Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:29, курсовая работа
В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества.
Введение. 3
Российская Федерация в международной торговле. 5
Структура внешней торговли России 10
1.1. Структура экспорта. 10
1.2. Структура импорта. 19
Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 24
Повышение эффективности внешней торговли России. 28
Заключение. 33
Список использованной литературы 35
Российский экспорт
машин, оборудования и транспортных
средств в
1999г. составил 7,8 млрд. долл., что на 6% меньше
уровня 1997 г., причем основное сокращение
пришлось только на страны-члены СНГ. Сокращение
стоимостных показателей российских поставок
машинотехнической продукции главным
образом было обусловлено снижением (впервые
с 1958г.) мировых цен на готовые изделия,
что было связано со снижением международной
инвестиционной активности вследствие
азиатского кризиса, а также сопровождавшим
этот процесс падением мировых цен на
промышленное сырье.
Положение с экспортом
отечественного комплектного оборудования
и проектно-монтажных услуг в
последние годы не совсем благоприятно,
хотя в
1997г. России удалось выиграть два тендера
на строительство крупномасштабных энергетических
объектов в Индии и Китае.
Объем российского
экспорта комплектного оборудования в
настоящее время не превышает 1 млрд.
долл., что составляет менее 20% объемов
технического содействия СССР в 80-е
годы. Основными причинами такого
положения является фактический
уход России с рынков комплектного
оборудования стран Восточной Европы
– бывших партнеров по СЭВ, а также
с рынков большинства развивающихся
стран, что, в свою очередь, обусловлено
резким сокращением объемов
В целом поставки
по линии военно-технического сотрудничества
в российском экспорте машинотехнической
продукции занимают важное место: на
их долю приходится 40-50% всего российского
экспорта этой продукции и 50-
60% совокупных поставок машин и оборудования
в страны дальнего зарубежья.
Другими словами, в настоящее время на
мировых рынках машинотехнической продукции
Россия является поставщиком узкой номенклатуры
специализированных изделий, а именно
военной техники и некоторых видов энергетического
оборудования.
В российском экспорте, как и ранее, доминируют энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1996-1997гг. на их долю приходилось почти 48% товарной структуры экспорта, а в 1998-1999гг. из- за резкого снижения мировых цен эта доля несколько сократилась и составила около 42,3% и 44% соответственно. В 1999г. было экспортировано (включая поставки в страны-члены СНГ) 27,7 млн. тонн каменного угля, 135 млн. тонн нефти, почти 51 млн. тонн нефтепродуктов, более 205 млрд. м природного газа и т.д.
Все это предопределяет сохранение острой зависимости ряда отраслей российского производства от внешних рынков сбыта. В 1999г. на внешнем рынке было реализовано 44,2% совокупной добычи российской нефти, 36,5% природного газа, 30,0% нефтепродуктов и др. ( таблица 2).
Таблица 2
.
Доля экспорта в
национальном производстве важнейших
российских товаров в 1992-1999гг., %.
|Товары |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Нефть сырая |35,4 |34,7 |40,2 |41,0 |43,0 |42,7 |46,6 |44,2
|
|Нефтепродукты |14,8 |20,3 |25,4 |26,1 |32,4 |34,0 |32,8
|30,033|
|Газ природный |30,2 |27,6 |30,4 |32,3 |33,0 |36,9 |35,6
|6,5 |
|Минеральные |69,3 |72,0 |70,4 |74,0 |75,0 |72,0 |72,8 |80,6
|
|удобрения | | | | | | | | |
| |6,8 |8,8 |11,9 |15,9 |17,6 |22,5 |26,6 |35,6 |
|Пиловочник |6,6 |11,2 |20,5 |17,2 |13,3 |17,2 |17,0 |…
|
|Пиломатериалы |40,8 |66,4 |79,1 |78,5 |88,5 |84,5 |75,8
|78,1 |
|Целлюлоза | | | | | | | | |
Объемы поставок
энергоносителей на внешний рынок
становятся столь значительными, что
это начинает негативно сказываться
на нормальном обеспечении данной продукцией
внутренних потребностей страны, поскольку
увеличение объемов экспорта энергоносителей
происходит на фоне прогрессирующего
сокращения их добычи. Если в 1989г. добыча
нефти в стране
570 млн. тонн, то в 1999г. – менее 305 млн. тонн,
т.е. сократилась почти в
2 раза и продолжает снижаться в связи
с истощением действующих месторождений.
Выходом из строя большого количества
эксплуатируемых скважин и хронической
нехваткой капиталовложений.
За последние
годы заметно сократилась добыча
практически всех видов энергоносителей.
Даже по сравнению с не самым 1991г.
добыча нефти в настоящее время
составляет около 60%, каменного угля
– около 70%, а природного газа –
не более 90% от объема добычи в указанном
году. Поставки энергоносителей в
основных объемах направляются в
страны дальнего зарубежья
(таблица 3).
Таблица 3.
Экспорт энергоносителей
в страны дальнего зарубежья в 1991-1999гг.
|Энергоно-си| | | | | | | | | |
|тели |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Нефть, млн.|56,5 |66,2 |79,9 |88,9 |95,2 |105,3|109,8|117,9|115,8|
|т | | | | | | | | | |
|Газ |89,6 |87,9 |95,9 |109,0|122,0| | | | |
|природный, | | | | | |128,0|120,9|125,0|131,1|
|млрд м |17,4 |18,1 |19,7 | | | | | | |
| | | | |17,4 |21,2 | | | | |
|Уголь | | | | | |20,9 |19,7 |18,2 |22,0 |
|каменный, | | | | | | | | | |
|млн. тонн | | | | | | | | | |
Важной статьей российского экспорта является также продукция черной и цветной металлургии. Снижение платежеспособного спроса переживающей кризис российской промышленности обусловил рост экспорта металлургической продукции. Так, во второй половине 90-х годов было экспортировано около 60% произведенного проката черных металлов, 70% рафинированной меди, 80% никеля и алюминия. Россия вышла на второе место в мире (после Японии) по экспорту продукции черной металлургии.
Несколько улучшилась
структура экспорта этой группы товаров:
если в
1992г. на готовый прокат черных металлов
приходилось 57,8%, то в конце 90-х годов –
уже более 84% стоимости экспортируемой
металлургической продукции.
Главными покупателями
продукции черной металлургии являются
страны
Азии: Китай, Тайвань, Таиланд, а из европейских
стран – страны-члены ЕС,
Швейцария. Крупным покупателем российских
металлов являются и США. С 1996 по 1998г. объемы
поставок в эту страну только горячекатаного
металла выросли в три раза, достигнув
в 1998г. 3,5 млн тонн.
Острая конкуренция
на мировых рынках черных металлов
обусловливает установление правительствами
западноевропейских стран и США
для российского экспорта металлов
жестких дискриминационных
В последние годы заметное место в российском экспорте стали занимать драгоценные металлы, а также необработанные алмазы, основным покупателем которых является фирма “Де Бирс”. Доля драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них составила в экспорте России более 5%.
Древесина и целлюлозно-бумажные
изделия являются традиционными
видами товаров российского экспорта,
однако доля этой товарной группы в
структуре экспорта невелика – в
1999г. она составила немногим более
5%. Повышение экономической
По определенным товарным позициям российские поставки во многом определяют состояние международного торгового обмена. Так Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, платины, необработанных алмазов, никеля, азотных удобрений и алюминия; второе место – по поставкам обычных вооружений; третье-четвертое место в мировом экспорте нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, проката черных металлов и калийных удобрений.
1.2. Структура импорта.
Импортные поставки
традиционно играют значительную роль
в решении многих жизненно важных
задач социально-экономического развития
страны и обеспечения как
Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет достаточно стабильна, несмотря на существенное сокращение стоимостных параметров импорта (таблица 4).
Таблица 4.
Товарная структура импорта СССР и РФ в 1990-1999гг., в % к итогу[1].
|Товарные группы |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995
|1996 |1997 |1998 |1999 |
|Продовольствие и |20,8 |27,9 |26,0 |22,2 |27,7 |28,2
|25,2 |25,1 |26,3 |27,0 |
|с/х сырье | | | | | | | | | | |
|Минеральные |2,9 |2,9 |2,7 |4,0 |6,5 |6,4 |6,4 |5,7 |5,1
|5,2 |
|продукты | | | | | | | | | | |
|Металлы, |5,4 |6,2 |3,3 |3,5 |6,7 |8,4 |9,8 |7,1 |6,6 |7,8 |
|драгоценные камни и| | | | | | | | | | |
|изделия из них | | | | | | | | | | |
|Продукция |10,9 |12,4 |9,3 |6,2 |10,0 |10,9 |14,4 |14,9 |14,9
|15,9 |
|химической | | | | | | | | | | |
|промышленности, | | | | | | | | | | |
|каучук | | | | | | | | | | |
|Древесина и |1,1 |1,1 |1,2 |0,5 |1,5 |2,4 |3,3 |3,6 |3,4
|3,1 |
|целлюлозно-бумажные| | | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | | | |
|Текстиль, |9,3 |9,9 |12,2 |13,9 |7,9 |5,5 |4,8 |4,5 |5,0 |4,9
|
|текстильные | | | | | | | | | | |
|изделия, обувь | | | | | | | | | | |
|Машины, |44,3 |35,6 |37,7 |38,0 |35,2 |33,7 |32,0 |34,7 |35,4
|32,1 |
|оборудование, | | | | | | | | | | |
|транспортные | | | | | | | | | | |
|средства | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|Другие товары |5,3 |4,0 |7,6 |11,7 |4,5 |4,5 |4,1 |4,4
|3,3 |4,4 |
Наиболее масштабной позицией российского импорта является «Машины, оборудование и транспортные средства». Доля этой группы в импорте России составила в 1999г. более 32%. Вместе с тем стоимостные объемы российского импорта этой группы товаров значительно сократились – к 1999г. почти в 5 раз, что обусловлено резким сокращением объемов капиталовложений в стране.
В структуре импорта
существенна доля продовольственных
товаров и
Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта
составляет более 70%. Насколько это явление
негативно, можно видеть из следующего.
В международной
практике существует четкое понимание
того, что государство, у которого
в общем балансе внутреннего
потребления продовольствия доля импортных
поставок приближается к 30%, находится
на грани потери своей экономической
безопасности и независимости. Из этого
следует, что Россия уже далеко перешла
эту грань. Отказавшись от импорта
фуражного зерна для откорма
скота и последующего производства
мясомолочной продукции, Россия ввозит
в больших количествах эти
товары, финансируя тем самым сельскохозяйственное
производство промышленно развитых
стран и содействуя дальнейшему
развалу российского
В российском импорте
заметное место занимают товары народного
потребления, долю которых можно
оценить в 20-25%, однако большая часть
этого ввоза не находит отражения
во внешнеторговой статистике, так
как осуществляется физическими
лицами (так называемая неорганизованная
торговля). В целом более половины
внутреннего товарооборота этой
продукции приходится на импортные
товары, что также неоправданно и
существенно ослабляет
Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли
дает огромные возможности для становления
и развития экономики, формирования
бюджета страны, поддержания благосостояния
народа. Известны две модели внешней
торговли, из которых каждая в своей
стране показала себя успешной. Это
модель с очень совершенной
22 апреля 1918 г. закона о государственной
монополии внешней торговли.
С 1992г. стал функционировать
экспортный таможенный тариф. В первые
два года его действия вывозные пошлины
охватывали около ѕ российского
экспорта: экспорт топливно-сырьевых
товаров, продовольствия, промышленных
полуфабрикатов, а также некоторых
видов готовой промышленной продукции.
Ввоз товаров в Россию был свободен от
квотирования, лицензированию подлежал
ввоз ограниченного круга изделий, к которым
относились химические средства защиты
растений, лекарства, промышленные отходы,
а также товары, включенные в перечень,
определяемый Правительством и Президентом
(вооружение, боеприпасы, ядерные материалы
и технологии, драгоценные металлы и камни,
наркотические, психотропные вещества
и яды, продукция, имеющая двойное назначение).
Импортные поставки регулировались преимущественно
тарифными и налоговыми мерами.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995г.: либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена льгот с некоторыми исключениями к таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам. Вывозные таможенные пошлины были отменены 1 апреля 1996г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату с 1 июля 1996г.