Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:23, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Социально-экономический кризис затронул и промышленную сферу. Многие предприятия после мирового финансового кризиса 2008-2010 гг., когда фондовый рынок, не обеспеченный деятельностью отечественных промышленных предприятий показал свою несостоятельность, оказались на грани банкротства и были не в состоянии решить проблемы, имеющие место в социальной жизни работников.
Разработка основных положений по организации социальной защиты работников на промышленных предприятиях обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночных отношений, а с другой - повышением уровня научной обоснованности решений, принимаемых при реализации социально-экономических программ на предприятиях
Введение……………………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации…………..…………………………6
1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ…………..………6
1.2. Деятельности профсоюзов России по социальной защите трудящихся
в условиях мирового экономического кризиса………………………..…………..13
2. Анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите
Трудящихся……………………………………………………………………...……….27
2.1. Характеристика профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта социальной
работы……………………………………………………………………………….27
2.2. Деятельность профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда
и заработной плате……………………………………………...…………………..31
Заключение…………………………………………………………...…………………..42
Библиографический список………
Рис. 1.3. Инфляция в России в отдельных странах ЕС и СНГ темп прироста потребительских цен (в %, август 2009 к декабрю 2008 года)
Реальная ситуация
на рынке труда остается напряжённой.
По данным профсоюзного мониторинга, в
IV квартале 2009 г. произошло сокращение
350 тыс. человек, с ускорением к концу 2009
года (рис. 1.4. и 1.5.)16.
Рис. 1.4. Динамика численности экономически активного населения, млн. человек
Рис. 1.5. Уровень безработицы, по методологии МОТ, по федеральным округам Российской Федерации (в % от численности экономически активного населения)
Имеются многочисленные
факты, когда людей вынуждают уходить по
собственному желанию, урезая заработную
плату, отправляя на пенсию и т.п.
Кроме того, под угрозой увольнения
находится ещё около 1 млн. 650 тыс. занятых в
режиме неполного рабочего времени, находящихся в простоях
или в отпусках по инициативе администрации.
Сюда надо добавить порядка 850 тыс. числящихся
в отпуске без сохранения заработной платы
по собственному желанию. За всем этим
кроется и отложенное увольнение работников17.
О том, что ситуация
остаётся сложной, можно судить и по официальным
статистическим данным. Сейчас на каждые
100 вакансий, заявленных работодателями
в службы занятости, приходится 212 человек,
официально ищущих работу, что в два с
лишним раза больше по сравнению с 2009 годом18.
Число людей, ищущих
работу год и более, превысило 30% от общей численности
безработных, в сельской местности этот
показатель ещё выше – более 40%19.
РФ угрожает застойная безработица,
к которой население уже не адаптируется
за счёт сбережений. Значительная часть
трудоспособного населения
Огромную роль в этом
сыграл профсоюзный мониторинг ситуации
на предприятиях страны, который ведётся уже более
года. Благодаря систематической работе
всех профсоюзных организаций: от первички
до центральных комитетов отраслевых
профсоюзов и ФНПР в целом – профсоюзы
владеют оперативной информацией о реальной
ситуации с увольнениями, заработной платой,
соблюдением трудовых прав работников.
Порой только благодаря профсоюзам
власть получает информацию о действительном
положении на конкретных предприятиях
и территориях.
Например, о долгах по
заработной плате, которые в ряде регионов
были выше, чем говорила официальная статистика.
Как показали проведённые проверки, некоторые
«особо стеснительные» работодатели занижали
или вообще не представляли данные о долговременной
задолженности по заработной плате в органы
Росстата. И теперь территориальные объединения
организаций профсоюзов совместно с территориальными
органами Росстата договариваются о совместных
сверках данных по долгам по заработной
плате.
Результаты мониторинга профсоюзов
служат основой для принятия оперативных управленческих
решений.
Профсоюзы обращаем
внимание органов власти на «горячие точки»,
проблемные предприятия, в том числе в
моногородах, по которым необходимо действовать,
что называется, в режиме «ручного управления».
Однако российская
государственная политика пока сосредоточена на
задаче ослабления последствий кризиса.
Мерам экономической политики, направленным
на предотвращение таких кризисов в будущем,
на решение других проблем российской
экономики, внимания уделяется мало.
Сегодня необходимо
уточнять приоритеты с учётом прошедшего
кризисного года:
во-первых, вернуться
к решению тех задач, на которые в период
обострения кризиса тратилось недостаточно
времени;
во-вторых, кризис выявил
ряд проблем, которые раньше не принимались во
внимание, но именно они во многом спровоцировали
такое острое развитие ситуации, и необходимо
выработать пакет мер, направленных на
их устранение20.
ФНПР давно говорит о необходимости
модернизации российской экономики и общества.
Поэтому принципы новой политической стратегии,
изложенные в статье Д.А. Медведева «Россия,
вперёд!» и его последнем послании Федеральному
Собранию, ФНПР поддерживает.
При этом задачи по
модернизации экономики и решению социальных
проблем не должны противопоставляться.
Формирование новой модели для устойчивой
экономики выдвинуто в качестве одной из
основных задач в «Питтсбургской декларации»,
принятой Глобальными профсоюзами к Саммиту
лидеров «большой двадцатки» в сентябре
текущего года.
Профсоюзы России должны
активно включиться в реализацию стратегии модернизации
страны с тем, чтобы повлиять на выбор социально-экономической
политики.
Наряду с поддержкой
социально уязвимых слоёв населения профсоюзам
необходимо уделить самое пристальное
Работающий человек должен
быть самодостаточным: чем справедливее
и достойнее будет оценён труд, тем меньше
будет нагрузка на бюджет. В принципе это
экономический нонсенс, когда человек,
работающий полный рабочий день, попадает
в малообеспеченные категории населения,
которые нуждаются в социальной поддержке.
Важнейшим кризисным фактором
стало десятилетие перед кризисом, когда рост
заработной платы в мире замедлился. Годы
стагнации зарплаты в сочетании с растущим
неравенством привели к тому, что единственным
способом для домохозяйств расширить своё
потребление стал заём денег. Об этом говорится
в Глобальном докладе Международной организации
труда о заработной плате за 2009 г21.
То, что заработная плата не
выполняет свою воспроизводственную функцию,
является причиной снижения экономической
эффективности воспроизводства общественного
капитала и имеет своим результатом ухудшение
здоровья и низкую продолжительность
жизни, сокращение периода полноценной
трудоспособности, скептическое отношение
молодёжи к добросовестному труду.
Чтобы преодолеть остающееся
расхождение между минимальным размером
оплаты труда и прожиточным минимумом,
председатель нашего правительства В.В.
Путин на заседании Государственной Думы
8 мая 2008 года предложил в последующие
годы предусматривать индексацию минимального
размера оплаты труда с превышением прогнозируемого
размера инфляции. Профсоюзы России поддержали
такой механизм индексации минимального
размера оплаты труда.
Отказ от корректировки минимального
размера оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни идёт
вразрез с обязательствами Генерального
соглашения между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством Российской
Федерации на 2008–2010 годы. Любые попытки
уменьшить заработную плату (для поддержания
конкурентоспособности или из соображений
ложной экономии) провоцируют дальнейшее
отставание по производительности труда,
консервацию неэффективной занятости,
углубление спада в реальном секторе экономики,
потребительском сегменте и усугубляют
проблемы воспроизводства трудового потенциала
страны22.
Федерация Независимых Профсоюзов
России считает необходимым вернуться к
Одним из опорных элементов
Ход выполнения этих
программ, их корректировка регулярно
рассматриваются на заседаниях региональных
трёхсторонних комиссий.
Но региональные программы содействия
занятости населения (в текущем формате)
позволяют лишь временно сгладить сокращение
занятости в конкретных регионах и городах.
При этом качество занятости существенно
снижается: общественные работы, как правило,
не требуют квалификации.
Таким образом, поддерживается
уровень «серенького» существования, где никто не
погибает, но никто и не выигрывает. Региональные
программы были продолжены в 2010 году.
Экономический рост
не привел моментально к снижению безработицы,
поскольку вначале рассасывалась скрытая
Ориентиром в сохранении
и расширении занятости должен стать Глобальный
пакт о рабочих местах, принятый Международной организацией
труда в июне 2009 г. Договор ориентирует социальных
партнёров действовать совместно, с тем
чтобы общими усилиями преодолевать глобальный
кризис занятости с помощью политики,
основанной на Программе МОТ достойного
труда.
Все три представителя Российской
Федерации: от трудящихся, от работодателей,
от правительства – проголосовали за Глобальный
пакт на Международной конференции
Расширение нестандартных форм
труда и дерегулирование рынков труда не
являются ответом на вопрос, как обеспечить
модернизацию экономики страны. Мобильность и
эффективность рынков труда не должна достигаться любым путём,
включая отказ от стандартных трудовых
отношений, эрозии основополагающих прав
трудящихся и значительного снижения
уровня благосостояния.
Профсоюзы заинтересованы
в создании высокотехнологичных, достойных и квалифицированных
рабочих мест. Поэтому они готовы поддерживать
меры по инновационному развитию российской
экономики. Причём инновации должны включать
не только новые технологии, но и инвестиции
в социальную инфраструктуру, формирование
общенациональной системы профессионального
развития работников, развитие институтов
социального партнёрства.
Переход к социальной
защите работника в формате обязательного
Профсоюзы заинтересованы
в решении задач по обеспечению полноты сбора
страховых взносов, т.к. это связано с выполнением фондами
Установленный новыми
законами переход от ЕСН к страховым взносам
связан и с другими новациями.
При разграничении «страховых» и
«нестраховых» видов
В бюджете Фонда социального
По новой схеме, которая разрабатывалась
без привлечения и учёта мнения социальных
партнёров, полномочия по решению этих
задач закрепляются за субъектами Российской
Федерации. При этом предусмотрено увеличение
доходной базы региональных бюджетов
за счёт повышения акцизов на табак и алкоголь:
чем больше будет пьющих и курящих, тем
выше будут возможности для обеспечения
детского отдыха. Как это корреспондируется
с общим курсом на здоровый образ жизни
– вопрос риторический.
Расчётные средства
консолидированного бюджета на 2010 год на
детское оздоровление планируются в тех же
объёмах, которые Фонд социального страхования
РФ расходовал в 2009 году. Несмотря на то,
что Минздравсоцразвития России ещё 29
сентября 2009 г. направило исполнительным
органам власти субъектов Федерации разъяснения
и рекомендации о новом механизме обеспечения
детского отдыха и оздоровления, необходимости
сохранения в бюджетах объёмов ассигнований
на эти цели на уровне не ниже 2009 г. и своевременного
формирования нормативной базы, на местах
работа в этом направлении двигается крайне
медленно.
В этой ситуации задача
профсоюзов – установить постоянный профсоюзный
контроль за подготовительной работой
в регионах с тем, чтобы не допустить срыва
в организации детской оздоровительной
кампании. Нельзя ждать и надеяться, что
появятся возможности вернуться к старой
схеме. Этого не будет. Надо решать вопросы
на местах, рассматривать их на трёхсторонних
комиссиях, предлагать конкретные схемы
и механизмы с тем, чтобы бюджетные средства
в 2010 г. на компенсацию стоимости путёвок
на оздоровление детей, во-первых, замещали
средства Фонда социального страхования,
а во-вторых, дошли до работников предприятий
и организаций в объёмах не ниже уровня
2009 года.
Одной из важнейших задач ФНПР,
членских организаций является восстановление
влияния профсоюзов в системе социального страхования.
Следует анализировать и выявлять нерешённые
проблемы, направлять в органы законодательной
и исполнительной власти предложения
по формированию нормативной правовой
базы и тарифной политики социального
страхования, установлению правового
статуса и организации деятельности внебюджетных
социальных фондов, созданию профессиональных
пенсионных систем, обеспечению автономности
фондов от решения бюджетных задач, вносить
предложения по обеспечению паритетного
участия социальных партнёров в управлении
и контроле за расходованием страховых
средств, добиваться ратификации 102-й Конвенции
МОТ «О минимальных нормах социального
обеспечения» и Европейской социальной
хартии в полном объёме, замещения утраченного
заработка работника не ниже норм, определённых
конвенциями и рекомендациями Международной
организации труда.
Анализ базы данных
профсоюзного мониторинга ситуации на
рынке труда показывает, что в Российской
Федерации более вероятен затяжной спад
на рынке труда. Эта проблема начинает оказывать
заметное влияние на морально-психологическое
состояние граждан, подводит к нарастанию
явлений социальной дестабилизации. Частью
поддержки доходов людей, потерявших работу,
должны стать полноценные программы пособий
по безработице.
Между тем минимальная величина
пособия по безработице в Российской Федерации
составляет сегодня 15% прожиточного минимума
трудоспособного населения в целом по
Российской Федерации. Однако из позиции
Конституционного Суда Российской Федерации
от 22 октября 2009 года (по делу о признании
не соответствующими Конституции Российской
Федерации отдельных положений Закона
Российской Федерации «О занятости населения
в Российской Федерации»)23следует, что Россия как социальное
государство гарантирует гражданам защиту
от безработицы и социальное обеспечение
по возрасту и эта защита может считаться
эффективной только тогда, когда предоставленный
им источник средств к существованию достаточен
для удовлетворения жизненных потребностей
(хотя бы не ниже минимально необходимого).
Это эпохальное решение Конституционного
суда, и мы должны в дальнейших своих действиях,
требованиях при заключении Генерального
соглашения основываться на этом постулате.
Федерация Независимых Профсоюзов
России считает необходимым проиндексировать
минимальную и максимальную величины пособия
по безработице на 2010 год на реальный уровень
инфляции в стране, а также увеличить с
12 до 24 месяцев периоды выплаты пособий
по безработице.
Профсоюзы должны добиваться
восстановления обязательного страхования от
безработицы и выплаты пособий исходя из
размера утраченного заработка.
При этом надо обосновать
конкретные механизмы и не наказывать
рублём тех предпринимателей, которые за
свой счёт создают новые, эффективные рабочие места.
В настоящий период
значительный массив проблем системного
характера в сфере труда не находит должного
внимания со стороны государства, что
препятствует мобилизации трудовых ресурсов
на экономической мотивационной основе
в необходимых для государства направлениях.
Правительство Российской Федерации ищет
выход, исходя из слишком оптимистической
установки на быстрое восстановление
экономики. Кроме того, нахождению комплексных
решений мешает горизонтальная дезинтегрированность
российских властных структур, когда одна
голова не ведает, что делает другая.
Министерство здравоохранения и социального
развития в силу чрезмерной загруженности
решением различных масштабных социальных
проблем не в состоянии обеспечить детальную и комплексную
В связи с этим Федерация Независимых
Профсоюзов России настаивает на образовании
в структуре федеральных органов исполнительной
власти самостоятельного органа по формированию
в стране цивилизованных трудовых отношений
– Министерства труда.
Ситуация на рынке труда в России
сегодня находится на постоянном контроле
Российской трёхсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений
и её структур.
Именно трёхстороннее сотрудничество
– профсоюзов, власти и работодателей
– привело к созданию антикризисных программ.
Усилия профсоюзов
были направлены также на то, чтобы в условиях
кризиса охранять коллективный договор
(на разных предприятиях было много попыток
пересмотреть условия коллективного договора,
уменьшить заработную плату, сократить
социальные пакеты, уменьшить социальные
выплаты).
Новые формы, схемы и способы взаимодействия
с органами власти рождаются самой жизнью
в ходе нашей с вами практической деятельности.
В результате профсоюзами накоплен
определённый опыт – начиная от совместных
проверок с органами прокуратуры, до соглашений
о сотрудничестве и специально созданных
рабочих групп при полномочных представителях
президента в федеральных округах, – который
может распространяться и дальше использоваться
в работе.
В настоящее время во
многих профсоюзных организациях проводятся
консультации и переговоры по заключению
или продлению соглашений и коллективных
договоров на 2011 год. Они проходят в очень
непростых условиях, когда есть сопротивление
со стороны работодателей, отмечаются
факты нарушения ими принципов социального
партнёрства, попытки пересмотра в одностороннем
порядке колдоговоров, ухода или затягивания
проведения очередных переговоров. Иногда
только протестные действия, забастовки
и обращения в суды могут заставить работодателей
вернуться за стол переговоров.
Общий подход: профсоюзам
необходимо максимально защитить действующие коллективные
договоры и соглашения, а новые надо заключать
на основе анализа реального экономического
положения, как минимум, не хуже чем те,
которые были.
Предстоящий 2011 год будет особенный в
Современная экономическая ситуация
требует принципиально новых подходов
и идей. Дефицит на эффективные рецепты
«терапии» экономического кризиса очевиден.
Профсоюзы предлагает провести всероссийскую
конференцию по вопросам рынка труда с
участием Правительства Российской Федерации,
крупнейших российских компаний, лидеров
профсоюзов, ведущих экспертов, обсудить
меры по уменьшению безработицы, рассмотреть
каждый дополнительный ответственный
шаг, чтобы способствовать росту числа
рабочих мест в стране и чтобы не принимать
плохо обдуманных решений, даже с лучшими
намерениями, особенно когда ресурсы столь
ограничены. Именно поэтому необходимо
разработать современные методики, которые
позволили бы справиться с проблемой,
не потратив слишком много денег. Станем
обществом умных, свободных и ответственных
людей, к чему призывает нас руководство
страны, и вместо сумбурных действий будем
проводить политику, подчинённую сугубо
прагматичным целям.
2. Анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите трудящихся
2.1. Характеристика профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта социальной работы
На ОАО «АВТОВАЗ» создана
первичная профсоюзная организация, которая
является одним из главных субъектов социальной
работы на предприятии.
Сборочно-кузовное
производство представляет собой крупный
автосборочный завод с
Структура Сборочно-кузовного
1 декабря 1966 года состоялось первое
профсоюзное собрание трудового коллектива
тогда еще только строящегося Волжского
автозавода. Эта дата и стала днем рождения
первичной профсоюзной организации ОАО
«АвтоВАЗ». В то время профсоюз насчитывал
129 членов.
На сегодняшний день
первичная профсоюзная организация ОАО
«АВТОВАЗ» является одной из самых многочисленных
профсоюзов в России.
Основными документами,
регламентирующими
Естественно эти документы не
могут охватить все вопросы встречающиеся в
повседневной работе профсоюзной организации.
Конкретные задачи и пути их решения определяются
постановлениями профсоюзных конференций,
решениями его исполнительного органа
- профсоюзного комитета.
Организационная структура профсоюзной
Сегодня структура управления
профсоюзной организации СКП такова: Высшим
органом является - профсоюзная конференция,
которая созывается ежегодно, сроки проведения
определяются решением профсоюзного комитета
ОАО «АВТОВАЗ». Конференция избирает сроком
на 5 лет исполнительный орган - профсоюзный
комитет. Количественный состав профсоюзного
комитета за отчетный период составил
50 человек. Членами профсоюзного комитета
являются председатели цеховых комитетов,
заведующие отделов профкома, штатные
работники профкома.
На 29.01.2010 г. в СКП работает
- 18.960 человек, из них 14.770 членов профсоюза,
что составляет 78%.
Численность членов
профсоюза СКП и соответственно процент членства
в профсоюзе представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Численность членов профсоюза СКП и соответственно процент членства в профсоюзе
Год |
Численность работающих |
Численность членов профсоюза |
Процент членства |
2005 |
23216 |
19049 |
82,1% |
2006 |
23344 |
19113 |
81,3% |
2007 |
22671 22о71 |
16573 |
77% / / "/О |
2008 |
23085 |
17894 |
77,8% |
2009 |
18960 |
14770 |
78% |
Основными целями Первичной профсоюзной
Главными задачами
профсоюзной организации являются:
- сохранение рабочих мест
(занятости), повышение жизненного уровня
членов Профсоюза;
- добиваться достойной
оплаты труда в соответствии с рыночной
стоимостью рабочей силы членов Профсоюза
- работников акционерного общества, предприятия,
учреждения и других организаций, входящих
в состав Первичной профсоюзной организации
ОАО "АВТОВАЗ";
- защита интересов своих
членов перед работодателем и лицами его
представляющими в вопросах найма и увольнения,
режима труда и отдыха, условий оплаты
труда и занятости, установлении дополнительных
льгот ветеранам и инвалидам, работавшим
в коллективах акционерного общества,
формирование и выдвижение по ним требований
и участие в осуществлении соответствующих
мероприятий по их реализации;
- обеспечение контроля за
- обеспечение контроля за
- защита интересов членов
- осуществление прав и
- участие в организации
санаторно-курортного лечения членов
Профсоюза и членов их семей, дополнительного
страхования членов Профсоюза на случай
безработицы, потери трудоспособности,
при утрате имущества и т.д.;
- организация работы кассы
взаимопомощи, оказание членам Профсоюза
в необходимых случаях материальной поддержки,
помощи в решении жилищно-бытовых вопросов
и кредитовании, в решении других вопросов,
поступающих от членов организации;
- осуществление влияния на
- осуществление взаимодействия
- организация участия в выборах
в федеральные органы
- проведение политики сплочения
всех членов Профсоюза,
- обеспечение гласности,
- подъем и укрепление
- оказание эффективной,
Первичная профсоюзная организация ОАО
"АВТОВАЗ" использует все возможности,
предоставленные законодательством, для осуществления
своих целей и задач.
2.2. Деятельность профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда и заработной плате
В 2009 г. профсоюзным комитетом
ОАО «АВТОВАЗ» велась постоянная работа
по осуществлению контроля за соблюдением
законодательства в области организации
и оплаты труда, а также совершенствованию
механизмов оплаты труда с целью повышения
покупательной способности заработной
платы.
На своих заседаниях
профсоюзный комитет неоднократно рассматривал
вопросы изменения графика работы завода,
применения сверхурочных работ, работ
в выходные и нерабочие праздничные дни,
введения новых графиков сменности, изменения
и дополнения действующих и введения в
действие новых Положений и инструкций
по организации и оплате труда.
Ключевым направлением
в работе профсоюзного комитета по вопросам
труда и заработной платы является заключение
Тарифного соглашения колл
и т.д.................
Информация о работе Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся