Российская налоговая политика и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

 Данная функция  неотделима от фискальной и  находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  - регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;

  - регулирование развития народного  хозяйства,  общественного производства  в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

Стимулирующая подфункция налогов  реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.  Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,  реконструкцию, расширение  производства  товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.  Так,  в настоящее время нет,  пожалуй, более важной для нас задачи,  чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы  (включая  рыболовецкие), совхозы,  другие сельскохозяйственные продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности  в  колхозе или совхозе менее 25%,  то и они освобождаются от налогов, если более 25%,  то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.

   Приведенные положения могут служить  примером  использования государством возможностей  налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.

  Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую  рыночную экономику невозможно  себе представить без развития  малого бизнеса. Без него трудно  создать благоприятную для функционирования  товарно-денежных  отношений   экономическую  среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия,  "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из  смежных отраслей,  плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

     Государство должно  способствовать  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных  фондов  финансирования малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и  т.п.   Но   главное средство оказания  содействия  малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

    В России  к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100  чел.,  в  других  отраслях  производственной сферы  - до 50 чел.,  в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел.  Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми  предприятиями  на  строительство, реконструкцию и  обновление  основных  производственных фондов, освоение новой техники,  полностью  освобождается  от  налогов. Если малое предприятие не "проедает" полученную прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирует, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы установленного количественного критерия - численности  работающих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности - численность работающих  на  предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно будет облагаться налогом в общем порядке.

Не менее  существенна другая льгота,  предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров  предприятия, но и  рода  деятельности:  освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных  материалов  при  условии,  что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% в общей сумме выручки от  реализации продукции (работ,  услуг).  В отличие от первой льготы,  предоставляемой малым  предприятиям,  последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации.  Очевидно,  она направлена  на  то, чтобы помочь  малым  предприятиям окрепнуть,  стать,  как говорится, на ноги.

Стимулирующая.

  С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.  стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение,  реконструкцию, расширение  производства  товаров  народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда  других освобождается от налогообложения.

   Эта льгота,  кончено, очень существенная. В  прежнем Законе о налогах этой  льготы не было.  Сделан очевидный  шаг вперед. Очевидный, но непоследовательный. Во многих развитых странах  освобождаются от налогообложения  затраты  на  научно  - исследовательские и опытно - конструкторские работы. Делается это по разному. Так, в Германии указанные затраты  включаются  в  себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или  частично  исключаются из облагаемой  налогом  прибыли.  Аналогичная  норма  была предусмотрена и  у  нас  в  прежнем  законодательстве:  облагаемая прибыль уменьшалась на сумму,  составлявшую 30% затрат на проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских  работ. Было бы целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

1.3 Классификация

      За длительную историю становления и развития государства придумано великое множество различных налогов. В старые времена, когда правители не очень заботились о своем политическом имидже, не было предела их фантазии в придумывании того, за что можно было бы содрать с подданных лишнюю денежку. Вводились, к примеру, налоги на скаковых лошадей и экипажи, бархат и кружева, меха и драгоценности, на необычные виды построек, балконы, окна, печные трубы.

      Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболее существенное значение в современной теории и  практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1) по способу  взимания налогов;

2) по субъекту-налогоплательщику;

3) по органу, который устанавливает и конкретизирует  налоги;

4) по порядку  введения налога;

5) по уровню  бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6) по целевой  направленности введения налога;

 7) по срокам уплаты налогов

Глава 2 Принципы налоговой системы

2.1. Принципы построения налоговой системы

     Налоговая  система Российской Федерации  строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:

   1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;

   2) гибкость налоговой  системы, обеспеченная возможностью  ежегодно уточнять ставки налогов  и осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

   3) социальная направленность  налоговой системы, связанная  со стимулированием социального  и экономического развития страны  с учетом таких фак-торов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

     Налоговая  система РФ включает федеральные,  республиканские (краевые, областные,  автономных образований) и местные  налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

2.2 Федеральные  налоги

 

     Федеральные  налоги, порядок их зачисления  в бюджет или внебюджетный  фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов  устанавливаются Федеральным Собранием  РФ. При этом ставки налогов на отдельные  виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

     Льготы по федеральным  налогам могут устанавливаться  только федеральными законами  о налогах. При этом органами  законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

  1. НДС;
  2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3. налог на прибыль организаций;
  4. налог на доходы от капитала;
  5. подходный налог с физических лиц;
  6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  7. государственная пошлина;
  8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. налог на пользование недрами;

10)  налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11)  сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными ресурсами;

     12)  федеральные  лицензионные сборы.

2.3 Принципы (основы) налогообложения государства.

Адам Смит сформулировал  четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных  в любой системе экономики:

1)Подданные государства  должны участвовать в содержании  правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством  и защитой государства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им приводит к так называемому  равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо должен быть точно определен  (срок уплаты, способ платежа,  сумма платежа).

3) Каждый налог должен  взиматься тем способом или  в то время, когда плательщику  удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа как можно  меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог).

На основе четырех  принципов Адама Смита налогообложения (указанных выше) к настоящему времени  сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и  юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую  выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами,  оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Информация о работе Российская налоговая политика и её особенности