Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:25, реферат
В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики.
Введение
1. Государственная собственность: сущность, виды, уровни
2. Роль государственной собственности в развитии рыночной экономики
Заключение
Список использованных источников
Существование в условиях
рыночного хозяйства секторов, которые
в своей деятельности руководствуются
принципами, несколько отличающимися
от принципов частных хозяйств, позволяет
использовать государственный сектор
для решения
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. 1
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.
Государственный сектор играет
заметную роль в структурной государственной
политике. Государство создает новые
объекты или расширяет и
В целом государственный
сектор служит дополнением частного
хозяйства там, где и насколько
мотивация для частного капитала
оказывается недостаточной. В результате
государственный сектор служит инструментом
повышению эффективности
Размеры государственного сектора,
его доля в национальной экономике,
изменяются не только в результате
нового строительства и приобретения,
но и как следствие приватизации
- продажи рентабельных, реконструированных
объектов государственного сектора
частному капиталу. В последние годы
эта тенденция заметно
Таким образом, в России государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи.
Очевидно, что в России
энергетика, транспорт, производство оборонной
продукции и некоторые другие
отрасли должны еще долго оставаться
в сфере государственной
В то же время у этой формы
собственности имеется ряд
Между тем, развитие государственной
собственности возможно и в направлении
дебюрократизации, которая позволяет
преодолеть основные пороки прежней
системы отношений
Не стоит забывать и о взаимных обязанностях государства и трудового коллектива. Государство отвечает за обеспечение своего госзаказа поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах:
- предпринимательства;
- многообразия форм собственности на средства производства;
- рыночного ценообразования;
- договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);
- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Необходимость выполнения государством
определенных функций в сфере
экономики не отрицает никто. Однако,
по вопросам, в каких пропорциях
должно сочетаться государственное
и рыночное регулирование, и каковы
границы и направления
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит на нет, все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.
В процессе длительной
эволюции во всех странах мира
утвердилось господство
При переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.
Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.
Предприятия остаются государственными.
В большинстве случаев это
происходит через коммерциализацию
деятельности государства. Разгосударствление
собственности — это процесс
перевода государственной собственности
в иные формы, в том числе и
частные. Перевод государственной
собственности в частную
Государство оказывает воздействие
на рыночный механизм через свои
расходы, налогообложение, регулирование
и государственное
Государственные расходы
считаются одним из важных элементов
макроэкономической политики. Они
влияют на распределение как дохода,
так и ресурсов. Государственные
расходы состоят из государственных
закупок и трансфертных платежей.
Государственные закупки
Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы .
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
- регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
- прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).
адача государства - собрать
налоги таким образом, чтобы обеспечить
потребности бюджета и
Государственное регулирование
призвано координировать экономические
процессы и увязывать частные
и общественные интересы. Оно
осуществляется в законодательной,
налоговой, кредитной и субвенционной
формах. Законодательная форма
Субвенционная форма регулирования
предполагает предоставление государственных
субсидий или налоговых льгот
отдельным отраслям либо предприятиям.
К их числу обычно относят отрасли,
формирующие общие условия для
формирования общественного капитала
(инфраструктуры). На основе
субсидий может оказываться поддержка
и в сфере науки, образования,
подготовки кадров, и в решении
социальных программ. Существуют также
и специальные, или целевые субсидии,
которые предусматривают расходование
средств бюджета по строго определенным
программам. Доля субвенций в
ВНП развитых стран составляет 5-10
процентов. Выделяя субсидии, снижая
налоговые ставки, государство тем
самым изменяет распределение ресурсов,
и субсидируемые отрасли
Государственное предпринимательство
осуществляется в тех областях,
где хозяйственность противоречит
природе частных фирм или же требуются
огромные вложения средств и риск.
Основное отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная
цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода,
а в решении социально-
Заключение
В России переход к многообразию
форм собственности начался