Российская налоговая политика и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

3.2. Уклонение  от налогов и рациональный выбор налогоплательщика

Уклонение от уплаты налогов  стало нормой поведения многих хозяйствующих  субъектов. В результате они получают средства для выживания бизнеса  и неформального решения производственных и социальных вопросов в условиях несовершенных общественных институтов и высокой коррупции. Вместе с тем это приводит к недостаточному финансированию общественного сектора хозяйства, нарушению правил честной конкуренции, росту коррупции, оттоку капиталов за рубеж и др.

Теоретически оптимальный уровень налогов, отражающий предпочтения налогоплательщиков в части оплаты общественных товаров, можно обосновать исходя из критериев экономической эффективности и принять соответствующее решение, опираясь на единогласие граждан. Однако на практике добровольная реализация подобного решения затруднена по нескольким причинам.

Во-первых, возникает  проблема так называемого «безбилетника». Некоторые виды индивидов могут  считать целесообразным уклоняться от уплаты налогов, надеясь на то, что  их действия в составе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными, не повлияют на решение других об уплате налогов и не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.

Во-вторых, по техническим  причинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно. Правило большинства создает объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости.

Классическую модель рационального выбора налогоплательщика  разработали М.Аллингам и А.Сандмо. Согласно их допущениям, решение об уклонении или уплате налога налогоплательщик принимает под влиянием таких  факторов, как ставка налога, вероятность обнаружения факта уклонения и размер штрафных санкций. Предложенная в настоящей работе модель рационального выбора налогоплательщика несколько расширена с целью адаптации к условиям трансформационной экономики, упрощена.

По сравнению с классической моделью в ней приняты следующие изменения и дополнения: на полезность уклонения налогоплательщика влияют не отдельные налоги, а вся их совокупность, действие которой выражается через среднюю ставку налога или налоговый коэффициент; размер штрафа предоставлен как функция от сокрытого налога, а не от незадекларированного дохода; дополнительно учтены следующие факторы, влияющие на изменение индивидуальной полезности налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов:

- комиссионные вознаграждения  посредникам за оказание услуг по такому уклонению;

- внешние издержки  на содержание «крыши», взятки  проверяющим, «добровольные» пожертвования  властям различных уровней;

- внутренние издержки, связанные с: необходимостью осуществления операций с неучтенными наличными деньгами и товарами, ведения двойной бухгалтерии, регистрации и содержания фирм, призванных выполнять отдельные функции по уклонению.

Для борьбы с уклонением целесообразно увеличить размеры  штрафов, тем более что в отличие  от усилий по повышению вероятности его обнаружения данная мера не требует значительных дополнительных затрат. Однако такое предположение ошибочно. Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов необходимо ужесточить наказания для посредников с тем, чтобы их бизнес стал более рискованным. Это потребует от них если не прекращения его вообще, то повышения размера комиссионных. В результате большинство налогоплательщиков будут вынуждены отказаться от услуг посредников, а без них перестанут действовать наиболее распространенные схемы уклонения и многократно возрастет вероятность его обнаружения.

 

3.3 Налоговое регулирование и его особенности в России

Налоговое регулирование  — совокупность мер косвенного воздействия  государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидок на инвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льгот, поощряющих деловую активность.


Осуществляя воздействие  на экономику, государство, как правило, стремится к достижению:

—    постоянного  устойчивого экономического роста;

—    стабильности цен на основные товары и услуги;

—    полной занятости  трудоспособного населения;

—    определенного  минимального уровня доходов населения;

—  социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

—   равновесия во внешнеэкономической  деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить моры по их ограничению и регулированию. По ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цеп, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и к, тому лее снизится конкуренция на рынке труда. Рост заработной платы стимулирует ускорение автоматизации производства и увеличивает безработицу. Снижение налогов, увеличение государственных расходов на социальные цели порождает бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом, сбалансированность, оптимизации налоговых регуляторов — первейшая задача налоговой политики государства.

          Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждает осуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественные потребности. Наряду о выполненном чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия па общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех пли иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий па мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

— бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, па поддержание розничных  цен;

—     государственные инвестиции в экономику;

—   прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;

 — введение при  необходимости денежно-кредитных  ограничений: регулирование цен,  условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль;

—    лицензирование;

—  совершенствование  законодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;

—  финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

—   осуществление  эффективной налоговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Заключая курсовую работу, еще раз очертим тот круг методологических проблем, без решения которых  невозможно сколько-нибудь существенно  про-двинуть систему российского налогообложения к международным стандартам, постепенно реализующим «золотые правила»  организации податных прав и обязанностей плательщиков и контролирующих фискальных органов.

Следует всегда помнить, что изменение состава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами.

Увеличение вычетов  в пользу государства из дохода предприятий вызывает у них стремление компенсировать новые фискальные изъятия урезанием заработной платы своих работников, удлинением их рабочего дня и интенсификацией труда, снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией  на других частях издержек на выпуск продукции.

Изменение состава и  уровня налогов вследствие проведения радикальной налоговой реформы  может самым причудливым образом  сказываться на эко-номике страны предпринимательстве, населении привести к глубоким кол-лизиям между поставленными целями и полученными конечными ре-зультатами. Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступ-ления в казну.

Еще в 1920-е годы профессор  П.П.Гензель писал, что всякий новый  налог хуже старого. К такому выводу он пришел в результате осмысливания  стихийной самоочистки налогов  в практике хозяйствования применительно  к объективным условиям рыночной коньюктуры. Налогообложение – эволю-ционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осто-рожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения пол-ностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально воз-лагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.

Следует отметить, что  в механизме взимания региональных и местных налогов имеются недостатки. Большинство таких недостатков связаны с нечетким построением налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права.  Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этим требуются значительные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.

Список литературы:

    1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. - 4-е изд., испр. и доп.- Новосибирск: «ЮКЭА», 2000. -514с.
    2. Бродская Т.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. –Москва: «РИОР»,  2008. -202с.
    3. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5-е изд. испр. и доп.- Москва: ООО «ЮРАЙТ-ИЗДАТ», 2005. -714с.
  1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. -Москва. ЗАО «МЦФЭР», 2004. -549с.
    1. Трошин А.Н. Финансы и кредит: Учебник. –Москва. «ИНФРА-М»,  2009.-397с.
    2. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник. 6-е издание. Киров. «АСА», 2007. – 845с.
    3. www.wikipedia.ru//Википедия.
    4. http://dvo.sut.ru/libr/ectiop/i205temr/index.htm// Темрязян Л.А.

Налоговая политика России

    1. http://base.garant.ru/10900200//Налоговый Кодекс РФ.
    2. http://www.nalogkodeks.ru/articles.php?lng=ru&pg=168// 

Журнал «Налоговая политика и практика»

 


Информация о работе Российская налоговая политика и её особенности