Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:38, курсовая работа
Месту России в мировом хозяйстве посвящено огромное количество работ, исследований, публикаций и газетных статей. Кто-то считает, что Россия - мировая сверхдержава, которая оказывает сильнейшее влияние на мировую экономику. Однако существует и другая точка зрения о том, что наша страна уже не играет значительную роль в мировом хозяйстве и не является даже развитой страной. Согласно этому мнению, Россия-развивающаяся страна, причем не одна из лучших.
Определение места той или иной страны в мировой экономике – процесс неоднозначный и сложный, поскольку требует учета огромного количества показателей. В своей работе я попытаюсь объективно рассмотреть позиции нашей страны в мировом хозяйстве, определить причины и предпосылки возможного развития в данном вопросе.
В последнее десятилетие ситуация в валютно-кредитной сфере России была в существенной степени обусловлена спецификой участия страны в МФО. Членство в МВФ, ВБ, БМР и ЕБРР во многом способствовало усилению позиций Российской Федерации в международной финансовой системе и позволило привлечь ресурсы капитала и зарубежный опыт реформирования реального сектора национальной экономики.
Остановимся на участии нашей страны в деятельности некоторых МФО.
До недавнего времени сотрудничество Российской Федерации с МВФ осуществлялась на основе регулярно согласуемых проблем, определявших параметры оказания финансового содействия по линии банка и обязательства российской стороны по осуществлению определенных макроэкономических мероприятий. В Июле 1992 года наша страна получила первый кредит на сумму около 1 млрд дол. В июне 1993 года и в апреле 1994 года в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд дол. каждый, в апреле 1995 года- вредит в объеме 6,8 млрд дол. В марте 1996 года МВФ предоставил России кредит по программе расширения финансирования 10,1 млрд дол. на 10 лет с четырехлетним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было выделено 5,8 млрд дол. В июле 1999 года после окончательного согласования параметров экономического развития МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит в размере 4,5 млрд дол. Первый и последний транш составил 640 млн дол.
В рамках ст.4 Устава
МВФ проводятся ежегодные
В настоящее время Российская Федерация вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализации без кредитов МВФ.
С момента вступления в ВБ Россия получила около 50 реабилитационных займов и кредитов на структурную перестройку экономики на общую сумму 10 млрд дол. Из них завершено займов на сумму 7,1 млрд дол. Бюджетозамещающие займы в портфеле проектов ВБ составляют около 60%, инвестиционные – около 40 %, при этом основная часть займов приходится на энергетический сектор экономики и инфраструктурные проекты. До 1997 года включительно объем заимствований России у ВБ имел положительную динамику. После резкого сокращения деятельности в 1998-1999 годах ее оживление произошло в 2000 году. В 2001-2003 годах ВБ одобрил выделение нескольких займов: на развитие системы городского транспорта в Москве, реконструкцию системы городского теплоснабжения, совершенствование системы городских водоочистных сооружений, грант на прекращение производства озоно разрушающих веществ, финансирование пилотного проекта по устойчивому лесопользованию, переселение россиян с Крайнего Севера, реформу системы образования, развитие систем Федерального казначейства, модернизацию налоговой службы. В ближайшее время ожидается выделение еще целого ряда инвестиционных займов ВБ. Важное место во взаимодействии России с ВБ занимает экологическая проблематика. Перспективными направлениями сотрудничества становятся также улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды. В свою очередь Российская Федерация предполагает привлекать средства ВБ на сумму 300-500 млн дол. ежегодно. В соответствии с решением Российского правительства в июле 2000 года ВБ включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Вступление Российской Федерации
в БМР свидетельствовало о
признании международным
Членство в БМР позволяет
Банку России использовать его при
осуществлении депозитных, валютных,
кредитных, агентских и других операций,
сделок с золотом и ценными
бумагами, обмениваться опытом с ведущими
представителями центральных
Существенное значение для
поддержки российских экономических
реформ имеет консультативное и
техническое содействие ОЭСР. Основные
направления взаимных контактов- разработка
антимонопольного законодательства и
законодательства в области налогообложения,
привлечение иностранных
Россия подала заявку на
вступление в ОЭСР в 1996 году. Комитет
по связям между Россией и ОЭСР
был создан в 1997 году. Состоялось пять
заседаний Комитета, на которых рассматривалась
важнейшие вопросы
С начала деятельности ЕБРР
В РФ было одобрено проектов на общую
стоимость 21,6 млрд евро. Банк фактически
стал крупнейшим инвестором в реальный
сектор российской экономики. Портфельное
соотношение по вложениям ЕБРР в
государственный и
У ЕБРР есть также специальные
программы, ориентированные на расширение
регионального аспекта его
Достаточно тесные отношения
у Российской Федерации складываются
и с ЕИБ. Поскольку в соответствии
с уставом ЕИБ к финансированию
с его участием может быть допущен
проект страны, не являющейся членом ЕС,
российское руководство неоднократно
обращалось с предложениями включить
нашу страну в программы финансирования
ЕИБ. В 1999 году было принято принципиальное
решение о возможном
Кроме вышерассмотренных
международных экономических
ВТО, в которую Россия
стремится вступить с 1993 года, из-за
отрицательного отношения к этому
отдельных стран не может принять
ее в свои ряды. Затянувшийся переговорный
процесс на определенный момент заблокированный
позицией США, по целому ряду вопросов
представляющих далеко не обоюдовыгодный
интерес. Российская Федерация оставляет
за собой право жесткого подхода
к отдельным частным и
Требования США принципиально
отличаются от всех остальных. В частности,
они требуют обеспечить доступ филиалов
американских банков и страховых
компаний на наши финансовые рынки. А
это означает, что американские
компании будут осуществлять свою деятельность
на территории Российской Федерации
на основании тех лицензий, которые
выдают им регулирующие органы США, а
нашей страны. Сегодня для российского
финансового рынка такое
Таким образом, в рассмотрении вопросов пребывания и вступления России в МЭО необходимо трезво оценивать уже имеющиеся и перспективные позиции национальной экономики, которая сегодня, очевидно, позволяет просчитывать ее интересы на долгосрочную перспективу.(2)
______________________________
Источники - Национальная экономика: учебное пособие / К.Н.Юсупов,А.В.Янгиров, А.Р.Таймасов; ЗАО «КноРус»., 2008. – 264 с.
Глава 3 Место России в мировой экономике
Проблемы места России
в мировой экономической
3.1 Россия на международном рынке товаров и услуг
Положение страны в мировом
экономическом сообществе во многом
определяется ее местом на мировом
рынке. Внешняя торговля обеспечивает
потоки товаров, услуг, информации, капиталов
между Россией и другими
Значение внешней торговли товарами для России подчеркивается тем обстоятельством, что ее динамика уже с 90-ч гг. отличалась от развития других отраслей, в лучшую сторону. Во внешней торговле с 1993 г. Наблюдался устойчивый рост по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту, внешнеторговому сальдо. Осложнялся этот процесс влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.
С 1992по 1997 г. Наблюдался
непрерывный рост
В условиях внешней задолженности
положительное сальдо внешней торговли
способствовало накоплению иностранной
валюты, обслуживанию и погашению
внешнего долга и в целом проведению
России более самостоятельной
ТАБЛИЦА1 Объем внешней торговли в России в текущих ценах (млрд долл.)
Год |
Внешнеторговый оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
1992 |
96,6 |
53,6 |
43,0 |
10,6 |
1993 |
104,0 |
59,7 |
44,3 |
15,4 |
1994 |
118,3 |
67,8 |
50,5 |
17,3 |
1995 |
145,5 |
82,9 |
62,6 |
20,3 |
1996 |
158,6 |
90,6 |
68,0 |
22,6 |
1997 |
161,0 |
89,0 |
72,0 |
17,0 |
1998 |
132,9 |
74,9 |
58,0 |
16,9 |
1999 |
115,2 |
75,7 |
39,5 |
36,2 |
2000 |
150,4 |
105,5 |
44,9 |
60,6 |
2001 |
156,4 |
103,0 |
53,4 |
49,6 |
2002 |
151,8 |
105,8 |
46,0 |
59,8 |
2003 |
212,0 |
135,9 |
76,1 |
59,8 |
2004 |
276,8 |
182,0 |
94,8 |
87,2 |
Во внешнеторговых отношениях выделяются два крупных политико-географических сектора внешней торговли России: страны СНГ, и дальнее зарубежье. Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место. Третья группа внешнеторговых партнеров России- государства Центральной и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ. В последние годы растет объем торговли с развивающимися странами – Турция, Южная Корея, Индия, Китай. Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако она не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России.(3)