Роль собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики.

Содержание работы

Введение
1. Государственная собственность: сущность, виды, уровни
2. Роль государственной собственности в развитии рыночной экономики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

роль собственности.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые  в своей деятельности руководствуются  принципами, несколько отличающимися  от принципов частных хозяйств, позволяет  использовать государственный сектор для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного сектора.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. 1

Активно используется государственный  сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в  условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии  или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный  сектор, как правило, растут. Таким  образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду  производства и росту безработицы.

Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный  капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и  переподготовке кадров. Государственные  компании занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении  национального капитала в какую-либо страну.

В целом государственный  сектор служит дополнением частного хозяйства там, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит инструментом повышению эффективности экономики  в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость  продукции сферы материального  производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора  частному капиталу. В последние годы эта тенденция заметно усилилась.

Таким образом, в России государственная  собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи.

Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной  продукции и некоторые другие отрасли должны еще долго оставаться в сфере государственной собственности. Также, сюда должны быть отнесены материальные ресурсы, наука (особенно фундаментальной). Поэтому для нас несомненно, что  государственная собственность  занимает важное место в национальной экономике, и, как мы считаем, еще  долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве.

В то же время у этой формы  собственности имеется ряд проблем, характерных в том числе и  для России, ключевой из которых  является бюрократизация, создание иерархических  структур, что отрицательно сказывается  на эффективности экономики и  неприязни данной формы собственности  со стороны населения. В описанном  явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как  представителя интересов всего  общества, и как обособленного  института, способного подчинять общество.

Между тем, развитие государственной  собственности возможно и в направлении  дебюрократизации, которая позволяет  преодолеть основные пороки прежней  системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые  характерны для государственной  формы собственности. Статус предприятия  как народного предполагает, что  народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и коллективом данного предприятия.

Не стоит забывать и  о взаимных обязанностях государства  и трудового коллектива. Государство  отвечает за обеспечение своего госзаказа  поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов.

Рыночная экономика —  экономика, основанная на принципах:

- предпринимательства;

- многообразия форм собственности на средства производства;

- рыночного ценообразования;

- договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);

- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере  экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться  государственное  и рыночное регулирование, и  каковы границы и направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий  спектр  теоретических  воззрений и соответствующих  им практических подходов - от полного  государственного монополизма в  управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,  что эффективной  может быть  только  экономика  в условиях ничем не ограниченного  частного предпринимательства.

В любой экономической  системе,  в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент,  обладающий правом и возможностью принуждения,  например, в сфере  налоговой политики,  государственного  законодательства.  Принуждение  часто обосновывается политической  философией,  требующей  подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит  на  нет, все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

 В процессе длительной  эволюции во всех странах мира  утвердилось господство рыночной  экономики как основной и наиболее  эффективной формы ведения хозяйства.  Ее основу составляет товарное  производство. Под ним понимается  производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями,  каждый из которых специализируется  на выработке одного какого-либо  продукта, поэтому для удовлетворения  общественных потребностей необходима  купля-продажа продуктов на рынке,  их обмен.

При переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.

Разгосударствление —  это процесс перевода собственности  в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс  передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства  самими предприятиями.

Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это  происходит через коммерциализацию деятельности государства. Разгосударствление собственности — это процесс  перевода государственной собственности  в иные формы, в том числе и  частные. Перевод государственной  собственности в частную собственность  называется приватизацией. Таким образом, приватизация — составная часть  разгосударствления. Приватизация —  длительный и мучительный процесс.

Государство оказывает  воздействие  на  рыночный механизм через свои расходы,  налогообложение,  регулирование  и  государственное предпринимательство.

 

Государственные расходы  считаются одним из важных  элементов  макроэкономической политики.  Они  влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные  расходы состоят из государственных  закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой,  как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и  т.д.). Трансфертные платежи  -  это  выплаты,  перераспределяющие налоговые  доходы, полученные  от  всех  налогоплательщиков,  определенным  слоям населения  в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью  и т.д. Нужно заметить, что государственные  закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы,  в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с  производством.  Государственные  закупки приводят к перераспределению  ресурсов от частного к общественному  потреблению товаров. Они дают возможность  гражданам пользоваться общественными  товарами. Трансфертные платежи имеют  другое значение:  они изменяют структуру  производства товаров индивидуального  потребления.  Суммы,  взятые в  виде налогов у одних слоев  населения,  выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты,  тратят эти деньги  на  иные  товары,  чем  и достигается  изменение структуры потребления. Другим важным инструментом государственной  политики является налогообложение.

Налоги  -  основной источник бюджетных средств.  В государствах с рыночной экономикой взимаются  различные виды налогов.  Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог,  другие не столь  очевидны,  поскольку накладываются  на  производителей  сырьевых  ресурсов  и  воздействуют на домохозяйства  косвенным путем в виде более  высоких цен на товары.  Налоги охватывают как домохозяйства, так  и фирмы.  В виде налогов в  бюджет  попадают  значительные  суммы .

Одна из  основных  проблем - справедливость распределения налогового бремени.  Существует три основные системы, основанные  на  понятии  прогрессивности  налогообложения - отношения суммы,  взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

- пропорциональный налог  (сумма налога пропорциональна  доходу работника);

- регрессивный налог (в  процентном отношении налог   взимается тем ниже, чем выше  доход работника);

- прогрессивный налог  (в процентном отношении чем  выше доход, тем выше налог).

адача государства - собрать  налоги таким образом,  чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства  налогоплательщиков.  При  слишком  высоких налоговых  ставках начинается массовое уклонение  от  уплаты  налогов.  На современном  этапе  в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает  средств,  оно повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты,  следовательно,  в бюджет идет все  меньше средств. Государство опять  повышает налоги. Получается замкнутый  круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги.  Это  уменьшит стимулы к неуплате, сделает  честное предпринимательство более  прибыльным, приведет к большим доходам  государства и снизит уровень  криминализации бизнеса.

Государственное регулирование  призвано координировать экономические  процессы и увязывать частные  и общественные  интересы.  Оно  осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной  формах. Законодательная форма регулирования  регламентирует деятельность предпринимателей.  Примером могут служить антимонопольные  законы.  Налоговая  и  кредитная  формы  регулирования  предусматривают  использование налогов и кредитов для воздействия на национальный  объем  производства. Изменяя налоговые  ставки и льготы,  правительство  воздействует на сужение или расширение производства.  При изменении  условий кредитования  государство  влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных  субсидий или налоговых  льгот  отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для  формирования общественного капитала (инфраструктуры).  На  основе  субсидий  может оказываться поддержка  и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении  социальных программ.  Существуют также  и специальные, или целевые  субсидии,  которые  предусматривают  расходование средств  бюджета по строго определенным программам.  Доля субвенций в  ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем  самым изменяет распределение ресурсов,  и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки,  которые невозможно покрыть по рыночных ценах.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная   цель   государственного   предпринимательства  состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономических  задач,  таких как обеспечение  необходимых темпов роста, сглаживание  циклических колебаний, поддержание  занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.  Данная форма  регулирования обеспечивает поддержку  малорентабельных предприятий и  отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспроизводства.  Это  прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры (энергетика,  транспорт,  связь). К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством,  относятся  также  предоставление  населению  льгот  в различных областях социальной инфраструктуры,  помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения  научно-технического прогресса и  укрепления на этой основе позиций  страны в мировом хозяйстве,  проведение  региональной  политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест,  охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,  строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько  лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже  многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного  периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений  по вопросам приватизации и непланомерная  передача государственной собственности  в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной  собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности  в России еще не завершена и  ее дальнейшие перспективы не перестают  волновать не только специалистов, но и все общество.

Информация о работе Роль собственности