Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:29, курсовая работа
В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества.
Введение. 3
Российская Федерация в международной торговле. 5
Структура внешней торговли России 10
1.1. Структура экспорта. 10
1.2. Структура импорта. 19
Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 24
Повышение эффективности внешней торговли России. 28
Заключение. 33
Список использованной литературы 35
Августовский кризис
1998г. внес некоторые коррективы в
систему внешнеторгового
1999г. установлены вывозные пошлины на
некоторые нефтепродукты, цветные металлы
и их отходы, лесоматериалы из ценных пород
дерева, необработанные шкуры и кожи, масличные
семена и соевые бобы, этиловый спирт и
крепкие спиртные напитки, рыбу и морепродукты.
Вывозные таможенные пошлины применяются
только к товарам, вывозимым за пределы
стран СНГ, а также используется механизм
корректировки вывозной пошлины в зависимости
от изменения мировой конъюнктуры. Кроме
того, вывозные пошлины устанавливаются
только на срок 6 месяцев, после окончания
которого либо утверждается новый экспортный
тариф, либо продлевается действие существующих
ставок, либо пошлины отменяются. Последствия
августовского кризиса несколько замедлили
процесс либерализации внешнеторгового
регулирования, например, до конца
1999г. (вместо конца 1998г.) был продлен график
снижения таможенных пошлин на ряд товаров.
На рынок России
часто проникают без какого-
России), создаваемые "на один день",
чтобы отхватить кусок и безнаказанно
уйти вовремя.
В последние годы
в стране многие тысячи промышленных,
транспортных и сельскохозяйственных
предприятий, научно-исследовательских
организаций и акционерных
В нефтяном секторе
страны при попустительстве
Таможенная служба
является частью системы федеральных
органов исполнительной власти и
становится важным фактором обеспечения
экономической безопасности РФ. Созданы
необходимые правовая база и таможенная
инфраструктура, способные обеспечить
выполнение задач, поставленных перед
таможенными органами Президентом
и Правительством
России. Роль российской таможенной системы
возросла в последние годы в связи с тем,
что значимость таможенного контроля
и регулирования по мере развития интеграционных
процессов усиливается.
Таможенная граница
является первым местом оценки соответствия
стоимости и потребительской
стоимости, цены и качества товаров.
Отсюда актуальность наиболее точной
оценки таможенной стоимости и товарной
(товароведческой) экспертизы товаров,
что важно также и для экспортируемых
отечественных товаров, к более высокому
мировому рейтингу которых должно стремиться
государство.
Участники внешнеэкономической
деятельности нередко используют манипуляции
с таможенной стоимостью как один
из способов ухода от уплаты таможенных
платежей. Это послужило причиной
замены адвалорных ставок таможенных
платежей на специфические и
Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.
Повышение эффективности внешней торговли России.
Несмотря на переживаемые
в настоящее время социально-
- огромные природные
богатства, обеспечивающие
- еще сохраняющийся
высокий научно-технический
- значительные трудовые ресурсы всех уровней;
- относительно
низкая стоимость труда всех
уровней (практически на
Вместе с тем современная политическая ситуация в стране характеризуется также и наличием целого ряда факторов, негативно влияющих на дальнейшую стабилизацию и развитие ВЭС:
- политическая нестабильность;
- практически полный
отказ государства от
- общий экономический
спад, обусловленный первыми двумя
факторами, а также резким
- развал СЭВ и потеря многих сегментов рынков стран, ранее входивших в это содружество;
- уход с рынков
большинства развивающихся
- фактический отказ
государства от контроля за
за внутренними ценами
- низкая конкурентоспособность
большого числа российских
- рост внешнего
долга, составившего на начало
2000г. более 140 млрд. долл., и перевод
России в группу наименее
Будущая модель вхождения
России в мировое хозяйство должна
носить в основном производственно-инвестиционный
характер и основываться на всемирном
учете существующих российских конкурентных
преимуществ и слабостей. К наиболее
значимым преимуществам можно отнести
следующие:
- крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые
ресурсы, имеющие по некоторым категориям
мировое значение;
- наличие отвечающих мировому уровню,
а иногда превосходящих его промышленных
и научно-технических мощностей;
- многочисленные трудовые ресурсы с высоким
общеобразовательным уровнем и хорошей
профессиональной подготовкой;
- крупные масштабы основных производственных
фондов в промышленности и транспорте,
позволяющие экономить на инвестиционных
затратах.
Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.
А именно:
- преобладание неконкурентоспособных
по современным стандартам технологий
и методов организации производства, его
чрезвычайно высокая ресурсоемкость и
затратность (в том числе и в технологически
продвинутых секторах);
- колоссальный износ основных фондов,
ограниченные возможности внутреннего
накопления;
- слабая мотивация и низкая интенсивность
труда, инерция бюрократизации экономики,
а также значительная социально-политическая
неустойчивость;
- резкая неравномерность в экономическом
развитии регионов и разрывы в стандартах
жизни между ними;
- ощутимая особенно после распада единого
народно- хозяйственного комплекса СССР
иррациональность размещения производства,
зон потребления коммуникаций (включая
экспортные), высокая доля дальних перевозок
на транспорте;
- большая зависимость стандартов жизни
и производственной модернизации от импорта
и привлечения зарубежных кредитов, сложное
положение с платежами по достигшей крупных
масштабов внешней задолженности;
- разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся
линий хозяйственных и торговых связей,
отсутствие опыта бизнеса маркетинга
в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.
В конкретных условиях
начала переходного периода
Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Очень большая конкуренция
у России в области торговли оружием.
Российское оружие обладает неплохими
боевыми качествами, низкой стоимостью,
а большие запасы избыточного вооружения
позволяют России осуществлять поставки
в рекордно короткие сроки. Но, несмотря
на это, потенциал экспорта российского
оружия ограничен. Прежде всего потому,
что торговля вооружением и военной техникой
(ВВТ) более прочих подвержена влиянию
внешнеполитических факторов, которые
сводят на нет технические и прочие достоинства
российского оружия.
Несмотря на завершение
перевооружения стран Ближнего и
Среднего
Востока, это регион до конца века останется
крупнейшим покупателем оружия.
В 1996 году туда было поставлено вооружений
на 15,3 млрд. долл., что составило 40% мирового
рынка ВВТ. На долю России пришлось лишь
600-700 млн. долл. Москва не получила обещанных
грандиозных многомиллиардных контрактов,
доставшихся победителям Хусейна. Заказы
Саудовской Аравии,
Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США
и Францию, которые обеспечивают безопасность
местных режимов и предоставляют покупателям
привлекательные офсетные программы.
Россия в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО «Смерч» в Кувейт и ОАЕ, полученные Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.
Альтернативой аравийским
импортерам могли бы стать Ирак и
Ливия, нуждающиеся в модернизации
армий и традиционно
Продажи в Иран
сдерживаются из-за давления на Россию
со стороны США.
Пороговый уровень российских поставок
Тегерану, за которым могут последовать
репрессии против Москвы, ограничивается
350-400 млн. долл. Для
«недестабилизирующих» систем вооружения.
Некоторые возможности
есть у России в Сирии, Алжире и
Египте, но потенциал импорта этих
стран далёк от ёмких рынков аравийских
импортёров.
При тщательной работе с большим количеством
небольших контрактов Россия может экспортировать
на Ближний Восток оружия на 600-700 млн. долл.
Ежегодно и контролировать 5-6 % этого рынка.
Более благоприятны
перспективы наращивания
Наибольшие надежды
на рост экспорта ещё некоторое время
назад связывались с Юго-
Индонезией и Филиппинами.
Заключение.
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации в Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.
Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Успехи, а равно
и неудачи в торговле не являются
чем-то статичным.
Конкурентоспособность по отдельным видам
продукции может варьироваться от компании
к компании, когда изменения на рынке или
внедрение новых технологий делает возможным
выпуск более дешевых изделий улучшенного
качества. История и опыт свидетельствуют,
что целые страны, обладающие определенными
преимуществами, скажем, в стоимости трудовых
или природных ресурсов, могут утратить
конкурентоспособность некоторых своих
товаров или услуг по мере своего экономического
развития. При наличии стимулов, которые
предоставляет открытая экономика, однако,
они быстро приобретают конкурентоспособность
в каких-нибудь других областях. Этот процесс,
как правило, является постепенным, так
как в той мере, в какой системе торговли
дозволено функционировать без каких-либо
сдерживающих факторов протекционизма,
фирмы заинтересованы в адаптации своей
деятельности к новым условиям, причем
это происходит достаточно целенаправленно
и относительно безболезненно.