Роль разделения труда и кооперации для предприятий машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:54, реферат

Описание работы

Современному производству свойственно обособление отдельных процессов и работ, что позволяет специализировать орудия труда и работников, сокращать производственный цикл, повышать производительность труда. С другой стороны, труд всех работающих на предприятиях является коллективным.

Файлы: 1 файл

Роль разделения труда и кооперации для предприятий машиностроения.docx

— 27.17 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФГАО ВПО  «Уральский федеральный университет  имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт  образовательных информационных технологий

Факультет дистанционного образования

Кафедра    __________________________ 
 
 
 

Реферат

по  Экономике  отрасли

на тему:  Роль разделения труда и кооперации для предприятий машиностроения. 
 
 
 
 

                                                                                          Преподаватель  Подоляк О.О.       

                                                                                                                                                           

                                                                                         Студент гр. №  Павленко И.Ю.                  

                                                                                                                                              

                             
 
 
 
 

Екатеринбург 

2011

Введение

     Современному  производству свойственно обособление  отдельных процессов и работ, что позволяет специализировать орудия труда и работников, сокращать  производственный цикл, повышать производительность труда. С другой стороны, труд всех работающих на предприятиях является коллективным. Его результаты зависят от того, в какой степени обеспечено соблюдение необходимых количественных и качественных пропорций в распределении труда  по отдельным звеньям производства и рабочим местам, кооперация труда  отдельных исполнителей и первичных  производственных коллективов. Обособление отдельных процессов и работ предполагает, в первую очередь, разделение труда. Под разделением труда на предприятии понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализация на выполнении определенной части совместной работы. По мере развития техники и технологии производственные процессы усложняются, что вызывает развитие и углубление разделения труда на предприятиях. Это связано с тем, что формы разделения труда существенно влияют на специализацию, планировку и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование. Путем рационализации форм разделения и кооперации труда обеспечивается полная и равномерная загрузка исполнителей, координация и синхронность их работы. Значение разделения труда, как с экономической, так и с социальной стороны, чрезвычайно велико. Расчленяя трудовой процесс на менее сложные элементы, создается возможность его выполнения меньшей численностью работников более низкой квалификации, снижаются издержки производства, обеспечиваются условия для механизации или автоматизации, что приводит к существенному росту производительности труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Роль  разделения труда

     Значение  разделения труда, как с экономической, так и с социальной стороны, чрезвычайно  велико. Расчленяя трудовой процесс  на менее сложные элементы, создается  возможность его выполнения меньшей  численностью работников более низкой квалификации, снижаются издержки производства, обеспечиваются условия для механизации  или автоматизации, что приводит к существенному росту производительности труда. Внутрипроизводственное разделение труда заключается в выделении  различных видов работ, представляющих собой частичные производственные процессы, и закреплении их за определенными  работниками с целью повышения  производительности труда на основе ускорения усвоения рабочими трудовых навыков, специализации орудий труда  и рабочих мест, параллельности выполнения операций. Число частичных процессов (видов работ) определяется организационно-техническими особенностями предприятия.

На предприятиях используются следующие формы разделения труда:

1) технологическое;

2) функциональное (профессиональное, квалификационное).

     Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные  технологические процессы и операции. Применительно к отдельным видам  работ и в зависимости от степени  дифференциации трудовых процессов  различают пооперационное, подетальное и предметное разделение труда. Пооперационное разделение труда предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования. Это достигается углублением специализации работников, что способствует высокому уровню производительности труда, формированию стойкого динамического стереотипа выполнения трудовых приемов, применению специализированной оснастки и инструмента, механизации трудовых процессов. Предметное разделение труда предполагает закрепление за конкретным исполнителем комплекса работ, позволяющих полностью изготовить изделие. Подетальное разделение труда - закрепление изготовления законченной части изделия или детали. Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности за соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций.

Согласно  функциональному разделению труда  выделяют:

- основных  рабочих, занятых непосредственным  выпуском продукции или выполнением  основных работ;

- вспомогательных,  которые сами непосредственно  не производят товарную продукцию,  но обеспечивают своим трудом  деятельность основных рабочих;

- обслуживающих,  которые своим трудом создают  условия для производительной  деятельности основных и вспомогательных  рабочих.

     В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих. Таким образом, функциональное разделение труда предполагает деление работников на группы в зависимости от их специализации  по выполняемым функциям. Установление рациональных пропорций между этими  группами и лежит в основе рационализации разделения труда. В рамках функционального  выделяют профессиональное и квалификационное разделение труда. Профессиональное осуществляется в зависимости от специализации работающих и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии. Квалификационное разделение труда обусловлено различной сложностью работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии рабочих устанавливается состав операций или работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям. Выбор наиболее рациональных форм разделения труда зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, ее сложности и др. Поэтому их поиск предполагает обязательный анализ этих факторов и обоснование оптимальной границы разделения труда. Каждая форма разделения труда имеет свои разумные пределы. С социальной точки зрения чрезмерное разделение труда обедняет его содержание, превращает работников в узких специалистов. С физиологической точки зрения чрезмерное разделение труда приводит к его монотонности, вызывает повышенную утомляемость и, как следствие, высокую текучесть работников. Существуют технологическая, экономическая, психофизиологическая и социальная границы разделения труда.

     Кооперации  для предприятий  машиностроения.

     Кооперация (лат. cooperatio — сотрудничество) — 1) форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда;  2) система кооперативов и их объединений, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства, торговли и финансов.

     Кооперация  во втором смысле слова рассматривается, как третий сектор экономики (народного  хозяйства), наряду с частным (индивидуальным) и государственным (централизованным) секторами экономики. В рыночной экономике кооперация выступает  в качестве «третьей силы» или  «третьей альтернативы» частному и  государственному производству. Кооперация объединяет в себе экономическую  деятельность и общественное движение. В настоящее время в мире насчитывается  около 700 миллионов кооператоров. Международный  кооперативный альянс включает в  себя 192 национальных кооперативных  союза из 76 стран.  

     Основные  формы кооперации:

    • потребительская кооперация
    • жилищно-строительная кооперация
    • сельскохозяйственная кооперация
    • производственная кооперация
    • кредитная кооперация
    • страховая кооперация

     Машиностроение  — главная отрасль промышленного  производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и  отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП  и примерно столько же от общей  численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран  доля промышленности — 15-20%, в НРС  — менее 10%. Ведущие тенденции  — рост объема производства при  углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение  потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое  качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции  в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%. Размещение предприятий  машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой  продукции: широты номенклатуры, массы  изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический  прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку. Машиностроение принято делить на следующие  подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

     Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и  кооперированию. Специализация —  сосредоточение на производстве отдельных  видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий. Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

     Отрасли машиностроения, как крупные потребители  металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.  Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

     Машиностроение  относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении  отраслей. Но в одних районах оно  имеет профилирующее значение, а  в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В  Сибири и на Дальнем Востоке отрасль  представлена в основном предприятиями  электротехнической промышленности, тракторного  и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и  литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий  МК в этих районах обусловливается  возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли. Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции (например, автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника) , но и мелкосерийной и даже индивидуальной. Размещение машиностроения определяется в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперированных связей предприятий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиностроения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т. готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автомашин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов) . Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая специализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным перевозкам. Существования такого рода перевозок неизбежно в условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зависимости от металлургических баз и потребителей. Создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, например, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55 % себестоимости производства автомашин. Создание всех предприятий-смежников в районе расположения головного предприятия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и материалов оказывается невозможным. Выпуск же конечных видов продукции машиностроения, идущих в другие отрасли самого машиностроения или народного хозяйства, предназначен для удовлетворения всего народного хозяйства, быта и экспорта. Потребители этих видов продукции размещаются во всех районах страны и за ее пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев размещение предприятий машиностроения не может ориентироваться на фактор потребления его продукции.

Информация о работе Роль разделения труда и кооперации для предприятий машиностроения