Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:15, реферат
Целью работы является исследование деятельности российских транснациональных корпораций на внешних рынках на основе комплексного подхода, учитывая экономические, геополитические и социальные факторы.
Чтобы осуществить поставленную цель, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность ТНК как хозяйственных субъектов;
- проследить отличительные особенности российских ТНК;
- проанализировать деятельность крупнейших российских ТНК внешних рынках.
Введение 3
1. ТНК как субъекты хозяйства. 4
2.Российские ТНК в мировой экономике. 7
Заключение. 10
Литература. 13
Оглавление
Введение 3
1. ТНК как субъекты хозяйства. 4
2.Российские ТНК в мировой экономике. 7
Заключение. 10
Литература. 13
Международные корпорации в современном мире являются одними из наиболее важных акторов внешнеэкономической деятельности. Их быстрое и стремительное развитие обуславливается постоянно расширяющимся процессом глобализации. Нарастающий товарооборот, углубление международного разделения труда способствовало созданию транснациональных корпораций. ТНК – основные проводники и институциональные звенья глобализации.
Транснациональная корпорация
как понятие появилось в России
в марте 1998 года. Оно описано во
2 статье Конвенции о транснациональных
корпорациях, которая была подписана
главами семи государств СНГ. ТНК
– такие экономические
За последнее время российский бизнес все более активно вкладывает свои активы зарубеж. Транснационализация российских корпораций продвигается столь быстрыми темпами, что все более расширяется список необходимых экономических реформ, для более эффективного функционирования ТНК, и ряд проблем находит свое отражение в трудностях с которыми сталкивается развивающийся российский бизнес. Это в свою очередь препятствует полноценному включению процесса транснационализации, нашего крупного бизнеса в общий комплекс вопросов, на основе которых вырабатывается и реализуется внешнеполитическая стратегия государства. Надо отметить тот факт, что значительно отстает наработка законодательной и налоговой баз для ТНК, выходящих на внешние рынки, отсутствует стратегическое прогнозирование этих процессов. Все это ставит перед российским бизнес – сообществом насущную задачу формирования внятной идеологии транснационализации. Цель такой идеологии – не только способствовать решению практических задач, тесно соотнося интересы ТНК и национальные интересы России, но также объяснить государству и обществу, что мощный прорыв российского бизнеса на зарубежные рынки становится одним из основных путей к экономическому благополучию России.
Целью работы является исследование деятельности российских транснациональных корпораций на внешних рынках на основе комплексного подхода, учитывая экономические, геополитические и социальные факторы.
Чтобы осуществить поставленную цель, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность
ТНК как хозяйственных
- проследить отличительные особенности российских ТНК;
-проанализировать
Транснациональная корпорация как термин возник на переговорах ООН об ограничении деятельности межгосударственных монополий.
По определению ООН, ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.1
При этом эксперты
ООН относят к международно-
Всего в мире насчитывается более 83 000 транснациональных корпораций и еще больше их филиалов. Из 100 крупнейших экономических субъектов мира 51 представляют ТНК.
Родиной транснациональных корпораций является США. Также большинство ТНК находится в Евросоюзе, Японии, в которой основаны 126 международных корпораций, следующее место по количеству закреплено за Швейцарией и Южной Кореей, Канада выпустила 6 корпораций, и, наконец, Бразилия и Австралия – по 5 ТНК. На все остальные страны в современном мире приходится лишь 11 ТНК.
Экономическая мощь транснациональных
корпораций во многом превосходит мощь
большинства государств. 200 крупнейших
ТНК образуют ¼ объема мировой
торговли. ¾ мировых обменов
Одной из основных причин возникновения ТНК является «интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил»2, то есть обобщение и усиление взаимозависимости экономик стран. Еще одной причиной является неодинаковые темпы накопления капитала.
Экспансия капитала за границей и создание там собственных отделений как причина проявляется в взаимопроникновении капиталов ТНК, которая использует свое технологическое превосходство, более слаженную организацию производства, и превосходящую в разы финансовую мощь.
Стремление к получению сверхприбылей вытекает из предыдущей причины. Сверхприбыль корпорация получает, когда её производственные мощности, посредством диверсификации риска, начинают быстрыми темпами нарастать. Следующей причиной является «жесткая конкуренция, ведущая к концентрации производства и капитала в международном масштабе»3. ТНК, размещая капитал в разных странах, как правило, несут меньше потерь во время кризиса.
И последней из выделенных
причин является снижение значения геополитических
и экономических границ. В современном
мире в условиях глобализации –
усиления взаимозависимости экономик,
перемен в геополитических
В современном мире полем деятельности ТНК являются, в основном, развитые страны. Так как страны с развитой экономикой имеют куда большие финансовые и технологические возможности, чем у страны с развивающейся экономикой. Около 10 стран получают 90% всех инвестиций, поступающих в развивающиеся станы, на долю беднейших государств приходится менее 10% частных инвестиций.
ТНК, по сути, являются международными монополистическими образованиями. В зависимости от взаимозависимости внутренних предприятий в ТНК выделяют несколько форм организации их функционирования, такие как картель, трест, концерн и конгломерат.
У современных ТНК существует три вида стратегий – это глобальная, транснациональная и стратегия дублирования отечественной бизнес – модели.
При глобальной стратегии
главная цель компании – это создание
стандартизированных товаров
Транснациональная стратегия
предполагает оптимальное сочетание
преимуществ повышения
Стратегия дублирования отечественной бизнес – модели заключается в использовании специфических национальных преимуществ компании в качестве средства конкурентной борьбы на мировых рынках. При применении данной стратегии транснациональная корпорация переносит способы работы на местном региональном рынке базирования на все остальные рынки своей деятельности. Данная стратегия характерна для добывающей промышленности. Такой тип стратегии используют большинство российских ТНК.
С ростом числа транснациональных корпораций в мире, как у принимающих стран, так и у стран базирования капитала появляются как определенные выгоды, так и соответствующие минусы. Остановимся на этом поподробнее.
Принимающая страна получает
определенные выгоды. Основной из них
является получение дополнительных
ресурсов, таких как более новые
технологии, более дешевые факторы
производства, капитал новая более
квалифицированная рабочая
В результате притока иностранного капитала и более дешевых факторов производства происходит «стимулирование развития национальной экономики»4. Это обуславливается обострением конкурентной борьбы национального и иностранного производителей, и предполагает улучшение качества производимой продукции.
С увеличением количества факторов производства происходит снижение издержек производства и увеличение объема производства и дохода. Но данный эффект характерен, в основном, для краткосрочного периода, так как есть риск перенакопления готовой продукции при неизменном объеме продаж.
С привлечение международных
корпораций на территорию страны увеличивается
объем налоговых поступлений
в государственную казну
Принимающая страна получает довольно много плюсов от привлечения иностранных компаний, но также существуют и весомые минусы.
Одним из них является то, что ТНК допускают нарушения прав человека, трудовых стандартов, экологических и социальных требований. Во – первых ТНК способна намеренно манипулировать ценами дабы избавиться от налогов. Во – вторых транснациональная корпорация часто устанавливает жесткий внешний контроль над производством. В – третьих, происходит размещение более грязных производств в развивающихся странах.
Основной выгодой страны, ввозящей капитал, (страны базирования) является более выгодная реализация капитала на территории принимающей страны, чем соответствующая реализация на своей территории. Также вывоз капитала повышает имидж и влиятельность страны на международной арене. Расширение рынков сбыта предполагает увеличение прибыли корпорации и как следствие ее расширение.
Вывоз капитал также имеет
отрицательные последствия. В первую
очередь это потери в росте
ВВП, вследствие вывоза инвестиций. Происходит
сокращение рабочих мест в силу перемещения
их в принимающую страну и сокращения
производства в стране базирования.
Вследствие инвестирования в другие
страны происходят потери в платежном
балансе и сокращение налоговых
поступлений. Следует сделать вывод,
что транснациональные
Рассмотрев особенности транснациональных корпораций, как субъектов экономики и выяснив, что они собой представляют, характеристики их деятельности можно перейти к рассмотрению экономической деятельности российских ТНК на мировом рынке.
Российские ТНК совсем недавно появились на международной арене и начинают утверждаться как часть мирового экономического развития.
Транснациональные компании отличаются от простых фирм прежде всего наличием широкой сети заграничных филиалов и дочерних компаний производственного характера, которые создаются путём прямого инвестирования или покупки акций действующих компаний.
В 1991 году ОАО «Лукойл» и
РАО «Газпром» в публикациях
ЮНКТАД были отнесены к мировым
транснациональным компаниям. В
докладах ЮНКТАД, рассматривающих деятельность
ТНК, также присутствуют и такие
российские транспортные компании, как
«Дальневосточное морское пароходство»,
«Приморское морское
Кроме вышеперечисленных компаний на мировом рынке укрепляют свои позиции Норникель, Русал, Северсталь.
Типичным мотивом для российских ТНК, особенно в сделках по поглощению зарубежных фирм, является поиск рынков. Ведущие инвесторы являются крупными экспортерами, и их ПИИ стимулируют продажи.
20 ведущих российских нефинансовых ТНК в начале 2010 года.5
№ |
Компания |
Активы, млрд $ | |
Всего |
Зарубежные активы | ||
1 |
ЛУКОЙЛ |
79,0 |
28,0 |
2 |
Газпром |
276,6 |
19,4 |
3 |
Евраз |
23,4 |
10,4 |
4 |
Северсталь |
19,6 |
9,9 |
5 |
Мечел |
13,2 |
5,1 |
6 |
Норильский никель |
22,8 |
5 |
7 |
Совкомфлот |
6,1 |
4,7 |
8 |
Система |
42 |
4,3 |
9 |
НЛМК |
12,5 |
4 |
10 |
ВымпелКом |
14,7 |
3,8 |
11 |
РЕНОВА |
20 |
3 |
12 |
ТМК |
6,7 |
2,2 |
13 |
ИНТЕР РАО ЕЭС |
3,4 |
1,3 |
14 |
Зарубежнефть |
2,8 |
1,3 |
15 |
ОК «РУСАЛ» |
23,9 |
1,1 |
16 |
Атомэнергопром |
22 |
0,8 |
17 |
ДВМП |
2,3 |
0,7 |
18 |
Полюс Золото |
3,8 |
0,5 |
19 |
ОМЗ |
1,4 |
0,5 |
20 |
Акрон |
2,8 |
0,4 |
21 |
Всего |
598,9 |
106,5 |