Роль прямых иностранных инвестиций в социально - экономическом развитии ЮФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть роль прямых иностранных инвестиций в социально – экономическом развитии ЮФО.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть понятие, формы и виды инвестиций;
выявить влияние прямых иностранных инвестиций на состояние экономики страны;
проанализировать динамику, объём и структуру прямых иностранных инвестиций в ЮФО;
определить проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в ЮФО.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования прямых иностранных инвестиций 6
1.1.Понятие, формы и виды инвестиций 6
1.2.Влияние прямых иностранных инвестиций на состояние экономики страны 16
Глава 2. Роль прямых иностранных инвестиций в ЮФО 28
2.1.Динамика, объём и структура прямых иностранных инвестиций в ЮФО 28
2.2.Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в ЮФО 36
Заключение 51
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 150.75 Кб (Скачать файл)

Второй подход ориентирован на негативное воздействие, которое некоторые иностранные инвесторы могут оказать на местные экономики, если нет конкуренции со стороны местных производителей. Как первая, так и вторая концепция возможны, но при этом они определяют абсолютно противоположные результаты. Встает вопрос, какая же из этих двух моделей лучше отражает влияние ПИИ на экономическое развитие развивающихся стран, и каким образом можно уменьшить вероятность отрицательного воздействия ПИИ14.

Основным преимуществом первой концепции является то, что она описывает, как ПИИ могут разбить порочный круг бедности, не позволяющий многим развивающимся странам вырваться вперед. Низкая производительность труда, характерная для развивающихся стран, определяет низкий уровень конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке, а это приводит к недополучению прибыли национальными производителями. Поскольку нет дополнительных прибылей, то нечего инвестировать в модернизацию производства и обновление основных фондов, что необходимо для повышения производительности труда. Прямые иностранные инвестиции, приходящие в страну, позволяют модернизировать производственный процесс, организовать эффективную систему управления и маркетинга. В результате, при наличии нормальной конкурентной среды, ПИИ должны повысить производительность труда, увеличить объем производства и привести к экономическому росту страны-реципиента, что приведет к повышению конкурентоспособности страны в системе мирового хозяйства.

Вторая концепция концентрирует  свое внимание на негативном влиянии  ПИИ на перспективы экономического развития развивающихся стран. Согласно этому представлению, ПИИ в отрасли с несовершенной конкуренцией и высоким по цене порогом вхождения в отрасль (автомобильная, электронная и т.п.), пагубно воздействуют на слабоконкурентоспособные экономики стран-реципиентов. При отсутствии законодательных ограничений и достойных конкурентов иностранным компаниям удается занять в подобных отраслях практически монопольное положение. При этом у национальных производителей фактически не остается никаких шансов восстановить свои позиции в отрасли, так как ТНК намного мощнее экономически. Такая ситуация явно неблагоприятна для принимающей страны, поскольку для иностранной компании открываются широкие возможности для злоупотребления своим положением: от установления завышенных цен на товары до выкачивания денег из принимающей страны. В этом случае прибыли получаемые ТНК не реинвестируются в развитие отрасли, а выводятся из страны, что негативно сказывается как на конкурентоспособности отрасли, так и на конкурентоспособности страны в целом.

Исследования воздействия  ПИИ, проведенные ведущими учеными UNCTAD и ОЭСР15, привели к трем основным выводам:

  • ПИИ оказывают положительное влияние на экономику принимающей страны только при наличии четкой правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами и грамотной политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций;
  • При отсутствии четкой программы и продуманной политики взаимодействия с глобальными компаниями, осуществляющие финансовые вливания в страну, приток ПИИ может крайне негативно повлиять как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста;
  • Необходимым условием положительного влияния ПИИ, приходящих в страну, является высокая степень конкуренции в тех отраслях, в которые приходят иностранные инвестиции16.

Другим важнейшим условием положительного влияния ПИИ на экономику  принимающей страны является, по мнению специалистов UNCTAD, налаживание связей глобальных компаний с местными производителями, поскольку именно эти связи являются наиболее мощным каналом для перетока навыков, знаний и технологий от иностранных филиалов в местную экономику. Такого рода связи выгодны и для иностранных филиалов и для отечественных поставщиков, а также в целом для экономики страны, где они формируются.

Для иностранных филиалов связи с местными поставщиками обеспечивают снижение производственных издержек в  принимающих странах, позволяют  повысить уровень специализации  и гибкости при более четкой адаптации  технологии и продукции к местным  условиям. Наличие развитых в технологическом  отношении поставщиков может  открыть иностранным филиалам доступ к внешним технологическим и  кадровых ресурсам и тем самым  обеспечить подпитку их собственных  инновационных усилий. Прямым результатом  влияния таких связей на отечественных  поставщиков, как правило, является рост производства и занятости. Эти связи способны также послужить каналом для обмена знаниями и навыками между сотрудничающими фирмами. Плотная сеть связей может внести вклад в повышение эффективности производственной деятельности, рост производства, наращивание технологического и управленческого потенциала, а также в диверсификацию рынков. Для принимающей страны в целом такие связи служат стимулятором экономической активности, а там, где местные ресурсы замещают импортируемые, улучшают состояние платежного баланса.

Не все связи такого рода являются одинаково благотворными для принимающих стран. Например, в условиях режимов жесткой защиты иностранные филиалы могут наладить значительные связи, но не иметь при этом особых стимулов для инвестирования в модернизацию технологического потенциала поставщиков. Вместо этого такие связи могут способствовать созданию базы поставщиков, которые окажутся не способными выжить в условиях международной конкуренции. Связи, налаживаемые в конкурентной среде и подкрепляемые усилиями по наращиванию потенциала поставщиков, скорее всего, будут технологически более выгодными и динамичными. Цель заключается не в том, чтобы поощрять налаживание связей ради них самих, а в том, чтобы делать это там, где они являются благотворными для экономики принимающей страны.

Прямые иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на социальное и экономическое развитие, как стран-реципиентов17, так и стран доноров18. Это влияние является противоречивым, поскольку оно может быть как положительным, так и отрицательным. 

Положительное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны:

  1. Возможный мультипликативный эффект развития смежных производств. Транснациональные компании начинают вкладывать средства не только непосредственно в производство и торговлю, но и в развитие смежных производств. Организовываются ремонтные и обслуживающие отрасли, вкладываются средства в формирование рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения товаров на рынок и увеличения конкурентных преимуществ выпускаемых товаров. В этом случае увеличение ВВП происходит на большую величину, чем величина ПИИ, за счет мультипликативного эффекта развития смежных производств. Таким образом, ПИИ может явиться импульсом дальнейшего увеличения темпов роста экономики в целом;
  2. Иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проекта не только за счет привлечения дополнительного капитала в производство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использованием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятие – получателя ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства. Понимая значение грамотного управления для развития экономического потенциала страны, в Китае была принята программа, согласно которой иностранные инвесторы должны были в обязательном порядке 1/3 управленческого персонала формировать из китайских служащих, что позволило Китаю в дальнейшем перенять западный опыт управления производством и вырастить отечественных специалистов-управленцев западного образца;
  3. Привлечение ПИИ дает возможность использовать передовые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства. Таким образом, происходит смена экстенсивного типа развития производства за счет вовлечения в него дополнительных ресурсов на интенсивный тип развития, основанный на смене технологии производства и выпуске товаров более высокого качества.
  4. ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и, наконец, росту благосостояния работников. В конечном счете увеличивается социально-экономическая стабильность региона в целом;
  5. ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предлож<span cl

Информация о работе Роль прямых иностранных инвестиций в социально - экономическом развитии ЮФО