Россия на мировом ресурсном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать ресурсный потенциал России, его роль на мировом рынке.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- проанализировать роль и значение России на мировом ресурсном рынке;
- охарактеризовать ресурсный потенциал России;
- изучить основные тенденции развития внешней торговли России;
- исследовать внешнеэкономическую стратегию России в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Современный мир, согласно статистике Всемирного банка, включает в себя 210 государственно-территориальных образований, различных по масштабам, структуре, лидирующим отраслям, эффективности и другим параметрам. И сегодня мировой опыт со всей очевидностью показывает: чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, в систему взаимодействия с ближними и дальними зарубежными государствами, тем динамичней и результативнее ее собственное развитие, а значит, выше благосостояние общества и всех его граждан. Поэтому знания этого опыта, закономерностей развития мирового хозяйства, меры и причины успеха одних стран и причины неудач и кризисного состояния других стран весьма необходимы любому специалисту, но особенно экономистам организаторам-управленцам.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что место России в мировой  экономике определяется её ресурсным  потенциалом. Этот сектор экономики  дает высокие показатели, в то время  как другие отрасли экономики  являются не конкурентно способными. Это и является одной из отличительной особенностью экономики России.

Целью курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать ресурсный потенциал России, его роль на мировом рынке.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- проанализировать роль и значение России на мировом ресурсном рынке;

- охарактеризовать ресурсный  потенциал России;

- изучить основные  тенденции развития внешней торговли  России;

- исследовать внешнеэкономическую  стратегию России в современных  условиях.

Для обработки теоретического материала данной курсовой работы применялись метод анализа и сравнения. Теоретическую основу исследования образуют нормативные акты, учебные пособия, ряд научных статей и статистический материал из различных источников.

Объектом исследования в курсовой работе является экономика России.

Предметом исследования – ресурсный потенциал России, определяющий положение страны на мировом ресурсном рынке.

Практический и статистический материал в курсовой работе анализировался за последние 3 года, но для того чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, в некоторых вопросах использовались более поздние данные. В целом период исследования 2008-2010 годы.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, включающей 4 вопроса, и заключения, выполнена на  34 страницах машинного текста, содержит 3 рисунка и 3 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль и значение России на мировом ресурсном рынке

 

В результате распада  Советского Союза с января 1992 года Российская Федерация стала самостоятельным  государством и начала осуществлять переход от централизованного планирования к рыночной экономике.

Более двух третей века Советский  Союз проводил политику своеобразной экономической изоляции, ориентируя большую часть своих внешнеэкономических  связей на сторонников по социалистическому лагерю. Торговые связи со странами Запада были сильно ограничены, причем вина за создание подобной ситуации лежит на обеих сторонах. Политика такого рода имела негативное влияние, она наносила некоторый вред развитию экономики стран Запада, но экономика Советского Союза, и в частности России, несла более серьезные, порой даже и невосполнимые потери. Уже в 80-х годах XX века в условиях усиления либерализации торговли в мире, и, как следствие, глобализации мировой торговли стало ясно, что Россия не готова к участию в мировой торговле и не сможет воспользоваться преимуществами ее либерализации без проведения радикальных экономических реформ.

На протяжении второй половины XX века правительства всех развитых и многих развивающихся  стран реализовывали ряд политических инициатив, которые существенно облегчили управление процессом углубленной интеграции как на региональном, так и на общемировом уровнях. Это, в свою очередь, привело к дальнейшему углублению торговых и инвестиционных связей в мировой экономике. Соглашение о создании Всемирной Торговой Организации явилось новым этапом в трансформации результатов различных политических и экономических инициатив, оно обеспечило фундамент для дальнейших шагов по усилению регулирования мировой экономики.

Экономика России к началу 90-х годов оказалась в кризисной  ситуации, она была частью интегрированной  экономической системы СССР, а  в результате его развала экономические  связи с бывшими республиками были серьезно подорваны. Экономика  социалистических стран представляла собой аномалию в мировой торговой системе, основанной на принципах свободной конкуренции, а участие этих стран в мировой экономике было затруднено. Распад Совета Экономической Взаимопомощи усугубил возникшие экономические трудности. России пришлось столкнуться с целым рядом проблем в новых условиях существования в мировом торговом режиме. Возникли весьма ощутимые трудности, связанные с пониманием правил и понятий, принятых в этом торговом режиме, сложившихся в ходе его постепенной эволюции в течение предыдущих пяти десятилетий. 

С начала экономических  реформ в 1992 г. Российская Федерация  добилась существенного прогресса  в переходе от централизованного  планирования к рыночной экономике  и в реализации обширного потенциала сотрудничества со странами Запада. Но проблем и противоречий в развитии внешнеторговых связей России с другими странами, существенно тормозящих допуск России к полноправному участию в международном разделении труда, еще слишком много. В настоящее время Россия находится на четырнадцатом месте по объему валового внутреннего продукта, сопоставленному по паритету покупательной способности национальных валют. В советский период степень экономического развития СССР, как правило, сравнивалась с достигнутым уровнем США.

Государство играет крайне важную роль в достижении конкурентоспособности страны на внешних рынках. Ведущие российские ученые, занимающиеся проблемами мирового развития, полагают, что роль государства на современном этапе отнюдь не уменьшается. Однако для экономики имеет значение не объем, а эффективность государственного вмешательства на первых этапах экономического развития страны. Этот тезис подтверждается примерами развития многих стран во второй половине XX века, ныне вошедших в число наиболее развитых стран мира, и его разделяют все научные школы в области экономики.

Российский государственный газовый гигант «Газпром» быстро развивает активную деятельность по всему миру, становясь одной из самых богатых в мире энергетических компаний. «Газпром» также обвиняют в использовании своей экономической мощи для достижения политических целей. Подталкиваемая высокими нефтяными ценами и энергичными российскими бизнесменами, находившаяся в прошлом в изоляции экс-коммунистическая сверхдержава намерена проникать на глобальные рынки в качестве стратегического игрока и крупного денежного инвестора. А это вызывает определенные опасения в том, что такое экономическое проникновение будет сопровождаться политическими последствиями. Во главе этого мощного наступления идет недавно созданный государственный инвестиционный фонд. Выделенный 1 февраля 2008 г из состава российского 160-миллиардного в долларовом выражении Стабилизационного фонда, который был создан в качестве защитной меры от падения цен на нефть, этот новый фонд со своими 32 миллиардами долларов уже осенью текущего года может приступить к инвестированию средств за рубежом. По словам экспертов, со временем он сможет составить конкуренцию глобальному финансовому влиянию богатых нефтью государств, таких как Норвегия, Саудовская Аравия и Кувейт. Кроме того, российские компании уже сейчас все более активно вкладывают свои средства за рубежом.

Самыми известными игроками на сегодняшний день являются мощные энергетические корпорации, такие как нефтяной гигант «ЛУКОЙЛ», имеющий сеть заправок и станций технического обслуживания в США, и «Газпром», который в настоящее время активно скупает энергетическую инфраструктуру в Европе, Африке и Азии. По словам экспертов, буквально по пятам за ними следуют и другие российские компании, действующие в самых разных областях - от автомобилестроения до телекоммуникаций. Все чаще можно видеть, как российские фирмы выходят на другие рынки и действуют там вполне успешно.

Промышленно развитые страны, в которых проживает 16% населения  земного шара, добывают в стоимостном выражении около 35%, а потребляют более 55% общемировой добычи и потребления минерального сырья соответственно. Всего в мире насчитывается 166 горно-добывающих стран. Из них 107 стран добывают от 1 до 10 видов минералов, причём 18 – по одному, 35 стран – от 10 до 20, 7 стран – от 20 до 30 и 3 – свыше 40 видов.

Стран, в которых добывают свыше 30 видов минералов, всего 10. США, Китай и Россия занимают соответственно 1, 2 и 3 место, они добывают около 41% всей мировой добычи минерального сырья. В целом же на первую десятку горно-добывающих стран приходится 64% мирового объёма добычи сырья, в том числе 87% чёрных металлов и производства ферросплавов (лидирует Бразилия – 29%), 61,1% цветных металлов (лидирует Австралия – 31%), 44% драгоценных металлов (лидирует Австралия – 11%), 62% добычи промышленных запасов (лидирует Китай – 16%), 62% энергетических минералов (лидируют США – 17%).  Мировой рынок в настоящее время почти полностью насыщен всеми видами минерального сырья. В этих условиях крупнейшие мировые продуценты из индустриальных стран, способные влиять на торговую политику своих государств, не заинтересованы в появлении новых продавцов, предлагающих сырьё по низким ценам.

 Добыча и переработка минерального сырья всегда являлись рискованной сферой вложения капитала с длительным сроком окупаемости. В условиях жёсткой конкуренции и падения цен транснациональные корпорации стремятся для минимизации рисков осваивать месторождения в государствах с предсказуемой экономикой и стабильным политическим положением. А большинство развитых индустриальных государств, руководствуясь разными соображениями и используя различные способы воздействия, постепенно вытесняют со своих территорий предприятия по добыче и переработке, ориентируясь на импорт сырьевых продуктов из других стран. Австралия, ЮАР и, в меньшей степени, Канада являются пока исключением из этого правила. Сегодня всё большее число стран третьего мира берёт курс на развитие собственных сырьевых отраслей за счёт средств иностранных инвесторов. Это, с одной стороны, предоставляет крупным корпорациям возможности выбора объектов для инвестирования, а с другой, ведёт к постепенному снижению мировых цен на большинство видов сырьевой продукции, главным образом, за счёт экономии на оплате труда. Конъюнктура мирового рынка объектов недропользования складывается в последние годы таким образом, что востребованными являются лишь месторождения нефти и газа, цветных и благородных металлов, алмазов и урана. Месторождения иных видов минерального сырья менее привлекательны для потенциальных инвесторов, поскольку уже имеющаяся ресурсная база позволяет обеспечить потребности мировой промышленности на десятилетия вперёд. Технологическая революция, затронувшая также сферу добычи и переработки минерального сырья, приводит к существенным изменениям в структуре мирового минерально-сырьевого комплекса. Так, высокорентабельной может стать разработка некоторых типов месторождений, которые еще два десятилетия назад считались непригодными для эксплуатации.

Следует иметь ввиду, что в последние годы в нашу жизнь входит понятие глобализации, при этом речь идёт о попытке утверждения нового мирового порядка. Первая задача глобализации рынка – передача минеральных ресурсов под контроль стран «первого мира» и устранение национальных экономических границ. Таким образом, идеологи глобализации достаточно «специфически» подходят к концепции государства и перестройке системы международного права.  Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики в условиях расширенного воспроизводства и притягательной силой для международного сотрудничества, но, к сожалению, и агрессии. Особенность природно-ресурсного потенциала России – его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объёма и спектра – от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых. По добыче нефти и газа, производству стали и чугуна, первичного алюминия, рафинированной меди, никеля, цинка, титана Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Такие виды полезных ископаемых, как нефть, газ, уголь, железные руды, медь, никель, золото, платиноиды, алмазы, апатиты, калийные соли, асбест представлены прочной и достаточно освоенной минерально-сырьевой базой и развитыми горно-добывающими и перерабатывающими мощностями. Менее заметную роль Россия играет в мировом производстве марганцевого и хромового сырья, свинца, олова, вольфрамовых и молибденовых концентратов.

Анализируя возможности экономического развития страны, необходимо оценивать внешнеполитические угрозы и то давление, которые проявляют страны Запада, лишенные стратегических запасов полезных ископаемых и не могущие обойтись без поставок, в частности, энергоресурсов из России. Отсюда и идея заключения многостороннего инвестиционно-торгового соглашения, в соответствии с которым России обещаны серьёзные инвестиции, а Запад получил бы широкий доступ к нашим энергетическим ресурсам. Одной из важнейших задач является повышение эффективности геолого-разведочных и добычных работ, внедрение новых, современных технических средств и технологий. Следует помнить, что увеличение, в частности, объёмов запасов нефти и газа на 1% за счёт повышения эффективности геофизических исследований сопоставим с годовым приростом добычи углеводородов. Это же касается и других видов полезных ископаемых.

Таким образом можно сделать  вывод, что поскольку Россия стоит на пороге присоединения к Всемирной торговой организации, проблемы построения эффективно работающей рыночной инфраструктуры являются предметом особой заботы. На первый план выходит задача обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику с ожидаемой пользой для национальных интересов. Многое зависит от того, как определятся российский бизнес и власти со своими базовыми активами, экономикой, инфраструктурой регионов и т.п. Поэтому внимание следует концентрировать не на сроке вступления во Всемирную торговую организацию, а на проработке наиболее благоприятных условий присоединения к ней.

Информация о работе Россия на мировом ресурсном рынке