаций, 1603 республиканских, краевых,
областных, дорожных, бассейновых и 7789
городских, районных организаций профсоюзов2.
Членскими организациями проводилась
Более трети (35) членских
организаций увеличили уровень профсоюзного
членства (в 2008 году их было 10), который
в среднем составил 76,1 процента (в 2008 г
– 76,7%)3.
На предприятиях, где созданы первичные
профсоюзные организации, наиболее высокий уровень профсоюзного
членства:
- среди общероссийских
- в разрезе субъектов
По федеральным округам Российской
Федерации наиболее высокий уровень профсоюзного
членства в течение последних 3-х лет в
организациях профсоюзов в Южном федеральном
округе (84,5%), наиболее низкий - в Северо-Западном
федеральном округе (61,8%) (рис. 1.1.)5.
В целом увеличилась численность
в профсоюзных организациях, объединяемых
территориальными объединениями Карачаево-Черкесской
республики, Свердловской, Псковской,
Тульской областей.
Рис. 1.1. Уровень профсоюзного
членства по федеральным округам
Правовой основой деятельности
отечественных профсоюзов в условиях
рыночной экономики служат ТК РФ6 и Закон РФ «О профессиональных
союзах»7.
Профсоюзы входят в
политическую систему общества как специфическая
общественная организация со своими задачами
и функциями, определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с
осуществлением их функций - защиты прав
и интересов работников в сфере труда
и иных непосредственно связанных с ним
отношений.
Функции профсоюзов
- это направления их деятельности. Так как профсоюзы
возникли для защиты прав и интересов работающих,
поэтому их главная функция - защитная.
Потребность защиты прав и интересов работников
в сфере труда особенно актуальна в современный
период, обнаживший социально-экономические
противоречия. Отношения профсоюзов с
работодателями по социально-трудовым
вопросам регулируются трудовым законодательством
на всех уровнях социально-партнерских
отношений, начиная с производства и кончая
федеральным уровнем, при этом используют
свою защитную функцию, а также вторую
их важнейшую функцию - представительства
интересов работников. Для эффективного
осуществления этих функций государство
закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий
в нормотворчестве, правоприменении и
контроле за соблюдением законодательства
о труде и правил по охране труда8.
Защитная функция профсоюзов
- это деятельность профсоюзных органов,
а также состоящих в их ведении инспекции
труда и актива, направленная на предупреждение
нарушения и восстановления нарушения
прав и законных интересов работников
в сфере труда, а также привлечение к ответственности
их нарушителей.
Функции представительства работников
прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно
которой представителями работников в социальном
партнерстве являются профессиональные
союзы и их объединения, иные профсоюзные
организации, предусмотренные уставами
общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство
и защиту социально-трудовых прав и интересов
работников» и в ст. 1 объединены эти две
важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими
правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют
и культурно-воспитательную функцию по
воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую
по участию их в выборах органов
Осуществлению защитной
и функции представительства профсоюзов
способствует социальное регулирование
общественных отношений, в которые они вступают
в процессе своей деятельности. Отношения с участием
профсоюзов, как правило, регулируются
различными видами социальных норм - морали,
традиции и др.
Однако возможна и правовая
регламентация для обеспечения
Пределы правового регулирования
Современное законодательство
позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на
выполнении основной задачи - представлять
и защищать социально-экономические интересы
работников, эти права характеризуют отношения
профсоюзов с государственными и хозяйственными
органами решений в сфере труда. По отношению
к государственным и хозяйственным органам
осуществление профсоюзами подобных полномочий
является реализацией ими своих прав.
Но по отношению к трудящимся, от имени
и в интересах которых выступают профсоюзы,
осуществление полномочий профсоюзов
составляет их обязанность. Поэтому полномочия
профсоюзов принято характеризовать как
права-обязанности: права по отношению
к государственным и хозяйственным органам
и обязанности перед трудящимися.
Основные права-обязанности профсоюзов
перечислены в гл. II Закона от 12 января
1996 г. Профсоюзы вносят предложения и высказывают
свое мнение по проектам законодательных
и других нормативных актов, затрагивающих
социально-трудовые права работников.
Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются
работодателями с учетом мнения профсоюзных
органов и закрепляются в коллективных
договорах.
Профсоюзы участвуют в разработке
государственных программ занятости,
они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении
производства и сокращении рабочих мест.
В установленных
Профсоюзы ведут коллективные
переговоры и заключают от имени работников
коллективные договоры и соглашения, а также
осуществляют контроль за выполнением
коллективных договоров и соглашений.
Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании
коллективных трудовых споров, в соответствии
с законом проводить забастовки и другие
коллективные действия. Отношения профсоюзов
с государственными и хозяйственными
органами строятся на основе социального
партнерства. Профсоюзы наравне с другими
социальными партнерами участвуют в управлении
государственными фондами, формируемыми
за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона).
Для осуществления своей уставной
деятельности профсоюзы вправе бесплатно
и беспрепятственно получать от государственных
и хозяйственных органов информацию по
социально-трудовым вопросам. Профсоюзы
имеют право на осуществление профсоюзного
контроля за соблюдением законодательства
о труде и создают для этой цели собственные
инспекции труда.
Профсоюзные инспекторы
труда, уполномоченные (доверенные) лица
по охране труда профессиональных союзов
имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права;
проводить независимую экспертизу
условий труда и обеспечение безопасности
работников организации;
принимать участие в расследовании
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей
и иных должностных лиц организаций о
состоянии условий и охраны труда, а также
о всех несчастных случаях на производстве
и профессиональных заболеваниях;
защищать права и интересы членов
профессионального союза по вопросам
возмещения вреда, причиненного их здоровью
на производстве (работе);
предъявлять работодателям
требования о приостановке работ в случаях
непосредственной угрозы жизни и здоровью
работников;
направлять работодателям представления
об устранении выявленных нарушений законов
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, обязательные для
рассмотрения;
осуществлять проверку состояния
условий и охраны труда, выполнения обязательств
работодателей, предусмотренных коллективными
договорами и соглашениями;
принимать участие в работе
комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию
производственных объектов и средств
производства в качестве независимых
экспертов;
принимать участие в рассмотрении
трудовых споров, связанных с нарушением
законодательства об охране труда, обязательств,
предусмотренных коллективными договорами
в соглашениями, а также с изменениями
условий труда;
принимать участие в разработке
законов и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке
проектов подзаконных нормативных правовых
актов об охране труда, а также согласовывать
их в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
обращаться в соответствующие
органы с требованием о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении
законов и иных актов, содержащих нормы
трудового права, сокрытии фактов несчастных
случаев на производстве10.
Профессиональные союзы,
их инспекции труда при осуществлении указанных
Уполномоченные (доверенные)
лица по охране труда профессиональных
союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях
соблюдение требований охраны труда и вносить
обязательные для рассмотрения должностными
лицами предложения об устранении выявленных
нарушений, требования охраны труда (ст.
370 ТК РФ).
По-новому осуществляют
профсоюзы защиту интересов в органах по
рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения
Для более квалифицированной помощи
в деле защиты социально-трудовых и других
прав и профессиональных интересов своих
членов профсоюзы могут создавать собственные
юридические службы и консультации.
Полномочия профсоюзов
обладают различной юридической силой.
Юридическую силу характеризует степень
обязательности предложений профсоюзов
для государственных и хозяйственных
органов. Одни полномочия носят совещательный
(рекомендательный) характер, таково, например,
участие профсоюзов в рассмотрении проектов
законодательных и других нормативных
актов, затрагивающих социально-трудовые
права работников. Соответствующие государственные
органы обязаны запросить мнение профсоюзов,
выслушать это мнение и обсудить его, но
решение принимают самостоятельно. Другие
полномочия профсоюзов носят паритетный
характер: например, коллективные договоры,
соглашения принимаются на паритетных
началах с профсоюзными органами.
Возможны случаи, когда профсоюзы принимают
самостоятельные решения в
Тем не менее, к настоящему
времени профсоюзы в России еще не играют
той роли в экономической жизни страны,
которую они выполняют в развитых капиталистических
странах.
1.2. Деятельности
профсоюзов России по
Два года прошло с начала
кризиса в экономике Российской Федерации.
Современный глобальный экономический кризис
показал, что требует для своего преодоления
принципиально новых подходов и идей: индустриальный
путь себя исчерпал, а нынешняя экономика
в её сложившейся форме не смогла дать
необходимого импульса для развития общества.
Всем: и профсоюзам,
и власти, и работодателям – приходилось действовать в
нестандартной обстановке, оперативно
реагировать на кризисные явления в производстве
и в социальной сфере. При этом кризис стал
катализатором повышения роли и возможностей
профсоюзов в формировании экономической
и социальной политики.
В2008 г. назад профсоюзы России
предложили свой «антикризисный пакет»
из трёх основных составляющих:
первое – государственное
стимулирование внутреннего платёжеспособного
спроса (и со стороны предприятий, и со
стороны населения), обеспечение мер государственной
поддержки стратегически и социально
важных предприятий;
второе – неотложные
меры поддержки людям, оказавшимся в трудной
ситуации;
третье – комплекс действий
профсоюзных организаций всех уровней по
предупреждению нарушений и восстановлению
трудовых прав работников, по недопущению снижения
заработной платы работников и задержек
её выплаты11.
Практически всё из
этого в той или иной степени нашло отражение
в решениях органов государственной власти
Российской Федерации, в тех антикризисных
программах, которые были приняты и на
федеральном уровне, и на уровне регионов.
Скоординированные
усилия социальных партнёров не допустили
масштабного разрастания негативных тенденций.
Удалось отвести коллапс финансовой системы,
остановить девальвацию рубля, избежать
череды крупнейших банкротств, притормозить
рост безработицы. Благодаря проявленной
профсоюзами принципиальности, удалось
предотвратить планируемые сокращения
работников или уменьшить их масштабы,
а также добиться приемлемых компенсаций
высвобождаемому контингенту. Несмотря
на дефицит бюджета, государством были
исполнены принятые социальные обязательства.
Вместе с тем падение
промышленного производства продолжается
(рис. 1.2.)12.
Рис. 1.2. Индекс промышленного производства
Перспективы восстановления
экономики пока не ясны, в лучшем случае
умеренны. Замедление падения происходило почти
Совокупное сокращение
реальной заработной платы за три квартала
2009 года составило 9,5%. Если в 2008 году преобладающее
число работников получало заработную
плату в диапазоне от 2 до 4 прожиточных
минимумов, то в этом году доходы резко
упали до уровня, рассчитанного исключительно
на физиологическое выживание работника
и одного ребёнка без каких-либо составляющих
развития14.
Поэтому нам говорить
о том, что кризис окончился, видимо, преждевременно.
За январь – сентябрь
2009 г. инфляция на потребительском рынке
Информация о работе Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся