Российское государство и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата – конкретизировать роль государства в регулировании экономики, а также сравнить экономические модели России в социалистический и современный период.
Для достижения данной цели мы обозначим следующие задачи:
1. Описать функции государства и методы регулирования государства в экономике;
2. Рассмотреть исторические формирования экономических отношений в России,
3. Обозначить роль государства в экономике современной России.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Роль государства в экономике........................................................................4
1.1. Функции государства в экономике.........................................................4
1.2. Методы государственного регулирования...........................................6
2. Российское государство и его роль в экономике........................................8
2.1. Социалистический период....................................................................8
2.2. Постсоциалистический период.............................................................11
Заключение.........................................................................................................14
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по макроэкономике.docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Сибирский государственный  университет путей сообщения

Кафедра «Экономическая теория и антикризисное управление»

 

Государство в экономике: история и современность

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»

 

          Руководитель:                                                                             Выполнил: студент гр. ТД-212

          доцент Р. Н. Шматков                                                                      Ганжуров Павел

 

 

                               ---------------------                                                    -------------------------------

                             (дата проверки)                                                    (дата сдачи на проверку)

 

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                     (запись о допуске к защите)

                   ___________________________                          _________________________

              (оценка по результатам защиты)                          (подпись преподавателя)

 

 

 

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................3

1. Роль государства в экономике........................................................................4

1.1. Функции государства  в экономике.........................................................4

1.2. Методы государственного  регулирования...........................................6

2. Российское государство и его роль в экономике........................................8

2.1. Социалистический период....................................................................8

2.2. Постсоциалистический период.............................................................11

Заключение.........................................................................................................14

Список литературы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во всем мире социальные, политические факторы, а в частности, государственное регулирование, были и остаются общепризнанными и необходимыми условиями жизнеспособности и эффективного функционирования системы в экономике. Однако, выражение "государственное регулирование" продолжает вызывать серьезные дискуссии и споры. Фактически, когда заходит речь о попытках разобраться в данной ситуации, то сразу же возникает множество вопросов, касающихся роли государства в сфере экономики: Какое влияние государство имеет на экономику? Приносит ли стабильность госаппарат при своем вмешательстве в экономику? Почему одними видам экономической деятельности занимается частный сектор, а другими государственный?

Со временем, все эти  вопросы приобретали все больший  интерес по мере последовательного развития структуры и организации общественно-политических систем, разграничения государства и общества, политической, социальной и духовной сферы. Объектом исследования является роль государства в экономике. Предметами исследования будут способы и методы воздействия правительства на внутренние экономические процессы.

Цель данного реферата – конкретизировать роль государства в регулировании экономики, а также сравнить экономические модели России в социалистический и современный период.

Для достижения данной цели мы обозначим следующие задачи:

   1. Описать функции государства и методы регулирования государства в экономике;

   2. Рассмотреть исторические  формирования экономических отношений  в России,

   3. Обозначить роль государства в экономике современной России.

 

 

1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

1.1. Функции государства в экономике

Политика правительства, ведущая к успеху - это политика, которая создает среду, где фирмы в состоянии достигать конкурентных преимуществ, а не та, при которой правительство непосредственно вовлекается в сам процесс, за исключением случаев, когда страна находится на раннем этапе развития. Таким образом, роль государства скорее косвенная, чем прямая.

Проявление роли государства  в рыночной экономики осуществляется через его функции, которые достаточно сложные и многообразны, поскольку все они имеют свою собственную предметно-политическую характеристику.

Мы выделим две основные группы, которые регулируют функции государства:

1) Функции корректировки распределения ресурсов, перераспределения доходов, обеспечения экономического роста и стабильности.

Одна из важнейших функций - стимулирование сбалансированного экономического. Благодаря специальным мерам в области фискальной и денежно - кредитной политики государство вступает в схватку с кризисными явлениями, такие как инфляция и спад производства. Таким образом, стимулируется совокупный спрос на товары и услуги, занятость, инвестиции, регулируются налоговые ставки и банковский процент. Мы считаем, что именно в период спада экономики государство осуществляет политику именно так, чтобы задействовать все хозяйственные процессы, а в период ее подъема всячески сдерживает её активность.

Особенно хотелось бы выделить функцию обеспечения занятости. Механизм рынка не способен автоматически реализовать право на труд для тех, кто хочет и может работать. Поэтому, для того чтобы работа рынка стала эффективной нужен оптимальный резерв рабочей силы. Обязанностью государства становится поддержка определенного уровня занятости для регулирования рынка рабочей силы, материального обеспечения граждан, которые лишились рабочих мест или не сумели еще найти новые. Известно, что в рыночной экономике нет никаких гарантий на обеспечение полной занятости населения. Безработица не только серьезный социальный вопрос, но и снижение налогов и потребительского спроса, рост расходов государства на пособия. Поэтому, власти торопятся задействовать все трудоспособное население, расширяют специальные службы занятости, для создания новых рабочих мест, а также проводят переквалификацию и переподготовку специалистов.

Помимо этого, в заботы государства входит еще и функция регулирование цен. Ее значимость велика, так как структура и динамика цен объективно отражают состояние экономики. В то же время, цены активно влияют на инвестиционный процесс, структуру хозяйства, социальную атмосферу, устойчивость национальной валюты. Часто, государство предоставляет особые доплаты производителям значимых для граждан товаров, устанавливает в своем роде лимитные цены, определяя лишь их верхние границы.

Из вышеперечисленных функций, ни одна из них с течением времени не исчезнет и не утратит своей роли. Изменения коснуться лишь механизма, форм и методов осуществления функций государства в экономике.  

2) Обеспечение правовой базы жизнедеятельности рынка - важнейшая функция государства, а также функция защиты и стимулирования конкуренции. Государство принимает новые законы, которые определяют права собственников, регулирующие деятельность предпринимателей, направленную на производство высококачественных медикаментов и продуктов.

 

________________________________

1. Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2007.

1.2. Методы государственного регулирования

Выполняя свои функции, государство применяет разные методы, к которым мировой рынок предъявляет уже свои требования:

Первое и самое главное, исключаются все возможные действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимо тотальное директивное планирование, полный административный контроль над ценами. Государство делает все возможное, чтобы не допустить бесконтрольный инфляционный рост цен.

Кроме того, влияние на рынок только экономическими методами также недопустимо. Если же государство надеется исключительно на административные методы, то оно способно ликвидирует рыночный механизм.

И наконец, рыночные стимулы не должны заменятся экономическими регуляторами. Государство влияет на рыночный механизм через: 1) налогообложение, 2) собственные расходы, 3) предпринимательство.

Госрасходы - одни из важных рычагов политики в макроэкономике. Крупными статьями являются расходы на образование, оборону, социальные льготы. Значительный элемент расходов – трансфертные платежи. К ним относят пособия (на ребенка, по безработице, на детей). Но использовании трансфертных платежей как основного перераспределения доходов не бесконечны.

Не менее важной частью государственной политики являются налоги. Налогообложение играет серьезную роль в распределении доходов. Однако, значительное увеличение сбора налогов подрывает стремление к получению прибыли, а тем самым к инвестициям и высокопроизводительному труду, способствует утечке капитала за рубеж, что негативно отражается на развитии национальной экономики.

Кредитная и налоговая формы регулирования предусматривают использование кредитов и налогов в целях воздействия на объем производства. Изменяя льготы, налоговые ставки, правительство воздействует на сокращение или расширение производства. Если же продавать ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и сокращается производство. Если же скупать ценные бумаги, государство увеличивает резервы банка, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

По нашему мнению, административные методы характерны, в первую очередь, для централизованно управляемой экономики, однако используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики  административными методами определяется необходимым решением для социальных и макроэкономических проблем в интересах всего общества. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений, культуры, науки.

Административные методы включают: финансовую поддержку, которая осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Субсидия - разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Субвенции - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки. Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры зачастую имеют силу приказа.

_________________________

2. Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2007.

2. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

2.1. Социалистический период

В социалистический период, сохранилась бюрократическая система управления промышленностью. Советский режим искусственно поддерживал на госпредприятиях относительно высокий уровень зарплаты, для сохранения поддержки рабочих. Торговцы и частные предприниматели так и не получили правовых и социальных гарантий: они не имели избирательных прав, подвергались различным формам политической дискриминации.

На рубеже 1920-1930 гг. возник самый масштабный и затяжной в мировой истории экономический кризис. Наступала общемировое усиление вмешательства государства и ограничение рыночных отношений.

Для 30-ых годов в СССР характерной стала налоговая реформа (1930 год). Вместо 62 платежей и налогов в бюджет, были введены два основных вида: отчисления от прибыли и налог с оборота. Но так как предприятия работали на базе общеобязательных плановых заданий, то они не осуществляли свою регулирующую роль, а были всего лишь доходами для государственной казны.

В постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря     1947 г. было принято решение о проведении денежной реформы. Во-первых, денежная реформа была ориентирована на защиту экономических интересов малообеспеченных частей населения, в то же время нанося удар по «теневой экономике» и спекулянтам. Во-вторых, она отменила параллельное существование нескольких систем цен: рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения; и гарантированных государством, реализуемых по карточкам. Единственным положительным результатом реформы стало фактическое сохранение на 15 лет товарно-денежного баланса и обеспечение стабильности цен.

Если судить по официальной  статистике, 50-е годы. — стали наиболее успешными в послереволюционном периоде хозяйственного развития Советского Союза. Промышленное производство в 1952-1956 и в 1957-1961 г. в среднем ежегодно увеличивалось на 12.2 и 11.7%.

Серьезные изменения механизма управления произошли уже при Н. С. Хрущеве в 1957 г. Они были связаны с переходом от отраслевого к территориальному принципу управления хозяйством в стране. В том же году были расформированы все общесоюзные, союзно-республиканские, и республиканские министерства хозяйственного профиля. На их месте создали 103 экономических района, управление которыми возлагалось на Советы народного хозяйства.

На рубеже 50-60-х гг. экономика  внутри страны оставалась шаткой. Стала более заметной инфляция. Были предприняты меры для стабилизации положения за счет трудящихся. В этом направлении первым шагом была денежная реформа (1961 год). С 1 января в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, т.е. укрупнение денежной единицы страны. Следующим шагом принято считать решение правительства о всеобщем снижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Это было вызвано тем, что динамика роста в производительности труда по стране оказалась ниже запланированной.

В сентябре 1965 года на Пленуме  ЦК было принято постановление «Об совершенствовании планирования, усилении экономического стимулирования промышленного производства и улучшении управления промышленностью», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Правительство страны приняло решение о изменение всей системы планирования экономики. Была необходимым устранена излишняя регламентация хозяйственной деятельности предприятий. Были сокращены плановые показатели, устанавливаемые сверху. Теперь главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятия. Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.

Информация о работе Российское государство и его роль в экономике