Россия и мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Месту России в мировом хозяйстве посвящено огромное количество работ, исследований, публикаций и газетных статей. Кто-то считает, что Россия - мировая сверхдержава, которая оказывает сильнейшее влияние на мировую экономику. Однако существует и другая точка зрения о том, что наша страна уже не играет значительную роль в мировом хозяйстве и не является даже развитой страной. Согласно этому мнению, Россия-развивающаяся страна, причем не одна из лучших.
Определение места той или иной страны в мировой экономике – процесс неоднозначный и сложный, поскольку требует учета огромного количества показателей. В своей работе я попытаюсь объективно рассмотреть позиции нашей страны в мировом хозяйстве, определить причины и предпосылки возможного развития в данном вопросе.

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая работа по МАКРОЭКОНОМИКА тема Россия и мировое хозяйство.docx

— 77.88 Кб (Скачать файл)

В последнее десятилетие  ситуация в валютно-кредитной сфере  России была в существенной  степени  обусловлена спецификой  участия  страны в МФО. Членство в МВФ,  ВБ, БМР и ЕБРР во многом способствовало усилению позиций Российской Федерации  в международной финансовой системе  и позволило привлечь ресурсы  капитала и зарубежный опыт реформирования реального сектора национальной экономики.

Остановимся на участии нашей  страны в деятельности некоторых  МФО.

До недавнего времени  сотрудничество Российской Федерации  с МВФ осуществлялась на основе регулярно  согласуемых проблем, определявших параметры оказания финансового  содействия по линии  банка и обязательства  российской стороны по осуществлению  определенных макроэкономических мероприятий. В Июле 1992 года наша страна получила первый кредит на сумму около 1 млрд дол. В июне 1993 года и в апреле 1994 года в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд дол. каждый, в апреле 1995 года- вредит в  объеме 6,8 млрд дол. В марте 1996 года МВФ  предоставил России кредит по программе  расширения финансирования  10,1 млрд дол. на 10 лет с четырехлетним  льготным периодом (крупнейший на тот  момент кредит в истории Фонда), из которого было выделено 5,8 млрд дол. В  июле 1999 года после окончательного согласования параметров экономического развития МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит в размере 4,5 млрд дол. Первый и последний транш составил 640 млн дол.

 В рамках ст.4 Устава  МВФ проводятся ежегодные двусторонние  консультации для осуществления  комплексного анализа экономической  политики страны и подготовки  соответствующего доклада. В 2000 году в интересах расширения  транспарентности взаимоотношений с Фондом Россия впервые дала согласие на открытую публикацию странового доклада МВФ. Вместе с тем необходимо отметить, что кредитное сотрудничество было прервано в конце 1999 года под предлогом нецелевого использования средств в Российской Федерации. В последнее время наша страна не обращалась за кредитами МВФ.

В настоящее время Российская Федерация вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная  разработка экономической программы  и ее реализации без кредитов МВФ.

С момента вступления в  ВБ Россия получила около 50 реабилитационных займов и кредитов на структурную  перестройку экономики на общую  сумму 10 млрд дол. Из них завершено  займов на сумму 7,1 млрд дол. Бюджетозамещающие займы в портфеле проектов ВБ составляют около 60%, инвестиционные – около 40 %, при этом основная часть займов приходится на энергетический сектор экономики и инфраструктурные проекты. До 1997 года включительно объем заимствований России у ВБ имел положительную динамику. После резкого сокращения деятельности в 1998-1999 годах ее оживление произошло в 2000 году. В 2001-2003 годах ВБ одобрил выделение нескольких займов: на развитие системы городского транспорта в Москве, реконструкцию системы городского теплоснабжения, совершенствование системы городских водоочистных сооружений, грант на прекращение производства озоно разрушающих веществ, финансирование пилотного проекта по устойчивому лесопользованию, переселение россиян с Крайнего Севера, реформу системы образования, развитие систем   Федерального казначейства, модернизацию налоговой службы. В ближайшее время ожидается выделение еще целого ряда инвестиционных займов ВБ. Важное место во взаимодействии России с ВБ занимает экологическая проблематика. Перспективными направлениями сотрудничества становятся также улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды. В свою очередь Российская Федерация предполагает привлекать средства ВБ на сумму 300-500 млн дол. ежегодно. В соответствии с решением Российского правительства в июле 2000 года ВБ включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Вступление Российской Федерации  в БМР свидетельствовало о  признании международным финансовым сообществом заметного прогресса  в интеграции нашей страны в мировую  экономику и отражало объективную  необходимость в развитии сотрудничества центральных банков. Банк России участвует  в работе комитетов и комиссий БМР, в рамках которых осуществляется консультации по вопросам проведения денежно-кредитной валютной политики, разрабатываются рекомендации по совершенствованию  банковского надзора, развитию платежных  и расчетных систем.

Членство в БМР позволяет  Банку России использовать его при  осуществлении депозитных, валютных, кредитных, агентских и других операций, сделок с золотом и ценными  бумагами, обмениваться опытом с ведущими представителями центральных банков зарубежных стран по актуальным вопросам функционирования международной финансовой системы.

Существенное значение для  поддержки  российских экономических  реформ имеет консультативное и  техническое содействие ОЭСР. Основные направления взаимных контактов- разработка антимонопольного законодательства и  законодательства в области налогообложения, привлечение иностранных инвестиций, приватизация, реформа предприятий, банковская реформа, решение проблем  государственного управления  и  регулирования, рыночные преобразования в сельском хозяйстве, реформирование естественных монополий. Одной из важнейших  для России функций ОЭСР является определение кредитного рейтинга, от которого в том числе зависят  условия заимствования на мировых  финансовых рынках.

Россия подала заявку на вступление в ОЭСР в 1996 году. Комитет  по связям между Россией и ОЭСР был создан в 1997 году. Состоялось пять заседаний Комитета, на которых рассматривалась  важнейшие вопросы двустороннего  сотрудничества. Специалисты ОЭСР подготовили  четыре обзора экономического положения  России. В настоящее время Российская Федерация имеет статус наблюдателя  в 12 комитетах, включая 18 рабочих групп. В ближайшей перспективе переговоры о вступлении страны в ОЭСР должны перейти в более активную стадию.

С начала деятельности ЕБРР В РФ было одобрено проектов на общую  стоимость 21,6 млрд евро. Банк фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. Портфельное  соотношение по вложениям ЕБРР в  государственный и негосударственный  сектора составляет соответственно 22 и 78%. В отраслевом разрезе доминирует финансовые учреждения, добывающая промышленность, энергетика, инфраструктура, транспорт и агропромышленный комплекс. Нынешний портфель Банка России достиг 3,3 млрд евро. В конце 2002 года ЕБРР подписал рекордный за всю свою историю кредит на сумму 234 млн евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках стратегии ЕБРР в России на 2003-2004 годы основными направлениями определены инвестиции в корпоративный и финансовый секторы, транспорт и инфраструктуру, содействие малому бизнесу, модернизация банковской системы, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия.

У ЕБРР есть также специальные  программы, ориентированные на  расширение регионального аспекта его деятельности в России, важнейшими из которых  является Программа региональных фондов венчурного капитала, Российский фонд поддержки малого бизнеса, Фонд уставных капиталов малых предприятий. В  настоящее время продолжается диалог с ЕБРР по вопросу открытия Проектных  бюро и представительств Службы деловых  консультации ЕБРР в регионах Российской Федерации. Ожидается, что с учетом дальнейших потребностей в инвестиционных ресурсах масштабы деятельности ЕБРР в нашей стране будут расширяться. При выборе новых проектов ЕБРР будет  руководствоваться такими факторами, как создание благоприятных условий  для привлечения частного сектора, улучшения природоохранных показателей  и инвестиции на цели энергосбережения.

Достаточно тесные отношения  у Российской Федерации складываются и с ЕИБ. Поскольку в соответствии с уставом ЕИБ к финансированию с его участием может быть допущен  проект страны, не являющейся членом ЕС, российское руководство неоднократно обращалось с предложениями включить нашу страну в программы финансирования ЕИБ. В 1999 году было принято принципиальное решение о возможном распространении  на Россию бюджетных гарантий ЕС для  обеспечения возврата кредитов ЕИБ. В последнее время руководство  ЕИБ рассматривает целесообразность крупных инвестиционных проектов на территории РФ,  прежде всего в  сфере инфраструктуры и энергетики. С российской стороны высказывается  заинтересованность в привлечении  кредитов ЕИБ для строительства  кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, модернизации морских портов в Санкт-Петербурге и Мурманске, добыча газа на шельфе Баренцева моря. С учетом заинтересованности стран- членов ЕС в диверсификации источников энергоснабжения возможно активизировать работу по созданию взаимоприемлемого  механизма совместно с участием ЕИБ финансирования проектов в рамках энергетического партнерства Россия-ЕС.

Кроме вышерассмотренных  международных экономических организаций (МЭО), с которыми Российская Федерация  имеет тесные контакты, в качестве наблюдателя она принимает участие  в работе региональных банков развития : МаБР, АзБР,АфБР.

ВТО, в которую Россия стремится вступить с 1993 года, из-за отрицательного отношения к этому  отдельных стран не может принять  ее в свои ряды. Затянувшийся переговорный процесс на определенный момент заблокированный  позицией  США, по целому ряду вопросов представляющих далеко не обоюдовыгодный интерес. Российская Федерация оставляет  за собой право жесткого подхода  к отдельным частным и системным  вопросам.

Требования США принципиально  отличаются от всех остальных. В частности, они требуют обеспечить доступ филиалов американских банков и страховых  компаний на наши финансовые рынки. А  это означает,  что американские компании будут осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации  на основании тех лицензий, которые  выдают им регулирующие органы США, а  нашей страны. Сегодня для российского  финансового рынка такое положение  крайне невыгодно. Масштабы американских финансовых институтов несоизмеримы с  российскими - последние не выдержат конкуренции.

Таким образом, в рассмотрении вопросов пребывания и вступления России в МЭО необходимо трезво оценивать  уже имеющиеся и перспективные  позиции национальной экономики, которая  сегодня, очевидно, позволяет просчитывать ее интересы на долгосрочную перспективу.(2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________

Источники - Национальная экономика: учебное пособие / К.Н.Юсупов,А.В.Янгиров, А.Р.Таймасов; ЗАО «КноРус»., 2008. – 264 с.

Глава 3 Место России в мировой экономике 

 

Проблемы места России в мировой экономической системе  волнуют сейчас не только Россию, но и весь мир. Россия всегда занимала одно из ключевых мест в мировой  экономике, и от того, какими темпами  и в каком направлении пойдет дальше российская экономика, зависит  очень многое :  в связи с  этим могут измениться соотношение  сил, сложившихся на мировых рынках, пропорции мирового хозяйства , что  не безразлично всем странам-участникам.

 

3.1 Россия на  международном рынке товаров  и услуг

 

Положение страны в мировом  экономическом сообществе во многом определяется ее местом на мировом  рынке. Внешняя торговля обеспечивает потоки товаров, услуг, информации, капиталов  между Россией и другими странами и тем влияет на структурную перестройку  экономики, состояние национальной денежной системы, формирование доходов  бюджета. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией  в связи со вступлением в ВТО.

Значение внешней торговли товарами для России подчеркивается тем обстоятельством, что ее динамика уже с 90-ч гг. отличалась от развития других отраслей, в лучшую сторону. Во внешней торговле с 1993 г. Наблюдался устойчивый рост по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту, внешнеторговому сальдо. Осложнялся этот процесс влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

 С 1992по 1997 г. Наблюдался  непрерывный рост внешнеторгового  оборота с 96,6 до 161,0 млрд дол. И импорта с 43,0 до 72,0 млрд дол.(табл. 1) Валютно-финансовый кризис 1998 г в сочетании с падением в 1997-1998 гг цен на нефть- главный экспортный товар России- привел к спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта. Изменение ситуации на мировом рынке нефти в 1992-2004 гг, когда цены на нее возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличить объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо.

В условиях внешней задолженности  положительное сальдо внешней торговли способствовало накоплению иностранной  валюты, обслуживанию и погашению  внешнего долга и в целом проведению России более самостоятельной экономической  политики.

 

 

ТАБЛИЦА1        Объем внешней торговли в России в текущих ценах (млрд долл.)

 

Год

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

1992

96,6

53,6

43,0

10,6

1993

104,0

59,7

44,3

15,4

1994

118,3

67,8

50,5

17,3

1995

145,5

82,9

62,6

20,3

1996

158,6

90,6

68,0

22,6

1997

161,0

89,0

72,0

17,0

1998

132,9

74,9

58,0

16,9

1999

115,2

75,7

39,5

36,2

2000

150,4

105,5

44,9

60,6

2001

156,4

103,0

53,4

49,6

2002

151,8

105,8

46,0

59,8

2003

212,0

135,9

76,1

59,8

2004

276,8

182,0

94,8

87,2


 

Во внешнеторговых отношениях выделяются два крупных политико-географических сектора внешней торговли России: страны СНГ, и дальнее зарубежье. Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с  рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место. Третья группа внешнеторговых партнеров России- государства Центральной и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ. В последние годы растет объем торговли с развивающимися странами – Турция, Южная Корея, Индия, Китай. Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако она не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России.(3)

Информация о работе Россия и мировое хозяйство